• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Сольное пение» 4 года обучения

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Сольное пение» 4 года обучения

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение культуры дополнительного образования детей Шелеховского района «Центр творческого развития и гуманитарного образования им. К. Г. Самарина»








Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету

«Сольное пение»

4 года обучения






Составитель:

Бочкарева А. С. - преподаватель

вокально-хоровых дисциплин










Шелехов 2014

Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Сольное пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального исполнительства.

Сольное пение принадлежит к основным видам исполнительства и занимает важное место в музыкальном обучении. Сольное пение помогает решать задачу музыкально- художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно сольное пение в полной мере, как искусство личностное, способствует выявлению индивидуальных задатков и раскрытию творческих способностей. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в пении соединяются воедино музыка и слово. Разнообразный вокальный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Для успешного обучения сольному пению необходимо наличие хороших вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, здоровый голосовой аппарат, отсутствие речевых дефектов.

Данная программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся, предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена на:

- развитие творческих интересов учащихся;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков сольного и ансамблевого пения, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности.

Одним из эффективных способов музыкального развития детей в сольном вокальном исполнительстве является пение в ансамбле, позволяющее развивать вокальный слух, интонацию, чувство ритма и др., что помогает достичь большей результативности в индивидуальной форме работы. Ансамблевое пение доставляет большое удовольствие ученикам, а позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в занятиях музыкой.

Срок реализации учебного предмета


Предлагаемая программа рассчитана на 4-х летний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 - 12 лет. При реализации программы учебного предмета «Сольный вокал» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет ????? недель в год. Ансамблевое пение со сроком обучения 4 года - продолжительность учебных занятий составляет­ ­???? недель в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение» при 4-летнем сроке обучения составляет ????? часов, по ансамблю - ???? часов. Из них: ???? часов - аудиторные занятия, ???? часов - самостоятельная работа

Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальный урок (сольное пение) и мелкогрупповой урок (ансамбль от 2-х человек). Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия по учебному предмету «Сольное пение» проводятся в соответствии с учебным планом 2 раза в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 40 минут. Недельная нагрузка ансамблевого пения составляет 1 академический час в неделю.

Цель программы - приобщение детей к основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики; формирование вокально-исполнительских умений и навыков; развитие музыкально- эстетического вкуса.

Задачи, реализуемые программой:

Образовательные:

  • содействовать формированию основных вокальных навыков (певческой установки; дыхания; звукообразования; дикции и артикуляции; чистоты интонации и звукового «баланса» при многоголосном пении; а так же пения произведений с сопровождением и a cappella);

  • создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки.

Развивающие:

  • приемы самостоятельной работы с нотным и литературным текстами произведений;

  • поиск новых познавательных ориентиров;

  • творческая деятельность, самообразование;

  • формирование начальных навыков актерского мастерства, умение держаться на сцене;

  • развитие у учащихся чувства ансамбля - умения слы­шать себя и партнеров;

  • стремление к художественному единству при исполнении

Воспитательные:

  • осознание исполнительской дисциплины, воспитание тре­бовательности к себе, необходимость быть точным и органи­зованным;

  • расширение музыкально-художественного кругозора;

  • развитие творческого мышления;

  • осознание собственной ответственности за результат рабо­ты в ансамбле и нужности, необходимости каждого исполните­ля.


Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Основные методы и приемы, используемые на занятиях вокалом

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  1. Аналитические:

    • Анализ музыкального и поэтического текста, музыкальной формы произведений, исполняющихся сольно.

    • Объяснение содержания, разъяснение замысла композитора.

2. Практические:

- Показ педагога, вокальный тренинг, репетиционный процесс работы над произведением, исполняемым сольно.

3. Слушание аудио- и просмотр видеозаписей.

- наглядно - слуховой;

- наглядно - зрительный;

- репродуктивный.

