Урок на тему: «Музыка и здоровье»

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ Пролетарская СОШ №5


Предмет: музыка

7 класс

Учебник: Музыка. /Г.П. Сергеева/; М.:Просвещение, 2009


Тема урока:

«Музыка и здоровье»











Учитель музыки:

Подплетенная С.Н.









г. Пролетарск

2011 г.


Методическое руководство к уроку

Музыка 7 класс

Разработка содержит:

  1. План урока по теме «Музыка и здоровье»,

  2. Презентацию «Музыка и здоровье».

Варианты использования медиапродукта - презентации «Музыка и здоровье»:

- Презентация содержит элементы анимации, гиперссылки на другие файлы, скрытые слайды с дополнительным материалом.

- Работа предназначена для учителя музыки и учеников.

- Презентация охватывает все этапы урока. Ее показ и работу с ней можно начинать с первых минут урока.

- Презентация является организационным инструментом учителя для проведения урока, совмещает в себе план урока, наглядные пособия, задания для учащихся и визуальные опоры для выполнения заданий, их проверки, памятка - вывод составленная экспертами из учащихся 7 класса.

- Предполагается, что презентацию можно использовать как разно уровневое учебное пособие.

- Использование презентации зависит от того, как учитель планирует провести урок и от технической оснащенности кабинета.


































"Музыка - это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение"

М. S. Bоthius .

Урок- исследование «Музыка и здоровье»

(Мультимедийная презентация)

Цель:

  • В форме исследования научить в предлагаемой ситуации искать проблему и формулировать её, работая в микрогруппах, находить варианты её решения; развить умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения;

  • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;

  • продолжить развивать интеллектуальные способности - критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие;

  • через групповые формы работы обучить умению коллективно размышлять о музыки.

Задачи: Подтвердить с помощью исследования влияние рок- музыки на человека и окружающую среду; воспитывать любовь к музыке; провести связь музыки с жизнью, научить анализировать музыкальные произведения.

Методы:

Словесный Наглядный

Иллюстративный

Частично-поисковый

Репродуктивный

Проблемный

Продуктивный

ИКТ - технологии.

Музыкальный материал: музыкальная композиция «Scene» и произведение рок-группы «Битлз» Yesterday.

Дополнительный материал: газетные статьи, заметки из журнала «Здоровье детей», «Пробудитесь», энциклопедия «Я познаю мир. Музыка»




Ход урока.


I. Орг. момент. слайд 1-2

II. Изучение нового материала.

-Здравствуйте, ребята! Мы живем с Вами в мире звуков, каждый из нас воспринимает эти звуки по-разному, кто-то улавливает щебетание птиц, шорох листьев, для кого-то предпочтительные громкие звуки. И все, за редким исключением, слушают музыку. Тема нашего урока «Музыка и здоровье». Сегодня мы с Вами с помощью исследований определим влияние рок-музыки на человека и окружающую среду. Прослушайте музыкальное произведение, определите музыкальное направление и ответьте на вопрос: « Какое впечатление у вас осталось от прослушанного фрагмента?» (Звучит музыкальный фрагмент) слайд 3

(Выслушиваются и обсуждаются мнения всех учеников. Скорее всего, точки зрения будут разделяться вплоть до противоположных.)


- Мы выслушали разные точки зрения. Как вы думаете, почему ваши впечатления не совпадают. (Потому, что все люди разные) слайд 4

-Верно. Действительно все мы разные - по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Так происходит с музыкальными произведениями и музыкальными образами. Фрагмент у одного слушателя вызывает живой отклик, а другого оставляет равнодушным.

Вспомните известное вам определение музыкального образа. (Музыкальный образ- это отражение композитором посредством музыки внутреннего и внешнего мира.) слайд 5

-Правильно, теперь подумайте, какой из миров - внешний или внутренний - всегда будет меняться в зависимости от времени и слушателя? (Конечно внутренний)

-Посмотрите, получается целая цепочка: слайд 6

* композитор с его мироощущением;

* исполнитель, у которого есть своё видение произведения;

* слушатель.

Музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства. Слайд 7

Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звукосочетаний, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства и наоборот самые темные, и грязные желания. Всё зависит от музыки, какая она.

