• Преподавателю
  • Музыка
  • Проект музыкально-литературной композиции «Один день из жизни ребенка» по произведениям из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Проект музыкально-литературной композиции «Один день из жизни ребенка» по произведениям из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Авторы-составители- Ф.И.О. Бондарева Марина Николаевна, преподаватель хоровых дисциплин. Чекменева Светлана Владимировна, преподаватель по классу фортепиано Страна: РФ Область: Челябинская. Город: Куса Тип и вид ОУ: Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 г.Кусы»  (МБУДОД «ДШИ №1 г.Кусы») Цель проекта: Новый взгляд на цикл “Детский альбом” П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского, х...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы-составители-

Ф.И.О. Бондарева Марина Николаевна, преподаватель хоровых дисциплин.

Чекменева Светлана Владимировна, преподаватель по классу фортепиано

Страна: РФ

Область: Челябинская. Город: Куса

Тип и вид ОУ: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 г.Кусы» (МБУДОД «ДШИ №1 г.Кусы»)



Проект музыкально-литературной композиции

«Один день из жизни ребенка» по произведениям

из «Детского альбома» П.И.Чайковского

Цель проекта: Новый взгляд на цикл "Детский альбом" П.И.Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств, а именно: музыки П.И.Чайковского, хореографических постановок-Зубова Т.А, поэзии Виктора Лунина, иллюстраций Веры Павловой и рисунков учащихся художественного отделения ДШИ, мультипликационного фильма-Союзмультфильм «Детский альбом».

Задачи:

Образовательные:

Расширить знания об истории создания цикла для фортепиано "Детский альбом" через цитирование некоторых фрагментов переписки композитора.

Познакомить ребят с поэзией Виктора Лунина, автора стихов к циклу П.И.Чайковского "Детский альбом", а также продемонстрировать исполнение хорошо знакомых пьес цикла в новой интерпретации.

Подчеркнуть образность восприятия ряда пьес цикла через творчество художницы Веры Павловой.

Воспитательные:

Приобщение детей к истории создания цикла "Детский альбом" и демонстрация современности и актуальности творчества П.И.Чайковского в наши дни;

Провести анализ инструментального исполнения, вокальной интерпретации пьес "Детского альбома", хореографических постановок и детских рисунков.

Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Развивающие:

Формирование музыкального вкуса;

Развивать исполнительские, вокально-хоровые навыки;

Формировать образное мышление;

Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Форма проведения: музыкально-литературная композиция.

.

Примечание: презентация представляет собой ряд информационных слайдов, которые связаны гиперссылками на видеоряд (мультипликационный фильм «Детский альбом», видеоклипы).

Оборудование:

компьютер;

проектор;

звукоусиливающая аппаратура (колонки);

фортепиано, аккордеон, шумовой оркестр

Материалы:

презентация;

нотный материал;

музыкальные фонограммы.

Подготовительная работа

На предварительных уроках учащиеся-инструменталисты разучивают музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И. Чайковского, учащиеся- хореографы- танцы «Вальс», «Полька», учащиеся-художники готовят иллюстрации по прослушанным пьесам из «Детского альбома»

Обсудить с детьми образы, которые навевает музыка; предложить детям самим выбрать ту или иную роль, которую они будут исполнять. Организовать с учащимися, исполняющими главные роли, репетиции.

Записать на электронные носители пьесы из "Детского альбома" для прослушивания в домашних условиях.

Домашнее задание для детей и родителей: придумать и воплотить идеи того костюма, который бы соответствовал образу.

Привлечь детей, родителей и коллектив Детской школы искусств для создания декораций музыкально-литературной композиции.

Уникальность спектакля в том, что это единственное прочтение фортепианного цикла великого композитора в вокальном, инструментальном, фортепианном живом звучании; жанрами хореографического и изобразительного искусств, представлены некоторые пьесы данного цикла. Кроме того, сюжет имеет сценическое, театрализованное воплощение. 24 пьесы сборника П.И.Чайковского представлены в едином сюжете, воссоздающим один день из жизни ребенка. Через простые события-детские игры, горе девочки, у которой разбилась любимая кукла, утешение ее новой куклой, семейным праздником Рождества, исполнением разнообразных песен и танцев разных стран, получение подарков от папы, вечерние сказки, гадания, молитвы -перед нами воссоздаются картины жизни и быта 19 века. Но, самое главное,- возвращаются вечные ценности, порой забытые в наше время!