Одним из ведущих приемов обучения детей вокалу является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для успешной реализации данной программы необходимо:

  1. наличие контингента обучающихся и профессиональных специалистов в области вокального обучения детей;

  2. профессиональный концертмейстер;

  3. кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано); музыкальным центром;

  4. концертный зал с необходимым техническим оборудованием;

  5. музыкально - дидактический материал;

  6. нотная библиотека.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

560

2. Годовые требования

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, ансамблей, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.


Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

Первый год

Вокальное воспитание певца неразрывно связано с развитием его музыкальных данных и общего культурного уровня.

В результате первого года обучения учащиеся должны уметь:

- правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием;

- формировать гласные в сочетании с согласными; петь простые мелодии легато в медленном и среднем темпе;

- использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации;

- различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука, как например, крикливость, гнусавость, сиплость, вялость.

В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунды, малая и большая терции, чистая октава.

Данный период включает в себя освоение первичных вокально-ансамблевых навыков; знакомство с партитурой; пение в унисон. Основной результат - умение чи­сто пропеть по нотам несложную мелодию, правильно соблюдая метроритм, умение петь стройно, в унисон.

В течение учебного года следует проработать с учащимися;

- группу простых упражнений с постановкой задач;

Не менее 9 произведений, включая ансамбль:

- народные песни;

- произведения русской и зарубежной классики, песен советских и современных композиторов в удобной тональности и тесситуре.

Примерный перечень программ для исполнения на аттестационных мероприятиях

1 вариант

  1. Р.н.п. в обр. А. Гречанинова «Вставала ранешенько».

  2. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы».

2 вариант

1. Р.н. п. в обр. А. Луканина «Со вьюном я хожу».

2. Муз. и.сл. Марченко «Бегемот».

3 вариант

1. М. Глинка «Ты, соловушко, умолкни».

2. Муз. Б. Савельева, сл. Л. Рубальской «Колючки».

4 вариант

1. Ц. Кюи «Осень».

2. Польская н. п. в обр. А. Сыгетинского «Кукушка».

5 вариант

1. Рнп в обр. Э. Компанейца «Пойдуль я, выйдуль я».

2. Л. Марченко «Кашка-ромашка».


Рекомендуемые ансамбли


  1. Нем. н.п. в обр. Брамса «Божья коровка».

  2. РНП «Ай, во поле липенька».

  3. А. Флярковский «Красок король».

  4. В. Морозова «Лошадка».

  5. С. Баневич «Солнышко проснется».

  6. Ж. Металлиди «Цветные слова».

  7. Минков М. «Дорога добра».

  8. А. Пинегин «Ромашковая кошка».


Второй год

Во втором классе продолжается работа над углублением знаний в области вокально - технических и музыкально- художественных навыков, приобретенных в первом классе. Продолжается знакомство с правилами пения и охраны голоса. Проводится разностороннее воспитание и развитие музыкально- певческих способностей, таких как:

- музыкальный слух;

- певческий голос;

- внимание;

- музыкальное мышление, память;

- эмоциональность.

Большую пользу на начальном этапе работы в вокальном ансамбле приносит пение двухголосных распевок (лучше игро­вого содержания, скороговорок), а так же исполнение народных песен и канонов без сопровождения, что явится основной базой развития гармо­нического слуха.

В результате второго года обучения учащийся должен:

- использовать правильную певческую установку;

- расширить диапазон голоса;

- работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

- выравнивать звучность гласных и добиваться правильного четкого произношения согласных;

- добиваться плавного звуковедения, вносить в исполнение элементы художественно- исполнительского творчества, чувствовать движение мелодии, динамику ее развития и кульминацию произведения;

- работать над выразительностью интонации и выразительностью звука;

- при работе над произведениями добиваться смыслового единства текста и музыки.

Если удалось добиться хорошего строя, то происходит постепенный переход к простому 2х-голосию.

В течение учебного года необходимо проработать:

- мажорные и минорные трезвучия, вокальные упражнения в пределах квинты;

Изучить не менее 10 произведений, включая ансамбль: 1-2 несложных вокализа (песня без слов); народные песни; произведения различных стилей и жанров.