-Вот на слушателе рок-музыки я и предлагаю провести эксперимент. Перенесёмся мысленно в середину 20-века, когда в музыке возникло интересное направление - рок-музыка. Слайд 8

Оно затронуло практически всё человечество. Принесло ноту восхищения и негодования. Буквально за одно десятилетие в сознании молодых людей меняется многое. Одежда, жизненные привычки, нравы, интересы. Уходят в прошлое нравственные запреты, в интимной жизни человека нет больше табу, всё дозволено. Слайд 9

Пресса часто сообщает об ужасных преступлениях на почве рок-музыки. Как-то я прочитала газетную статью о девочке из Калифорнии, которая нанесла своей матери несколько ножевых ранений и убила её. Суд установил, что в этот момент девочка находилась в состоянии сильного нервного напряжения, она накануне слушала тяжелый рок.

Наша задача сегодня - исследовать, какое место рок-музыка занимает в душах современных людей, подумать и выяснить, как звучание электрогитар может влиять на здоровье человека и окружающую среду, и, наконец, для себя решить какому музыкальному жанру нужно отдать предпочтение. Слайд 10

Для этого нам необходимо разбиться на группы по интересам. Слайд 11

Задача каждой группы изучить и проанализировать дополнительный материал, видеоматериал, текст учебника, сделать выводы. Представитель от каждой группы представит нам итог работы команды.

- 1-я группа - биологи. Задание первой группы - рассмотреть взаимоотношения рок- музыки с окружающей средой.

-2-я группа - физики. Задание 2-й группы - определить, как влияет сила звука на слух человека.

-3-я группа - медики. Задание 3-й группы- с точки зрения медицины обозначить проблемы, которые влечёт за собой рок- музыка. Раскрыть значение слова - меланотерапия.

-4-я группа - любители рока. Задание 4-й группы - доказать превосходство рок- музыки над классикой.

Каждой группе на выполнение задания отводится 15 минут.

Представители от каждой группы, будут экспертами. Их задача, прослушав выступления учащихся, создать слайды- памятки на компьютере на тему: «Слушателям рока»

Работа в группах.

(Учитель координирует работу групп)

Я вижу, что вы справились. Теперь представители творческих групп по очереди представьте краткие выводы по своим темам. Ваши ответы будут сопровождаться слайдами. А в это время эксперты приступят к своей работе.

(Защита работ по теме) слайды 12-25

III. Закрепление.

- Молодцы, все команды справились с заданием.

И теперь мы сможем с вами сформулировать вывод по нашей теме, а поможет нам в этом наша экспертная группа.

Пожалуйста, эксперты, покажите нам и огласите Памятку «Слушателям рока». Слайд 26

Мы сегодня с Вами проделали большую творческую работу. И ответили на интересующий нас вопрос: « Как влияет рок- музыка на человека и окружающую среду». Теперь выбор за Вами.

Свой урок мы начали с прослушивания рока, а сейчас мы с Вами послушаем еще одну роковую музыкальную композицию группы «Биттлз» «Yesterday», которая является, самым часто исполняемым произведением в мире и вошла в « Книгу рекордов Гиннеса». Слайд 27

IV. Домашнее задание.

К следующему уроку я прошу вас подготовить сообщение по теме: «Мой кумир».

Я благодарю Вас интересную и плодотворную работу. Слайд 28













Макет рабочей тетради ученика (задания на урок)

1-я группа - биологи.

Цель: рассмотреть взаимоотношения рок - музыки с окружающей средой.

Ознакомиться с источниками дополнительной информации (вырезки газет и журналов, видеоматериал) и сделать краткий вывод о влиянии музыки на окружающую среду.

Во многих странах сотни раз проводились эксперименты и исследования по влиянию музыки на рост растений. В результате было доказано, что хорошая музыка всё равно, что отличное удобрение для цветов. Цветы ощущают разницу между весёлой и грустной музыкой, даже выбирают любимых композиторов, под музыку которых они быстрее растут и цветут пышным цветом. Чаще всего это произведения Моцарта, Шопена, Чайковского.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Может показаться странным, но цветы не очень-то любят современную музыку, плохо переносят рок- музыку, «раздражаются» и начинают болеть при звуках барабана.

