• Преподавателю
  • Музыка
  • Адаптированная образовательная программа по предмету Хоровое пение подготовительный класс

Адаптированная образовательная программа по предмету Хоровое пение подготовительный класс

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Объединенная детская школа искусств №3»

Муниципального образования города Братска













АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по предмету


«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

для подготовительного класса
















Составитель: Щербина С. В., преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3» г. Братска.


Г. Братск, 2010 г.

Программа «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

одобрена на методическом совете

МАОУ ДОД «ОДШИ №3» г. Братска

и утверждена на заседании педагогического совета

«___» ______________20__ г.

Протокол № ___


«___» ______________20__ г.


Директор МАОУ ДОД «ОДШИ №3» г. Братска

______________ Л. П. Азизян


М. П.


















Объем предмета - 36 ч.

Занятия групповые.


Пояснительная записка.

Программа разработана на основе учебного пособия Г.И.Стулова «Хоровой класс» ((теория и практика вокальной работы в детском хоре) допущенной Министерством просвещения СССР в качестве учебного пособия для студентов педагогических институтов по специальности № 2119 «музыка» - М., «Просвещение», 1988).

Хоровой класс в детской школе искусств занимает важное место в системе музыкального образования и воспитания. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. В детских школах искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с игрой на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

Цель руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение - наиболее доступный вид подобной деятельности.

Задачи:

  1. Формирование чистого унисона.

  2. Выработка высокой певческой позиции.

  3. Выработка навыков вокального дыхания.

  4. Формирование единой тембральной окраски.

  5. Использование мягкой атаки звука, не допускать форсирования.

  6. Формирования четкой дикции и артикуляции.

  7. Формирование навыка чтения и работы с хоровой партитурой.

В данной программе предлагается нетрадиционная методика развития певческих навыков дошкольного и младшего школьного возраста через музыкально-двигательные (ритмические) упражнения. В их основе лежит не привычное разучивание мелодий, а выразительное декламирование стихов под музыку, в сочетании с определенными движениями, активизирующими речевую функцию. В результате таких занятий происходит постепенное преобразование речевых механизмов в певческие. Игровой характер упражнений делает этот процесс непроизвольным, более естественным, интересным, что способствует эмоциональной раскрепощенности, выразительности, освобождению мышц голосового аппарата.

Данные упражнения можно использовать не только в подготовительном этапе обучения пению, но и параллельно с занятиями хором и вокалом, так как у многих детей в повседневной речи часто наблюдается вялое произношение, невнятность дикции, торопливость, неумение пользоваться дыханием. Вот почему важной на начальном этапе развития вокальных навыков является подготовка артикуляционного и дыхательного аппаратов к пению. Это процесс в значительной степени определяется тренировкой мышц всего тела. Занятия проходят в групповой форме 1 раз в неделю по 40 минут, всего 36 академических часов в год.

Методические рекомендации.

При организации занятий хорового класса необходимо руководствоваться возрастными особенностями детей.

По возрастным особенностям детские хоровые коллективы делятся на подготовительную группу, хор младших классов и хор старших классов. В практике иногда встречаются коллективы, в которых одновременно поют дети младшего и старшего возрастов. Это нежелательно, так как в младшем возрасте от чрезвычайной нагрузки возникает опасность перенапряжения голосовых связок с последующим их заболеванием. Кроме того, при работе с младшим школьным возрастом, с учетом его психологических особенностей, лучше использовать такие формы работы, как метод подражания, в котором ведущую роль должен играть показ самого руководителя и наиболее способных детей; метод «быстрого ведения урока», при котором необходима частая смена заданий, песен, упражнений, игр (так как внимание детей в этом возрасте быстро отключается, и они устают от однотипных заданий).

Педагогу следует тщательно выбирать упражнения и репертуар, с тем, чтобы у детей воспитывался устойчивый интерес к хоровому пению. Основные принципы подбора репертуара заключаются в том, что произведения должны быть высокохудожественными, нести в себе доступность для исполнения для данного коллектива. Произведения должны отличаться по жанровой направленности. Следует использовать не только детские песни, но и произведения русских, зарубежных, современных классиков, народные песни в обработке.

