Влияние музыки на ребенка

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Влияние музыки в развитии творческой деятельности  детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство,  способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка,  побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям,  вест...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Влияние музыки на ребенка

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, т.е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Я учу прислушиваться к звучанию, сравнивать сходные и различные звуки, знакомлю с их выразительным значением, отмечать характерные смысловые особенности художественных образцов, учу разбираться в структуре произведения. Дидактическая игра на звук высотный слух: "Птицы и птенчики".

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации.

Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Занятие ритмикой, основание на взаимосвязи музыки и движения, улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление.

Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие.

1. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

2. Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство.

Стараюсь проявить это у детей в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Побуждаю ребёнка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и своё собственное отношение.

Например: "Дождик". "Кап-кап".

3. Следующий вид музыкальной деятельности -детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте я побуждаю детей к созданию простейших песенных импровизаций; например пропеть своё имя: "Катя", "Ка-тень-ка", комбинировать знакомые танцевальные движения, создавать новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

4. Ещё один вид музыкальной деятельности музыкально-образовательная, которая предполагает, усвоение детьми элементарных сведений о музыке, её выразительных особенностях, а также приобретение определённого запаса навыков и умений в различных видах исполнительства.

Музыкальные занятия - основная форма организации воспитания, обучения, развития детей - базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Я провожу занятия в соответствии с программой, планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Распределяю материал на несколько занятий, организую каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Стараюсь заинтересовать детей последующими занятиями, рассказываю, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику. Делаю так, чтобы предыдущие занятия были связаны с последующими. Намечаю примерную схему организации учебного процесса: знакомлю с новым материалом, разучиванию частично усвоенного, закрепляю полученные знания. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Я стараюсь настроить детей на переживание в связи с меняющимся характером музыки. Например: "Колыбельная" Г.Свиридова - грустная музыка. "Клоуны" Д.Кабалевского - веселое, озорное произведение. Я детям рассказываю о музыке, знакомлю с выразительными средствами, обращаю внимание на форму произведения: на характер контрастных частей, фраз. Ребята запоминают некоторые понятия, например: "Музыкальное вступление", "запев и припев", "музыкальная фраза" и т.д. Дети не просто говорят о музыке "весело - грустно", но и "нежно", "приятно" и "ласково", "печально", "скучно", "сурово". Они легко справляются с заданием, если ЛА. понимают его смысл. Например, спокойную колыбельную песню следует пень напевно, не спеша, негромко, чтобы добиться выразительного исполнения.

Главная моя задача- научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Я расширяю репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой, например: "На горе-то, калина" - хоровод, "А я по лугу гуляла", "А мы Масленицу дожидались", "Вдоль по улице метелица метет" и т.д. Пение народных песен знакомит с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи, например:

Сорока-сорока Русская народная прибаутка.

Основной формой музыкальной деятельности у нас в детском саду является музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности. Игре на детских музыкальных инструментах я уделяю особое внимание, так как именно дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. Работу по обучению детей игре на музыкальных инструментах стараюсь проводить организованно и последовательно. Знакомлю детей с инструментами как на музыкальных занятиях, так и во время работы кружка и индивидуальной работы с детьми. Я применяю разнообразные методические приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, слушание музыки в грамзаписи. В процессе обучения детей игре на детских музыкальных инструментах пользуюсь попевками из "Музыкального букваря"Н.А.Ветлугиной. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Развлечения с использованием музыки /концерты, детские оперы, музыкальные игры-драматизации, кукольные спектакли, веселые соревнования, викторины и т.д. являются важным средством углубления музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия. Вдумчивое использование развлечений расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности. Насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность, а следовательно, и активность детей ко всему, что предлагает им в ходе развлечений. Содержание развлечений складывается из специально подобранного художественного материала различного характера, в зависимости от поставленных целей. Я этим материалом определяю смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. Развитие сюжета требует театрализации. Для передачи образа я разрабатываю композицию, например музыкальная сказка "Аленький цветочек". Дети пели и танцевали под фонограмму и под инструмент. Загадки и аттракционы я использую в форме концерта, соревнования и т.д., например "Осенины" я проводила в виде двух соревнующихся команд. С помощью развлечений я создаю у детей радостное, приподнятое настроение, воспитываю в них гуманные чувства. Чтобы развлечения были интересными, привлекательными, включаю в их программу игру на музыкальных инструментах, например музыкальные игрушки я использую на "Новогоднем празднике". Дети - "Петрушки" танцуют возле елки с погремушками. Движения показывает Снегурочка, пришедшая к детям на праздник, а зайчик разрешает каждому постучать но бубну. Детям раздаю звоночки, приглашаю подойти к домику Снегурочки и позвонить или /разбудить её/. Развлечения, посвященные дню рождения детей, не обходятся без музыки. По желанию именинников ребята играют индивидуально и выступают ансамблями. Часто на этих развлечениях дети инсценируют песни, разученные на музыкальных занятиях, с большим желанием и интересом играют в музыкально-дидактические игры. Игры помогают нам не только сделать этот день неповторимым, веселым, но и закрепить знания и навыки ребят, приобретённые на музыкальных занятиях и в процессе индивидуальной работы. Особенно дети любят игру музыкально-дидактическую "Веселый маятник". У нас в детском саду проводятся разнообразные развлечения. Виды их зависят от характера участия в них детей. С одной стороны, это развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей; такие развлечения обычно проводятся взрослыми, например кукольный спектакль "Теремок" средняя группа. Содержание обычно таких развлечений носит познавательный характер. С другой стороны, это развлечение, где дети - сами активные участники и исполнители. Репертуар при этом доступный возрастным возможностям детей, учитываю уровень их знаний, умения и навыков. Основная цель таких развлечений - активизировать, проявления ребят, выявить их инициативу, вызвать эмоциональный подъём и просто доставить радость, например музыкальная сказка "Золушка", подготовленная группой. В то же время провожу и такие развлечения, в которых активное участие принимают и взрослые и дети. Содержание таких развлечении разнообразно так, чтобы действия детей и взрослых логично объединялись. Формы развлечения я подбираю многообразными вариативными, поскольку зависит не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Музыкальные сказки, "Вербное", "Русский хоровод", "Веселая карусель", 1 апреля "Весёлый смех" и т.д. Концерты обычно включают различные виды деятельности: сольные, ансамблевые, хоровое исполнение песен, плясок, художественное чтение, игру на музыкальных инструментах, использование небольших сценок, например концерт посвященный "Дню защитника Отечества".

