Анализ опыта Хоровой класс. Из опыта организации хорового коллектива

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хоровой класс. Из опыта организации хорового коллектива.


Мой педагогический стаж - более 30 лет. И половину из них я проработала в хоровых классах при общеобразовательных школах. Я стояла у истоков создания хоровых классов, и в процессе их организации и дальнейшей работы пришлось столкнуться с определенными трудностями. О работе в хоровых классах, о своих наблюдениях и замечаниях я хотела бы поделиться с начинающими хормейстерами.

Уроки в 1 классе музыкальной школы имеют особое значение во всей системе музыкального воспитания. Здесь происходит знакомство учителя с учениками, с преподаваемым предметом, здесь закладываются основы желаемого отношения детей к урокам хора.

Как организовывались хоровые классы?

Проблема организации коллектива очень важна, так как от продуманности и серьезности этой работы зависят и результаты музыкально-эстетического воспитания, и уровень творческого роста детского хора.

По договоренности с учителями общеобразовательной школы были прослушаны для отбора в хоровой класс учащиеся первых классов. Проверка музыкального слуха, ритма, голоса ставила своей целью не столько конкурсный отбор хористов, сколько констатацию уровня их музыкального развития и выявление их музыкальных возможностей.

Исходя из давно известного положения, что все способности развиваются, мы брали практически всех желающих обучаться музыке. Поэтому контингент учащихся оказался самым разнообразным. Были дети с ярко выраженными музыкальными данными и прекрасными голосами. Но все же по состоянию голосового аппарата, по наличию музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти уровень основной массы детей был ниже среднего. Мы зачисляли условно даже так называемых «гудошников» (детей с голосовыми и слуховыми проблемами, но очень желающих заниматься музыкой) с тем чтобы, установив за ними особое наблюдение, впоследствии выяснить причины и найти пути исправления неверного интонирования. Причины фальшивой интонации различны: отсутствие внимания, неразвитый певческий диапазон, отсутствие координации между слухом и голосом.

Наша практика показала, что при регулярных хоровых занятиях, при индивидуальной работе с каждым ребенком у одних учащихся очень быстро налаживается координация между слухом и голосом, а для других требуется очень много времени, терпения и такта преподавателя, применение особых методик, чтобы научить этих детей петь, то есть верно воспринимать и верно воспроизводить звук. Отрадно было наблюдать, как совершенно не поющие мальчики (а это третья часть хора) к концу первого года обучения запели чистыми высокими голосами.

Среди учащихся хорового класса были дети плохо успевающие в школе, не отличающиеся примерной дисциплиной, дети со слабо развитым вниманием и усидчивостью. Но все они желали посещать музыкальные занятия и учиться петь. Таким образом, настоящего отбора как такового не было - это были дети с разными уровнями музыкальных способностей и подготовки. При отборе детей в хоровой класс не ставилась задача вырастить и воспитать профессионального музыканта, а воспитать хорошего и порядочного человека. Ведь хоровое пение как коллективное исполнение оказывает на человека большое организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывая в нем высокие моральные качества. А вместе с формированием творческих способностей происходит развитие воображения, речи, памяти. Музыка помогает всестороннему формированию личности.

При организации хоровых классов необходимо с самого начала наладить тесную связь с администрацией школы, с классными руководителями и учителями музыки общеобразовательной школы. Эта связь имеет очень большое значение для многостороннего изучения особенностей ученика и совместного наблюдения за его развитием. Задолго до начала учебного года нужно продумать с администрацией общеобразовательной школы организацию хорового класса. Ведь планируя работу хорового коллектива в целом, нам следует учитывать школьную нагрузку учащихся, план внеклассных школьных мероприятий, режим продленного дня, и соответственно с этим строить удобное для всех расписание. А это порой бывает очень трудно сделать.

