Развитие творческой личности на занятиях хоровой музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческие личности на занятиях Театра хоровой музыки.

Пузаткина И.Г.

преподаватель высшей категории

Уральского Музыкального колледжа

имени Курмангазы.



Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики. Понимание детского творчества, важно для взрослого не только в смысле осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках, в «зёрнышке» , зародыше заложено, и может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить свой внутренний мир?

Прежде всего, научить его самому простому- находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное: стрекот кузнечиков в степи, пение птиц, шелест опавшей листвы под ногами…..Известно, что переживание чувства наслаждения прекрасным- это первое побуждение к творчеству.

Театральная деятельность- это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнок хочет воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Это ему даёт огромное эмоциональное наслаждение, помогает стремиться к чему- то прекрасному и неизведанному. И творческий потенциал ребёнка растёт именно тогда, когда он погружается в атмосферу, где живёт Искусство, Творчество, Фантазия, Поиск Прекрасного. И, наоборот, без творческой фантазии невозможно ребёнка увлечь, заинтересовать, обогатить его внутренний мир. Ведь, несомненно, творческое начало воспитывает в человеке способность интересоваться многим в различных сферах искусства, постепенно погружаясь в более глубокие и неисчерпаемые богатства этой области действительности, как наибогатейшей составной части духовной культуры человечества.

Приобщаясь к искусству, к его многочисленным граням, ребёнок шаг за шагом осваивает мир, узнавая самое лучшее в том, что его окружает, через знакомство с музыкой, живописью, танцами и непосредственно пением- хоровым и сольным.

Общеизвестно, что основой музыкального обучения и воспитания детей является их творческая активность, которая проявляется в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки. Однако, на практике педагоги- музыканты часто не уделяют должного внимания проявлению различных форм детского творчества.

Многочисленные проблемы исполнительского развития, особенно на начальном этапе обучения, не всегда позволяют педагогу найти учебное время и уделить внимание раскрытию творческого потенциала ребёнка и дальнейшему развитию его музыкального восприятия и воображения.

Длительная педагогическая практика показывает, что детский возраст и его психологическая характеристика- самый благоприятный период для таких творческих проявлений.

Неуёмная детская фантазия, энергия, артистизм буквально сами способствуют и направляют деятельность педагога на поиск и организацию специальных форм для их проявления.

Именно наблюдение и яркость творческих способностей учащихся обусловили идею о необходимости создания детского музыкального театра в средней образовательной школе- гимназии эстетического направления.

Так, в 2006 году в гимназии был создан 2Театр хоровой музыки». Основная цель создания театра- приобщение юных музыкантов к основам сценического искусства. Уже первые опыты в этой, столь интересной для детей, музыкально- сценической деятельности показали, как благодатны для приобщения к искусству именно младшие гимназисты.

Благодаря возникновению такого кружка, где воплощаются шаг за шагом идеи и замыслы воспитания детей через погружение в мир музыкально- театрального действия, где каждый ребёнок не только участник, но и творец, артист, музыкант, и даже сорежиссёр этого творческого процесс, ребята смогли поставить и продемонстрировать целый ряд ярких спектаклей, незабываемых мюзиклов, изысканных мини- опер, театрализованных песен. За небольшой период были поставлены спектакли и мини- оперы различных стилей. Это и музыкальная сказка «Репка»- незаслуженно забытое произведение композитора Николая Андреевича Голещанова с запоминающимися мелодиями, яркими темами, характеризующими всех сказочных персонажей. Дети охотно разучивали музыкальный материал, вживались в образы, создавали с музыкальным руководителем, воспитателями, преподавателем по ИЗО сценические костюмы, подбирали грим и причёски. Родители, бабушки, дедушки, все пришедшие на праздник сотрудники и учащиеся гимназии, аплодисментами и возгласами восторга встречали каждый удачный вокальный номер, мизансцену, оригинальный костюм, жест или мимику исполнителя.

За этой премьерой последовало много других работ, столь же интересных и поучительных для ребят. Это и музыкальная сказка « Как Курочка хлеб испекла» ( музыка С. Бодрёнкова, слова Б.Полухина, сценарий Ю. Николаева), спектакль- утренник « В зимнем лесу» ( музыка В. Николаева, текст и композиция движений Н. Алпаровой), мюзикл для малышей «Волшебный мешок» (музыка В. Бровко), мини- оперы по басням И.А, Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», столь полюбившиеся ребятам за яркость тем и доступность воплощения на сцене, в классе, на уроке словесности.Развитие творческой личности на занятиях хоровой музыки

Особое место в репертуаре занимает мюзикл Я. Дубравина «Брысь, или история кота Филофея», сыгранный ребятами неоднократно. «Брысь!»- хоть и небольшой, но настоящий мюзикл. Драматическая, но со счастливым финалом интрига, яркие разнохарактерные герои, борьба добра со злом, сильные чувства… В мюзикле 18 музыкальных номеров, перемежающиеся репликами, диалогами, монологами героев. Яркая, эффектная и изобретательная музыка создаёт атмосферу настоящего драматического действия, не давая слушателю расслабиться. Этот спектакль ребята показывали разноплановой публике- родителям, младшим гимназистам, пожилым людям, покоряя их своей талантливой игрой, искренностью и эмоциональностью. Развитие творческой личности на занятиях хоровой музыки

Занятия в Театре хоровой музыки проходят всегда в творческой атмосфере и очень насыщенно- это пение хоровых эпизодов и сольных номеров, сценодвижение и дикционные разминки, обсуждения сценария и грима, танцевальных движений и мизансцен- всё это очень интересно ребятам и помогает развивать в них весь комплекс творческих навыков.

Так как большую часть этих занятий дети поют, то это благотворно влияет на развитие голосового аппарата, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, а искусство театральной игры развивает фантазию и воображение ребёнка, помогает раскрыть эмоционально зажатых детей, и ,наоборот, организовать и мобилизовать непоседливых и невнимательных школьников.

Сцена требует от исполнителя открытости и естественного артистизма, а одухотворённый труд помогает осуществить становление внутреннего мира ребёнка по Законам Красоты.

Развитие творческой личности на занятиях хоровой музыки



© 2010-2022