Дети нашего проекта - учащиеся музыкального, хореографического и художественного отделений МУДОД ДШИ№1 г. Кусы.
Взрослые - преподаватели ДШИ.

Руководители проекта - Бондарева М.Н., Чекменева С.В.

Роли исполняли:

Володя - Крупин Егор, ученик 1 класса художественного отделения

Таня - Мариянчук Вероника

Владимир - Стахеев Дима

Татьяна - Бикмухаметова Диана

Ведущий - Чекменева С.В.

Мама - Шулакова Л.Н.

Няня - Зубова Т.А.

Служанка - Михеенкова Н.А.

Звучит «У камелька» (из цикла «Времена года»)

Ведущий: Мы попадаем с вами в 19 век, в имение Л.В.Давыдова - мужа родной сестры П.И.Чайковского. У него была большая семья и П.И.Чайковский относился к многочисленным племянникам, точно к собственным детям. Он не редко слушал, как они занимаются на фортепиано, долбя скучные, хоть и необходимые, гаммы и экзерсисы. Может быть, именно тогда ему пришла в голову мысль, которой он вскоре поделился с Надеждой Филаретовной Фон Мекк: «…не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков, безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями…». В мае 1878 года в Каменке, на Украине, Петр Ильич пишет «Детский альбом». Это своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Словно сидя в детской, композитор внимательно смотрит кругом, и сюжеты приходят, кажется, сами собой…

Таня: Володя, Володя, ну где же ты? Ты снова прячешься от маменьки?

Володя: Ну просто я не хочу играть эти трудные гаммы и упражнения… Ой, смотри, письмо!

Таня:Не хорошо читать чужие письма.

Володя:Оно не чужое. Это дядя Петя написал.

«Скажи Вовику (ну это же я!!!) что напечатаны ноты с картиночками, что эти ноты сочинил дядя Петя, что на них написано- Посвящается Володе Давыдову... Это мне!!! Читает дальше Я напишу Юргенсону, чтобы послал в Каменку экземпляр.

Таня: Вот видишь письмо было для папеньки.

Володя: А мы его положим на место и никто не узнает.

Служанка: Господа прислали вам сюрприз. (подает коробку с бантом)

Володя:Ой, а что это такое?(открывают коробку, достают ноты)

Таня: тут написано «Детский альбом-сборник легких пьес для детей. Подражание Шуману» (листает сборник) Да это же ноты!

Володя: Смотри, да это же наши игры - вот «Марш деревянных солдатиков», а вот «Нянина сказка», «Баба-яга».

Таня: Не спеши, читай все по порядку. Смотри, первая пьеса называется «Утренняя молитва».

Володя: А почему?

Таня: Вспомни, мы же начинаем каждый новый день с молитвы, с обращения к Боженьке.

На экране клип «Утренняя молитва».

Таня: Володя, посмотри, как пасмурно за окном.

Володя: Наверное вьюга начинается.

Вьюга стонет, тучи гонит к озеру близкому по небу низкому.

Тропки скрыло, потемнело. Кружево нежное, легкое, снежное

Вьюга стонет, тучи гонит, спрятала все пути, чтобы не пройти.

«Зимнее утро» слайд

Выходит мама

Таня: Мамочка, как хорошо, что ты пришла

Володя: За окошкам так холодно и неуютно.

Таня: и на душе как-то тревожно…

Мама: Успокойтесь, дорогие. Я пришла, чтобы пожелать вам доброго утра. И знайте, пока я с вами, все будет хорошо.

«Мама» аудиозапись, стенд- портреты мам ( работы учащихся художественного отделения).

Володя: Мамочка, почему ты такая грустная?

