Урок музыки на тему Музыка, как язык чувств

6 класс 1-семестр Урок № 10 Раздел. Музыка и духовный мир человека Тема: Музыка, как язык чувств Художественное название урока: «Гордость украинского народа» Тип урока: углубление Жанр: урок-путешествие   Музыкальный материал: 1. Г. Сковорода «Всякому городу нрав и права» из цикла «Сад божественных песен». 2. «Ой пiду я лугом-долиною», украинская народная песня.   Задачи: образовательная: познакомить учащихся с выдающейся личностью в истории Украины ХVIII в. – философом, поэтом, педагогом, муз...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки на тему Музыка, как язык чувствУрок музыки на тему Музыка, как язык чувствУрок музыки на тему Музыка, как язык чувствУрок музыки на тему Музыка, как язык чувствУрок музыки на тему Музыка, как язык чувствУрок музыки на тему Музыка, как язык чувств6 класс

1-семестр

Урок № 10

Раздел. Музыка и духовный мир человека

Тема: Музыка, как язык чувств

Художественное название урока: «Гордость украинского народа»

Тип урока: углубление

Жанр: урок-путешествие

Музыкальный материал:

1. Г. Сковорода «Всякому городу нрав и права» из цикла «Сад божественных песен».

2. «Ой пiду я лугом-долиною», украинская народная песня.

Задачи:

образовательная:

познакомить учащихся с выдающейся личностью в истории Украины

ХVIII в. - философом, поэтом, педагогом, музыкантом Григорием Саввичем Сковородой, песней «Всякому городу нрав и права» из цикла «Сад божественных песен», высказать свое собственное суждение о прослушанной музыке; исполнить песню «Ой пiду я лугом долиною»;

дать объяснение следующим понятиям: Григорий Саввич Сковорода, кант, псалом;

развивающая:

в ходе ролевой имитационной игры развивать творческие и коммуникативные навыки в практической художественно-творческой деятельности учащихся;

воспитательная (нравственная):

исходя из содержания песни Г Сковороды, опираясь на эмоциональное восприятие содержания урока, выяснить, какую общечеловеческую задачу несет в себе его творчество.

Оборудование:

1) аудиозаписи с музыкальными примерами урока;

2) словарь эстетических эмоций;

3) схема анализа музыкального произведения;

4) портрет композитора Григория Саввича Сковороды;

5) понятийный словарь: Григорий Саввич Сковорода, кант, псалом;

6) раздаточный материал для презентации панно (выполненное в технике «коллаж») «Гордость украинского народа»;

7) мультимедийная доска, проектор.

Подготовка к уроку.

1. Предыдущее задание: подготовиться к уроку-путешествию, в ходе которого нам необходимо раскрыть:

- понятия: Григорий Саввич Сковорода, кант, псалом;

- поэтическое наследие Г. Сковороды;

- жизненный и творческий путь философа, поэта, педагога и музыканта;

- странствующая академия Г. Сковороды.

2. Разбить класс на группы (три группы по семь человек).

3. Постановка и разъяснение заданий каждой группе.

4. Каждая группа составляет программу действий: организует порядок работы, ее выполнение, определяет конечный результат работы групп.

5. Руководитель (учитель или ученик) оценивает работу групп.





«Мир ловил меня, но не поймал».

Г. С. Сковорода

План урока

Вступительная часть, актуализация опорных знаний.

1. Организационный момент:

- вход в класс ((звучит песня Г. Сковороды «Стоїть явiр над водою»);

- музыкальный сигнал;

- приветствие.

2. Вступительное слово учителя (направление сюжета урока)

- Этот урок мы посвящаем одной из интересных личностей в истории Украины XVIII в. - философу, поэту, педагогу, музыканту Григорию Саввичу Сковороде.

В ходе урока постараемся создать портрет выдающейся личности эпохи классицизма.

Попытаемся вслушаться в его песню, понять какую общечеловеческую задачу несет в себе его творчество и высказать свое отношение к проблемам окружающей нас действительности.

3. Слушание песни «Всякому городу нрав и права» из цикла «Сад божественных песен» Г.С. Сковороды. (Беседа с учащимися).