В работе может использоваться обыгрывание произведений (движения, инсценировки), так они становятся ярче и интереснее как участникам хора, так и зрителю. Для разнообразия певческой деятельности из общего состава следует выделять солистов, дуэты, различные ансамблевые группы для солирования или исполнения каких-либо фрагментов песен.

Первичные навыки вокально-хоровой техники воспитываются путем специальных упражнений - распеваний хора и закрепляются в период работы над репертуаром. В подготовительном классе все вокально-хоровые упражнения даются с учетом примарных зон, в условиях работы хоровых ансамблей, со строгой регламентацией опоры на примарные зоны детей.

Певческое дыхание воспитывается как специальными упражнениями вне пения, так и вокальными упражнениями. Смысл первых заключается в том, чтобы придать мышцам, участвующим в певческом процессе, физическую упругость, а так же зафиксировать внимание на правильно выполняемом вдохе и выдохе, не отвлекаясь на моменты, связанные с формированием звука. Необходимо, чтобы физические упражнения в процессе работы были тесно связаны с вокальными упражнениями. Очень важно приучать детей делать вдох всем одновременно по руке дирижера, различать при этом характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполнения упражнения или произведения: медленное, быстрое.

Длительным и сложным в детском хоре является процесс воспитания пения на опоре. Этот навык воспитывается далеко не сразу: от руководителя этот процесс требует постоянного контроля и систематической работы в течение нескольких лет.

Воспитание навыка пения с высокой позицией звука также является одной из наиболее трудоемких задач. Высокая позиция неразрывно связана с такими элементами вокала, как сохранение на всем диапазоне голоса действия головных резонаторов, глубина и эластичность дыхания, преимущественно мягкая атака звука.

При распевании надо следить, чтобы ощущение активной резонации головных регистров, естественное на более высоких нотах диапазона, не терялось при упражнениях, исполняемых сверху вниз. В то же время в упражнениях, начинающихся снизу, первый гласный звук должен быть сформирован в очень высокой позиции с перспективой всего будущего движения вверх.

Много времени в работе с хором должна занимать работа над дикцией и артикуляцией. Природа хоровых произведений состоит из единства музыки и текста. Роль слова в хоровой музыке велика. Она несет идею содержания, и в то же время исполнительскую технику. Для выработки четкой дикции хормейстер должен использовать различные скороговорки, так как именно они помогают в работе над произведениями. Они используются как в словесном произношении, так и при пении.

Особое внимание руководителю приходиться уделять работе с детьми, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Эти дети, как правило, обладают слаборазвитыми певческими данными, плохо интонируют, пение их фальшиво. Распределение голосов в хоре по нескольким примарным зонам (количество их диктуется условиями набора), создает щадящий режим работы для таких детей и в то же время стимулирует развитие их вокального слуха.

Примарные тоны находятся в середине звуковысотного певческого диапазона. В детских голосах примарная зона объединяет 2-3 примарных тона. У некоторых детей, так называемых «гудошников», на начальном этапе можно выявить всего один или два примарных тона. У детей примарные тоны формируются на фоне разговорной речи и тесно связаны с ней.

На начальном этапе нужно весь хор разделить на ряд хоровых групп. Группа так называемых «гудошников» требует особого внимания со стороны педагога и должна быть всегда перед его глазами. Первые занятия лучше начинать с игрового распевания, имеющего поэтическую основу и малоразвитую мелодику (например, попевка «Барашеньки - крутороженьки» исполняется на одном звуке). Поэтический текст целесообразно разучивать всем хором одновременно. Дети привыкают к дирижерскому жесту, вместе берут дыхание, выявляют смысловые акценты в тексте, обрабатывают дикцию и одновременное окончание распевания. Затем поют по группам, каждая в своей примарной зоне. Индивидуально нужно работать с теми детьми, у которых один примарный тон. Аналогично проучиваются и пропеваются все последующие распевания, постепенно расширяя их диапазон. Помимо распеваний на начальном этапе полезно заниматься с детьми ритмической импровизацией по системе К.Орфа.