Мама: Думаю, когда дядя Петя сочинял это произведение, вспомнилась ему наша дорогая и любимая маменька… Ну, довольно грусти, ребятки, встречайте-ка дорогих гостей, а я пока пойду займусь хозяйством, дам распоряжения.

Входят дети

Володя: А вы даже не представляете, что у нас есть!

Дети: Что?

Володя: Лошадки!

Дети: Настоящие?

Володя: Ну не совсем. Ну вот, смотрите! Ждут меня в коробке кони - это маленькие пони, Пони в яблоках, гнедые, рыжие и вороные

Смело выставлю их в ряд - пусть вперед они помчат.

Ансамбль ложкарей ( Печерский С., Харламов Ф., Харламова Д., Гурдина К.,, Улатов Ж., Гагарин Ж.) преп. Егорова Н.А.)

«Игра в лошадки» Слайд-шоу рисунков(работ) учащихся художественного отделения).

Володя: Ну да, лошадки есть, а где же солдаты?

А-а! Вот и наша доблестная армия. Равняйсь, Смирно!

Что-то у них получается! А ну-ка вы покомандуйте, а мы марш для них сыграем. Митя, хватит свою книжку читать…

Младший хор «Марш деревянных солдатиков»( преп. Бондарева М.Н.)

Таня: Мальчики уже поиграли, теперь дайте поиграть и девочкам. У вас есть лошадки и солдатики, а у нас есть куклы и старая любимая и совсем, совсем новая, вот смотрите.

Девочки: Ой, какие косы, а какое платье, дай посмотреть…

Звучит «Новая кукла» исп. Власова Н. 4 кл. преп. Михеенкова Н.А.

(Девочки садятся и играют)

Володя: Я тоже хочу посмотреть вашу новую куклу ( берет куклу). Она еще и красивая! А я вам ее не отдам…

Девочки: Отдай! кукла падает.

Таня: Ой, что это с ней. Она разбилась… Володя, это все ты!

Володя: Да я нечаянно, честное слово!. Ну давайте отнесем ее на диван. Уложим спать, потом дадим чаю с малиной, вызовем доктора.

«Болезнь куклы» видеоклип.

Таня: Кажется ей помочь уже ничем нельзя… Придется отнести ее в чулан.

«Похороны куклы» аудиозапись. Все уходят.

Выходят повзрослевшие Владимир и Татьяна.

Татьяна: Так проходит наше детство, полное разнообразных и очень важных для нас событий, радостей и печалей.

Владимир: Наступает пора взросления, когда живешь в ожидании чего-то светлого, волнующего, пытаешься понять, кто ты и зачем пришел на эту землю.

Татьяна: И вот наступает твой первый в жизни настоящий, большой бал. Ты кружишься в чарующем ритме вальса, чувствуешь себя почти наравне со взрослыми…

Владимир: А помнишь, как мы танцевали вальс в детстве? Ведь тогда, как в прочем и сейчас, вальс был самым распространенным бытовым танцем. Его любили и взрослые и дети.

Татьяна: Как же не помнить? Особенно замечательно было, когда аккомпанировал Петр Ильич, он всегда с восторгом делился этими воспоминаниями в своих письмах родным и друзьям.

«Вальс» исп. ф-п. ансамбль Баталова Влада и Мичкина Настя (6 кл.), преп. Чекменева С.В..

Владимир: А вот полька, пожалуй, одна из самых детских пьес цикла. В ней атмосфера шумного детского веселья, праздничных балов для маленьких, которые часто бывают в нашем доме.

«Полька», играют Сюзева Марина( 2 кл.) и Чекменева С.В, танцуют Рамазанова Регина, Бабкина Наталья (учащиеся 5 класса хореографического отделения)

Владимир: Сестренка, позволь пригласить тебя на мазурку.

Татьяна: Я принимаю приглашение. Считай, что мазурка обещана тебе! Ну я не понимаю, ты же не очень любишь это танец.

Владимир: Это не то, что можно назвать словом не люблю. Мазурка-обязательный танец на каждом балу. Ты же знаешь, просто она сложна, капризна, прихотлива. Мне хочется ее получше усвоить.

