• Преподавателю
  • Музыка
  • Урок в исполнительском классе музыкального колледжа Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций

Урок в исполнительском классе музыкального колледжа Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство культуры Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан Салаватский музыкальный колледж











ФОРТЕПИАННАЯ ТЕХНИКА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Разработка открытого занятия

по междисциплинарному курсу «Специальный инструмент»

(фортепиано)









Выполнено преподавателем

высшей педагогической категории

Л.М.Коваленко















Салават 2015



ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Фортепианная техника как необходимое условие формирования профессиональных компетенций студентов исполнительского отделения

Вид занятия: плановый индивидуальный урок в исполнительском классе (фортепиано) со студенткой 2 курса исполнительского отделения Ильтимировой Кристиной.

Продолжительность урока: 45 минут

Тип урока: урок закрепления имеющихся знаний, умений и навыков; учебный практикум.

Репертуарное содержание урока:

- Гаммовый комплекс

- К.Черни Этюд № 10, ор. 299

Цели:

Оценка эффективности применяемых технологий, методов и приемов учебно-воспитательной работы.

Формирование четких представлений студента о фортепианной технике, о требованиях к исполнению, способах и приемах разучивания инструктивного учебного репертуара.

Задачи:

Воспитательные задачи - формирование интереса и положительной мотивации к профессиональному обучению; представлений о целенаправленной работе за инструментом;

Обучающие задачи - выработка практических технико-игровых навыков, соответствующих метроритмической организации и штриховой артикуляции гаммового комплекса, а также художественным задачам и фактуре этюда; активизация музыкально-слуховых представлений;

Развивающие задачи - расширение зоны внимания; развитие моторики, беглости пальцев и четкой штриховой артикуляции на основе слухового контроля.

Планируемые методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение, передача знаний в готовом виде);

  • репродуктивный (действие по образцу или правилу);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов, прослушивание произведения в аудио записи);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • частично поисковый (организация поиска решения исполнительских задач под руководством педагога).

Оборудование урока:

  • класс для индивидуальных занятий с двумя роялями;

  • метроном;

  • нотные сборники этюдов.

Технические средства обучения:

  • ноутбук для прослушивания аудио записи (из интернет ресурсов)

Дидактический материал:

  • Методическая памятка для работы с учебным репертуаром (раздел «Этюды»);

  • Письменная внеклассная работа студента с использованием интернет ресурсов по теме: «Карл Черни, этюды»

Прогнозируемый результат:

- ясные представления о дальнейших методах и способах самоподготовки,

- исполнение с улучшениями в процессе работы в классе.

План урока:

I тематический блок - гаммовый комплекс, примерно 20 минут

II тематический блок - Этюд Черни № 10, ор. 299, примерно 20 минут

Итоги занятия, рефлексия; домашнее задание и рекомендации по самоподготовке - примерно 5 минут.

ХОД УРОКА

1.Организация начала урока.

Проверка готовности студента к началу занятия, наличия необходимого оборудования. Вступительное слово - тема урока, его тип и вид, цели и задачи, план проведения, прогнозируемые результаты.

2.Проверка выполнения домашнего задания и работа в классе:

2.1. Первый тематический блок - гаммовый комплекс

Вопросы по теоретической части I блока -

  • Что подразумевается под «Фортепианной техникой»?

(Это необходимое средство для передачи художественного замысла композитора, беглость, сила, ловкость, штриховая внятность, физическая выносливость, владение мелкой и крупной техникой и т.п.)

  • Как называют музыкальный материал, специально предназначенный для развития техники? (Его называют инструктивным)

  • Что можно отнести к инструктивному материалу?

(К инструктивному материалу относятся основные фундаментальные формулы - мы их называем «гаммовый комплекс», а также упражнения и этюды)

Практическая часть I блока -

  • Прослушивание домашнего задания - исполнение основных технических формул в тональности (по выбору студента)

Беседа по поводу исполненного - самооценка, достоинства, недочеты. В затруднительных случаях - корректировка оценки с помощью вопросов, напоминания критериев: темповых, ритмических, звуковых.

Повторные проигрывания в классе (возможно фрагментарно) с целью устранения недочетов, поиска штриховой артикуляции, посильного темпа, определения слабых мест и приемов их проучивания («вычленение», игра каждой рукой отдельно).