Основная часть, новый материал

1.Руководители групп презентует информацию по темам:

1-ая группа - «Литераторы» (поэтическое наследие Г.С. Сковороды);

2-ая группа - «Автобиографы» (жизненный и творческий путь Г. С. Сковороды);презентация портфолио «Григорий Саввич Сковорода»;

3-ая группа - «Путешественники» (странствующая академия Г.С Сковороды.

2. Исполнение украинской народной песни «Ой пiду я лугом-долиною». Беседа с учащимися.

3. Интерактивная игра «Интервью».

Закрепляют учебный материал с использованием тестовых заданий.

4. Заключение.

Завершаем урок подведением итога урока-путешествия презентацией панно (выполненное в технике «коллаж») «Гордость украинского народа.

Ход урока.

1. Организационный момент:

Вход.

(Звучит песня Г. Сковороды «Стоїть явiр над водою»)

Музыкальный сигнал.

Приветствие.

2. Сообщение темы и заданий урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Начало ХХI века, 2012 год - 290 лет со дня рождения украинского философа, поэта, педагога, музыканта Григория Саввича Сковороды. Обращаемся к эпиграфу урока:

«Мир ловил меня, но не поймал»

Г. Сковорода.

Сегодня мы с вами впервые прикоснемся к удивительному творчеству Г.С. Сковороды, совершим увлекательное путешествие в разнообразные сферы его деятельности, познакомимся с очень популярным в свое время сборником «Садом божественных песен», в который вошли тридцать стихотворений поэта. В своих рассуждениях определим образное содержание песни «Всякому городу нрав и права» из цикла «Сад божественных песен», исполним украинскую народную песню ««Ой пiду я лугом долиною».

Закрепим учебный материал с использованием тестовых заданий и подведем итог урока презентацией панно (выполненное в технике «коллаж») «Гордость украинского народа»

3. Мотивация учебной деятельности

Учитель.

Отправляясь в удивительный мир музыки Г. С. Сковороды, мне бы хотелось узнать.

- Какие жанры в музыке вам знакомы?

- Какая музыка вам нравится и почему?

( Спасибо за ваши ответы)

- Как вы думаете, почему мы сегодня обращаемся к музыкальному наследию Г. С. Сковороды?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру «Мыслитель».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»?

Л - логика, любовь, любознательность…

И - интеллект, истина, идеал…

Ч - чистота, чуткость, честность…

Н - народ, наука, нравственность…

О - образ, олицетворение, откровение…

С - сила, смелость, совесть…

Т - творец, талант, труженик…

Ь-

Учитель.

- Я предлагаю вам дополнить ассоциативную цепочку слов.

(Ученики дополняют ассоциативную цепочку слов)

Вывод: Сегодня мы обращаемся к творчеству одной из интересных личностей в истории Украины XVIIIв. - философу, поэту, педагогу, музыканту Григорию Саввичу Сковороде, для того чтобы познакомиться с его творчеством в разнообразных сферах его деятельности и еще лучше узнать культуру своего народа.

4. Изложение нового материала

1. Рассказ учителя.

- По зеленым холмам Слобожанщины бродил почти три века назад философ и учитель Григорий Саввич Сковорода.

Г. С. Сковорода



И сейчас над этими холмами все так же гуляет ветер, колышутся травы… С тех пор мало, что изменилось. Человечество совершило множество открытий, но счастливее почему-то не стало. Всем известна фраза, которую Сковорода поручил написать на своей могиле «Мир ловил меня, но не поймал». Он действительно прошел по земле легко. В доме-музее Сковороды нет принадлежавших ему вещей, а сам этот дом - одно из временных пристанищ неутомимого странника. Дошедшее до нас наследие Сковороды - это, то, что он создавал и дарил людям, его настойчивое, умное, пылкое слово о пути к истинному счастью. Больше четверти века он провел в странствиях по родной земле и не переставал учить всюду: в богатых усадьбах и в бедных хатах, на рынках и на папертях.

Продолжить наше знакомство с Григорием Саввичем Сковородой мне помогут «Литераторы»

«Литераторы».

Сборник

«Сад божественных песен»- К поэтическому наследию Г. С. Сковороды принадлежит сборник «Сад божественных песен», в который вошли тридцать стихотворений поэта.

