Рабочая программа по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа «Музыка» для 5 класса разработана на основе:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Программа «Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.

  4. Учебный план МОКУ Виноградовская СОШ на 2015/2016 учебный год

Рабочей программе соответствует учебник: Е.Д.Критская «Музыка. 5 класс». Москва «Просвещение», 2012 г.

Рабочая программа «Музыка» для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программы «Музыка 5-7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Программа «Музыка 5-7 классы» Г. П. Серге­евой, Е. Д. Критской используется в данной рабочей программе без изменений.

ЦЕЛЬ:

формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.

ЗАДАЧИ:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.

Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год - 34 часа.



РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно - эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • приобретение знаний и умении;

  • овладение УУД

ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Контрольные и

диагностические материалы

I.

«Музыка и литература»

16

  • «Вторая жизнь песни».

  • «Мир композитора».


II.

«Музыка и изобразительное искусство»

18

  • «Что роднит музыкальное и изобразительное искусство».

  • «Мир композитора. С веком наравне».


Итого

34

4


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА 5 КЛАСС».

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года: "Музыка и другие виды искусства"

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств - литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино. Композитор-поэт-художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литера­тура» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деле­ние учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.


Тема 1-го полугодия: "Музыка и литература" (16часов)

Тема первого полугодия развивается через раскрытие таких важных тем, как определение интонационного сходства и различия музыки и литературы, выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы. Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров.

Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирование и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2-го полугодия: "Музыка и изобразительное искусство" (18 часов)

Тема второго полугодия: строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Содержание уроков музыки в 5 классе последовательно развивает идеи начальной школы и направлено на расширение художественного кругозора учащихся, который способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки. Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.

Планируемые предметные результаты освоения программы.

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения е явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность(слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др);

  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач;

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки.

Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета на конец года.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной познавательной деятельности;

  • умения определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

  • умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой (сказки Х.К. Андерсена, поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер», «Вот ветер, тучи нагоняя…», «музыкальная» басня Г.Малера «Похвала знатока», общие понятия для музыки и литературы - интонация, предложение, фраза);

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (изучение древнегреческой мифологии - К.В. Глюк «Орфей»);

- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета "Музыка»:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его видов и жанров;

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества:

  • целостный социальный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ

Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи - оценки и отметки (знака фиксации в определенной системе). Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением).

Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку.

Для отслеживания уровня достижения планируемых результатов, как предметных, так и метапредметных, учителями заполняются «Листы оценки формирования ключевых умений». Они составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Необходимо три группы листов:

- листы оценки предметных результатов;

- листы оценки метапредметных результатов: регулятивные универсальные учебные действия (1-4 классы), познавательные универсальные учебные действия (1-4 классы), коммуникативные универсальные учебные действия (1-4 классы);

- листы оценки личностных не персонифицированных результатов (1-4 классов).

Отметки за задачи, решенные при изучении новой темы (выставляются по желанию ученика), за тематические проверочные (контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем ученикам) с правом пересдачи хотя бы один раз.

5-бальная шкала отметок: «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.

«5» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных итоговых работ выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.

«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.

«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет не менее 50% заданий базового уровня.

«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ выполняет менее 50% заданий базового уровня.

«Портфель достижений» (портфолио) как главное средство накопления информации об образовательных результатах ученика.

«Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

Итоговая оценка достижений планируемых результатов фиксирует достижение на трех уровнях:

• оптимальный уровень - на «хорошо» и «отлично» усвоил опорную систему

знаний по всем предметами и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на базовом уровне не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% за выполнение заданий на повышенном уровне;

• допустимый уровень - усвоил опорную систему знаний по всем предметами

и овладел метапредметными действиями, выполнения итоговых работ на

базовом уровне не менее 50%;

• недопустимый уровень - не достигнуты планируемые результаты по всем

основным разделам учебной программы и результаты выполнения итоговых

работ - менее 50% заданий базового уровня.






СПИСОК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  3. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  5. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  6. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  7. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  10. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  11. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  12. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  13. Песенные сборники.

  14. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА».

Для учащихся:

  1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

  3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

  4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

  6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

  7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

  8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

  9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. - СПб: Композитор, 1997.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

6.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

7. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

8. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Примерная программа основного общего обра­зования по музыке

Программы по музыке

Хрестоматии с нотным материалом

Сборники песен и хоров

Методические пособия (рекомендации к про­ведению уроков музыки)

Методические журналы по искусству

Учебно-методические комплекты к программе по музыке.

Учебники по музыке

Рабочие блокноты (творческие тетради)

Книги о музыке и музыкантах. Научно-попу­лярная литература по искусству

Справочные пособия, энциклопедии

2. Печатные пособия

Таблицы: нотные примеры, признаки характе­ра звучания, средства музыкальной вырази­тельности

Схемы: расположение инструментов и оркест­ровых групп в различных видах оркестров, рас­положение партий в хоре, графические парти­туры

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

Портреты композиторов

Портреты исполнителей

Атласы музыкальных инструментов

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания

Карточки с обозначением выразительных воз­можностей различных музыкальных средств

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности

Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.)

3. Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

Цифровая база данных для создания темати­ческих и итоговых разноуровневых трениро­вочных и проверочных материалов для органи­зации фронтальной и индивидуальной работы

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

4. Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвященные творчеству выда­ющихся отечественных и зарубежных компози­торов

Видеофильмы с записью фрагментов из опер­ных спектаклей

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Видеофильмы с записью известных оркестро­вых коллективов

Видеофильмы с записью фрагментов из мю­зиклов

Слайды и презентации: произведения пласти­ческих искусств различных исторических сти­лей и направлений, эскизы декораций к музы­кально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкаль­ных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играю­щих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

5. Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты: фортепиано; клавишный синтезатор

Комплект детских музыкальных инструментов.

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.).

Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе)

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры; цветные мелки

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

Персональный компьютер

Медиапроектор
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ п/п


урока

Наименование разделов и тем

Дата

Элементы содержания

Основные понятия


Формитование информационной компетентности


Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)


Виды учебной деятельности (на уровне УУД)

Домашнее задание

Корректировка

План

Факт

Предметные

Метапредметные УУД


Личностные


















1

2

3

4

5 7

6

7

8

9

10

11

12

Тема 1-го полугодия: "Музыка и литература" (16часов)






1

Что роднит музыку с литературой.





Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке.
Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем. М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

П.Чайковский. Симфония №4;

Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них.

Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее.

Эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки и литературы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


Творческая тетрадь стр.5


2

Вокальная музыка.



Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете».
Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного».Жанры вокальной музыки - песня.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические,заклички.

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска

Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Творческая тетрадь стр.8


3

Романс.



Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов.
Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

Романс



использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки - романс, определение: камерная музыка.

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


Поиск жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства.

Творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Творческая тетрадь стр.12


4

Фольклор в музыке русских композиторов



Определение симфонической миниатюры. Народное сказание - литературная первооснова произведения. Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов.

«Колыбельная» А. Лядов.

Симфоническая миниатюра





создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю .

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определение специфики деятельности композитора, поэта и писателя.

Определение характерных признаков музыки и литературы.


Творческая тетрадь стр.17


5

Программная музыка.



Характерные особенности программной музыки.
Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения.
Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Симфоническая сюита



.

избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

Знать/понимать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.


Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Импровизация в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.

Творческая тетрадь стр.19


6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.




Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».Вокализ. С. Рахманинов.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь).

Вокализ, песня без слов, баркарола



осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.


Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах.

Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Определение характерных черт музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Участие в коллективной исполнительской деятельности


Творческая тетрадь стр.19


7

Вторая жизнь песни.




Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора.

Джазовые обработки классической музыки.Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

использовать возможности электронной почты для информационного обмена

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства.

Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Исполнение народных песен, песен о родном крае современных композиторов; понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.

Творческая тетрадь стр.20


8

Всю жизнь мою несу родину в душе…




Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».
Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

Снег идет. Из Маленькой кантаты.

Симфония-действо.

Кантата

искать информацию в различных базах данных

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности;

размышлять о знакомом музыкальном произведении, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Устно - сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, выделять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения;

Творческая тетрадь стр.34


9

Писатели и поэты о музыке и музыкантах



Г.В. Свиридов

В Асафьев «Слово о мастере»

Симфония-действо.

Кантата

искать информацию в различных базах данных

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст,

размышлять о знакомом музыкальном произведении, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

Стр 74


10

Гармонии задумчивый поэт.

Ф.Шопен



Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста».
Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений.
Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.

Зерно-интонация




использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов - романтиков:

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.


11

В.А.Моцарт



Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема».
Интонационно-образный анализ произведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста».
Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

Прелюдия. Этюд.

осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком


создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей,

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Поиск жанровых параллелей между музыкой и другими видами искусства.

Творческая интерпретация содержания музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.


Творческая тетрадь стр.25


12

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.





Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев.
Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин.
Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Канон

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: особенности оперного жанра;

знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария,


Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной

музыки.

Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.

Рассуждение об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определение специфики деятельности композитора, поэта и писателя.

Определение характерных признаков музыки и литературы.


Творческая тетрадь стр.45


13

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.




Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».
Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами.

Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль

Музыкальный портрет


избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации

Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.


наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании);

Владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Размышление о знакомом музыкальном произведении, высказывания суждений об основной идее, средствах и формах воплощения.

Импровизация в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

Творческая тетрадь стр.41


14

Музыка в театре, кино, на телевидении.




Музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнитель ской деятельно­сти.

Определение характерных черт музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п.

Участие в коллективной исполнительской деятельности


Творческая тетрадь стр.76


15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.




Знакомство с либретто мюзикла.

Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: особенности жанра - мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти

Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства.

Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.

Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Исполнение народных песен, песен о родном крае современных композиторов; понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов.

Самостоятельный подбор сходных или контрастных литературных произведений к изучаемой музыке.

Творческая тетрадь стр.48


16

Мир композитора.



Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».

Речитатив. Ария. Хор.

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.



Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.



Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Передача своих музыкальных впечатлений в устной и письменной форме.

Самостоятельная работа в творческих тетрадях.

Высказывание о своих впечатлениях о концертах, спектаклях и т.п. сверстникам и родителям.

Творческая тетрадь стр.49


Тема II полугодия: "Музыка и изобразительное искусство"-18ч.


17

Что роднит музыку с изобразительным искусством?




Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма - композиция, гармония, тембр - цвет, колорит, гамма, тон; фактура - штрих, мазок; темп - статика-динамика.
Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д.


Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Участие в коллективной исполнительской деятельности.

Творческая тетрадь стр.52


18

Небесное и земное в звуках и красках.




Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа.
Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Песенность

Солист, орган.

использовать возможности электронной почты для информационного обмена

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

.

Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Соотношение художественно - образного содержания музыкального произведения с формой его воплощения.

Поиск и нахождение ассоциативных связей между художественными образами и изобразительного искусства.

Подобрать иллюстрации по теме урока


19

Звать через прошлое к настоящему.




Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы.

Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты.

Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции.


Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.


Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание;

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавание художественного смысла различных форм построения музыки.

Творческая тетрадь стр.55


20


Кантата «Александр Невский».



Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем.

Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты.

Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты

Выразительность

Изобразительность Контраст

осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.


Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Творческая тетрадь стр.57


21

Музыкальная живопись и живописная музыка.




Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников?

Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам.

Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения.

Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В.
Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения.
Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер».

Мелодия-линия, ритм в музыке - ритм в картине, лад - цветовая гамма, форма музыки - композиция картины.

выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Знать/понимать: Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного, общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание.

Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Анализ и обобщение многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощение художественно - образного содержания музыки и изобразительного искусства в драматизации, инсценировании, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизация в пении, игре, пластике.

Творческая тетрадь стр.59


22

Выразительные возможности музыки и живописи



Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы. «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова

«Фореллен - квинтет» Ф.Шуберт.

Мелодия-линия, ритм в музыке - ритм в картине, лад - цветовая гамма, форма музыки - композиция картины.

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Знать/понимать: Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного, общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Формирование личной фонотеки, библиотеки, видеотеки, коллекции произведений изобразительного искусства.

Осуществление поиска музыкально - образовательной информации в сети Интернет.

Творческая тетрадь стр.61


23

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.




Определение жанра концертной симфонии.

Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.


Сюита - фантазия.

использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг

Знать/понимать: Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Творческая тетрадь стр.37


24

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.




Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки.
Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).


Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка

использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию

Знать/понимать: Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Презентацию по теме урока

25

Волшебная палочка дирижера.




Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов.

Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности.

Интонационно-образный анализ произведений. «Музыкант» Б. Окуджава

Симфонический оркестр.

создавать презентации на основе цифровых фотографий

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме,


Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Творческая тетрадь стр.73


26

Образы борьбы и победы в искусстве.




Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки.

Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся

Полифония. Фуга

использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Самостоятельная работа с обучающими образовательными программами.

Оценивание собственной музыкально - творческой деятельности и деятельности своих сверстников.

Защита творческих исследовательских проектов.

Творческая тетрадь стр.63


27

Застывшая музыка.




Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств.

.Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах


Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения; понятие - полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

.

Творческая тетрадь стр.64


28

Полифония в музыке и живописи.




Определение «полифония», «токката», «фуга».
Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств.
Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.

Полифония. Фуга

использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавание художественного смысла различных форм построения музыки.

Творческая тетрадь стр.66


29

Музыка на мольберте.




Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса.
Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы.
М.Чюрлениса.М.К. Чюрленис. Фуга.

М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Образы живописные и музыкальные

использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Различение видов оркестра и групп музыкальных инструментов.

Анализ и обобщение многообразия связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воплощение художественно - образного содержания музыки и изобразительного искусства в драматизации.

Творческая тетрадь стр.68


30

Импрессионизм в музыке и живописи.




Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи.


Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева. «Детский уголок»

Импрессионизм

использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Наблюдение за процессом и результатом музыкального развития, выявление сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавание художественного смысла различных форм построения музыки.

Творческая тетрадь стр.77


31

О подвигах, о доблести и славе...




Знакомство с жанром реквиема.

Интонационно-образный анализ.

Анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.
«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.

Реквием

искать информацию в различных базах данных

Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.


Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.


Участие в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Исследование интонационно - образной природы музыкального искусства.

Творческая тетрадь стр.78


32

«В каждой мимолетности вижу я миры…»




Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.
Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.
Сравнение различных исполнительских трактовок.С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)


Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева


Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы

Творческая тетрадь стр.79


33

Музыкальная живопись мусоргского.



М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов»


Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов М. Мусоргского.


Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Определение взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, ИЗО, театра, кино и др.)

Овладение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы

Творческая тетрадь стр.79


34

Мир композитора. «С веком наравне».




Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия.

Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римского-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси.Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией

Знать/понимать: знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

Мотивировать свои действия.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др

Самостоятельный подбор сходных или контрастных произведений изобразительного искусства (живописи, скульптуры) к изучаемой музыке.





© 2010-2022