Школьный проект Музыкальная шкатулка

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный проект Музыкальная шкатулка

Школьный проект Музыкальная шкатулка

Школьный проект Музыкальная шкатулка


Школьный проект Музыкальная шкатулка


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа № 107»


ул. Снежная, д. 33 г. Нижний Новгород, 603090,

тел. (831) 258 05 65, факс (831) 258 10 82

e-mail: [email protected]




Школьный социальный проект шумового ансамбля «Музыкальная шкатулка»

для обучающихся надомного обучения


(учитель-Зорина Галина Викторовна)




г. Нижний Новгород, 2015г.



Школьный социальный проект шумового ансамбля «Музыкальная шкатулка»

Актуальность проекта.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из наиболее актуальных проблем для современной России. Эти дети - самые слабые и незащищенные граждане нашего общества. Сниженный интеллект, дефицит эмоциональных впечатлений зачастую приводят к неадекватной реакции детей на различные изменения социальной среды и отсутствию активной позиции во взаимодействии с окружающей действительностью и социумом.

Эта острая социальная проблема может быть решена через адаптацию искусством: классической музыкой, живописью, музыкальным театром (опера, балет). Это и наш гражданский долг, и источник душевной радости при виде счастливых детских глаз.

Язык искусства универсален, так как это язык чувств, символичный и понятный всем, кто хочет его понять. Развивая творческие способности ребенка, мы снижаем его эмоционально-психическое напряжение, учим лучше понимать себя и других людей, формируем коммуникативные навыки сопереживания, доброты, взаимодействия, совершенствуем основные психические процессы - внимание, воображение, память, мышление. Вовлечение ребенка в творческий процесс, приобщение к миру искусства способствует реабилитации и профилактике стрессовых, депрессивных и патологических тенденций детской психики.

Становление детей невозможно без культурно-нравственного воспитания. Беседы о высоком искусстве, определение ориентиров в культурных ценностях, знакомство с миром театра - это те азы, на которых, как на кирпичиках, строится духовное основание человека. Искусство раскрывает для ребенка мир реально существующей красоты, которая играет огромную роль в формировании убеждений, влияет на поведение и доставляет эстетическое наслаждение. У детей формируются нравственно-этические нормы поведения, возникает увлеченность искусством, творческая энергия направляется в созидательное русло.

Программа шумового ансамбля «Музыкальная шкатулка» художественной направленности, разработана на основании типовой программы для внешкольных учреждений г. Москва, 1980г.

Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность:

- замедленный темп обучения;

-многократное повторение усваиваемого материала;

-постоянное исправление, корректирование игровых навыков детей;

-привлечение разнообразных приемов и методов игры на народных инструментах;

-подбор индивидуального репертуара каждому ребенку.

Занятия на музыкальных инструментах развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие. Музыка помогает преодолевать различные нервные и психические расстройства учащихся с проблемами здоровья.

Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

При создании надлежащих педагогических условий дети с интеллектуальной недостаточностью значительно продвигаются в эстетическом развитии. С этой целью в школе надомного обучения создан шумовой ансамбль «Музыкальная шкатулка».

Музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.

Шумовой ансамбль русских народных инструментов - это школа эстетического и нравственного воспитания культуры на народных традициях, школа внимания, коллективного творческого труда и дисциплины. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Основные задачи:

- прививать любовь к русским народным инструментам;
- развивать музыкально-эстетический вкус;
- выявлять одаренных ребят;

- расширять общий кругозор;

- сплотить коллектив;

- организовать досуг детей.

Создание шумового ансамбля предполагает многостороннюю образовательную работу:

- изучение истории происхождения музыкальных инструментов

- обучение игре на музыкальных инструментах

- ознакомление с музыкальными произведениями

- привитие навыков ансамблевой игры

- слушание музыкальных произведений

- проведение музыкально-образовательных бесед

В отличие от существующих программ данная программа шумового ансамбля «Музыкальная шкатулка разработана для детей коррекционной школы 8 вида с ограниченными возможностями здоровья и в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование музыкальных исполнительских навыков игры на народных инструментах, направлена на разностороннее развитие личности, способствует социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества, на основе выработанных традиционных методов обучения. Видов педагогических технологий много. В данной программе используется технология объяснительно-иллюстративного обучения, которая включает в себя технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его музыкальных способностей. В календарно-тематическом плане отражён конкретный репертуар для каждого воспитанника.