Хорошим материалом для активизации слухового внимания и воспитания слуховых представлений служат диалоговые песни-игры (игра «Эхо»), русские народные песни, обладающие малоразвитым мелодическим рисунком.

Контроль и учет успеваемости.

Учет успеваемости осуществляется по текущим оценкам и оценке за контрольный урок в каждой четверти. В журнале выставляются оценки за работу на уроках, а также итоговые - за четверть и за год. В конце первой и третьей четверти проводится проверка успеваемости в форме контрольных уроков. В конце второй четверти контрольный урок заменяется открытым уроком-концертом для родителей, а в четвертой - проводится заключительный переводной экзамен. Успешно сдавшие его ученики переводятся в первый класс.

На контрольных уроках и на экзамене оцениваются приобретенные вокально-хоровые навыки учащихся как индивидуально, так и при пении в хоре. Оценивание - по пятибалльной системе.

На оценку «5» нужно исполнить партию в характере, хорошо интонируя и соблюдая точный нотный и словесный текст. Во время пения в хоре - следить за жестом дирижера, проявлять певческий и эмоциональный отклик.

Оценка снижается до «4» если учащимся были допущены неточности в интонации, выявлено не твердое знание им литературного текста произведения, вялая дикция или не достаточная точность отклика на жест дирижера во время хорового исполнения.

Оценка «3» не предусматривается, так как дети ещё только учатся петь и в раннем возрасте они воспринимаются крайне болезненно: кроме обиды и огорчения не приносят нужного эффекта.

Примерный календарно-репертуарный план.

Период

Музыкальный

материал

Задачи

Вид контроля

1 четверть

Сборник «Музыкально-речевые упражнения» Т. Рыбкина, Т. Шеверева «Давайте учиться петь»:

  1. «Тигр»…………………………....


  1. «Язычок»…………………………


  1. «Чайник»…………………………


  1. «Солнышко»…………………….


  1. «Синички»………………………..

Попевки: «В чистом поле тропина»,

«Барашеньки», «Лиса», «Сорока»,

«Андрей-Воробей», «Петушок», «Солнышко», «Кукушка», «Скок - поскок», «Не летай соловей».

Укрепление мышц лица и всего тела.

Укрепление мышц языка.

Активизация дыхания.

Четкое и легкое произношение губных согласных.

Выработка близкого звука (артикуляция).

Чистота интонации, дикционный ансамбль, различный характер дыхания, фразировка, создание образа.

Контрольный урок.

2 четверть

Сборник «Музыкально-речевые упражнения» Т. Рыбкина, Т. Шеверева «Давайте учиться петь»:

  1. «Колокола»………………………..


  1. «Дружная семейка», «Ёж»,

«Пёс Барбос»……………………..


  1. «Мячик»………………………….


  1. «Котенок»…………………………

Рус. нар. п. «Вставала ранешенько»

Г. Струве «Все новое у нас»

Б. Савельев «Если добрый ты»

Укрепление мышц губ, протяжность звука.

Активное произношение губных согласных.

Укрепление мышц неба, формирование округлого неба.

Выравнивание звуков в сочетании «ми-а-о-у».

Знакомство с нотной записью хоровой партитуры. Работа над произведением.

открытый урок или урок-концерт

для родителей.

3 четверть

Повторение попевок и упражнений из 1 и 2 четверти

Скороговорки: «Кричал Архип», «Собирала Маргарита», «Бублик» и др.

Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

П. Чайковский «Старинная

французская песенка»

Я. Дубравин «Песенка чижей»

Е. Туманян «Прилетайте скворушки»

Активная дикция и артикуляция.

Знакомство с твор-чеством композиторов-классиков.

Вокально-хоровая работа.

Контрольный урок.

4 четверть

Цикл «Димкины песенки» муз. М. Ройтерштейна, сл. И. Такмаковой:

«Дождик», «Снег»,

«Басенки», «Зернышко»

К. Львов «Дружат дети всей земли»

Вокально-хоровая работа. Подготовка к переводному экзамену.

Переводной экзамен

Годовые требования.


  1. Посадка поющего в хоре, положение корпуса, головы.

