Методическая разработка по народному танцу

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ.

РАБОТА НАД МУЗЫКАЛЬНОСТЬЮ

НА УРОКАХ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА»



Выполнила:

Преподаватель первой категории Андреева О.А.



СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Цели и задачи образовательной программы.

Музыкальное оформление урока.

Национальные особенности.

Развитие музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.

Заключение.






ВВЕДЕНИЕ

Народно-сценический танец, с одной стороны - искусство профессиональное, с другой - имеет и народные корни, фольклорные истоки.

Своими корнями история народно-сценического танца уходит в 16 век, в зрелище при Королевском французском дворе, где он получил название «характерный». В эпоху великого балетмейстера Мариуса Петипа в 19 веке он стал означать:

Национальный танец, подвергшийся обработке согласно требованиям сцены

Танец, несущий в себе «характеристическое начало»: танец ткача, сапожника, кузнеца, матросский танец, танец, имитирующий повадки какого-либо животного.

В 20 веке вместе с огромным интересом к народному творчеству, выделилось в самостоятельное определение, получив название народно-сценического танца. Это произошло вместе с возникновением и утверждением нового хореографического жанра - Ансамбля народного танца.

Жанр ансамбля народного танца, имея самостоятельное значение, интересен и своеобразен еще и тем, что входит составной частью и в народные хоры, и в ансамбли песни и пляски, танца, являясь действенным художественным началом таких коллективов.

Время движется вперед, и вместе с ним развивается народно-сценический танец, приобретая все большее значение в жизни общества.

Танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом и все его тело звучит, как тембр голоса.

Лексика танца - на интонационной пластике музыки: мягкие, пластичные движения естественно сочетаются с протяженной, кантиленной мелодикой (на микроуровне, либо поперек и над дробностью мотивов и фраз - на мелодическом макроуровне);жесткие, резкие, очерченные - с прерывистой, акцентной, рубленой и т.д. Масштаб, композиция фигур и всего танца - на композицонной периодизации и целостной музыкальной форме.

Танцевальное искусство - массовое искусство, оно доступно всем. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию дети приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания.

Двигательная деятельность, которая использует ритмические телодвижения, такие как фольклорные танцы или упражнения, усиливают ощущение общности, сплоченности у участников группы.

Цель данной образовательной программы - воспитание личности ребенка, его гуманного отношения к окружающему миру, формирование в нем эстетических идеалов на основе овладения искусством хореографии.

Задачи:

Формирование навыков творческого самовыражения, общей культуры, настоящего эстетического вкуса, формирование учебной мотивации.

Закрепление, углубление и расширение знаний и навыков, полученных на первом этапе, в понимании и овладении искусством танца.

Развитие фантазии и образного мышления учеников в области хореографии, обогащение из представлений об искусстве вообще.

Ориентировка на творческое самовыражение, реализация знаний и умений в широких масштабах (концерты, конкурсы, фестивали).

Основной задачей руководителя в работе с учащимися должно быть стремление привить детям большую любовь к танцам, развить музыкальность, воспитывать художественный вкус.

Немаловажное значение в подготовке урока у станка имеет составление комбинированных упражнений в характере танцев различных национальностей и прежде всего тех, на основе которых будут составлены этюды на середине зала. Контрастность национальной окраски упражнений дает возможность исполнителям увидеть особенности координации, своеобразие манеры исполнения танцев разных народов. Музыкальное оформление урока готовится концертмейстером под руководством педагога заранее. Методика ведения урока народно-сценического танца включает такие основные компоненты, как музыкальное оформление, показ и рассказ, методические замечания, темпы урока.

Музыкальное оформление урока, сделанное концертмейстером с мастерством, со вкусом, наряду с целенаправленной работой педагога, способствует развитию музыкальности учащихся. На первом этапе воспитывается способность правильно, точно согласовывать свои действия с музыкальным ритмом, на втором - умение понимать интонации музыкальной темы и передавать их звучание в танце, в третьем - способность творчески и увлеченно, на высоком художественном уровне воплощать характер музыки, ее ритмическое, интонационное, национальное своеобразие.