В коллектив принимаются все желающие ребята с 8 лет по 9 класс. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занимаясь с ансамблем руководитель должен настойчиво добиваться единства ритма, штрихов, динамики. В процессе коллективных занятий нужно стремиться развивать музыкальные способности (слух, ритм, память), знакомиться с элементами музыкальной выразительности. При проведении занятий важно учитывать возрастные особенности ребенка. В первоначальный период обучения необходимо найти такие формы анятий, которые могли бы заинтересовать ребят. Занятия должны проводиться в деловой и творческой атмосфере.

В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Можно утверждать, что кроме развивающих задач, игра на народных инструментах решает еще немаловажную задачу-оздоровительно-коррекционную, т.к. игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев.

Цель программы - дать представление о базовых навыках игры на шумовых инструментах.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.

Обучающие:

- обучить основам техники игры на ложках, ксилофоне, ударных и других инструментах, приемам самостоятельной и коллективной работы навыки игры на народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для игры на музыкальных инструментах, музыкально-исполнительные навыки.

Коррекционно-развивающие:

- развивать гармонический и мелодический слух в процессе обучения игре на музыкальных инструментах;

- корригировать и развивать психические процессы (моторную, двигательную память, слуховое внимание, концентрацию, слуховое восприятие на основе музыкальных упражнений), а также сенсорную деятельность, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать мотивацию к изучению предмета «Музыка»

- формировать интерес к народному музыкальному творчеству;

- развивать музыкальный вкус и общую культуру личности.

- воспитывать чувство товарищества и коллективизма;

- прививать навыки сценической деятельности

- формировать позитивные качества личности: трудолюбие, уверенность в себе, терпимость, умение сотрудничать и держаться на сцене.

Заключительное занятия-занятие-концерт.


Ожидаемый результат от реализации программы: снижение уровня агрессивности и тревожности у детей, улучшение детского самоконтроля, саморегуляции для успешной социальной адаптации детей и подростков с отклонениями в развитии.

В результате занятий по данной программе обучающиеся должны знать и уметь:

- различать тембры отдельных музыкальных инструментов;

- уметь играть тихо, громко с различными оттенками;

- понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле;

- держаться на сцене

Методы оценки результативности программы:

- посещаемость;

- отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);

- практический результат.

Способы определения результативности программы:

- игра на инструментах шумового оркестра;

-игра на 2-х и 3-х ложках

-игра на ксилофонах;

Формой подведения итогов реализации данной программы являются:

- зачетное занятие;

-исполнение сольных пьес и ансамблей внутри коллективов;

- участие в тематических школьных праздниках

- участие в отчетном концерте.


Содержание тем программы.


ТЕОРИЯ.

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Обучающиеся знакомятся с помещением, реквизитом, музыкальными инструментами. Изучают технику безопасности и правила поведения на занятиях. Теория.

2. Знакомство с инструментами шумового оркестра.

Теория. Беседа об истории возникновения шумовых-ударных инструментов.

Практика. Упражнения на звукообразование. Пробная игра на всех шумовых инструментах. Элементарные представления не только о строении шумовых-ударных инструментах, но и о том, что такое:

-правильная посадка при игре;

-движение рук: спокойная, без напряжения игра, задержка руки наверху
перед началом игры (люфт-пауза), выработка ритмичной игры;

-правильное положение рук при игре на шумовых инструментах;

-слуховое осознание чистого звукоизвлечения;

-игра элементарных упражнений в медленном темпе.


3. Развитие музыкального слуха, ритма.

Теория. Беседа о том, что такое музыкальный слух и ритм.

Практика. Упражнения на развитие музыкального слуха. Работа над координацией слуха и голоса. Вводятся упражнения с использованием ритмических мелодий. Наряду с упражнениями используется пение народных и исполнение детских популярных песен.

4. Работа над звукоизвлечением.

Теория . Объяснение и показ педагогом способов игры на ударных шумовых инструментах.

Практика. Элементарные исполнительские приемы игры на шумовых-ударных инструментах. Работа с ритм-машиной синтезатора. Игра в разных темпах и ритмах. Обучение игре: громко и тихо.

5. Формирование и развитие исполнительских навыков.

Показ педагога (демонстрация, исполнение произведений, сопровождаемое рассказом об этом произведении) проводится, как правило, самим педагогом и используется как вводное занятие при знакомстве с музыкальным репертуаром.

Разучивание музыкального материала. Педагог объясняет ребятам где (на какую долю такта) играет тот или иной инструмент. Практика.

Работа над ритмической схемой произведения.

Выразительность исполнения - продолжается работа над укреплением технических навыков и освоением репертуара. Обучение умению анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение.