  2. Навыки пения сидя и стоя.

  3. Одновременное дыхание и снятие по руке дирижера, артикуляция при пении.

  4. Разучивание песен с голоса педагога, знакомство с простейшими хоровыми партитурами и пение по ним.

  5. Непринужденное свободное пение, мягкая атака звука без придыхания, прямое попадание в ноты.

  6. Необходимость соизмерения голоса с определенной задачей.

  7. Четкая дикция, активная артикуляция.

Примерная программа выступления:


  1. Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой»

2. Я. Дубравин «Песенка чижей»

3. К. Львов «Дружат дети всей земли»

Репертуарный список.


  1. Баневич С. «Колыбельная песня»

  2. Бекман Л., Кудашова Р. «Елочка»

  3. Бойко Р., Александрова З. «Дождик»

  4. Бойко Р., Викторов В., «Новый дом»

  5. Веврик Е., Чуркин А. «Про кота»

  6. Гайдн Й., «Мы дружим с музыкой»

  7. Дубравин Я. «Радость»

  8. Дубравин Я. «Песенка чижей»

  9. Журбин А., Синявский П. «Смешной человечек»

  10. Журбин А., «Веселый лягушатник»

  11. Журбин А., Синявский П. «В некоторой школе, в некотором классе»

  12. Зарицкая Е., «Хлопайте в ладоши»

  13. Зарицкая Е., «Фонарики дружбы»

  14. Красев М., Фрепнкель Н., «Веселая дудочка»

  15. Качурбина М.. перевод Найденовой Н., «Мишка с куклой пляшут полечку»

  16. Львов К., «Дружат дети всей земли»

  17. Металлиди Ж., «Гном»

  18. Минков М., Сеф Р., «Карусель»

  19. Минков М., Мошковская Э., «Окно»

  20. Минков М., Энтин Ю., «Где водятся волшебники»

  21. Минков М., Шим Э., «Деревянные лошадки»

  22. Минков М., Татаринов В., «Вечный двигатель»

  23. Назарова-Метнер Т., Григорьева О., «Повар»

  24. Никитина Е., «Мелодия»

  25. Никитина Е., «Будешь с музыкой дружить»

  26. Парцхаладзе М., Пляцковский М., «Где ты бегал Лягушонок?»

  27. Песков Н., Власихина Т., «Песенка о воздушном шарике»

  28. Попатенко Т., Викторова В., «Котенок и щенок»

  29. Поплянова Е., пер. с фр. Н.Гернет «Утята»

  30. Поплянова Е., «Кастрюля-хитрюля»

  31. Поплянова Е., «Сороконожки»

  32. Роджерс Р., Хоммерстайна О.,пер. М.Подберезского «Звуки музыки»

  33. Ройтерштейна М., Такмакова И., цикл «Димкины песенки»

  34. Рус. нар. песня «Где был, Иванушка?» обр. Ю.Тихоновой

  35. Рус. нар. песня «Как у наших у ворот» обр. Ю. Тихоновой

  36. Рус. нар. песня «Патока с имбирем» обр. Г.Лобачева

  37. Рус. нар. песня «Во поле береза стояла» обр. неизвестного автора

  38. Рус. нар. песня «Вставала ранешенько»

  39. Савельев Ю., «Ёлочка-иголочка»

  40. Савельев Б., «Если добрый ты»

  41. Старокадомский М., Высотская О., «Кукла»

  42. Струве Г.,«Все новое у нас»

  43. Е. Туманян «Прилетайте скворушки»

  44. Фиготин Б., Фотин С., «Два щенка»

  45. Филиппенко А., Волгина Т., «Про лягушек и комара»

  46. Хвойницкий В., Малинский М., «страна фантазия»

  47. Цимбалюк А., Смирнова А., «Фруктовые часы»

  48. Чайковский П., «Старинная французская песенка»

Нотная литература.


  1. Бойко Р., «Весёлое утро» - М., 1977.

  2. «Колосок» сост. Крыло г., Науменко Г. - м., 1981.

  3. Магиденко М., Назарова Т., «Пойте м алыши» - М., 1973.