Любопытными получились исследования о влиянии музыки на животных. Проведённые эксперименты показали, что у животных, долго слушавших слишком громкую музыку, в мозгу происходили необратимые болезненные изменения.

Дойных коров поделили на две группы.1-я группа коров во время дойки слушала рок-музыку.

В результате резко сократился надой молока.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»

2-й группе коров давали слушать классику.

В результате повысился надой.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Японский учёный профессор Эмото Масару проводил эксперименты по воздействию на воду различной музыки, молитв, нецензурных выражений, положительных и негативных высказываний.

Опыты Эмото Масару показали, что результатом воздействия духовной и классической музыки, молитв и слов, несущих положительную энергетику, является образование в обычной воде снежинок поразительной красоты.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Напротив, при воздействии рок музыки, нецензурных выражений, слов, несущих отрицательную энергетику, в обычной воде кристаллическая структура не образовывалась вовсе, а предварительно хорошо сформированная кристаллическая структура воды разрушалась. Структура воды копирует энергоинформационное поле, в котором она находится, а мы на 90 % состоим из воды.


2-я группа - физики.

Цель: определить, как влияет сила звука на слух человека.

На основе источников дополнительной информации (энциклопедия «Я познаю мир. Музыка») сделать краткий вывод о влиянии музыки на органы слуха и нервную систему человека.

Неблагоприятное воздействие на нервы слушателя оказывают более всего диссонирующие звуки, а также звуки слишком высокие и слишком низкие. Не менее 10 лет врач-терапевт Адам Книст исследовал воздействие музыки на организм человека. В результате исследований он заключил: «Основная проблема действия рок- музыки на пациентов, которыми я занимаюсь, вне всякого сомнения, вытекает из уровня её шума…Рок не является безобидным времяпрепровождением…»

При уровне громкости свыше 80 децибелов музыка начинает вызывать неприятные ощущения, а свыше 90- становится вредной.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Для сравнения: сила работающей электропилы-110 децибелов, шум при запуске реактивных самолётов 120-140, ну а шум дискотеки-100-120 децибел. Замечено, что от частого прослушивания слишком громкой музыки у молодых людей возникают необратимые проблемы со слухом.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тысяч герц до 20 и ниже. Были случаи, когда избыток высоких или низких частот травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Известен случай из выступлений группы «Пинк Флойд», когда во время концерта на открытом воздухе в соседнем озере всплыла оглушенная рыба.

А совсем недавно установлено, что громкач музыка может стать причиной пневматорокса.

Уже зарегистрировано 4 таких случая, вызванных громкой музыкой, причём все у молодых людей. Трое из них пострадали на концертах, четвёртый в собственной машине, оборудованной 1000-ваттными колонками.. Травматический пневматоракс развился из-за разрыва ткани лёгкого в связи с резкими перепадами давления, которые особенно сильно ощущаются непосредственно в близи колонок, воспроизводящих низкие частоты.

3-я группа - медики.

Цель: с точки зрения медицины обозначить проблемы, которые влечёт за собой рок- музыка. Раскрыть значение слова - меланотерапия.

Проанализировав источники дополнительной информации (вырезки газет и журналов, иллюстрации) сделать краткий вывод о проблемах, которые могут возникнуть в результате длительного прослушивания рок-музыки, и о лечении заболеваний меланотерапией.

Раскрыть значение слова - меланотерапия.

К.Э.Циалковский писал: «Музыка есть сильное возбуждение, могучее оружие, подобное медикаментам. Она может отравлять и исцелять. Как медикаменты должны быть во власти специалистов, так и музыка»

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Жрецы многих народов ещё в древности знали, что музыка оказывает благотворное и лечебное действие на человека. Так в древней Индии уметь петь было одной из обязанностей врача….

