- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа по специальности Блокфлейта
Рабочая программа по специальности Блокфлейта
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Виногорова Н.А. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
« Детская музыкальная школа № 22» Приволжского района г. Казани
УТВЕРЖДЕНО ПЕДСОВЕТОМ ДМШ № 22
ПРОТОКОЛ № ͟
ОТ « » 2014 г.
Рабочая образовательная программа
«Специальность блокфлейта»
преподавателя
Виногоровой Надежды Анатольевны
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
Специфика духовых инструментов определяет не только различные сроки обучения игре на этих инструментах, но и возраст, а точнее возрастное физическое здоровье учащегося. Поскольку возраст желающих играть на духовых инструментах порой достигает всего 6-7 лет, то нормальной практикой в нашей стране стало первоначальное двух-трёх годичное обучение на блокфлейте. Освоение в таком возрасте «большого» духового инструмента(гобой, фагот, саксафон, труба, тромбон, туба и т. д.) является задачей практически не выполнимой, ввиду недостаточности физических кондиций ребёнка. Поэтому блокфлейта - замечательная альтернатива своим большим собратьям. Мы привыкли говорить о блокфлейте лишь как о вспомогательном инструменте, подготавливающем юного исполнителя к переходу на «большой» инструмент. В то же время блофлейта является инструментом вполне самостоятельным и самодостаточным. Стоит лишь вспомнить, что для неё писали свои произведения величайшие композиторы: А. Вивальди, Г.Ф. Тельман, Г.Ф. Гендель, И.С. Бах. Блокфлейта в европейских странах зачастую звучит на лучших концертных площадках. Желание вернуть блокфлейте некогда утерянные позиции, и позволить ей занять подобающее своей истории и возможностям место, и побудило к написанию этой программы.
Представленная программа направлена на:
−создание благоприятных условий для развития личности учащегося;
−формирование художественного вкуса, культурного и профессионального самоопределения учащегося;
−на выявление и развитие творческих способностей детей;
−на приобщение учащегося к общечеловеческим ценностям мировой и отечественной культуры и искусства;
−профилактику асоциального поведения;
Актуальность создания данной программы продиктована современными объективными условиями. При лёгкости как самого инструмента, так и звукоизвлечения на нём, блокфлейта даёт возможность знакомить учащегося со всеми общими основными правилами и принципами духового исполнительства. Это и постановка дыхания, и понятие об атаке звука, и принципы работы амбушюра(от фр.bouche-рот). И это не говоря уже о том, что аппликатура блокфлейты весьма схожа с аппликатурой многих деревянных духовых инструментов. Блокфлейта позволяет в полной мере изучить все разновидности «штрихов», все возможности нюансировки.
Программа является рабочим учебным курсом и базируется на следующих принципах дидактики:
● доступность (в начале изучаемые произведения должны быть небольшими по протяжённости; впоследствии крупные пьесы целесообразнее учить по частям- сначала тему, а затем вариации или импровизации);
● последовательность движения от простого к сложному;
● наглядность( исполнение произведений преподавателем, прослушивание аудио или просмотр видеозаписей);
●связь с практикой (полезно введение в программы эстрадных произведений и обработок (переложений) широко известных классических или народных мелодий, изучение джазовых стандартов).
Педагогическая целесообразность введения данной программы в том, что она даёт возможность всем желающим, независимо от их природных данных, получить начальное музыкальное образование.
Цель программы - создание наиболее благоприятных условий для решения задач индивидуального подхода к обучению игре на блокфлейте.
Задачи программы:
● формирование общей культуры личности и музыкального кругозора;
● через обучение игре на на блокфлейте привить интерес и любовь к музыке, к достижениям мировой и российской культуры;
● помочь раскрыть музыкальные способности учащихся;
●дать возможность постичь азы начального музыкального образования детям со слабыми музыкальными данными;
●освоить различные ритмические и стилистические особенности исполняемых произведений;
●выработать усидчивость и настойчивость при достижении цели.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы - 6-14 лет.
Сроки реализации программы.
Обучение проходит по 7-летней программе. Основной формой учебно-воспитательной работы является урок. Режим занятий по специальности - индивидуальный. Количество академических часов в неделю в соответствии с учебными планами. В первые годы обучения ( в 1 и 2 классах) наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые занятия, при которых время урока целиком (или какая-либо его часть) используются для работы с двумя - тремя учениками одновременно. Это даёт педагогу возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора учащихся. Обучение игре на блокфлейте требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. При игре на блокфлейте активно работают лёгкие, губной аппарат, напрягаются определённые мышцы тела. Правильная постановка губного аппарата и исполнительского дыхания являются одним из необходимых условий успешного обучения.