Автор считает их песнями. Некоторые произведения из этого сборника стали народными песнями, включая «Всякому городу нрав и права», «Гей, поля, поля зеленi», «Ой ти пташино жовтобока» и «Стоїть явiр над водою». Популярность стихов сборника обусловлена тем, что их содержание было понятным и близким простым людям того времени. Лирический герой пребывает в поисках правды и добра. Он как и Сковорода любит народ и призывает человека жить в единстве с природой.

Одним из популярных поэтических произведений Г.С. Сковороды является стихотворение «Всякому городу нрав и права», в котором автор осуждает бюрократов, распутников и пьяниц, лодырей и подлиз. Лирический герой стихотворения думает не об имениях и чинах, а о том, чтобы сохранить чистую совесть, жить мудро и умереть с ясным умом и помыслами.

Знаю, що смерть - як коса замашна,

Навiть царя не обiйде вона.

Байдуже смертi, мужик чи то цар,

Все пожере, як солому пожар.

Хто ж бо зневажить страшну iї сталь?

Той, в кого совiсть, як чистий кришталь.

Проблемы, высказанные в произведении были насущными для того времени, поэтому они были близки простому народу. Стихотворение «Всякому городу нрав и права» приобрело огромную популярность и стало народной песней.

Учитель.

- Интересная страница жизни Г.С. Сковороды связана с музыкой. Музыкальное наследие Г.С. Сковороды - это песни, канты, псалмы….

Кант - это трехголосная (позднее - четырехголосная) куплетная песня, которую исполнял хор или ансамбль, без сопровождения.

Псалом (от греч. «хвалебная песнь») - это гимны иудейской и христианской религиозной поэзии и молитвы из Ветхого Завета.

Наибольшую популярность приобрели песни на тексты стихов из рукописного поэтического сборника «Сад божественных песен» (1753-1785гг.)

Песня «Всякому городу нрав и права» - одна из наиболее распространенных музыкальных произведений Г.С. Сковороды. Содержание песни сатирическое. В ней высмеиваются нравы и права существующего в то время строя, высмеиваются жадность, пристрастие к наживе и другие пороки человека и общества. Мелодия песни напевная с разговорными интонациями и четкими ритмическими фразами.

Всякому городу нрав i права!

Всяка iміє свiй ум голова!

Всякого прихоти водють за нiс,

Всякого к наживi манить свiй бiс!

Задание:

Слушая музыку, определить характер и настроение песни.

- Итак, слушаем.

(После прослушивания песни ученики делятся своими впечатлениями).

Учитель:

- Как вы считаете, какой образ создан композитором в песне? (сатирический образ)

Вывод: Музыка усиливает выразительность поэтического текста песни, углубляет характеристику персонажей, событий.

Учитель:

- Г.С. Сковорода обогатил песенный жанр философской, общественной, сатирической тематикой, высмеивая крепостнический строй, господские прихоти, неправомерные законы и безрассудные порядки, жадность, лень, поэтому песня полюбилась в разных уголках Украины, и была так созвучна мыслям и настроению простого народа. Недаром это произведение вошло в репертуар украинских кобзарей и лирников XVIII - XIX вв.

Учитель.

- Что вы знаете об одной из уникальных личностей в истории Украины XVIII века философе, педагоге, поэте, музыканте Григории Саввиче Сковороде? Сообщение нам подготовили «Автобиографы», пожалуйста, вам слово.

«Автобиографы»

- Григорий Саввович Сковорода родился 3 декабря 1722 г. в селе Чернухи, на Полтавщине, в семье малоземельного казака.

с. Чернухи на Полтавщине,

дом-музей Г.С. Сковороды



Студенты Киево- Могилянской академии Гравюра XVIIв.Первую свою школу Гриша прошел у дьяка-скрипача, который обнаружил музыкальное дарование мальчика. Он имел необыкновенный по красоте голос, поэтому стал первым певцом в церковном хоре. В двенадцать лет с торбочкой еды, латинской грамматикой и любимой дудочкой Григорий покинул родной дом и подался в Киев, где осуществилась его мечта - он поступил в Киево-Могилянскую академию, одно из лучших европейских учебных заведений того времени. На двадцатом году жизни Григория отправили в Петербург петь в придворной капелле, но он прославился игрой на скрипке, бандуре и еще нескольких музыкальных инструментах. Имел композиторский дар, писал стихотворения. С 1745 по 1750 гг. в составе Токайской комиссии Г. Сковорода находился за границей. Он побывал в Германии, Словакии, Польше, Италии, Венгрии, Австрии, посещал университеты, в которых слушал лекции известных ученых, работал в библиотеках, изучал философские труды, был современников Баха, Гете, Канта, Вольтера, Руссо, Дидро, Ломоносова.