Примерный перечень программ для исполнения на аттестационных мероприятиях

1 вариант

1. Муз. Н. Римского- Корсакова «Заиграйте мои гусельки».

2. Неаполит. н. п. «Санта Лючия».

2 вариант

1. Словацкая н. п. в обр. В. Неедлы «Спи, моя милая».

2. Муз. В. Серебренникова, сл. Усачева «Шалуны».

3 вариант

1. Муз. А. Моцарта, сл. К. Овербека «Тоска по весне».

2. Р.н.п. в обр. А. Лядова «Я с комариком плясала».

4 вариант

1. Муз. А. Моцарта, сл. Овербека «Весенняя песня».

2. Муз. Берковского, русс. текст И. Токмаковой «Песенка Пэгги».

5 вариант

1. Словацкая н.п. в обр. Меллера «Под милым оконцем».

2. Муз. и сл. В. Семенова «Звездная река».

Рекомендуемые ансамбли

  1. Ф. Абт «Вокализы».

  2. Ж. Металлиди «Кукушка».

  3. И. Ковалевская «Гномики».

  4. Г. Гладков «Ковер-самолет» из к/ф «После дождичка в четверг».

  5. Русская народная песня «Комарочек» в обр. А. Абрамского.

  6. И. Дунаевский «Тридцать три коровы».

8. Р. Бойко «Дело было в Каролине»

Третий год

В третьем классе должна продолжаться работа над закреплением всех ранее полученных знаний и навыков, а также над освоением многожанрового репертуара.

Постоянно происходит работа над совершенствованием во­кально-ансамблевых умений, таких как:

- гармонический слух - умение подстраиваться, чисто дер­жать свою партию; координация метроритма в исполнении;

- вокальный слух (умение правильно вокально вести свою партию).

В результате третьего года обучения учащийся должен:

- использовать правильную певческую установку;

- овладеть подвижностью голоса путем освоения новых технических упражнений;

- осваивать прием плавного и гибкого звуковедения;

- уметь анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение;

- работать над развитием четкой дикции, выразительностью слова, чистотой интонации;

- иметь навыки работы с микрофоном;

- иметь представление о видах атаки звука, уметь пользоваться ими в художественных целях.

Если удалось добиться хорошего строя, то происходит постепенный переход к 2х-голосному, простому 3х-голосному пению.

В течение года учащийся обязан проработать:

- упражнения, включающие мажорные и минорные трезвучия и гаммы;

Изучить не менее 10 произведений, включая ансамбль: вокализы; народные песни; классические и современные произведения.

Примерный перечень программ для исполнения на аттестационных мероприятиях

1 вариант

1. П.Булахов «Тройка».

2. Муз. Петрова, сл. Галича «Песенка солдата» из к/ф «Старая, старая сказка».

2 вариант

1. Муз. Г.Гладкова, сл. Ю. Ряшенцева « Песенка Греты». Из мюзикла «Дороже жемчуга и злата».

2. Муз. и сл. Л. Марченко «Кискин блюз».

3 вариант

1. Муз. И. Дунаевского, сл. В. Винника, В. Крахта «Песенка Клементины» из оперетты «Вольный ветер».

2. Э. Григ «Заход солнца».

4 вариант

1. Муз. А. Гурилева, сл. С. Сельского «Улетела пташечка».

2. Муз. М.Дунаевский, сл. Н. Олева «Непогода» из к/ф «Мери Поппинс, до свидания».

5 вариант

1. Муз. А. Гурилева, сл. П. Вяземского «Радость душечка».

2. Муз. А. Зацепина «Ты слышишь, море» из к/ф «Свистать всех наверх»



Рекомендуемые ансамбли


1.Е. Рушанский «Песенка о добрых зонтиках»

2. С. Пожлакова «Топ-топ»

3. А. Алябьев «Прощание с соловьем»

  1. Э. и Д.К. Реттино «Рождественские песни»

  2. РНП «В сыром бору тропина»

  3. Л. Марченко «Осенний бал»

  4. Паулс Р. «Сонная песенка»

  5. Ф. Абт «Вокализы»


Четвертый год

В начале учебного года следует проанализировать состояние данных учащегося и уровень их развития, более точно определить индивидуальные задачи и уточнить выпускную программу. Программа должна в максимальной степени соответствовать вокальным возможностям учащегося, как по объему, так и по степени трудности.

