• Преподавателю
  • Музыка
  • «Проектирование программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе по предмету «Музыка»

«Проектирование программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе по предмету «Музыка»

«Проектирование программы    формирования универсальных учебных действий в начальной школе  по предмету « Музыка» Ефимовой Татьяны Ивановны, учителя музыки МОУ «Серебряно-Прудская СОШ им. маршала В.И. Чуйкова» п. Серебряные Пруды, Московской области,  слушателя курсов повышения квалификации 2012 г. « Проектирование  рабочей программы по музыке и формирование универсальных действий»  Вариативный кафедральный модуль 72 часа. Руководитель курсов - Г.П. Сергеева, к.п.н., профессор Москва 2012       ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ Высшего Профессионально Образования Московской области «Академия социального управления»



Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла








Итоговый исследовательский проект:



«Проектирование программы формирования универсальных учебных действий в начальной школе по предмету « Музыка»

Ефимовой Татьяны Ивановны, учителя музыки МОУ «Серебряно-Прудская СОШ им. маршала В.И. Чуйкова»

п. Серебряные Пруды, Московской области,

слушателя курсов повышения квалификации 2012 г.

« Проектирование рабочей программы по музыке и формирование универсальных действий»

Вариативный кафедральный модуль 72 часа

Руководитель курсов - Г.П. Сергеева, к.п.н., профессор

Москва 2012










Москва 2012

Содержание





  1. Актуальность проекта……………………………………… 3



  1. Цель и задачи проекта ………………………………………4



  1. Пояснительная записка…………………………………… 5



  1. Календарно-тематическое планирование……………… 10



  1. Выводы ..….……………………………………………… 11



  1. Литература……………………………………………….… 12

Актуальность проекта

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Произошедшие в 90-х годах прошлого века перемены в социально-политическом развитии страны оказали негативное влияние на гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку. Неслучайно, в 2008 и 2009 гг. в послании Президента России Федеральному собранию было подчёркнуто: «общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у неё есть общая система нравственных ориентиров». В этих условиях, современному российскому образованию отводится ключевая роль в деле воспитания нового поколения жителей России. С этой целью, на основании Конституции РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, был разработан ФГОС второго поколения. Являясь нормативным документом, ФГОС представляет собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом и государством и призван играть важнейшую роль в выполнении российским образованием своей миссии - воспитания нового гражданина России.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и направлены на формирование ценностных ориентаций личности. УУД выступают обязательной основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения творческих задач, начальные умения самообразования.

Цель и задача проекта:

Цель проекта - реализация ФГОС (второго поколения), с системой национальных ценностей и ключевых требований, на примере проектирования рабочей программы по предмету «Музыка» 2 класс Е. Критской, Г. Сергеевой, и Т. Шмагиной .

Задача проекта - создание и реализация в практической деятельности учителя рабочей программы по предмету «Музыка» 2 класс Е. Критской, Г. Сергеевой, и Т. Шмагиной с системой развития УУД.









































Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» 2 класс общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

Общая характеристика предмета «Музыка».

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Цели и задачи предмета «Музыка».

  • Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников;

  • воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;

  • воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

  • развитие активного, осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, формирования опыта музицирования, хорового исполнительства.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.


Предмет «Музыка» во 2 классе изучается в объёме 34 часов.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • уважительное отношение к культуре других народов; сфор- мированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы города и др.;

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: ^

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-твор- ческих возможностей;

  • овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

  • приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

  • формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе инто- национно-образного и жанрового, стилевого анализа музы кальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

  • умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

  • формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

  • формирование общего представления о музыкальной картине мира;

  • знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

  • формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  • формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

  • умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемые результаты изучения предмета.

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

  • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

  • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

  • исполнять музыкальные произведения. разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

  • оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Технологии преподавания предмета «Музыка»

  • технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;

  • технологии формирования певческой культуры учащихся;

  • технологии детского музицирования;

  • технологии развития ассоциативно-образного мышления учащихся;

  • технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;

  • технологии здоровьесбережения учащихся;

  • арттерапевтические технологии;

  • информационные технологии;

  • ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов;

  • технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников.

Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников.

Посещение кружка «Веселые нотки», на котором происходит дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (пение, музыкально-пластическое движение, импровизация, моделирование.

Использования ИКТ и ЭОР.

  • Фонотека;

  • видеотека;

  • презентации;

  • обучающие видеопрограммы;

  • интерактивные образовательные программы;

  • конструкторы;

  • интернет, ноутбук.

Календарно-тематическое планирование


Материально-техническое обеспечение предмета.

  • Музыкальный центр,

  • DVD-проигрыватель,

  • фортепиано,

  • синтезатор,

  • телевизор.

Методическое обеспечение предмета «Музыка».

  • УМК «Музыка» 2 класс. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.,

  • программа «Музыка» авторы те же,

  • методические пособия (рекомендации к проведению уроков),

  • методические журналы по искусству,

  • сборники песен и хоров,

  • книги о музыке и музыкантах,

  • научно-популярная литература по искусству;

  • таблицы, схемы;

  • портреты композиторов.



























Выводы:


  1. Выполненный проект обеспечивает реализацию требований ФГОС второго поколения применительно к программе «Музыка» 2класс ( авт. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина).

  2. В проекте нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

  3. Использование данного проекта в работе учителей музыки во 2 классе начальной школы позволит достичь основной задачи в реализации УУД - «научить ученика учиться» и обеспечит повышение духовно-нравственного уровня обучающихся посредством воспитания музыкой.

  4. Проект основан на использовании педагогических технологий нового поколения.













Литература.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] - М. : Просвещение, 2009.

3. Подготовка образовательных учреждения введению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Методические рекомендации МБОУ « Учебно-методический центр» Кашира, 2012.

4.Музыка: учебник для учащихся 2 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.

5. Музыка: 1-4 кл. Методическое пособие / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.

6. Рабочая тетрадь по музыке 2 кл. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2008.

7. Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы, предметная линия Г. П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. - М.: Просвещение, 2012.

8. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2009.


13


© 2010-2022