-В племенах Африки доктор появлялся перед больным с маленьким колокольчиком в руках…

-У племён Британской Колумбии врач, осматривая больного, пел специальную песню…

-В Австралии в медицинский набор лекаря входили и музыкальные инструменты…

-В Южной Италии недуг, вызванный укусом паука-тарантула, могли излечить зажигательным танцем «тарантелла»

- В европейских городах во время эпидемий звонили в колокола, так как звон колоколов содержит резонансное ультразвуковое излучение, убивающее вирусы.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Любопытные исследования о влиянии музыки на человека были проведены со 120 кормящими грудью матерями, которых разделили на 4 группы.

1-й давали слушать классическую музыку через динамик;

2-я слушала классику через наушники;

3-я слушала джаз;

4-я поп-музыку.

Что же выяснилось?

У 1-й группы матерей выделение молока увеличилось на 20%, у 2-й на 100%, у 3-й наоборот сократилось на 20%, а у 4-й на 50%.

Несомненно, музыка влияет на сердце и разум, и поэтому может использоваться для того, чтобы настраивать их либо на добро , либо на зло. По словам подростков и их родителей у молодёжи, слушающих хэви-метал и рок, жизнь беспорядочна.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Они агрессивны, ведут себя вызывающе, страдает успеваемость в школе. У человека формируется плохой характер. Уровень шума на рок- концертах вызывает панику, расстройство пищеварения, гипертонию.

Путём насыщения чувств рок-музыка может вызвать в слушателе то возбуждение, то меланхолию. Люди покидают концерты в крайне восприимчивом состоянии. Концерт группы "Guns N' Rоsеs," состоявшийся 2-го июля 1991-го года в городе Сент-Луис штата Миссури, закончился ужасным разгулом 2500 рассвирепевших молодых людей, в результате чего пострадало 60 человек. Журнал "Rоlling Stоnеs" сообщил, что участники этого концерта "пришли в неистовое состояние, бросая бутылки, уничтожая сидения, разрывая кусты, поджигая и ломая музыкальные инструменты... Погром продолжался более часа, пока не прибыл отряд особой полиции и не навел порядок. ("Rоlling Stоnе," 22 авг. 1992, стр. 15 Подобное буйство является далеко не единственным случаем. Неистовства на рок-концертах иногда приводят к убийствам. Слова некоторых песен, насыщенные безнравственным и буйным содержанием. Разные формы насилия все больше пестрят в рок-музыке. Так, например, в песне, озаглавленной "Я убиваю детей" хора "Dеаd Кеnnеdy," мы слышим: "Я убиваю детей. Я любуюсь, когда они умирают. Я убиваю, чтобы заставить плакать их матерей. Я давлю их под колесами моего автомобиля и с удовольствием слушаю крики их. Я кормлю их отравленными конфетами и порчу их праздник Халловин. Я убиваю детей, ударяя их головой об двери. Я убиваю детей и с нетерпением жду, чтоб добраться до вашего." В альбоме "Hеll Аwаits" оркестра "Slеyеr" слышен призыв: "Без всякой видимой причины, просто убивай и снова убивай. Даже если ты переживешь мои зверские порезы, я буду тебя преследовать до конца."

Меланотерапия - лечение музыкой. Ещё в древности люди знали, что некоторые звуки оказывают благотворное влияние на человека, обладают оздоравливающим воздействием. Звуки фортепиано и скрипки успокаивают нервную систему, при звуках кларнета изменяется кровообращение.

Почти любая классическая музыка, если её слушать ежедневно в течении 15 минут, непременно улучшает настроение и способствует исцелению. Так, например, больным страдающим язвой желудка, показана музыка Бетховена и Моцарта. Наибольшей популярностью у меланотерапевтов пользуется музыка Моцарта. Она легко успокаивает Урок на тему : «Музыка и здоровье»раздражительных детей.

4-я группа - любители рока.

Цель: показать превосходство рок- музыки над классикой.

Проанализировав материал из учебника « Музыка 7 класс» на основе знаменитой рок-группы «Битлз» и исполнителя рок-н-ролла Элвиса Пресли показать превосходство рок- музыки над классикой.

Музыка помогает человеку почувствовать красоту, доставляет удовольствие, радость, вызывает стремление быть лучше, выражает разные чувства. Но очень редко среди молодёжи мы сможем найти любителей классической музыки. Ёе нужно не только слушать, но и слышать, а так же понимать и анализировать. Рок-музыка завораживает, гипнотизирует, даёт возможность расслабиться и позволяет насладиться сочетанием звуков и ритмов.