В 1750 г. Г. Сковорода вернулся в Украину. Сначала преподавал в Переяславском коллегиуме, потом шесть лет провел в с. Ковраи (недалеко от Переяслава), работая домашним учителем у сына помещика Степана Томары. Своих учеников учил тем нормам, которых придерживался в жизни сам, то есть учил, как жить, а жил, как учил. С 1769 года Г. Сковорода вел странствующий образ жизни. Еще при жизни он стал известным на всю Украину, про это так писал М. Костомаров: «Мало можно найти таких народных личностей, каким был Г. Сковорода, которых так помнил и уважал народ. На всем пространстве от Острожска до Киева во многих домах висят его портреты. Его странствующая жизнь- предмет рассказов и легенд…»

Учитель.

- А вот как представлена личность Г.С. Сковороды в репродукции картины С. Васильковского «Сковорода Григорий Саввич». Автор так показывает нам философа-мыслителя: сосредоточенный взгляд, большой лоб, выразительные глаза, в его руках книга - весь вид мыслителя говорит о стремлении человека к постижению смысла жизни.

Учитель.

- А мы продолжаем наше знакомство с жизнью Григория Саввича Сковороды.

О неутомимом странствующем философе нам расскажут «Путешественники»

«Путешественники»

Ходил Сковорода в обычной рясе. Кроме книг, рукописей, дудочки ничего больше не имел. «В крайней бедности, - вспоминает современник, - Сковорода переходил из одного села в другое. В еде был неприхотлив, жил очень скромно, а считал себя богачом: когда кто-то пытался ему подарить что-то, то слышал неизменный ответ: «Отдайте беднее меня».

Жил писатель по солнцу: вставал, когда оно всходило, а когда заходило за горизонт, давал отдых натруженному телу. Не хотел иметь собственной хаты и вообще постоянного дома.

Более тридцати лет постоянно путешествовал неутомимый певец-музыкант и учитель дорогами Левобережья, заходил в села и хутора, редко - в города, больше на ярмарки. Останавливался у приятелей, а то и вовсе незнакомых крестьян, и везде его встречали как родного, принимали как почетного гостя, потому что со Сковородою в дом входили дружеская беседа, доброе настроение, дружеский совет, удачная шутка.

А.Л. Наседкин «Сковорода и крестьяне»Мудрое слово Сковороды притягивало людей. Зайдет он, бывало, в село, сядет на краю площади или у кого-то на подворье, сбросит торбы, достанет подругу-дудочку, заиграет народную «Ой пiду я лугом-долиною» - и сходятся люди. Тогда странствующий философ вынимает книги, читает, учит. Когда же горячая пора, и взрослые в поле, соберет малышей возле школы или в хате, да и рассказывает сказки, составленные им, учит читать и писать, доверительно беседует с малышами.

Учитель.

- Прекрасны по смыслу слова украинской народной песни «Ой пiду я лугом-долиною», которые учат нас самому главному чувству на земле - чувству любви к своим близким, к своему народу.

(Хор класс исполняет украинскую народную песню «Ой пiду я лугом-долиною»)

Работаем над художественным образом песни.

Учитель.

- Закрепляем материал урока-путешествия с использованием тестовых заданий.

Тестовые задания

1. Г. С. Сковорода родился:

а) в селе Сонцовке;

б) в селе Желязовой Воле;

в) в селе Чернухи.

2. Г. С. Сковорода пел:

а) в придворной капелле;

б) в церковном хоре;

в) в академическом хоре.

3. С детских лет он играл:

а) на скрипке;

б) на дудочке;

в) на клавесине.

4. Г.С. Сковорода учился:

а) в Высшей школе музыки;

б) в Киево-Могилянской академии;

в) в Петербургской консерватории.

5. В каких зарубежных странах побывал Г. С. Сковорода:

а) в Германии, Польше, Италии;

б) в Словакии, Австрии, Югославии;

в) во Франции, Англии, Германии.

