• Преподавателю
  • Музыка
  • Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к классической музыке через разные виды деятельности»

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к классической музыке через разные виды деятельности»

Цель занятия: Обогащение мировосприятия детей  красотой и лиризмом музыки, поэзии. Накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания произведений классической музыки. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к классической музыке через разные виды деятельности. Задачи: Стимулировать способность элементарно анализировать музыкальное произведение. - Проводить сравнительный анализ между произведениями двух разных композиторов.                 - Продолжать формировать музыка...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Ф.И.О. Андреева Ольга Владимировна

Музыкальный руководитель

1 квалификационная категория.

Место работы: г. Маркс МДОУ №2 Д/С «Родничок»

Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к классической музыке через разные виды деятельности»

Контактная информация:

Сот.тел. 89061513886





"Приобщение детей дошкольного возраста к классической музыке".
Актуальность темы


Актуальность темы заключается в том, что многие современные концепции гуманизации дошкольного образования признают незаменимое влияние музыкального искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты.

Все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры. Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры.
Дошкольное детство - период, наиболее благоприятен в отношении становления музыкальности. Музыка окружает нас с самого рождения. Малыш еще не знает язык, не понимает слов, но, слушая колыбельную, успокаивается и засыпает. Упущенное в дошкольном детстве - невосполнимо!

На музыкальных занятиях дети много слушают музыку: это музыка разучиваемых песен и музыка, сопровождающая движения (пляски, упражнения, игры), т.е. ту музыку, которая выполняет важную, но прикладную роль. Однако, с третьего года жизни нужно специально слушать именно классическую музыку.

В младшей группе детского сада ребятам понятен и очень нравится «Детский альбом» П.И. Чайковского и такие пьесы как «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков» сразу находит отклик в душе ребенка (вызывают чувства сопереживания, радости). При повторном прослушивании малыши узнают эти пьесы, понимают их содержание, рассказывают о характере пьесы. В младшем возрасте дети очень хорошо воспринимают сказочные образы: «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргского, «В пещере горного короля» Э.Грига. Малыши хорошо понимают термин «музыка умеет рассказывать» и никогда не боятся этих образов, часто просят послушать еще и еще эти пьесы. Пьесы «Аквариум», «Слон», «Длинноухие» К. Сен-Санса, «Балет невылупившихся птенцов» М.П. Мусоргского, «Бабочка» Куперена - вызывают просто восторг у малышей и желание подражать данным персонажам, так ребятки к окончанию младшей группы с легкостью узнаю 3-5 классических произведений.

Со средней группы ребятам даются понятия «музыку пишет композитор», и мы вновь имеем возможность вернуться к «Детскому альбому» П.И. Чайковского, к «Картинкам с выставки» М.П. Мусоргского, творчеству Э. Грига. В средней группе ребята понимают содержания пьес, но и говорят о разном характере музыки. В этом возрасте музыкальный кругозор расширяется: дети слушают музыку М.И. Глинки «Марш Черномора», «Арагонская охота», «Полет шмеля» Римского-Корсакова и другие.

Со старшей группы мы говорим с детьми о средствах музыкальной выразительности, используем термины: высота звука, динамика, лад, называем музыкальные инструменты, которые исполняют данное музыкальное произведение.

Слушая классическую музыку, у ребенка развивается воображение, музыкальная память, внутренний слух. Дети любят и радуются классической музыке.

Давайте вместе прививать детям желание слушать классику, находить в этом радость. И пусть малыш воспринимает музыку по-своему. Ему это необходимо. Ведь музыка - это самый субъективный вид искусства.

Вопрос о музыкальном репертуаре, на котором строится развитие дошкольника, очень важный и острый. Здесь безусловное предпочтение должно быть отдано классической музыке.

Современная поп-музыка, культивируемая средствами массовой информации и звучащая отовсюду громко и постоянно, оказывает (по мнению психологов) сильнейшее отрицательное влияние на слабую нервную систему, эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка. Слушайте классическую музыку с малышами в деском саду, дома, в концертном зале. Будем слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой!!!!!!!



Цель занятия: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки, поэзии. Накапливать опыт музыкальных впечатлений в результате прослушивания произведений классической музыки.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к классической музыке через разные виды деятельности.

Задачи: Стимулировать способность элементарно анализировать музыкальное произведение.