Постоянное внимание следует уделять также точной интонации - важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.
Ученика следует также познакомить с историей инструмента, его строением, правилами ухода за ним.
Большое значение для музыкального развития учащихся имеет работа с концертмейстером. Исполнение произведений в сопровождении аккомпанемента обогащает музыкальные представления учащихся, помогает лучше понять и усвоить содержание произведения. Исполнение с аккомпанементом укрепляет и совершенствует интонацию и ритмическую организацию, заставляет добиваться согласованного ансамблевого звучания.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, даётся в годовых требованиях. Предполагается, что преподаватель в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершённости исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Всё это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.Индивидуальный план зависит от уровня способностей и возможностей учащегося, особенностей его психофизического развития. План для каждого учащегося составляется к началу полугодия.
Ожидаемые результаты.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно исполнять на блокфлейте пьесы, соответствующие по уровню сложности произведениям репертуара детской музыкальной школы. Владение основами игры на блокфлейте должно позволить детям продолжить общение с музыкой, став музыкантами - любителями, стать ценителями музыки, понимающими характер, форму, стиль музыкального произведения, а также участвовать в самодеятельности или просто музицировать.
Формы контроля успеваемости учащихся.
С 1 по 5 классы обучение проводится по инвариантной программе. Обязательными являются выступления учащихся дважды в год на технических зачётах и на академических концертах ( репертуар выступлений различен по степени трудности, ученики первого года обучения в конце первого полугодия по решению преподавателя могут не принимать участие в академическом концерте).
Обучение в 6-7 классах происходит по вариативной программе. По результатам переводного экзамена за 5 класс происходит более чёткое деление учащихся на две группы ( повышенный уровень и уровень инструментального музицирования). Повышенный уровень обучения(6-7 классы). В него входят одарённые дети и некоторые дети со средними музыкальными способностями. Исполнение выпускной программы по нотам не разрешается. Необходимым элементом учебного процесса является систематический контроль успеваемости учащихся, который осуществляется как текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Текущий контроль - это контроль, осуществляемый регулярно на уроках. Он оценивает уровень подготовки ученика к уроку, работоспособность, восприимчивость учащегося во время самого урока, степень усвоения изучаемого материала. По результатам текущего контроля выводятся четвертные и годовые оценки. Проводимые дважды в год технические зачёты и академические концерты - это промежуточная аттестация, где выступление учащегося оценивают все преподаватели отделения духовых инструментов. Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, фестивалях, конкурсах и т.д. может приравниваться к выступлению на академическом концерте. Экзамен проводится в конце пятого , седьмого года обучения, что соответствует требованиям новых учебных планов Министерства культуры РФ 2003 года и 2005 года(новая редакция), утверждённых Федеральным агентством по культуре и кинематографии. Экзамен учащихся оценивает комиссия, состоящая из директора школы, заведующего учебной частью, заведующего и преподавателей отделения духовых инструментов. Учащиеся, сдающие выпускной экзамен, в течение года дважды прослушиваются с исполнением произведений выпускной программы. Второе прослушивание - это генеральная репетиция экзамена. Оба прослушивания оцениваются комиссией, состоящей из преподавателей отделения, заведующего учебной частью. Оценка, полученная на экзамене, заносится в свидетельство об окончании музыкальной школы. Предполагаемые репертуарные списки по классам являются примерными, они содержат произведения различной степени трудности и дают большой простор для проявления педагогом инициативы. ( Примерные репертуарные списки по классам даны в Приложении в программе).
Программа по классу блокфлейты
Первый класс
Годовые требования:
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные гаммы, в тональностях до 1 знака включительно ( в медленном движении ), 3-5 этюдов; 4-6 пьес.
Этюд ( по выбору)
Р.н.п. « Ходила младешенька по борочку»
В.А. Моцарт «Аллегретто»
Второй класс
Годовые требования:
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 1 знака включительно ( в медленном движении); 3-5 этюдов и упражнений; 4-6 пьес.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес ( в медленном движении).
Этюд ( по выбору )
В.А.Моцарт «Майская песня»
И.Дунаевский «Колыбельная песня»
Третий класс
Годовые требования:
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 2-х знаков включительно; рекомендуется начать изучение исполнительского приёма «двойное стаккато» ( в медленном движении); 3-5 этюдов и упражнений; 4-6 пьес.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес в ( умеренном движении).
Этюд ( по выбору )
Д. Шостакович «Шарманка»
П. Чайковский «Сладкая грёза»
Этюд ( по выбору)
Ш. Данкла «Романс»
Д. Бонончини «Рондо»
Четвёртый класс
Годовые требования:
В течении учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий в тональностях до 3-х знаков включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах; 3-5 этюдов и упражнений; 4-6 пьес.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес.