6. Современники Г.С. Сковороды:

а) Бах, Гёте;

б) Моцарт, Бетховен;

в) Гёте, Бетховен.

7. Кому принадлежит высказывание о Г.С. Сковороде:

«Мало можно найти таких народных личностей, каким был Г. Сковорода, которых так помнил и уважал народ. На всем пространстве от Острожска до Киева во многих домах висят его портреты. Его странствующая жизнь- предмет рассказов и легенд…»

а) Т. Шевченко;

б) М. Костомарову;

в) Б. Сосюре.

8. Сборник его стихов называется:

а) «Кобзарь»;

б) «Сад божественных песен»;

в) «Плавай, плавай, лебёдушка».

9. Сколько стихотворений вошло в сборник «Сад божественных песен»?

а) Двадцать;

б) Тридцать;

в) Десять.

10. Какие стихотворения из сборника «Сад божественных песен» стали народными песнями?

а) «Стоїть явiр над водою»;

б) «Ой, пiду я лугом-долиною»;

в) «Всякому городу нрав і права».

11. Какие общественные пороки обличает Г. Сковорода?

а) Честность, открытость;

б) Лень, бюрократизм;

в) Жадность, пристрастие к наживе.

12. Дом-музей Г.С. Сковороды находится:

а) в селе Чернухи;

б) в селе Солнцовке;

в) в городе Тихвине.

Учитель.

- Сегодня, мы очень много говорили о личности Григория Саввича Сковороды. Скажите, пожалуйста, стал ли он вам ближе и понятнее?

Интерактивная игра «Интервью»

Корреспондент. Добрый день, ребята!

Учитель. Представьтесь, пожалуйста.

Корреспондент. Телеканал «Мир искусства» проводит опрос населения «Выдающиеся личности Украины», мне бы хотелось взять у вас интервью.

Учитель. Пожалуйста!

Корреспондент (обращается к ученикам класса ) Почему сегодня в ХХI веке мы обращаемся к личности Г. С. Сковороды?

Ученики. Темы, которые он затрагивал в своих произведениях: поэзии и прозе, песенном жанре, и сегодня имеют свое продолжение.

Корреспондент. Хочется подчеркнуть актуальность жизненного содержания его песни сегодня, почему?

Ученики. В своей песни Г. Сковорода высмеивает пороки человека и общества.

Корреспондент. Чем обогатил песенный жанр Г. С. Сковорода?

Ученики. Песенный жанр он обогатил философской, гражданской и сатирической тематикой.

Корреспондент. Что интересного в творчестве Г.С. Сковороды вы для себя открыли?

Ученики. Его произведения - рассуждения о смысле жизни были написаны для народа.

Корреспондент. Какие человеческие качества вы цените больше всего в личности Г.С. Сковороды?

Ученики. Честность, порядочность, доброту, отзывчивость, искренность по отношению к простому народу.

Корреспондент. Согласны ли вы с тем, что Г.С. Сковорода - одна из выдающихся личностей Украины ХVIII века.

Ученики. Согласны. Он истинный патриот своего народа. Сковорода был тем родником, из которого украинский народ черпал знания для жизни.

5. Итог урока

Учитель.

- Заканчивается наше путешествие в удивительный мир творчества Григория Саввича Сковороды. Самым важным в создании нашего урока было желание и стремление каждого из вас донести частичку своей души, выразить свое отношение к уникальной личности в истории Украины XVIII века - Григорию Саввичу Сковороде.

Все с чем вы нас сегодня познакомили, отвечало эпиграфу нашего урока:

«Мир ловил меня, но не поймал»

Г. Сковорода

Сегодня я вами очень довольна, вы все молодцы, и все у вас получилось. Результатом нашей совместной работы станет панно (выполненное в технике «коллаж») «Гордость украинского народа»

Памятник Г.С. Сковороде

возле Киево-Могилянской академииУченики создают панно.

6. Домашнее задание

Используя ассоциации к слову «личность» («мыслитель»), напишите рассказы-сочинения о Г. С. Сковороде.

(Учитель выставляет ученикам оценочные символы за урок)

Ребята прощаются с учителем и организованно выходят из класса (звучит «Всякому городу нрав и права» из цикла «Сад божественных песен» Г. С. Сковороды).

© 2010-2022