- Проводить сравнительный анализ между произведениями двух разных композиторов. - Продолжать формировать музыкально - слуховые певческие представления.

- Проявлять творческие возможности в выразительном исполнении танцев.

- Развивать творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством творческой деятельности над созданием коллективной работы - осеняя картина.

Оформление: На стене изображение пианино, скрипки, арфы. Стол, накрытый скатертью, по краям стола подсвечники со свечами, портреты композиторов, цветы.

Оборудование: Магнитофон, телевизор, проигрыватель DVD.

Ход занятия:

Под музыку « Менуэт» дети входят в зал, останавливаются перед гостями.

Муз.рук.: Ребята! Наша встреча сегодня будет проходить в музыкальной гостиной. Обратите внимание, сколько к нам пришло гостей. Давайте их поприветствуем.

Девочки -

Мальчики -

Какое у вас настроение? (ответ детей). Прекрасно! Тогда проходите на места, и мы с вами отправимся в страну музыки. (Под музыку садятся на стулья).

Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужна музыка? А можно прожить без нее? (ответ детей).

Музыка всегда с нами. Она внутри нас, вокруг нас. Ведь щебет птиц, плеск волн, шелест травы и деревьев - это тоже музыка, музыка природы, которая родилась раньше нас с вами. Но пришел человек и сотворил из природных звуков искусство, великое искусство - музыку.

Мы довольно часто слышим ее абсолютно везде. Но есть иная музыка, которая по-другому нами воспринимается. Это классическая музыка, музыка, дошедшая до нас из далеких времен.

Включить «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. ( На фоне музыки муз. рук. продолжает).

Муз.рук.читает: Прекрасен музыки волшебный мир,

И в радости мы с нею, и в печали,

Пусть рвутся ее звуки из квартир,

Пусть прозвучит она и в этом зале.

Душою светел тот, кто дружит с ней,

Кто слушает ее чарующие звуки…

И мир для всех становится светлей,

И в дружеском пожатье крепнут руки.

Не правда, ли, прекрасная музыка и прекрасные стихи. Стихи помогают нам понять музыку, услышать, о чем она рассказывает. Сегодня мы с вами будем слушать, и говорить о музыке замечательных композиторов.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив

Его названье…скрипка.

У нас в гостях преподаватель школы искусств по классу скрипки - Ахлупкина Валентина Сергеевна. Валентина Сергеевна еще и замечательная мама нашего воспитанника Данилы. Для вас в ее исполнении прозвучит «Вальс» из детского альбома Чайковского, а аккомпанировать ей будет Богачева Наталья Валерьевна. (Аплодисменты).

Посмотрите как красива и изящна скрипка. Скрипку за необычный звук называют королевой оркестра. Ребята, а в состав какого оркестра входит скрипка?

Чтобы так замечательно играть, нужно очень долго учиться. Это огромный труд. Ребята, вам понравилось? Давайте поблагодарим. (Гости уходят).

А теперь послушайте уже знакомое вам произведение.

Звучит «Осенняя песня» П. И.Чайковского

Кто помнит, как оно называется и имя композитора? (ответ детей). Правильно, П.И. Чайковский, «Осенняя песня» из альбома «Времена года». (Открыть альбом с иллюстрацией осенней картины).

О чем нам рассказала музыка? Что вы услышали в ней? Давайте мы будем передавать друг другу осенний листочек, и делиться своими впечатлениями. (дети, передавая листок, подбирают слова к музыке).

Музыка жалобная, задумчивая, мягкая, певучая, ласковая, добрая, красивая, спокойная, тоскливая, печальная, плавная, напевная, унылая. Передает настроение поздней осени. В ней слышится шум дождя, порыва ветра, шелест облетающей листвы. Чайковский любил осень. Он много времени проводил в прогулках, наблюдая, как меняются краски природы, дышал запахом влажной земли. В альбоме 12 небольших пьес, которые отражают в музыке каждый месяц года. Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью.

Как вы думаете, эта музыка вокальная или инструментальная? (ответ детей). А кто исполнил эту музыку? Звучание, каких инструментов вы услышали, назовите. (Ответ детей).

А сейчас мы с вами ребята попробуем через движения передать свои ощущения, плавность и кружение музыки «Осенняя песня». Чтобы ваша импровизация выглядела более яркой, можете использовать некоторые элементы из моей осенней корзины. (в корзине лежат цветные шарфики, листочки).