Элвис Пресли- исполнитель популярной рок - музыки XX века. С Элвисом Пресли также ассоциируется устойчивое словосочетание «Король рок-н-ролла».

Его песни стали классикой рок-н-ролла. Последовали первые телевыступления, вызвавшие шок у Америки и поклонение тысяч американских подростков. Музыка, одежда, движения, манеры и молодость Элвиса - всё было непохоже на обычных исполнителей кантри и уж тем более - на эстрадных певцов.

Для Элвиса была характерна манера движений «Шатающегося медведя», как потом окрестили ее поклонники, разнообразные характерные только ему движения, включающие в себя прыжки, пританцовывания и порой даже стояния на голове, всего и не перечислишь, что он вытворял на сцене…

В 1956 году из популярного певца "местного значения" Элвис Пресли стал звездой международной величины.

Урок на тему : «Музыка и здоровье»

А музыкальная группа «Битлз» считается лучшей музыкальной группой всех времён и народов. «Битлз» сумели найти собственный стиль в музыке, оркестровках, сценическом поведении. Новизна их музыкального мышления превратила эту группу в законодателей мировой музыки. Творчество «Битлз»- одно из наиболее ярких явлений в культуре 20 века. «Битлз» имеют множество рекордов, которые вошли в «Книгу рекордов Гиннеса».

Урок на тему : «Музыка и здоровье»Урок на тему : «Музыка и здоровье»

Например, их знаменитая песня «Yesterday»- «Вчера»- является самым часто исполняемым произведением в мире. Существует более 2 500 перепевов этой композиции. Ещё «битлы» остались в истории как авторы самого большого количества музыкальных композиций, занимавших первые места в самых различных списках.


Памятка «Слушателям рока»

  1. Рок-музыка поднимает настроение, разряжают накал чувств, но важно правильно выбрать дозу.


  1. Силу или громкость музыки нужно осторожно регулировать. Большая громкость утомляет и может стать причиной глухоты.


  1. Рок-музыка в стиле Элвиса Пресли, "Роллинг Стоунз" или Майкла Джексона в небольших количествах способна снять нервное и мышечное напряжение, нейтрализовать воздействие других громких, неприятных звуков.


  1. Если ты любишь и слушаешь только рок-музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет, поэтому ее нужно сочетать с прослушиванием классики. Она успокоит, расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией - в ней есть все. Надо лишь услышать.









ЗАЯВКА

на участие в конкурсе

«Лучшее электронное приложение к уроку»

Фамилия

Подплетенная

Имя

Светлана

Отчество

Николаевна

Должность

Учитель музыки

Образовательное учреждение

МОУ Пролетарская СОШ №5

Город (село)

г. Пролетарск

Район

Пролетарский район

Телефон для связи

89081978037

E-mail

-----------------------

Направление (учебная деятельность, внеклассная деятельность, дополнительное образование)

учебная деятельность

Тема разработки

Музыка и здоровье

Образовательная область

технология

Учебный предмет

музыка


















Карточка ресурса

1.

Тема (проблема)

Музыка и здоровье

2.

Вид ресурса (иллюстрация, презентация, интерактивное задание, виртуальная лаборатория и др.)

презентация

3.

Автор(ы):

(ФИО, должность, территория, образовательное учреждение)

Подплетенная Светлана Николаевна учитель музыки

МОУ Пролетарская СОШ №5

4.

Краткая аннотация




- Презентация содержит элементы анимации, гиперссылки на другие файлы, скрытые слайды с дополнительным материалом.

- Работа предназначена для учителя музыки и учеников.

- Презентация охватывает все этапы урока. Ее показ и работу с ней можно начинать с первых минут урока.


5

Ключевые слова


Музыка

Рок

Здоровье

6.

Класс


7

7.

Предмет


музыка

8.

Раздел


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

9.

Тема урока по учебному плану

Исследовательский проект

10.

Файлы ресурса: (наименование и объем)

Презентация 8.08 Мб






© 2010-2022