Для развития музыкальности учащиеся должны внимательно вслушиваться в музыку, а следовательно во время музыкального оформления педагог не должен считать.

Необходимым условием развития музыкальности учащихся является разнообразие музыкального сопровождения урока. Это даст учащимся представление о существовании в танце, музыке определенной народности различных музыкальных размеров, интонаций, темпов. Музыкальное сопровождение урока должно быть высокопрофессиональным, так как оно дает эмоциональную основу танцу, представление о национальном колорите музыки разных народов, способствует образному ее восприятию.

К методам стимулирования музыкальной деятельности относится и создание проблемно-поисковых ситуаций, когда перед воспитанниками ставятся различные творческие задачи. Такие ситуации активизируют музыкальную деятельность, концентрируют слуховое внимание учащихся, заставляют мыслить, рассуждать, развивают творческие способности.

На начальном этапе, на "середине", изучаются характерные для народного танца позиции рук и ног, многочисленные положения рук в русском танце, осваивается простейшая координация, а также удобные и понятные детям элементы танцев.

Следует избегать слишком раннего и быстрого введения специфических особенностей народно-сценического танца, которые трудно, а зачастую и невозможно согласовать с начальной стадией обучения классическому танцу. Например, скошенная на ребро стопа, разное приседание, злоупотребление "завернутыми" положениями ног, резкие, неправильные для классики изломы корпуса, повороты головы и т.д. могут быть правильно восприняты мышцами ученика и не принесут пользы в народном танце, помещав в тоже время изучению классического. И только получив определенные навыки в классическом тренаже, можно углубленно и без вреда для мышечной системы и опорно-двигательного аппарата осваивать специфику народного и русского танцев, а также другие дисциплины.

В процессе обучения танцевальным дисциплинам важную роль играют творческие связи педагогов. Нельзя допускать, чтобы один предмет значительно опережал в прохождении материала другой. Каждый преподаватель по своему предмету должен строить процесс обучения, учитывая степень подготовки класса по другим дисциплинам (принцип партнерского взаимоотношения).

  • усвоить основы правильной постановки корпуса (при этом педагогу следует обратить внимание на природные особенности сложения учеников);

  • научиться постепенно укреплять мышечный аппарат (особенно поясницы и брюшного пресса);

  • уметь владеть центром тяжести тела;

  • ориентироваться в пространстве;

  • чувствовать ракурс и позу;

  • научиться развивать различные группы мышц;

  • знать музыкальный размер;

  • развивать чувство ритма, уметь отражать в движениях характер музыки;

  • усвоить позиции рук, ног.

К концу третьего года обучения (второй класс) ребенок должен овладеть рядом знаний и навыков:

  • правильно двигаться в так музыке, сохраняя красивую осанку;

  • чувствовать характер музыки и в соответствии с этим уметь передать настроение;

  • освоить простейшие элементы классического экзерсиса у станка и танцевальные элементы на середине зала;

  • справляться с несложными танцевальными комбинациями;

  • приобрести навыки актерской выразительности: уметь изобразить в танцевальном шаге повадки зверей, птиц, выразить образ в разном эмоциональном состоянии (веселый котенок, грустная птица и т.д.).

Третий класс. В среднем возрасте ребята могут выдерживать уже большую физическую нагрузку. Поэтому занятия для них значительно удлиняются, а задания усложняются. В программу входят учебные занятия по различным предметам, постановочная и репетиционная работа. Основная нагрузка на уроке приходится на экзерсис классический, вводится экзерсис по народно-сценическому и русскому танцам, большое внимание уделяется прыжкам.

