Урок-встречаБлагословляю я свободу и голубые небеса!

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «БЛАГОСЛОВЛЯЮ Я СВОБОДУ И ГОЛУБЫЕ НЕБЕСА!»

(урок-встреча)

Цели: развивать умения слушать, анализировать музыкаль­ное произведение, исполнительские умения и навыки, музы­кальные способности, познавательные психические процессы.

Урок построен на светской музыке, она рассказывает о необычном для совре­менных детей человеке. Принцип поиска смысла музыкального произведения и лично­сти, отражённой в нём, часто используется на уроке. Такое построение урока заставля­ет напрячь свои мыслительные способности.

Ход урока

На,уроке используется романс Петра Ильича Чайковского «Благословляю вас, леса!». На предыдущем уроке рассматрива­лись романсы «Соловей» А. А. Алябьева и «Гори, гори, моя звез­да...» П. Булахова.

Учитель демонстрирует видеофрагмент (летний пейзаж русской природы, фотография певца - Евгения Нестеренко).

Звучит романс П. И. Чайковского.

- Вы услышали музыкальную речь человека. О чём вы узна­ли? (Автор романса разговаривал с природой: с реками, лесами, полями.)

- Говорил-то он с ними, а рассказал о себе. Что вы узнали об этом человеке? (Что он очень любит природу, много путе­шествует, много повидал.)

- И всё? А кто этот человек, чем занимается? Давайте разби­раться.

Учитель пишет на доске: «Благословляю вас, леса!».

- Что за слово - благословляю? (Это добрые пожелания, благодарность полям, лесам и т. д.)

- А ещё - «Благословляю я свободу и голубые небеса!». Какую свободу благословляет человек? (...Может быть, он вы­шел из тюрьмы?)

-Дальше поймем. Слушайте:

И посох свой благословляю, И эту бедную суму...

(Точно, из тюрьмы вышел.)

- Не спешите.

.. .И степь от края и до края, И солнца свет, и ночи тьму!

(Да он благословляет всё, что видит!)

- Можем ли мы сказать, что он грустит по поводу своей бед­ности? (Нет. У него светлое настроение.)

- Представьте себе, что у вас ничего нет, кроме палки в ру­ках да старой сумки. Что вы будете испытывать? А теперь по­думайте о герое. (Это плохо. Он бедный, и его жалко.)

- А дал ли он вам повод жалеть его? Что слышно в музыке? (Музыка мажорная, гордая, торжественная. Он счастлив. Жа­леть его не надо.)

- А о своём доме человек что-нибудь сообщает? (Нет. Может :■ быть, и дома у него тоже нет.)

-Возможно, и всё-таки он счастлив, он свободен. Почему? Отчего?

- В современном вам мире смыслом жизни стала погоня за вещами, деньгами. Сделать их целью жизни - самый страш­ный обман для человека. Понимание ложности избранного пути всё равно придёт, но часто бывает поздно, когда жизнь заканчи­вается. Наш герой избежал этого обмана. Образ его жизни дру­гой - налегке путешествует он по белому свету, смотрит на мир и радуется ему. А главное - он славит того, кто создал этот мир, то есть славит Господа. Смотрите, как движется мелодия. Сна­чала она идёт широкой волной, а чем заканчивается?

Звучит романс «Благословляю вас, леса!».

(Поклоном!)

- «.. .долины... реки... горы... долы!». (Он всё время кланя­ется!)

-«...Благословляю я свободу и голубые небеса!» (А теперь мелодия поднялась вверх, как бы к небу.)

-В народных сказках вы, наверное, встречали упоминание о каликах перехожих. Помните историю об Илье Муромце? (Да. Они дали ему попить воды, и он смог ходить.)

- Как вам кажется, обычная вода обладает такой силой? (Конечно, нет.)

- Однажды людям было сказано: «Пьющий из моего источ­ника никогда не будет испытывать жажду». Имелся в виду осо­бый источник - Слово Божье. Значит, наш герой... (Священник!)