  4. Нотная папка хормейстера. Младший хор. Сост. Куликов Б.И., Аверина Н.В. - М., 2005.

  5. Песни-картинки, Вып. 30 - Л., 1986.

  6. «Поет детский хор», сост. Бабасинов Л.Р., - Ростов-на-Дону, 2009.

  7. «Поет детская хоровая студия «Веснянка», сост. Дуганова Л.П., Алдакова Л.В. - М., 2002.

  8. Поплянова Е.М., «А мы на уроке играем» - М., 1994.

  9. Савельев Ю., «Песни для детей разного возраста» - М., 2004.

  10. Стулов И. «Сказки о добре и зле» - М., 2007.

  11. Рыбкина Т.В., Шеверова Т.Г., «Давайте учиться петь» - Тула, 1999.

  12. «Хрестоматия русской народной песни», ред. Рыжкова В. - М., 1968

Методическая литература.


  1. Ветлугина Н., «Методика воспитания в детском саду» - М.,1989.

  2. Краевая Л. В., «вокальная работа в детском хоре» - Красноярск., 2004.

  3. Милевский Л.С., «Распевание на уроках пения в детском хоре

  4. начальной школы» - М., 1997.

  5. Огородников Д.Е., «Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе» - Киев, 1981.

  6. Овчинникова Т., «Воспитание певческого голоса в общеобразовательной

  7. школе» - М., 1986.

  8. Попов В., Тихеева Л., «Школа хорового пения» - М., 1986.

  9. Соколов В., «Работа с хором» - М., 1981.

  10. Стулова Г.И., «Хоровой класс» (теория и практика вокальной работы в детском хоре) - М., «Просвещение», 1988.

  11. Стулова Г.И., «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» - М., 1992.

  12. Стулова Г.И., «Теория и практика работы с детским хором» - М.. 2002.

  13. Струве Г., «Хоровое сольфуджио» - М., 1979.

  14. Рыбкина Т.В., Шеверова Т.Г., «Давайте учиться петь» - Тула, 1999.

  15. Школяр Л., Красильникова М., «Теория и методика музыкального образования детей» - М., 1999.


Работа с детьми подготовительного класса предполагает комплексный подход к развитию музыкальных способностей. Во время обучения, наряду с развитием слуховых представлений, ритма, памяти, руководителю хора следует научить ребёнка правильно сидеть во время пения, привить ему навыки грамотного звукоизвлечения, сформировать в нём бережное отношение к звуку, научить слышать свое пение. Все преподносимые ребёнку знания надо, так или иначе, увязывать с его личностью и потребностями, имея в виду выполнение главной задачи - помочь ученику полюбить музыку. При этом необходимо следить за тем, чтобы чрезмерно не перегружать учащихся заданиями. Процесс обучения должен проходить постепенно, шаг за шагом.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста - конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, преподавателю на уроке необходимо уметь достаточно быстро переключаться с одной формы работы на другую. Можно предложить ученикам «разминку», например, движения руками, наклоны и повороты туловища, прыжки, хождение под музыку марша.

Также, в ходе урока, рекомендуется использовать возможности ИКТ: сопоставить характер музыкального произведения с наглядными примерами изобразительного искусства, произвести аудио- или видеозапись пения ученика, прослушать, проанализировать результат и выявить недостатки в исполнении.

Пение в хоре начинается с так называемого донотного периода, который включает в себя знакомство с произведениями «на слух». Вначале это пение коротких детских песенок и попевок. Длительность донотного периода составляет все первое полугодие.

На этом этапе занятии, пока ученик не знает нотную грамоту, преподавателю необходимо довольно много демонстрировать музыкальные примеры на уроках, чтобы расширять музыкальный кругозор ребёнка и развивать его слуховые представления. Нужно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать его слушать небольшие произведения. Музыкальный материал должен быть интересным по содержанию и доступным, чтобы вызвать ответную реакцию ученика. В процессе пения ученик должен познакомиться с различными песенными жанрами:

Основы звукоизвлечения

Предварительно следует показать детям, как правильно сидеть и стоять во время пения. Правильная посадка предполагает отсутствие напряженности в спине, но в тоже время подтянутость корпуса, удобное ощущение плечевых суставов, шеи, свободное положение рук, опора в ногах.

