- Преподавателю
- Музыка
- Статья об использовании ИКТ и мультимедиа на уроках музыки в общеобразовательной школе
Статья об использовании ИКТ и мультимедиа на уроках музыки в общеобразовательной школе
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скрылева Е.Н. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИКТ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Скрылева Елена Николаевна
учитель музыки
МБОУ СОШ №13
города Новокузнецка
Характерной особенностью современного общего образования является повышенное внимание педагогов к применению компьютеров как средств обучения школьников. Следует подчеркнуть, что персональные компьютеры давно уже стали целиком повседневным и обычным инструментом в начальной и средней школе многих зарубежных стран. Наибольшую популярность они получили в учебных заведениях США, Великобритании, Голландии, Канады, Германии, Франции, Словакии, Швейцарии.
Как утверждает А. В. Осин в монографии «Отрытые образовательные модульные мультимедиа системы», в России информационно - коммуникационные технологии начали активно внедряться только в новом тысячелетии [1].
Творческая образовательная среда на уроках музыки предполагает не только развитие художественного творчества (развития вокальных умений, ритмических движений), но и знакомство с произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, а также изучение элементов теории музыки. Реальную помощь в этом способны оказать мультимедиа.
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества - качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа - среда много выше по информационной плотности.
Согласно сложившейся практике преподавания музыки, методика использования мультимедиа предполагает [2]:
-
Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
-
Усиление мотивации учения;
-
Улучшение качества обучения и воспитания и, как следствие, повышение информационной культуры обучающихся;
-
Повышения уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
-
Демонстрацию возможностей компьютера не только как средства для игры.
Практика педагогической деятельности подтверждает, что мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
-
усвоить базовые знания по предмету (благодаря схемам, блок-схемам, таблицам, тестовым заданиям учебный материал, связанный с теорией музыки, усваивается быстрее и эффективнее);
-
систематизировать усвоенные знания ( например, после серии уроков о джазе предлагается составить «кластер», т.е. систематизирующую схему из опорных слов по теме;
-
сформировать навыки самоконтроля (задача, решаемая на каждом уроке как при актуализации знаний во вводной части, так и на этапе рефлексии);
-
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Что касается моих уроков музыки, то эта задача реализуется через групповую работу и создание проектных работ, например: «П. И. Чайковский и русская литература», «Могучая кучка», «Либретто и русская опера», «Романтизм в музыке русских композиторов XIX в.»;
-
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности. Для решения данной задачи я привлекаю обучающихся старших классов к созданию мультимедийных презентаций к урокам.
Мультимедиа - компьютерная система и технология обеспечивающие возможность создания, хранения и воспроизведения разнородной информации, включая текст, звук и графику (в том числе движущееся изображение и анимацию ). Важной характеристикой мультимедийных систем является высокое качество воспроизведения всех составляющих ее компонент данных, а также возможность их взаимосвязанного или взаимодополняющего использования. Например, сочетание видеоряда с текстом и звуковым сопровождением; звуковых фрагментов музыкального произведения с текстовыми данными об исполняющих его музыкантах и инструментах; изображения художественного произведения с музыкальным фоном и текстом. В качестве примера приведу использование мультимедиа не уроке, посвященному изучению музыкальной сказки «Петя и волк», где сочетаются художественное изображение героев сказки, музыкальных инструментов, озвучивающих этих героев, а также звуковое воспроизведение фрагментов музыкального произведения. На этапе рефлексии возможно проведение с помощью мультимедиа музыкальной викторины по сказке.
Мультимедиа можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. Что касается уроков музыки, то, основываясь на названную психологическую особенность, я применяю мультимедийные презентации при объяснении теоретических сведений о музыкальных жанрах, композиторах, истории создания музыкальных произведений и пр.
Мультимедийные уроки в школьном обучении имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными уроками с печатными учебниками и учебными пособиями.
Во-первых, мультимедийные уроки дают возможность многосторонне подойти, разнообразить учебный материал, тем самым приспособить его к особенности учащихся. Это особенно важно при работе с детьми, имеющими разноуровневую подготовку. Так дети, прибывшие из других школ, поражаются необычности уроков с использованием мультимедиа.
Во-вторых, мультимедийные уроки позволяют организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности. Реализуются следующие уровни усвоения учебного материала детьми: иллюстративно-описательный, репродуктивный, творческий.
Организация мультимедийных уроков позволяет мне компактно представлять большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.
В-третьих, использование различных технических возможностей позволяет учесть индивидуальные особенности детского восприятия. Включение в мультимедиа курс графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала. Ценную помощь учителю в подготовке уроков музыки оказывают образовательные ресурсы и Интернет.
В-четвертых, мультимедиа курсы способствуют активации познавательной деятельности учащихся, так как основаны на интерактивности.
В-пятых, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце, концов делает урок на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам - фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам, презентации к музыкальным произведениям.
Программа по музыке, разработанная под руководством Д. Б. Кабалевского [3], предоставляет много возможностей для музыкального обучения школьников, а их применение разрешает сделать изучения учебного материала захватывающим, интересны и наглядным.
В музыкальном образовании компьютер используется для более чистого звучания СД и МРЗ дисков, для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана), для знакомства с биографическим и творческим путем различных композиторов, презентации с использованием анимации к музыкальным произведениям. Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации и т.п. - вопрос применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.
Огромную помощь в работе мне оказывают компьютерные диски, например, «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»); Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»; Мультимедийная энциклопедия «Музыкальные инструменты» («КорАкс»); музыкальные игры: «Алиса в стране чудес», «Волшебная флейта», «Щелкунчик», Но никто кроме учителя заранее не знает специфики урока, индивидуальной манеры педагога, а также уровня оснащенности кабинета музыки. Считаю, что у меня накоплена достаточно богатая медиатека, которая может быть полезна как для моих уроков, так и коллег из других школ.
Таким образом, мультимедийный урок - урок тот же самый, только технически более оснащенный. Максимальная эффективность мультимедийного урока достигается при соблюдении следующих условий:
-
визуальный материал должен быть очень ярким, образным, даже символичным;
-
материал должен быть неоднозначным и пригодным для анализа;
-
предпочтительнее представление двух и более подходов, точек зрения и т.п.;
-
хороши «личностные» материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные;
-
лучше сочетать различные виды материалов: фото, плакаты, тексты, графики, диаграммы, карикатуры, схемы и т.п.;
-
чем оригинальнее и неожиданнее сочетание различных материалов - тем лучше;
-
материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, но эта внутренняя логика не обязательно должна основываться на учебнике;
-
материал должен быть методически обработан: поставлена проблема, ключевые вопросы и т.п.;
-
максимально широко использовать различные методические приемы, неожиданные, нестандартные задания.
Таким образом, уроки музыки с использованием мультимедиа дают более возможностей для успешной работы учителя и его воспитанников.
Литература
-
Осин, А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Текст] / А. В. Осин. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2010. - 328 с.
-
muzykadetyam.com
-
Puss.isme.orq/everts/Kabalevsky-2010.pds
-
Festival.lseptember.ru/arficles/210489
5