Сущность понятия «интонация» в музыкознании

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сущность понятия «интонация» в музыкознании

Введением понятия «интонация» в обиход мы обязаны двум крупнейшим отечественным музыковедам - Б. Л. Яворскому и Б. В. Асафьеву. Данные ученые в своих работах подчеркивали его значимость, предельную связанность с музыкальным смыслом, а так же широту диапазона явлений, которые оно охватывает. У Яворского интонация определена двояко. С одной стороны, он подразумевает под этим термином нечто вроде мотива, называя интонацией законченное по форме музыкальное построение с большим или меньшим числом звуков. Но, одновременно с этим указывает, что все произведение по-своему есть одна большая интонация [46].

Но цельную интонационную концепцию музыки разработал Б.Асафьев, благодаря которому «интонация» стала каждодневным словом в практике отечественных музыкантов, распространилась в этом значении и за рубежом. Понимание музыки как искусства интонируемого смысла является одним из центральных моментов в теории Б. Асафьева. Природа музыки - не звуковая, а интонационная [4].

В науке существует немало фундаментальных категорий, дать которым исчерпывающие определения просто невозможно: например, такие, как «знак», «язык», «информация». Но будучи собранными воедино многочисленные определения дают, тем не менее, весьма целостную картину представлений о том, в данном случае - что же такое интонация. Статья Е.А. Ручьевской «Интонационный кризис и проблема переинтонирования» является одним из наиболее интересных исследований, разрабатывающих интонационную концепцию Асафьева. В ней рассматриваются все определения интонации, которые касаются следующих аспектов музицирования: исполнительской реализации музыкального произведения, формы (в широком смысле слова), структуры, гармонии, тембра, ритма, жанра, мелодии. По сути, ими затронуты абсолютно все измерения музыкальной ткани, и даже исполнительская реализация (т. е., собственно, процесс интонирования). А это значит, что интонация действительно характеризуется охватом всего пространства музицирования, причем в его наиболее важном смысловом аспекте.

Интонация во всех случаях представлена как носитель смысла, а с другой стороны, во всех этих определениях интонация, как нечто живое, найденное здесь и сейчас, противопоставлена всему инертному, механическому, формально заимствованному. Интонация есть то, что в реальности связывает два основных измерения в мелодике: высоту и время; а интонационная теория, являясь по необходимости и теорией лада и теорией ритма одновременно, представляется своего рода «теорией относительности», теорией связи двух главных векторов мелодического процесса, то есть той единственной теорией, которая только и имеет реальные основания достигнуть уровня мелодических смыслов, дойти до глубины содержательного в мелодике [25].

В конце XX века в понятие «интонация» вкладывается новое, глубокое содержание: «Верность интонации - в ее выразительности», - говорил выдающийся испанский виолончелист Пабло Казалис [28. 81-83]. По мнению советского скрипача, педагога и методиста И.А. Лесмана, чистота интонации в музыкально-исполнительском процессе определяется степенью выявления ладово-смысловых связей между звуками. При таком понимании интонирование поднимается на качественно более высокую ступень - оно становится одним из средств интерпретации музыкальных произведений. Таким образом, термин «интонация» имеет различные значения.

В широком смысле интонация - звукопроявление предметного мира, воспринимаемое и понимаемое как фактор выразительности. Сфера интонационного очень расширяется за счет метафорического охвата всех звуковых явлений и придания им человеческого выразительного смысла («плач» ветра, «пение» ручья). Метафорическое понятие интонации может быть отнесено и к звукопроявлениям предметов человеческого быта («интонации» дверей) [17]. Интонация - один из важных средств общения, имеющего смысловую значимость. Прежде чем воспринять смысл субъект воспринимает его интонационно-эмоциональную сторону.

Существует два вида интонирования: обращенное к зрению (жест и мимика) и к слуху (передача мелодии и речи). Жест и мимика имеют свое звучащее интонационное соответствие и могут быть с известной точностью подменены речевой интонацией или описаны словесно.

Музыкальная интонация понимается как отражение жизненной интонации в музыке средствами музыкального искусства [17]. Музыкальные интонации имеют много общего с речевыми. Главное заключается в том, что разнообразные изменения высоты звуков и в речи и в музыке во многом сходны по своему эмоциональному воздействию на слушателя. Воспринимая интонации человеческого голоса, мы можем судить по ним о настроении человека, его душевном состоянии, его намерениях и т. д. Мы можем также судить по интонациям о целом ряде других качеств и свойств данного человека: возрасте, поле, состоянии здоровья, принадлежности к той или другой социальной группе и т. д., и т. п. Во всех подобных случаях существо человека находит свое звуковое выражение в интонациях [4].