(Дети выходят на середину зала и под музыку импровизируют танцевальные движения).

ИМПРОВИЗАЦИЯ «ОСЕНЬ». Звучит «Осенняя песня».

Молодцы ребята! (спросить у детей кто что показывал).

Садитесь. (Дети садятся).

Муз. рук: Ребята! А вы знаете, что альбом «Времена года» есть у еще одного композитора. Его имя Антонио Вивальди. Это итальянский композитор, скрипач. (Показать портрет). И я вам предлагаю сейчас послушать его произведение «Осень» и сравнить с музыкой Чайковского. (Дети слушают).

Муз. рук: Чем отличается произведение П.И. Чайковского от музыки Вивальди? (ответ детей). У Чайковского музыка грустная, а у Вивальди - радостная, потому что осень тоже разная. Когда на улице светит солнце, деревья все красивые, тепло - на душе радостно. А если пасмурно, идет дождь, дует ветер, срывая листья с деревьев - нам становится грустно, тоскливо. Давайте еще раз повторим имя композитора - Антонио Вивальди, запомните пожалуйста.(дети повторяют имя композитора).

Муз. рук: Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень - не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Поэты тоже воспевают осень в своих произведениях. Давайте мы вспомним стихи об осени? (2 - 3 реб. прочитают стихотворения об осени, затем муз.рук. начнет и предложит детям хором продолжить ).

Осень наступила, высохли цветы.

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях. (Алексей Плещеев).

Муз. рук: Ребята я предлагаю вам сейчас стать композиторами. Вы будете сочинять мелодию к словам этого стихотворения. Я начну, а вы продолжите. У каждого должна получиться своя мелодия, постарайтесь не повторять друг друга. (Педагог показывает пример, несколько детей выполняют задание).

Муз. рук: Молодцы ребята, здорово у вас получилось! А теперь мы вместе выполним упражнения для дыхания: «Ветер щеки толстые надул, надул и на деревья пестрые подул, подул…»(дети надувают щеки и резко сдувают «Пф - у - у!»). А теперь исполним попевку. Возьмите по одному листочку. Листочком мы будем показывать движение мелодии. (Дети поют «Листик полетел (ре - ля). Листик мой упал (ля - ре)). Про осень сочиняют песни и наши современники. Сейчас мы споем песню «Осень невидимка». У вас под стульчиками лежат музыкальные инструменты, при помощи которых мы украсим песню.

Дети исполняют песню «Осень невидимка».

( спросить у детей какой инструмент что изображал).

Муз. рук: Недавно у нас прошел праздник осени. Девочки исполняли танец «Дождинки». А музыка, под которую они танцевали, называется вальс из балета «Жизель» написал французский композитор Адольф Адан.(показать портрет композ.) Давайте еще раз посмотрим этот танец и послушаем музыку. Мальчики будут зрителями.

Опять пришла к нам осень,

Взял зонтики народ.

Мы дождика не просим,

А он все льет и льет.

Девочки исполняют танец «Дождинки».

Муз. рук: А сейчас мы давайте повторим имена композиторов, чьи произведения вы сегодня услышали. (ответ детей). Какая музыка звучала сегодня на нашем занятии (ответ детей). Наша встреча в музыкальной гостиной подходит к концу. Вы внимательно слушали, правильно пели, красиво двигались под музыку. Мы еще раз убедились в том, что классическая музыка - это прекрасная музыка, о которой можно долго говорить, фантазировать, слушать, танцевать. Может быть, кто-то из вас, когда вырастет, станет знаменитым музыкантом, композитором, поэтом или художником. А помогут ему в этом наши встречи в музыкальной гостиной. И под впечатлением всего увиденного и услышанного, чтобы образ осени оставался в вашей памяти, давайте изобразим осеннюю картину. А музыка будет помогать вам фантазировать. Для вас будет звучать романс на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая».

(дети под музыку делают картину).

Муз. рук: Я думаю, что картина уже готова! Вы сегодня славно потрудились! И чтобы эта картина еще долго радовала ваши взоры и напоминала о нашей встрече, поместите ее на самое видное место. Занятие закончено. До свидания! (дети под музыку выходят из зала).

























© 2010-2022