Музыкально-литературные композиции создаю на основе монтажного соединения различных по жанру, стилю, ритму и содержанию художественно литературных произведений, например "Пасха"в подготовительной группе.

Музыкальные игры и игры - забавы являются интересной формой развлечения и провожу я их с детьми всех возрастов. Сюжетность и образность этих развлечений органически сочетается с музыкой, например: "Колядки", "Масленица". Как форма организации детской музыкальной деятельности, праздники и развлечения сочетаются с другими видами театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной и помогают решать важные нравственно-эстетические задачи воспитания.

Музыка- один из видов искусства который обращение непосредственно к человеческому чувству. Именно поэтому в душу маленького человека её не следует вводить через сознание, т.е. через пояснение интерпретацию. В музыке есть необъяснимая тайна которая овладевает нашими сердцами, а может быть, музыка с самого рождения живёт в наших душах. Только нужно не загубить это хрупкое волшебство и особенно бережно относится к маленьким детям, ведь они так ранимы и их так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков. В силу того что звук - одно из интенсивных средств влияния на психику человека, дети, особенно маленькие, очень живо реагируют на разнообразные звуки (шум, голос, музыка). Если речь фоном и не выступает как средство обращения, у малыша пропадает ориентировка на понимание смысла слов и его речевое развитие затормаживается. Только осмысленная, обращенная к ребёнку речь взрослого вызывает у малыша стремление понять смысл слов. Ситуация с музыкой аналогична. Для эмоционального переживания ребёнком музыки недостаточно, чтобы она была фоном. Музыка должна стать ещё одним средством нашего общения с детьми. Дети всегда должны видеть, что для нас музыка несёт содержание, что мы внимательны к ней, что она рождает у нас определённый эмоциональный отклик. Дети должны почувствовать, что состояние, вызванное солнечным или напротив, пасмурным днём, первым снегом или листопадом, может выражено через музыку. Способность чувствовать и переживать необходима человеку. Наша задача - сохранить и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять. Необходимо стремиться к тому чтобы по мере становления интеллекта детей эмоциональность и способность к образному восприятию окружающего мира не подавлялись логикой, а дополняли и обогащали образ этого мира. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Впечатления детства человек проносит всю свою жизнь. Обращение с музыкой, картинами великих художников с литературными произведениями формирует творческую личность, создаёт благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л.С. Выготского, "умных эмоций". Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольников. Музыка - искусство "интонируемого смысла" (Б. Асафьев), что и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек, способный чувствовать и сострадать. Приоритетное направление в музыкальном развитии с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Исполнитель, т.е. музыкант-педагог, занимает в этом звене ведущее место. От его вкуса, выразительного исполнения зависит художественность вкуса и предпочтении маленького слушателя. Считаю необходимым развивать у дошкольников потребность в постоянном общении с настоящей музыкой - народной, классической, современной. Музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо так организовать эту деятельность. Чтобы она радовала его, вызывала только положительное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть на хорошем знании ребёнка: его интересов и предпочтении, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизических особенностей. Чтобы приобщение ребенка к музыке состоялось, взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать.

© 2010-2022