Методы музыкального воспитания

определяются спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

- словесный (знакомство с новым произведением педагог начинает с беседы);

- наглядно-слуховой (по ходу беседы преподаватель исполняет фрагменты
музыкального произведения);

-стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания музыкального произведения или о впечатлении, которое оно должно оказать на слушателей);

-метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к произведению мимикой);

  • репродуктивный (разучивание и закрепление материала);

  • исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка и самооценка);

  • метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической
    деятельности).

Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных и творческих способностей школьников.

Охрана здоровья и жизни детей.

Одной из важных задач педагога является забота о здоровье детей. Учитывая состояние физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог чередует на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Навыки личной гигиены педагог прививает детям с первых занятий. Занятия ансамбля проводятся в актовом зале, в помещении хорошо проветриваемом и с хорошей акустикой.

Техническое оснащение для реализации программы:

-музыкальные инструменты (синтезатор, баяны, балалайки, инструментысшумового оркестра, домры, гитары)

-компьютер;

-музыкальный центр, телевизор ;

Дидактический материал

-музыкальные диски;
-музыкальная литература;
-портреты композиторов;
-музыкальные инструменты;
-дидактические игры.









Практический этап.

Календарно-тематическое планирование занятий шумового ансамбля «Музыкальная шкатулка».

Тема занятий

Дата

Количество часов

1

Беседа об истории возникновения шумовых и ударных инструментов

06.10

2

Игра на ложках «Кузнечик». Занятие с ксилофоном.

13.10

3

Игра на ложках.

Р.Н.П «А я по лугу»

20.10

4

Извлечение звука на ксилофоне «Во саду ли, в огороде»

27.10

5

Знакомство с трещотками, маракасами, треугольником «Во поле береза стояла

03.11

6

Игра на ложках разными ритмами «Кузнечик»

10.11

7

Ударные инструменты «Маленькой елочке»

17.11

8

«Коробейники»-ложкари, ударные-ансамбль

24.11

9

«Веселые гуси» по партиям

1.12

10

Разучивания «Я на горку шала» (по партиям)

8.12

11

«Частушка» Ксилофоны с аккомпанементом

15.12

12

«Частушка» -по партиям, «Кузнечик»- темп

22.12

13

«А я по лугу» отдельно по партиям

29.12

14

«Светит месяц» - по партиям, ложки, барабан

12.01

15

«Коробейники»-работа над темпом

19.01

16

«Маленькой елочке» по фразам с характером

26.01

17

«Бубенцы»-треугольник, ударные. Темп-медленно.

02.02

18

«Маленькой елочке» игра с аккомпанементом.

«На горе то камень»-темп

09.02

19

«Коробейники»-ложки, ксилофон - в темпе

16.02

20

«Светит месяц» - в темп динамика f-p

«Кузнечик»-темп

01.03

21

«Паровоз»-мелодия-напевать, игра дуэтом.

15.03

22

«Блиночки», «Паровоз», «Как над яблонькой» - фразировка

22.03

23

«Ах вы сени, мои сени» характер пьесы;

«Коробейники» в темпе.

29.03

24

«Катюша» по партиям медленно. Занятия с группой ударных.

12.04

25

«Частушка», «Катюша», «Коробейники» - концертное исполнение

19.04

26

Репетиционные занятия. Работа над характером исполнения.

26.04

27

Концертное исполнение пьес, выученных за год




















Используемая литература:

1 .Г.Шанских «Музыка как средство коррекционной работы» 2003 г.

2. Г.Науменко «Русское народное детское музыкальное творчество». Москва, «Просвещение» 1988г.

3.И.В.Бычков «Музыкальные инструменты», 2000г.

4.Н.Г.Кононова «Обучение игре на детских музыкальных инструментах», 1990г.

5.Т.Попова «Основы русской народной музыки» Москва. «Музыка» 1988г.

б.А.Каргин «Работа с ансамблем русских народных инструментов». М. «Музыка» 1987г.

7.П.Лондонов «Самоучитель игры на двухрядной гармонике-хромке». Москва. «Советский композитор» 1977г.

8.А.Паннаетов «Самоучитель игры на гитаре». М. «Музыка» 1989г.

9.В.В.Андреев «Антология литературы для балалайки» М.»Музыка» 2006г

  1. Рабочая программа по классу балалайки для детских музыкальных школ
    2012г.

  2. Г.Ташкевич. «Самоучитель игры на двухрядной гармоники русского строя»

  3. Л.Андреев «Самоучитель игры на гитаре» М. «Музыка». 2008г.














© 2010-2022