Татьяна: Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало, Паркет трещал под каблуком

Тряслися, дребезжали рамы, Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по ласковым доскам

«Мазурка» исп. фп.ансамбль Акшенцева П, Ляпина Л. ( 5 кл.) преп. Чекменева С.В. Видео «Мазурка»

Татьяна: Что за шум за окном, Володя?

Владимир: Да это же праздник на улице! Посмотри, вон гармонисты, за ними - танцоры, а поют -то все вместе!

Ведущий: Много странствовал Чайковский по свету, но истинно душа его - это русская народная музыка, её какая-то теплота, искренность. Тронула его сердце русская народная песня «Голова ль, моя, головушка», и вот, она уже звучит в Русской песне. Услышал где-то незамысловатый наигрыш на гармонике, и вот - шуточная зарисовка «Мужик на гармонике играет», а уж бойкую, задиристую «Камаринскую» и подавно узнает каждый русский человек.

Татьяна: Действительно, три пьесы русского цикла можно назвать малой энциклопедией русской народной музыки. Здесь представлены все жанры: вокальный - «Русская песня», инструментальный - «Мужик на гармонике играет», танцевальный - «Камаринская».

Песня русская, ширь привольная, то кручина в ней, то тоска.

То головушка сердобольная, знать, поэтому, доля горька.

И березонька сиротливая на холодном и стылом ветру,

Лейся, песня неприхотливая, ты, как капля росы поутру!

Звучит «Русская песня» Видеоклип

«Мужик на гармошке играет» (ансамбль ложкарей Власов Е., Улатов Ж. преп. Егорова Н.А.)

«Камаринская» исп. Жуков Вадим( 3 класс) преп. Чекменева С.В.

Татьяна: Уж, как, вы нас потешили.

Владимир: Вот так музыканты. А теперь пришла пора отправляться в дальние путешествия вместе с волшебной музыкой П.И Чайковского.

Ведущий: В период душевного кризиса Петр Ильич покинул Россию, посетил Швейцарию. А в основном жил в Италии. Италия- необыкновенная страна! Где все буквально дышит музыкой! Однажды, прогуливаясь по улицам Флоренции он услышал пение. Оказалось, что пел мальчик лет 10-11 под аккомпанемент гитары. Он пел чудным, густым голосом с такой законченностью, с такой теплотой, какие у настоящих артистов редко встречаются.

«Итальянская песенка» исп. Минуллина А. (2класс) преп. Михеенкова Н.А.

Ведущий: «Итальянская песенка» прелестна, но иногда по настроению ему больше по душе «Старинная французская песня».

Татьяна: так и слышится песня рыцаря у врат средневекового замка, обращенная к прекрасной даме сердца.

Ведущий: На самом деле эта пьеса не связанна с впечатлениями от путешествия за границу. Композитор хотел вернуться в атмосферу детства, связанных с его французскими воспоминаниями и с любимой гувернанткой Фанни Дюрбах.

«Старинная французская» исп. Естехина И.( 2класс) преп. Михеенкова Н.А.

«Старинная французская песенка» исп. Нечунаева Н. преп. Шулакова Л.Н.

Ведущий: А вот следующая пьеса всегда казалась ему очень забавной, даже смешной.

Татьяна: А я представляю Герцель и Гретту, будто сошедших со страниц сказки братьев Гримм.

Герцель и Гретта так дружны всегда, не страшны беда, бури, холода.

Герцель и Гретта брат с сестрой - друг за друга горой!

«Немецкая песенка» исп.Бутяева Юля (3 класс) преп. Чекменева С.В.

Владимир: Это море предо мною, это небо голубое,

Это солнечные сети - как без них прожить на свете?

Татьяна: Мой Неаполь - место сердцу дорогое,

Не расстанусь я с тобою, мой Неаполь, никогда!

«Неаполитанская песенка» исп. Крапивин И. преп. Бондарева М.Н., конц. Чекменева С.В.

Ведущий: Вот и закончилось путешествие. Множество впечатлений, прежде всего музыкальных, множество эмоций, новых ощущений, но как хочется вернуться в тепло домашнего очага, к родным и близким, которые с нетерпением всегда ждут тебя.