При благоприятном состоянии голоса, физическом и эмоциональном состоянии учащегося в течение учебного года следует сосредоточиться на устранении имеющихся недостатков в процессе пения, а также закрепить положительные вокальные навыки.

Дальнейшая работа состоит в:

- развитии и укреплении певческого дыхания;

- выравнивании звучания по всему диапазону;

- совершенствовании приемов звуковедения;

- развитии навыков выразительного исполнения произведений, стремлении обеспечить единство текста и музыки, чистоты интонации.

Продолжается работа над подвижностью голоса, использованием различных динамических оттенков, происходит знакомство с мелизмами в вокальных произведениях (форшлаг, трель, группетто).

В четвертом классе особое место отводится упражнениям, которые служат выработке ровной кантилены.

В программу четвертого года обучения входят вокальные упражнения, включающие мажорные и минорные гаммы, трезвучия, арпеджио, скачки на квинту, октаву вверх и вниз, а также упражнения, построенные на пунктирном и синкопированном ритме, а также упражнения с различными приемами: non legato, legato, staccato.

Учащиеся продолжают осваивать 2-голосие, произведения с элементами 3-голосия, произведения a cappella, расширяют исполнительские возможности.

В результате четвертого года обучения учащийся должен:

- овладеть подвижностью голоса;

- овладеть различными динамическими оттенками и приемами исполнения;

- уметь самостоятельно работать над разучиванием и исполнением произведения;

- приобрести навыки пения a cappella.

В течение года учащийся должен разучить и исполнить не менее 10 произведений различного характера и содержания, включая ансамбль.

Примерный перечень программ для исполнения на аттестационных мероприятиях

1 вариант

1. Муз. А. Гурилева, сл. Г. Берга «Право, маменьке скажу».

2. Ф. Шуберт «Баркарола».

3. Муз. Т. Хренникова, сл. А. Гладкова «Колыбельная Светланы».

4. Муз. Ф. Лоу, сл. А. Лернера «Я танцевать хочу».

2 вариант

1. Муз. А. Алябьева «И я выйду ль на крылечко».

2. Муз. В.А. Моцарта, сл. Д. Егера «Маленькая пряха».

3. Муз. М. Таривердиева, сл. Н. Добронравова «Маленький принц».

4. Муз. и сл. В. Семенова «47 минут».

3 вариант

1. Муз. П. Булахова, сл. Тарновского «Тук, тук, тук,.. как сердце бьется».

2. Муз. Ф. Шуберта, на стихи Гете, перевод С. Маршака «Форель»

3. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового «Проснись и пой».

4. Муз. Дж. Мендела, сл. Ф. Вебстера «Тень твоей улыбки».

4 вариант

1. Муз. А. Гурилева, сл. Н. Грекова «Вьется ласточка сизокрылая».

2. Муз. В. А. Моцарта «Каватина Барбарины» из оп. «Свадьба Фигаро».

3. Р.н.п. в обр. В. Гартевельда «Ванечка, приходи».

4. Муз. М. Минков, сл. Д. Иванова «Старый рояль».

Рекомендуемые ансамбли


  1. Ф. Абт «Вокализы»

  2. Дж. Конконе «Вокализы»

  3. Э. Эллингтон «Си-джем блюз»

  4. М. Славкин « Мальчишка Том»

  5. М. Славкин «Снег»

  6. Каноны

  7. Р.н.п. в различных обработках


  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольное пение», являются следующие знания, умения, навыки:

  1. Расширение кругозора и музыкальной эрудиции в области вокальной музыки.

  2. Воспитание заинтересованного слушателя, любителя и ценителя вокального искусства.

  3. Развитие вокальных данных, освоение певческих навыков, умений в соответствии с возможностями учащегося.

