- Преподавателю
- Музыка
- ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СВИРЕЛИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СВИРЕЛИ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ МУЗЫКИ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артемова Н.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
История происхождения свирели и ее устройство
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем, лгуном-
Такого человека берегись!
(Вильям Шекспир)
Эти слова нам ясно говорят о том, что музыка в человеке живет с момента его
рождения. Музыку дети начинают познавать и воспринимать с ясельного возраста
в детском саду, в школе. Она окружает их повсюду в жизни. Музыка наполняет ребенка
добром, светом воспитывая в них все прекрасные человеческие качества.
Наблюдая за деятельностью учащихся на уроке , мы пришли к выводу, что большую активность , ведущую к лучшему усвоению материала урока дает инструментальная деятельность, в частности игра на свирели. Свирель является духовым народным инструментом.
Духовые инструменты зародились в глубокой древности. Материалом для них служил
кусок тростника, кость или рог животного, скорлупа крупного ореха, морская раковина и т.д. Первобытный человек использовал их в своей повседневной жизни-на охоте и войне, в обрядовых церемониях. Эти примитивные инструменты постепенно развивались и совершенствовались на протяжении веков и даже тысячелетий.
Один из видов составляли древние флейты-продольные, поперечные и многоствольные.
Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия. На продольной флейте иногда существовало особое приспособление для извлечения звука, применяемое в наше время на блокфлейте. Многоствольная флейта
(флейта Пана) имела несколько стволов, и каждый ее ствол мог издавать один или два (путем передувания) определенных по высоте звука.
Древняя продольная флейта продолжает существовать и в наши дни, являясь в современном Египте народным инструментом, распространенным у пастухов. В основе
духового инструментария древнего Китая лежал флейтовый тип. Это продольная флейта сяо, пайсяо (разновидность флейты Пана с 12 бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта с 3-6 игровыми отверствиями ) юэ (короткая поперечная флейта ) и.др.
Наиболее распространенным инструментом древней Индии являлась ванша -разновидность поперечной флейты, на которой по преданию играл бог Кришна.
Самая ранняя из сохранившихся русских летописей -«Повесть временных лет» (около1113г.), составителем которой, как полагают был монах Киевско-Печерского монастыря Нестор . Она начинается словами «Се повести временных лет , откуда есть пошла Русская земля ,кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», сообщает также о русских народных музыкальных инструментах и музыкантах.
Термином свирель в русском инструментоведении называют парную продольную свистковую флейту. Инструмент похожий на свирель Смеловой , в литературе называется
сопель или пыжатка. Вот описание этого инструмента, которое дает К.А.Вертков: «Сопель или дудка , пыжатка представляет собой продольную свистковую флейту.
Ствол ее деревянный (преимущественно из ивы), круглый, имеет 35-40 см в длину и 1,5 см в диаметре. В верхний тупой конец трубки вставлена деревянная втулка со щелью, направляющей вдуваемый воздух на острый край среза свисткового отверствия,
вырезанного в стволе на расстоянии 1,5 см от края. На противоположной стороне просверлены 6 игровых отверствий. Звук сопели при нормальном вдувании негромкий и,
как обычно у продольных флейт, чуть глуховатый, при передувании в верхнем регистре
становится значительно более сильным и даже резко свистящим . В этом регистре и производиться игра . Звукоряд сопели диатонический, в объеме септимы , с передуванием
достигает двух октав. Пользуясь различной степенью силы вдувания воздуха и неполным прикрыванием игровых отверствий пальцами , исполнители на сопели извлекают при надобности и хроматические измененные звуки».
Однако сам же Вертков отмечает : «При перечислении инструментов в древнерусской литературе не наблюдается случаев, когда одновременно были бы упомянуты свирель и сопель, из чего можно сделать вывод , что оба названия имели одинаковое понятие, представляли как бы собой синонимы».
Свирель у многих народов живет уже тысячелетия в неизменном виде. При раскопках в Хакассии, неподалеку от деревушки Малая Сыя, было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад (каменный век).Среди многих удивительных находок есть и музыкальный инструмент -свирель, сделанная из минерала гематита. Некоторые исследователи считают, сто свирель из Малой Сыи и сама старая из найденных, но не самая старая вообще. Вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента. Скорее всего , история духовых инструментов началась с простой тростниковой или камышовой трубки, затем была флейта Пана и потом уже свирель.
Если на Западе усовершенствованная флейта вытеснила свой прототип, то в России возрождение интереса к этому инструменту отностится к концу 19-началу 20 века.
Ее используют в своем составе оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого. Аналогами свирели в современной практике можно назвать блокфлейту и хроматическую сопилку конструкции украинского мастера Деменчука ( у которой 10 игровых отверствий).
Существует много прекрасных рассказов, легенд, сказок об этом инструменте.
А вот и легенда «Флейта Пана».
«Однажды бог лесов и полей Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Увидев его, нимфа в ужасе бросилась прочь. Пан последовал за ней. И вдруг на пути Нимфы появилась преграда-река. Что делать? Пан вот-вот настигнет нимфу! И тогда Сиринкс обратилась с мольбой о помощи к богу реки, и тот превратил ее в тростник, растущий на берегу. Пану казалось, что он уже почти догнал свою возлюбленную, сейчас он ее обнимет, но, добежав до реки, он увидел, что берег пустынен и только тростник растет у воды. И вдруг в шелесте тростника Пану послышался голос прекрасной Сиринкс. В горе он срезал несколько тростинок, связал их между собой, тихонько подул в тростинки и заиграл печальную мелодию. Долго Пан сидел на берегу реки, и ему казалось, что нимфа разговаривает с ним.»
Такая красивая легенда окружает создание инструмента, который так и называют -флейта Пана. Именно с такой трогательной истории мы начинаем с ребятами обучение игре на свирели, что вносит в наши занятия романтическую нотку, помогает добиться от детей бережного отношения к своему инструменту.