Музыкальная интонация возникает на путях воплощения музыкой реальных интонаций, на путях образного музыкального звуковыражения (а, следовательно, и звукоизображения) предметов и явлений действительности. Между тем познавательные возможности слуховых восприятий, с одной стороны, значительны, а с другой - ограничены. Сила их в том, что звуки воздействуют очень эффективно, способны взволновать человека, возбудить в нем те или иные эмоции. Слабость их в том, что звуковые впечатления, в силу их разрозненности, неспособны давать о мире такие ясные и отчетливые представления, какие дают впечатления световые. Романтики не раз говорили о «тайне звуков». Суть этой «тайны» очень реальна: глаз информирует нас о действительности несравненно полнее, чем ухо.

Музыкальные интонации не являются простыми копиями внемузыкальных, равно как любое искусство не копирует действительность, но отражает ее в сознании человека. Но вместе с тем художественное отражение не является искажением. Напротив, реализм в искусстве стремится к правдивости воплощения, которая невозможна без соответствия с натурой. Поэтому полноценное восприятие музыки подразумевает интонационное слушание, постижение отражаемых музыкой эмоций, предметов, процессов. В сущности, лишь такое восприятие музыки является подлинно глубоким. Характерно поэтому, что, если музыка нас действительно потрясла, она перестает быть для нас только музыкой; мы ощущаем за ее звуками саму жизнь. Напротив, если все наше внимание при слушании и при последующем вспоминании музыкального произведения приводит лишь к оценке его чисто звуковых эффектов и особенностей - это значит в воздействии или в восприятии музыки формальные моменты преобладают над содержательными моментами [27].

Интонационная сторона ярко выражена не только в мелодии, гармонии, музыкальном ритме, но и динамике, музыкальной агогике, а также и в области музыкальной органики (тембров, инструментария, оркестровки).

Различают пять музыкальных интонаций (единства "обобщения и общения"): эмоционально-экспрессивные (например, интонации вздоха, томления и др., закрепленные в виде оборотов с определенным мелодическим, ритмическим, фактурным рисунком); предметно-изобразительные (звуковое изображение движения каких-то предметов - например, имитация хода поезда); музыкально-жанровые (воспроизведение черт марша, баркаролы и т.д.); музыкально-стилевые (воссоздание типичных черт музыки великих композиторов-классиков); музыкально-композиционные (использование отдельных средств мелодики, ритмики, гармонии и т.д., например: "пустые квинты", острый пунктирный ритм и др.) [38].

В известном смысле музыкальную интонацию следует считать основой основ музыкального искусства. Музыки нет там, где нет искусства сочетания, сопоставления и развития музыкальных интонаций. А эти сочетания, сопоставления, развития направляются логическим мышлением в области музыки. Внемузыкальную интонацию, заимствованную из действительности необходимо обобщить, «переработать» для того, чтобы она, преодолевая опасности натурализма, смогла войти в музыкальный строй, в систему лада, мелодии, гармонии, ритма и т. д. Этот процесс «омузыкаливания» образов жизни, придания им музыкальной формы не порывает с реальностью, а претворяет ее особыми средствами искусства [24].

Целостная интонационная система как результат отражения действительности является собственно музыкальным образом. Образ представляет собой высшую категорию музыки (как, впрочем, и любого другого искусства). Если, слушая музыку, улавливаются мелодии, гармонии, ритмы и т. д., постигается даже большое количество деталей музыкальной ткани, но не воспринимается музыкального образа - значит, эта музыка прошла мимо в самом существенном и произвела впечатление скорее «технологическое», чем художественное. Только образное воздействие, образное восприятие оправдывают существование искусства, в частности музыки. В случае отсутствия образов музыка превращается в совокупность комбинируемых звуков [17,24].

Поскольку образ остается в своей основе музыкальным (несмотря на все ассоциативные расширения, на союз со словом, сценическим действием и т. д.), постольку интонация сохраняет значение его ядра. «Материю» музыкального образа составляют как раз интонации, без нее нет музыки. Именно интонация задает тон в музыкальном образе, и именно с интонации начинается его правдивость или ложность, содержательность или «модность» [30].

В музыке как искусстве двухступенном (требующем исполнения) интонация имеет две фазы: фазу композиторскую и фазу исполнительскую. Далеко не всегда эти фазы находятся в согласии. В наиболее счастливом случае, исполнитель верно, глубоко постигает композиторскую интонацию и подкрепляет, а то и развивает ее при посредстве исполнительской интонации. Но часто происходит другое. Исполнитель может плохо понять композиторскую интонацию и тем самым пойти вразрез с ее главными тенденциями, он может даже вступить в борьбу с ней - невольно или вольно. Обычным результатом этого оказывается гибель лучших сторон произведения вследствие нейтрализации сталкивающихся сил.

© 2010-2022