Этюд ( по выбору )
М. Регер «Резвость»
Д. Ширинг «Колыбельная»
Этюд ( по выбору )
П. Чайковский Вальс из «Детского альбома»
Г. Гендель «Аллегро»
Пятый класс
Годовые требования:
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до 4-х знаков включительно, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах; чёткого стаккато ( в том числе двойного ); 3-5 этюдов и упражнений; 4-6 пьес ( в том числе ансамбли и 2-3 произведения крупной формы).
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения лёгких пьес.
Этюд ( по выбору )
Ж. Сенайе «Котильон»
И.С. Бах Страсти по Матфею «Ария № 19»
Этюд ( по выбору )
Ж.Б. Люлли «Соната №4»
Шестой класс
Годовые требования:
В течение учебного года проработать с учеником: мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений в тональностях до 4-х знаков включительно; хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах ( терциями, двойным стаккато) в быстром темпе; добиваться одинакового звучания регистров; 3-5 этюдов и упражнений; 4-6 пьес ( в том числе ансамбли и 2-3 произведения крупной формы).
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения лёгких пьес.
Этюд ( по выбору )
С. Прокофьев Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»
М. Петренко «Вальс»
Этюд ( по выбору)
А. Вивальди «Концерт g-moll» (1 часть)
Седьмой класс
Годовые требования:
В течение учебного года проработать с учеником: в порядке повторения все пройденные мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий и их обращений; доминантсептаккорды во всех пройденных тональностях, хроматическую гамму в различных штрихах и ритмических вариантах ( терциями, двойным стаккато) в быстром темпе; 3-5 этюдов и упражнений; 4-6 пьес ( в том числе ансамбли и 2-3 произведения крупной формы).
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения лёгких пьес.
Экзаменационные требования:
На экзамене учащийся должен исполнить три пьесы различного характера или одно произведение крупной формы и одну пьесу.
Примерные экзаменационные программы:
Б.Марчелло «Концерт c-moll» (1 часть)
С. Рахманинов «Вокализ»
И.С. Бах «Ария из оркестровой сюиты D-dur»
Л. Фейгин «Скерцо»
А. Корелли «Сарабанда и Жига»
После раздела «Годовые требования» даются примерные перечни музыкальных произведений, рекомендованных для исполнения в течение года на академических концертах. Этюды по выбору (здесь и далее) даны из сборников: «Учебный репертуар для ДМШ: Флейта,1,2,3,4,5 классы». Киев 1977-1981.
Рекомендуемые учебные пособия и сборники педагогического репертуара:
● Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 1 / Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка»,1990.
● Музыкальная мозаика. Детские пьесы и песни для блокфлейты и ф-но. Выпуск 2 / Сост. В. Мурзин. - Москва «Музыка», 1990.
● Лёгкие пьесы зарубежных композиторов / Сост. Н. Семёнова - Санкт-Петербург, 1998.
● Хрестоматия для блокфлейты / Сост. И. Оленчик - Москва, 2002.
● Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ - Киев, 1973.
● Избранные произведения для флейты / Сост. Н. Платонов. - М.,1976.
● Келлер Э. Десят этюдов для флейты. - М., 1980.
● Келлер Э. Пятнадцать этюдов для флейты. - М.,1985.
● Келлер Э. Этюды для флейты. Тетр. 2 - М.,1980.
● Педагогический репертуар для флейты / Сост. Ю. Должиков - М., 1976.
● Педагогический репертуар для флейты / Сост. Ю. Должиков - М., 1982.
● Платонов Н. Тридцать этюдов для флейты. - М., 1978.
● Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1988.
● Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1 - 4 классов ДМШ. - М., 1986.
● Пьесы русских композиторов для флейты / Под ред. Ю. Должикова. - М.,1984.
● Старинные сонаты / Ред. Ю. Должикова. - М., 1977.
● Тесаков К. Сборник ансамблей для духовых инструментов: Для старших классов ДМШ - Минск, 1982.
● Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 1 класс - Киев, 1977.
● Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 2 класс - Киев, 1978.
● Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 3 класс - Киев, 1979.
● Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 4 класс - Киев, 1980.
● Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс - Киев, 1981.
● Хрестоматия для флейты: 1,2 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М., 1976.
● Хрестоматия для флейты: 3,4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М., 1978.
● Хрестоматия для флейты: 3,4 классы ДМШ / Сост. Ю. Должиков. - М., 1982.
● Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Ю. Должиков. - М., 1972.
● Ягудин Ю. Лёгкие этюды для флейты. - М., 1968.
-