Далее необходимо рассказать и показать, как правильно брать дыхание перед пением. Важно, чтобы ученики не ощущал мышечной зажатости при пении, как на начальном периоде, так и в течение всего курса обучения.

Пение по нотам


Убедившись в том, что ученики слышат высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз; имеют представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм; владеют навыками пения в унисон, можно приступать к изучению нотной грамоты и пению по нотам.

Переходя к изучению нотной грамоты, педагог объясняет, что для записи звуков используют специальные знаки - ноты. Знакомство ребёнка с записью нот следует проводить на близких ему мелодических попевках.

Развитие навыков пения по нотам должно сочетаться с воспитанием у детей чувства исполнительного ритма. Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении различных, чаще контрастных длительностей. Наряду с изучением ритма, педагог должен объяснить ребёнку такие понятия, как темп, размер, такт и затакт.









Приложение 1.


Попевки.


Адаптированная образовательная программа по предмету Хоровое пение подготовительный класс

Адаптированная образовательная программа по предмету Хоровое пение подготовительный класс

Приложение 2.

Упражнения для занятий в хоре.

Для развития артикуляции.


  1. «Пошинковать» язык передними зубами.

  2. Пожевать язык коренными зубами: 6 раз справа и 6 раз слева.

  3. Рот - домик для звука. «Помыть» в домике стенки (языком погладить щеки изнутри) с одной стороны и с другой.

  4. «Помыть» потолок в домике для звука (погладить небо языком несколько раз).

  5. «Помыть» двери 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки (погладить языком круговыми движениями изнутри сомкнутые плотно губы).

  6. Изобразить как скачет большая и маленькая лошадка: большая - щелкать языком вытянув вперед губы, маленькая - щелкать языком одновременно показывая все зубы, растянув губы в улыбке.

Скороговорки.


  1. Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки, из-за леса из-за гор едет к ним ещё Егор.

  2. Собирала Маргарита маргаритки на горе, потеряла Маргарита маргаритки на горе.

  3. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

  4. Матрешки, матрешки, наденьте серёжки!

  5. Едет Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап!

  6. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

  7. Расскажите про покупки! Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про пшено и про подкрупки.

  8. Четыре черненьких, чумазеньких чертенка, чертили черными чернилами чертеж.

Подготовку пения канонов, можно начинать с произнесения речевых канонов. Хор делится на две группы (в дальнейшем можно и на три). Первая группа начинает говорить предварительно выученную скороговорку в ритмическом соответствии тактированию дирижера, затем по ауфтакту вступает вторая группа. Дети приучаются к самостоятельному ведению литературной мысли, что имеет схожесть с ведением мелодической линии при пении канонов. В то же время на начальном этапе детям это легче, так как не нужно контролировать звуковысотность. Такие упражнения помогают побороть страх перед многоголосием.

Для развития дыхания.


  1. Взять дыхание через нос и согреть дыханием замершие на морозе руки.

  2. Положить руки на воображаемый подоконник, где много-много пыли и сдуть пыль до единой пылинки.

  3. Через нос взять дыхание (надуть шар внутри себя) и затем медленно выдыхать, протягивая согласную «с» до полного опустошения легких.

  4. Коротко произносить парные согласные: «п»-«б», «з»-«с», «д»-«т» и т. д., контролируя работу диафрагмы.

  5. Сделать короткий вдох и «закрыть дыхание на замочек», предварительно выдохнуть как будто устали или расстроились.

  6. Через нос взять дыхание три раза и считать вслух до 10 растягивая гласные звуки.

  7. Дыхание как в №6, только вместо счета произносить скороговорки не добирая воздуха. На начальном этапе стоит брать более короткие фрагменты, затем можно увеличивать объем текста.

Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует повторять регулярно. Можно даже на одном уроке по нескольку раз. Эти упражнения займут 2-3 минуты, а кроме своих прямых функций будут выполнять ещё роль физкультминутки.


© 2010-2022