В идеале как было бы хорошо, как бы мы все выигрывали от того, что наши ребята-музыканты собраны в один общеобразовательный класс (по типу спортивных классов), занимаются с одним учителем по составленному совместно с музыкальной школой расписанию. Все дети были бы организованы в группу продленного дня, руководители которой отводили бы детей на занятия, контролировали их режим дня и успеваемость как в школе, так и в хоровом классе. Успешно сочетать занятия в общеобразовательной и музыкальной школе, не перегружая детей, можно лишь при условии тесного контакта педагогических коллективов.

Большую помощь в учебной работе могут оказывать староста хора и его помощники, выбранные из наиболее активных участников хора. В их общественную функцию входит работа по укреплению дисциплины, они следят за подготовкой помещения к занятиям, за посещаемостью и успеваемостью, являясь правой рукой руководителя.

В первые же дни организации хорового класса целесообразно провести родительское собрание, на котором необходимо познакомить родителей с учебно-педагогическими и художественно-исполнительскими задачами хора, с преподавателями смежных дисциплин, с условиями и распорядком занятий, перспективным планом концертной деятельности и культурно-образовательных мероприятий. Из числа наиболее активных и заинтересованных родителей выбирается родительский комитет, который будет оказывать посильную помощь в решении ряда организационных вопросов.

С самого начала вокально-хоровой работы хормейстеру младшего хора нужно обязательно учитывать психологические и физиологические особенности младшего школьного возраста. У детей 7-10 лет механизм голосообразования еще не развит, но именно в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования. Певческие возможности ребенка сильно ограничены, поэтому остро стоит вопрос охраны певческого голоса - петь без напряжения, негромко. Развитие и дальнейшее воспитание голоса будет идти на основе постепенного перенесения качеств, присущих примарным тонам, на весь диапазон.

Дети склонны копировать учителя, а у некоторых учеников ярко выражено стремление показать себя. Такой прием работы как подражание просто необходим на первом этапе работы с начинающими певцами. Показ педагога является очень эффективным методом работы. Но при этом следует использовать не только метод подражания «Сделай как я», но также привлекать наиболее активных и способных учеников, которые могут служить примером для подражания. И это стремление показать себя очень важно подхватить и верно направить, давая возможность проявлять детям активность и инициативность.

Для маленьких детей типична быстрая утомляемость от однообразной деятельности. В работе с малышами надо обязательно учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте. Поэтому при планировании урока необходимо переключение на разные виды деятельности - необходима частая смена заданий, песен, упражнений. К примеру, на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. И все же не следует слишком долго задерживаться на ее разучивании. Полезно взять другую песню и на новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми дети познакомились на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии можно вновь вернуться к первой песне и уже на более высоком музыкальном уровне доучиться ее, помня, что любой навык требует времени для формирования.

Детям свойственна склонность к игре, поэтому в хоровой работе с малышами надо шире использовать привычные для детей формы деятельности - в первую очередь элементы игры, так как через игровые формы легче усваивается даже самый сложный материал. На начальном этапе именно игру и следует использовать как метод в преодолении трудностей. Но игровые моменты должны быть лишь отдельными приемами, не подменяющими суть кропотливой хоровой работы, требующей от начинающих хористов умения преодолевать встречающиеся трудности. А руководитель хора должен поддерживать и одобрять своих певцов, чтобы они обязательно чувствовали радость творчества от совместной работы.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал, на котором хор учится и творит. Репертуар хора должен отвечать широкому кругу художественных и учебно-воспитательных задач. Правильно подобранные произведения способствуют проявлению склонностей к хоровой деятельности, развивают и стимулируют способности и являются критерием творческого роста коллектива.

Для повышения художественно-технического уровня хора необходима индивидуальная работа с каждым из его участников, где не только проверяется и совершенствуется уровень певческих навыков и умений, но (что важнее) индивидуальный подход помогает налаживанию дружбы и взаимного доверия учителя и ученика.

В нашем хоре была организованна группа сольного пения, где проводилась работа с детьми, обладающими ярко выраженными вокальными данными. Заниматься в этой группе считалось очень престижным среди ребят. Попасть в солисты стремятся все, и порой бывает трудно выбрать одного солиста, не обидев остальных желающих.