Владимир: Ну, а из путешествий мы возвращаемся повзрослевшими, умудренными жизнью людьми.

Татьяна: Но так хочется снова вернуться в детство, где маршируют деревянные солдатики, а вечером ждет нянина сказка.

Выходят Няня с двумя девочками.

1 девочка: Няня, ну расскажи нам сказку, только страшную.

2 девочка: Нет, лучше смешную

Няня: Усаживайтесь, дорогие мои, поудобнее, и будет вам сейчас сказка. И страшная и смешная.

Владимир: Нянина сказка загадок полна - вечная схватка зла и добра.

Тихо дремлет в камине огонь. Няня, свою протяни мне ладонь.

«Нянина сказка» (фрагмент из мультфильма «Детский альбом») Стук.

1 девочка: Няня стучит кто-то

2 девочка: Мне страшно, я боюсь

Няня: Не бойтесь, дорогие мои! Я не дам вас в обиду, даже если это сама Баба яга

1 девочка: А она очень страшная?

Владимир: Как страшно! Вьюга злится иль не злится

От сказки няни с вьюгою не спится

Той сказки нет волшебнее на свете боятся вьюги маленькие дети.

«Баба-Яга» (фрагмент из мультфильма «Детский альбом»)

Владимир: Ночь навевает сны, сказку и явь смешав,

Из серебра луны звездный ковер соткав

Татьяна: На веках - пелена, ночь навевает сны,

И зимняя ночь - длинна, но я дождусь весны.

«Сладкая греза» исп.фп. ансамбль Крамеренко Тимофей и Дасаева Оля( 4 класс) преп. Чекменева С.В..

Ведущий: Думаю, что нам удалось постичь глубинный смысл «Детского альбома». С одной стороны - это жизнь ребенка, вашего современника, с другой - жизнь человека от восхода до заката.

Владимир: Но почему в рукописях последней была пьеса «Шарманщик поет», а в нотном издании - «В церкви»?

Ведущий: А вот это и есть загадка композитора, и разгадывать ее нам с вами!

«В церкви» (переложение для хора) исп. преподаватели Шулакова Л.Н., Михеенкова Н.А., Егорова Н.А., Бондарева М.Н., Чекменева С.В.

Выходят Владимир, Татьяна и маленький Володя

Владимир: Мне вдруг вспомнились музыки звуки

Словно в прошлом не знали разлуки

Татьяна: Детство, рояль, в памяти что-то,

Два дня из жизни, мелодии, ноты.

Володя маленький: Зимнее утро, мои размышленья, игры, и мамы родной наставленья

Татьяна: Новая кукла, болезнь, в сердце грусть, и в вихре вальса я снова кружусь.

Владимир: Потом были танцы и тур по Европе, а сердце томило печальное что-то. Вот мы и дома, давно уж пора, Нянина сказка, Баба яга.

Татьяна: Сладкая греза сомкнула ресницы - пусть что-то светлое детям присниться.

Володя маленький: Закончится ночь, утро настанет Страхи ночные, как дымка растают.

Татьяна: Тьмы ты не бойся, она ведь не вечная.

Как песня шарманщика-жизнь бесконечная.

Владимир: Старый шарманщик степенно идет дочку свою он за ручку ведет

Что для нас радость, печаль-все пройдет.

Вместе: Жизнь победит, ведь шарманщик поет.

Финальная песня «Шарманщик играет»(переложение для голоса и ф-но) Исп. учащиеся и преподаватели, конц. Чекменева С.В.

Используемая литература:

  1. П.И.Чайковский «Детский альбом», Музыка, М, 1978г

  2. «Музыкальная жизнь» №1. Советский композитор. М, 1990г.

  3. youtube.com/watch?v=NXIM6RAvkcg&list=PL0B75D1AAB3337707

  4. festival.1september.ru/search?searchid=1987306&text=чайковский+детский+альбом

Проект музыкально-литературной композиции «Один день из жизни ребенка» по произведениям из «Детского альбома» П.И.Чайковского


© 2010-2022