- Нет. Священник служит в храме, он постоянно путешест­вовать не может. А вот понятие путешествующий монах - это правильнее. Какой голос у певца? (Бас.)

- Что это значит? (Он мудрый, сильный, возможно, старый. Нет, мы же видели его портрет, он ещё молодой.)

-Чтоб мудрым быть, не обязательно быть пожилым. Моло­дому человеку повезло, он выбрал верный жизненный путь, знает истину о жизни и с радостью несёт её другим. Как, по-вашему, это лёгкий путь? Много ли знаете вы людей, способных отказать­ся от всех благ жизни? (Таких, наверное, сейчас нет. Это очень трудно.)

- Слышали ли вы когда-нибудь такую фразу: «Сильный -это тот, кто может себе всё позволить»? Вы согласны с этой фразой? (Слышали, но не согласны: позволять себе всё может только слабый человек.)

- А вот по-другому: «Сильный - это не тот, кто может себе всё позволить, а тот, кто может от всего отказаться». Это верно? (Верно.)

- Хотели бы вы стать сильнее? Тогда подумайте, от чего лишнего вам пришлось бы отказаться. А что главное - послу­шайте.

Всё хочет петь и славить Бога, -Заря, и ландыш, и ковыль, И лес, и поле, и дорога, И ветра зыблемая пыль.

Они зовут за словом слово, И песню их из века в век В иных созвучьях слышит снова И повторяет человек.

Ф. Сологуб

Проводится работа над текстом первого куплета романса, делается акцент на торжественный характер музыки.

- Но есть ли в мелодии народные черты? (Неясно.)

- Значит, он человек городской. Однако сумел оторваться от города. Так часто бывает с людьми, особенно с теми, кто дол­го прожил в деревне - очень хочется туда вернуться.

Послушайте другое произведение.

Исполняется песня «Русское поле» из к/ф «Неуловимые мсти­тели», муз. Я. Френкеля. Вокальная работа над новой песней.





Тема: «РУСЬ МОЯ, ЛЮБЛЮ ТВОИ БЕРЕЗЫ!»

# (урок-путешествие)

Цель: показать многогранность образа березы, отраженного в различных видах искусства и в самой жизни.

Задачи: воспитывать культуру слушания классической музыки, любовь к русской культуре и истории, патриотические чувства; познакомить с финалом симфонии № 4 П. И. Чайков­ского; развивать ассоциативное мышление, мотивацию к позна­вательной музыкальной деятельности, используя игровые формы, межпредметные связи с природоведением, литературой, изобра­зительным искусством, граждановедением, умение выражать свои эмоции в словесной форме.

Музыкальный материал: «Отчего так в России бере­зы шумят?» (песня в исполнении группы «Любэ»); «Плясовые наигрыши» (в исполнении русских народных инструментов); «Я помню-ранило березу» (А. Новиков, С. Васильев); «Во поле береза стояла» (русская народная песня); фрагмент финала сим­фонии № 4 П. И. Чайковского.

56

Ход урока

Вход учащихся в класс под песню «Отчего так в России бе­резы шумят?» в исполнении группы «Любэ».

Отчего так в России березы шумят? Отчего белоствольные все понимают? У дорог, прислонившись, по ветру стоят И листву так печально кидают.

Я пойду по дороге. Простору я рад. Может, это лишь все, что я в жизни узнаю? Отчего так печальные листья летят, Под рубахою душу лаская?

Учитель.О чем говорила музыка, прозвучавшая сейчас? (О России, о березах, о том, что они выражают.)

-Сегодня у нас очень интересная тема и необычный урок. Послушайте внимательно задание. Кто сумеет быстрее опреде­лить тему урока в зашифрованной надписи, получит право отве­чать первым.

На доске - таблица:

Англия

наша

берегу

его

сосны

Русь Германия

твоя моя

люблю храню

мои твои

березы ели

- Составьте фразу, где:

• первое слово - существительное, имя собственное;

• второе - местоимение;

• третье - глагол;

• четвертое - местоимение;

• пятое - существительное во множественном числе.

57

© 2010-2022