Все требования, предъявляемые к учащимся второго класса, остаются обязательными и для этой группы, дополнительно выдвигаются следующие:

  • знать правила постановки рук, группировки пальцев в народном танце;

  • уметь исполнять препарасъон;

  • знать подготовительные движения рук, уметь правильно открыть и закрыть руку на талию;

  • освоить положение: стоя боком к станку в движениях из пяти позиций;

  • приобрести навык выворотного положения 5 "пятка к пятке";

  • уметь исполнять движения на мелодию с затактовым настроением;

  • уметь исполнять русский или другой несложный национальный танец;

  • знать русский танец на следующих движениях: переменные ходы, припадания, притопы, "ключ" простой и дробный, простейшие дроби;

Умение начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальной фразы.

Понятие "темп занятия", "ритм". Связь музыкального и хореографического развития.

Занятия проводятся совместно с концертмейстером.

Урок народно-сценического танца, как система музыкально-хореографических связей.

Практическое закрепление общетеоретических понятий (характер, темп, метр, ритм).

Освоение понятий формообразующего значения (музыкальный квадрат, музыкальная фраза, музыкальное предложение, период и т.д.).

Обзорное изучение малых музыкальных форм.

Знать выразительные средства музыки и танца. Различать танцевальные ритмы и мелодии.

В народном экзерсисе исполнять движения грамотно и музыкально.

При знакомстве с национальными особенностями, культурой, бытом, костюмом, традициями разных народов не следует преждевременно навязывать детям "взрослую" манеру исполнения, заставлять его "наигрывать" темперамент и утрировать мимическую игру. Исполнение всегда должно быть естественным, а предлагаемый материал не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию (принцип учета возрастных особенностей детей).

Танец, являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Проводя анологию с музыкой, надо заметить, что подобно тому, как музыкальные интонации, рожденные на основе реалистически жизненных интонаций отражаемой исторической эпохи, носят ярко выраженный национальный характер, так и пластические танцевальные движения приобретают у того или иного народа национальную неповторимую характерность. Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен и доступен в том "натуральном" виде, в каком его создает народ. Хореография, как высшая форма танцевального искусства, вобрала в себя черты национальной специфики, но степень соотношения в ней национального и общечеловеческого имеет свои особые закономерности, особую форму преломления. Если в народном танце национальное проявляется более выпукло и наглядно, то академический танец отмечен печатью национального своеобразия уже в значительно меньшей степени.

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала. Имеет большое значение отдельное обучение на первом этапе по группам девочек и мальчиков.

Oсновой хореографической подготовки детей является изучение танцевальных упражнений классической системы танца. Эти упражнения последовательны, имеют определенную форму, тренируют мышцы детей, придавая им легкость и непринужденность движений. Подготовка к исполнению народных танцев осуществляется в процессе изучения упражнений народно-сценического танца, элементов и танцевальных композиций народных танцев, которые входят в репертуар ансамбля. Для развития у детей музыкальности и ритмичности, на занятиях вводятся соответствующие ритмические упражнения и игры. В хореографический ансамбль принимают физически здоровых детей, имеющих определенные способности к танцам, обладающих музыкальным слухом и ритмом.

Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность детей в движениях.

«Программа воспитания детей выдвигает следующие задачи музыкально-ритмической деятельности детей 5-6 лет: это «Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий), переходить от умеренному к быстрому темпу, отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок в хлопках, менять движения в соответствии с двух и трехчастной формой и музыкальными фразами. Согласовывать с музыкой соответствующие движения.

В процессе слушания музыки дети узнают, какие чувства передает музыка, о чем и как она рассказывает. Умение отметить в движении начало и конец музыкального произведения, выделить ритмический рисунок музыки.

Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, способствуют освоению элементов танца, игр, и т.д.

Музыка есть в буквальном смысле слова память нашего тела об истории творения. Поэтому каждый музыкальный такт точно соответствует какому-то жесту, где-то в памяти нашего тела сохранившемуся. Идеальный танец создается тогда, когда все наше тело станет звучащим музыкальным инструментом и на каждый звук, как его резонанс, будет рождаться жест.