По учебному плану ученики хорового класса помимо занятий специальностью (хоровое пение и сольфеджио) занимаются индивидуально игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара). Обучение на инструменте оказывает большое влияние на музыкально-слуховое развитие учащихся хора. Благодаря этим занятиям заметно улучшились музыкальная память, слух и ритм.

Предварительно силами преподавателей и старших учащихся была проведена большая работа по ознакомлению с музыкальными инструментами. После посещения учениками и их родителями цикла лекций и концертов результаты не замедлили сказаться. С тех пор большинство учеников хорового класса с удовольствием занимаются на музыкальных инструментах. Даже есть и такие ученики, которые, проявив способности и большой интерес к инструменту, пожелали заниматься им специально и стали успешно учиться на двух отделениях одновременно. Большинство учащихся имеют свой музыкальный инструмент дома и поэтому показывают хорошие результаты обучаемости. Отсутствие же музыкального инструмента доставляет определенную трудность для образовательного процесса, особенно при выполнении домашних заданий (разучивание хоровых партитур, заданий по сольфеджио и вокалу).

Руководитель хора вместе со всеми преподавателями хорового класса должны создать коллектив единомышленников, как бы единый музыкально-образовательный комплекс, где преподаватели различных музыкальных дисциплин используют особенности каждого предмета в общих целях музыкального воспитания и образования для решения общих музыкальных задач. Необходимо, чтобы каждый педагог был знаком со спецификой всех преподаваемых предметов и эффективно использовал их в решении своих задач.

Целесообразно познакомиться с методикой музыкальных занятий в детском саду, с методикой преподавания музыки в общеобразовательной школе, знать методику преподавания сольфеджио и вокала, необходимо владеть методикой постановки голоса - все это поможет параллельно решать общие задачи по развитию музыкальных способностей детей. Для повышения исполнительского и образовательного уровня коллектива каждому преподавателю рекомендуется вести журнал с подробными записями своих занятий, фиксировать методику преподавания и процесс усвоения учащимися вокально-хоровых умений и навыков, следить за динамикой развития способностей.

Руководитель хора, концертмейстер и желательно все преподаватели смежных дисциплин должны постоянно самосовершенствоваться и повышать свой педагогический и исполнительский уровень. Считаю необходимым, чтобы хормейстер (по возможности и другие преподаватели хорового класса) сам продолжал петь в профессиональном хоре под руководством более опытных и маститых дирижеров-хормейстеров. Я с большим желанием, чувствуя большую в том потребность, много лет пела (а значит продолжала учиться и самосовершенствоваться) в городском академическом хоре, получая при этом большой опыт практической работы, так необходимой мне в собственной работе с детьми.

Дети приходят в хор учиться хоровому пению и получать при этом эстетическое наслаждение от всего творческого процесса: от знакомства с новыми произведениями и от их исполнения, от общения с руководителем хора и со своими сверстниками-единомышленниками. Дети нашего хора очень любят и стремятся выступать, поэтому мы стараемся больше уделять внимания концертной и конкурсной деятельности. Выступаем с хоровыми программами, также и со смешанной программой, куда включаются инструментальные номера. Праздничность концертной обстановки вызывает у детей интерес и большое желание выступать перед публикой, являясь колоссальным стимулом и мотивацией для дальнейшего обучения.

Мы, преподаватели, вместе с детьми считаем своим долгом, личной потребностью и необходимостью пропагандировать музыку, чтобы все полюбили ее так, как любим музыку мы. Поэтому с удовольствием выступаем и в общеобразовательных школах, и на открытых агитплощадках, и в домах культуры. Но самая любимая аудитория - это наши родители и учителя, требовательные и доброжелательные одновременно, помогающие и поддерживающие нас.

Праздники и учебные будни, музыкальные вечера, совместные посещения концертов, конкурсы и поездки - все служит цели сплочения нашего коллектива и еще раз доказывает, что хоровое пение является важнейшей формой музыкального воспитания молодого поколения.

© 2010-2022