  4. Улучшение звучания ансамбля благодаря индивидуальной работе с учащимися.

  5. Улучшение успеваемости по другим дисциплинам в результате преодоления вокальных недостатков учащихся.

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся к вокальному исполнительству;

  • творческая самореализация учащихся, участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.


  1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Учет успеваемости проводится в течение всего учебного года, выставляются оценки за каждую четверть и год.

Формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, зачет, академический концерт, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Контрольные прослушивания (зачеты, академические концерты) проводятся в конце каждого полугодия. Выступления учащихся оцениваются по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, когда промежуточная аттестация может проводиться один раз в год, возможно проведение отдельных контрольных мероприятий по ансамблю. Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена. По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в документ об окончании школы.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве;

  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Методические рекомендации

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных коллективах. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Легкость обучения здесь только кажущаяся.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению - это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них - развитие и совершенствование своей личности.

На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.). Всегда следует иметь в виду, что форсированное звучание приносит непоправимый вред и не допускать его. Значительная часть детей, начинающих обучение пению, уже является с вполне развитыми недостатками голоса, искаженными ощущениями. Исправление недостатков голоса - нелегкий период воспитания, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и самого учащегося.

Затем, от урока к уроку, в процессе занятий и общения, необходимо выявить особенности психики, уровень интеллектуального развития и воспитания учащегося. Только тогда можно наиболее верно и точно поставить учебные задачи и подобрать репертуар.

Рекомендации по подбору репертуара

Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно-поэтическому тексту и содержанию произведения.

При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры произведений, тональностей, не соответствующих конкретному голосу и возможностям учащегося.

Не допускать завышения репертуара по степени трудности. Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.

Подбор сольного программного репертуара осуществляется по следующим принципам:

- художественная ценность;

- доступность музыкального и литературного текста;

- в произведении не должно быть большого количества куплетов, т.к. ребенок может не справиться с задачей выразительного донесения текста, и исполнение, даже при удачной вокальной работе, может получиться монотонным и однообразным;

- логика компоновки будущей концертной программы;

- соответствие индивидуальным качествам обучающегося, его имиджу и возрасту.

Вокально-ансамблевый репертуар составляется на основе следующих критериев:

- соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей данной возрастной группы;

- адекватность психическим особенностям учащихся;

- высокий уровень художественных достоинств;

- небольшой объем произведения;

- образные и жанровые контрасты выбираемых произведений.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом.

V. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература


  1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. - М, 2001.

  2. Аникеева З.И, Аникеев Ф.М. Как развить певческий голос.-
    Кишинев, 1981г.

  3. Нестеренко Е. Статьи из сборника «Вопросы вокальной педагогики».- М., 1984 г.

  4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.- 186 с.

  5. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.

  6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М., Прометей, 1992.

  7. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. - С.П., 1997.

  8. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. М., 2000.

Нотная литература

1. Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., «Музыка» 1996.

2. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.

3. Моцарт В. А. Песни для голоса с фортепиано. - М., «Музыка» 1967.

4. Булахов П. Романсы. - М., «Музыка» 1987.

5. П. Понтрягин. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для меццо-сопрано. - М., 1970.

6. Даргомыжский А. Избранные романсы и песни. - М., «Музыка» 1981.

7. Фуки С., Фортунатова К. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для сопрано. Часть 1. - М., «Музыка» 1969.

8. Серебрянников В. М. Поет ансамбль «Вдохновение».- 1996.

9. Гладков Г. После дождичка в четверг.- М., 2001.

10. Дунаевский И. М. Избранные песни из кинофильмов, - 1990.

11. «Песни и музыка из мультфильмов».- М., 1970

12. Песни героев мультфильмов.- М., 1990.

13. Хрестоматия песен советских композиторов. - М., 1990.

Интернет ресурсы:

notes.tarakanov.net/

ru.scorser.com/D/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%8B.html

ale07.narod.ru/index.html

igraj-poj.narod.ru/

© 2010-2022