Акцент на неуклонный слуховой контроль артикуляции и синхронности, координации движения и сохранения группировки, особенно в интервалах сексты.

Установление рабочего темпа с помощью метронома для дальнейшего исполнения.

Определение самостоятельно студентом и/или педагогом исполнительских задач и способов работы на дальнейший период.

2.2. Второй тематический блок - К. Черни Этюд № 10, ор.299

Вопросы студенту по внеклассной работе с литературными источниками и интернет ресурсами по теме «К. Черни, этюды»:

  • Кто такой Карл Черни? (Карл Черни - представитель венской школы, пианист, композитор и педагог, оставил огромное количество этюдов, упражнений)

  • Какие сборники этюдов К. Черни являются до сих пор наиболее популярными в педагогическом репертуаре? (Это «Избранные фортепианные этюды» в обработке Г.Гермера, «Школа беглости пальцев» ор.299 и «Искусство беглости пальцев» ор.740)

  • Много ли этюдов удалось сыграть в музыкальной школе?

  • Нравятся ли этюды К. Черни, которые сейчас включены в учебный репертуар? Чем?

  • Каковы впечатления от предварительного знакомства со звучанием этюда на рекомендованном сайте?

Практическая часть:

  • прослушивание исполнения студентом Этюда № 10 ор.299 (отдельно по партиям с учетом роли и предназначения каждой из них в общем строе произведения).

Мнение студента о степени полноты передачи им характеристики каждой партии, технической состоятельности, исполнении звуковых задач и фразировки.

Прослушивание аудио записи разучиваемого этюда в исполнении американской пианистки Вивен Слатер (запись с сайта artofpiano.ru ) с целью художественной оценки исполнения, определения характера звучания, охвата формы в целом.

Установление с помощью метронома рабочих темпов для а) игры по партиям и б) всей фактуры в целом.

Работа в классе (фрагментарно) над наиболее сложной в техническом отношении партии левой руки - проработка «альбертиевых басов» в наиболее сложных вариантах (с задержанным басовым звуком), в переходах от одной технической формулы к другой (такты 24-25, 28-29). Нахождение для мелодии (партия правой руки) необходимой звуковой характеристики - глубины и полноты тона, ощущения веса руки. Фразировка, тональный план. Осознанное динамическое соотношение мелодии и сопровождения. Крупные разделы формы.

3.Итоги занятия, рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели урока. Адекватность самооценки студента оценке преподавателя. Получение студентом информации о реальных результатах его работы на уроке. Мобилизация студента на осмысление своих действий и самооценки. Перспектива последующей работы.

4.Домашнее задание, рекомендации по выполнению

Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания:

1.Весь гаммовый комплекс исполнять в едином метрическом пульсе. Темп умеренно-подвижный (установлен по метроному). Внимание координации и синхронности движения, особенно в противоположном направлении. Для более тщательной проработки продолжить использование приема «вычленение».

2.Соединить фактуру этюда. Темп умеренный (установлен по метроному). Обеспечить динамический баланс между мелодией и фигурациями в сопровождении, ориентируясь на общий характер звучания. В необходимых случаях продолжить доработку каждой партии способами, использованными в классе.



Методическая литература:

  • Айзенштадт С.А. Учитель музыки. Жизнь и творчество Карла Черни. - М., Композитор, 2010

  • Бирмак А. О художественной технике пианиста М., 1973

  • Гат Й. Техника фортепианной игры. М., 1967

  • Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М., 1971

  • Мильштейн Я. О воспитании техники пианиста /кн. «Методические записки по вопросам музыкального образования», вып.I М., 1996

  • Петрушин Е. Музыкальная психология М., 1997

  • Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. - Л., 1978.

Интернет ресурсы:

  • artofpiano.ru - сайт о фортепиано, фортепианной музыке и пианистах, аудио записи исполнения композиций (в т.ч. этюдов Черни);

  • belcanto.ru - статья о К.Черни;

  • wikipedia.org - свободная энциклопедия, К Черни;

  • piano-sheets.ru - форум пианистов (ноты, видео уроки)



© 2010-2022