- Преподавателю
- Музыка
- Сценарий урока музыки для 7 класса Транскрипция
Сценарий урока музыки для 7 класса Транскрипция
Раздел | Музыка |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Устинова Е.Ю. |
Дата | 02.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок в 7 классе
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция
Ход урока
Презентация. Слайд 1(Тема урока)
Учитель: Сегодня нас опять ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной инструментальной музыки. Но для начала я хотела бы Вас спросить, а что такое камерная музыка?
Ученики: Камерная музыка - это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.
Презентация. Слайд 2 (Определение инструментальной камерной музыки с гиперссылками на живописные полотна)
Учитель:Камерная инструментальная музыка - (итальянское camera, буквально - комната). Музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей* (гиперссылка на слайд 3), или солирующих инструментов** (гиперссылка на слайд 4), предназначенная для исполнения в небольшом помещении (гиперссылка на слайд 5).
Презентация. Слайд 3
* Дирк Гальс «Домашний концерт»; Татьяна Назаренко «Домашний концерт» (гиперссылка на слайд 2)
Презентация. Слайд 4
** Джордж Гамильтон Баррабл «Песня без слов»; Эдуард Мане «Флейтист» (гиперссылка на слайд 2)
Презентация. Слайд 5
Учитель: Сейчас я предлагаю Вам сделать небольшую творческую работу. На слайде выписаны жанры камерной музыки, среди которых представлены как вокальные жанры, так и инструментальные.
серенада;
каприс;
ноктюрн;
фуга;
баллада
прелюдия;
этюд;
баркарола;
романс;
соната;
Выпишите в один столбик камерные вокальные жанры, а в другой - камерные инструментальные жанры.
Ученики: А если один и тот же жанр можно отнести и к вокальным, и к инструментальным?
Учитель: Спасибо за Ваш вопрос. Действительно, на слайде есть ряд жанров, которые мы можем отнести как к вокальным, так и к инструментальным. Значит, в вашей работе должен появиться третий столбик. (На творческую работу отводится 2-3 минуты) Я, думаю, Вы без труда справились с этой творческой работой. Назовите мне, пожалуйста, те жанры камерной музыки, которые Вы выписали в третий столбик.
Ученики: Серенада, баллада, баркарола, романс.
Учитель: Кто из вас может привести музыкальные примеры названных жанров?
Ученики: Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» - вокальный жанр, а «Романс» Г.В. Свиридова - инструментальный. Баллады Ф. Шопена - инструментальный жанр, а баллада
Ф. Шуберта «Лесной царь» - вокальный.
Учитель:Молодцы! Итак, мы поведем разговор о вокальных и инструментальных жанрах, которые получили своё второе рождение, благодаря творческой фантазии и композиторскому вдохновению, как русских, так и зарубежных композиторов. Такая обработка музыкального произведения с целью внесения новых выразительных элементов, иногда для исполнения на другом инструменте, называется - транскрипция.
Презентация. Слайд 6 -7
-Кто это сказал и о ком? (читаю).
Презентация. Слайд 8
«Когда играет Лист, не думаешь больше о преодолеваемых трудностях, рояль исчезает, и нам раскрывается музыка». Так сказал об исполнительском мастерстве Ференца Листа Г. Гейне. В XIX веке транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно-виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. Наиболее ярко этот жанр представлен в творческом наследии выдающегося венгерского композитора
Ф. Листа. Огромной популярностью пользовались этюды Ф. Листа по каприсам Н.Паганини. Но для начала давайте послушаем Каприс 24 Н. Паганини.
Слушание и обсуждение
Презентация. Слайд 9
Учитель: Знакома ли Вам эта музыка?
Ученики: Да, знакома. Мы слушали это произведение на наших уроках.
Учитель: Тогда, может быть, кто-нибудь из Вас вспомнит, а что такое каприс?
Ученики: Определение не вспомню, а вот исходя из музыки, каприс - это произведение изысканное и виртуозное.
Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но давайте внесём ясность в это определение.
Презентация. Слайд 10 (Определение каприса)
Учитель: Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение каприс?
Ученики: Это произведение как будто иллюстрирует только что прозвучавшее определение. Тема причудлива? - Да! Тема капризна? - Да! Изложение блестящее - Да!
Учитель: В какой форме написано это сочинение?
Ученики: В форме вариаций.
Презентация. Слайд 11 (Определение вариации)
Учитель: Ф. Лист написал этюд по капрису 24 Н. Паганини. Послушайте и ответьте на вопрос: почему композитор выбрал жанр этюда для данной транскрипции?
Презентация. Слайд 12-13
слушание
Ученики: Эта пьеса очень виртуозна и демонстрирует высокий технический уровень исполнителя.
Домашнее задание
Презентация. Слайд 14 (Домашнее задание)
Учитель: Запишите в тетрадь свои впечатления от этой музыки. Составьте схему развития музыкального образа в форме вариаций.
Учитель: Лист боготворил музыку австрийского композитора Франца Шуберта, видя в ней высшее выражение лирической поэзии в звуках. Среди фортепианных транскрипций Листа такие известные творения Шуберта, как «Лесной царь», «Серенада», «Форель», «Ave, Maria» и др. В начале нашего урока, Вы отметили, что баллада - это жанр камерной музыки, который может быть представлен как вокальный, так и инструментальный. И сейчас мы ещё раз в этом убедимся.
Слушание и обсуждение
Презентация. Слайд 15-16
Учитель:Вспомните первую интонацию вступления баллады. Можете ли Вы определить характер всего произведения по этой интонации?
Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?
Ученики:Уже с первых тактов мы чувствуем напряжение, волнение и тревогу.
Учитель: Давайте, послушаем фрагмент этой баллады (слушание).
Презентация. Слайд 17
Презентация. Слайд 18 (Определение баллады)
Учитель:Наряду с другими произведениями Ф. Шуберта, баллада «Лесной царь» взволновала Ф.Листа и он создал виртуозную транскрипцию «Лесной царь», которую я предлагаю Вам послушать в исполнении пианиста Евгения Кисина в видеозаписи.
Слушать и смотреть
Презентация. Слайд 19-20
Учитель:-Какими средствами передаёт композитор содержание баллады Шуберта?
Ученики: В транскрипции баллада «Лесной царь» заиграла новыми красками. Так звучание темы отчаявшегося отца звучала в низком регистре, а стенания младенца - в высоком. Мне кажется, что от этого баллада только выиграла.
Учитель: Я с уважением отношусь к Вашей точке зрения, но может быть не стоит быть столь категоричными. Что усилил Лист в своей пьесе: лиризм, драматизм, трагизм?
Ученики: Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наверное, правильно было бы сказать, что общее впечатление наполняет душу драматизмом, сцены с Лесным царём более лиричны, а финал - безысходен и потому особенно трагичен.
3. Заключение
Учитель: Каждый раз, знакомясь с новым произведением, мы обращаем пристальное внимание на круг образов и разнообразную палитру чувств, которые передают средствами музыкальной выразительности композиторы. Но какое же это счастье, когда композиторы, стремясь воплотить в своих произведениях сюжетную линию, достигают совершенства и зрелищности, а мы слушатели можем это услышать и понять.
5