Основной задачей руководителя в работе с учащимися должно быть стремление привить детям большую любовь к танцам, развить музыкальность, воспитывать художественный вкус.

В задачу музыкального воспитания входит на основе знакомства с ритмическими упражнениями и музыкальными играми научить ребят средствами несложных танцевальных движений передавать содержание музыкальных произведений, соответствующее их возрасту и технической подготовленности. Знакомство с простейшими элементами народных танцев и сценические постановки на их основе будут развивать в детях любознательность и любовь к искусству танца других народов.

Основным репертуаром для детей младшего возраста должны быть танцы игрового характера, отражающие их возрастные интересы, инсценировки детских песен, сказок, школьная тематика, а также народные танцы, поставленные на несложных танцевальных элементах и простых композициях.

Своеобразие условий работы в школе искусств и детской музыкальной школе заставляет изменить традиционный, сложившийся в профессиональном хореографическом образовании подход к порядку прохождения материала, и в какой-то степени к методике преподавания при непременном сохранении основных принципов, лежащих в основе ведения некоторых танцевальных дисциплин, как, например, народный или русский танец.

Ограниченность физических данных большинства учащихся заставляет проявлять большую осторожность, например, при выборе репертуара, построенного на основе классического танца, и опираться в большей степени на русский или народный.

Все сказанное и определяет особенность настоящей программы по русскому и народно-сценическому танцам, в которых на первом году обучения не предусмотрено прохождение танцевальных элементов народного и русского танца в тех формах и с той степенью сложности и нагрузки на мышечный аппарат, которые доступны учащимся и могут изучаться без применения станка.

Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Задача предмета привить детям любовь к танцу, соразмерно сформировать их танцевальные способности: развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, интересы.

Обучение хореографии в школе искусств целесообразно начинать с занятий по ритмике. Занятия ритмикой служат преддверием для занятий хореографией. На уроках ритмики происходят первые соприкосновения с музыкой, развивается внимание, музыкальная память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Целесообразно занятия ритмикой проводить весь учебный год и подготовить детей к урокам хореографии.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:

а) музыка - хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе,

б) музыку надо "беречь", во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться,

в) музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания. В каждом уроке проходятся все разделы программы - слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация.

«Танцевальная музыка, - писал великий реформатор Новер, - представляет своего рода программу, которая усиливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика». Таким образом, танец связан с музыкой как по линии эмоционально-содержательной, так и ритмически структурной. Музыка в любом своем проявлении создает прежде всего содержательную основу танца.
Музыкальность - это свойство человека тонко чувствовать и понимать музыку. Без нее немыслима работа ни одного работника, связанного с хореографией: будь то артист балета или балетмейстер-постановщик, репетитор или педагог.
Музыкальность - это одно из первых и непременных условий и требований при занятиях хореографией.
От чего она зависит и чем определяется?
Большое значение для способности тонко, четко, точно и правильно воспринимать музыку, уметь слушать ее, подчинить ее ритму и внутреннему характеру свое тело или замысел имеют чисто природные способности ученика. Это музыкальный слух и музыкальный ритм.
Большое значение имеет тренировка этих качеств, воспитание необходимых музыкальных навыков и вкусов. И слух, и ритм можно воспитать у человека, если правильно и серьезно к этому отнестись.
Воспитание музыкальности у учеников, развитие их эстетических взглядов на музыку, музыкальной и общей культуры имеют принципиально важное значение в формировании будущих артистов балета, постановщиков и т.д.
Музыка, воздействуя на чувства человека, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой другой вид деятельности. Это необходимо учитывать при обучении.

Современные хореографы ищут пути совершенствования хореографической образной системы за счет максимального выявления эмоционально-выразительной силы танца.

Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических "красок", пластических образных ресурсов.

Для меня танец-это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя.


© 2010-2022