- Преподавателю
- Музыка
- Внеклассная работа по музыке в школе
Внеклассная работа по музыке в школе
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шайпак В.Ж. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Внеклассная работа
по музыке в школе».
Шайпак Венера Жумабаевна
«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы
искусства. Так же как и литература и
изобразительное искусство, музыка
вторгается во все области воспитания и
образования наших школьников, являясь
могучим и ничем не заменимым средством
формирования их духовного мира».
Д.Б.Кабалевский.
1.Организация внеклассной музыкальной работы, виды и формы.
Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
-
Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
-
Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
-
Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем так и школьниками.
-
Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
-
Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
-
Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
-
Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.
Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:
массовые - общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев и.т.д.
кружковые - сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые (ВИА, фольклорный ансамбль), танцевальные, музыкальные факультативы.
Различные виды музыкальных развлечений - праздники, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, и.т.д.
2.Кружковая работа
Вокальный кружок.
Музыканты говорят «Самый дешевый и сложный инструмент - это голос». Важность роли в формировании музыкальной культуры у детей имеет вокальный кружок.
Пение - это основной вид самовыражения учащегося в музыкальном искусстве.
Кружок «Вокальный» посещают все желающие. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего, их желание.
В процессе обучения пению педагогом решаются многие задачи, связанные с развитием голоса учащихся и приобретением вокально-хоровых навыков и умений, необходимых для художественного выразительного исполнения. Овладение вокально-хоровыми умениями и навыками в пении - средство художественной передачи содержания, музыкального образа произведения.
Поэтому исходным положением, определяющим задачи в овладении вокально-хоровыми умениями и навыками, является художественность, содержательность, эмоциональная направленность музыкального материала.
При проектировании календарного планирования, я тщательно подбирала музыкальный материал, с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.
В начале разучивания той или иной песни, всегда планирую вводную беседу. Обязательно обращаю внимание детей на авторов, историю создания. Многие материалы находят и сами учащиеся.
Для развития певческих умений и навыков, использую различные формы распевания. Например: для разработки дыхания - имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца»; для развития дикции и артикуляции - скороговорки, придумать самим мелодию на скороговорку и утрированно спеть, пропеть слоги: «бгда», «бра», «кпрфа» и.т.д..
Использую на кружке следующие виды работ над песней: двуголосие, пение в унисон, пение каноном, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни.
Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают.
Если разучиваемая песня звучала в качественной обработке, дети с легкостью ее разучивают и поют. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.
Все праздники, организуемые в школе, не обходятся без участия детей, посещающие данные кружки. Члены кружка принимают активное участие в районных смотрах художественной самодеятельности, где занимают призовые места:
Выступления на мероприятиях дает возможность детям почувствовать удивительное ощущение артистического самовыражения. Дети, посещающие данные кружки, пользуются уважением и восхищением среди своих друзей, одноклассников и сверстников.
Участниками вокального кружка были организованы такие мероприятия как, «В стране мелодий», «Мир без песен - неинтересен», «Романса трепетные звуки»…
3.Предметная неделя по музыке
Предметная неделя по музыке - это своего рода проверка знаний, умений и навыков и выявления талантливых и музыкальных детей. Каждый класс готовит творческую работу, которую в последствии защищают.
Учащиеся участвуют в музыкальной викторине, а также в конкурсе «Музыкальные легенды», где они должны «блеснуть» своими знаниями в области интересных музыкальных фактов.
Итогом предметной недели является «Музыкальный экспресс», который включает в себя следующие конкурсы: «Биография», «Защита творческой работы», «Я рисую музыку», «Угадай-ка», «Ритм», «Абсолютный слух», «Теоретик».
По итогам предметной недели награждается почетной грамотой класс-победитель и отдельные дети в различных номинациях. (Например: «Лучший биограф», «Внимательный слушатель»…)
4. Музыкальный праздник
В своей творческой работе я часто использую слово «праздник». А что же такое праздник?
Праздники, как правило, являются яркими событиями в жизни школы. Это - центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительное искусство, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества.
В нашей школе мы часто организовываем праздники. Праздник - это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем-то или чем-то интересным.
С этой целью были организованы и проведены следующие праздники: «Прекрасные звуки музыки», «Гармония звука», «Мелодия души», «Синий платочек»…
Эти праздники имели большую подготовительную часть: оформлялись декорации, атрибуты и костюмы, готовились номера соответственно тематике праздника, отбирался литературный материал (стихи, афоризмы, сказки…), придумывались и ставились театрализованные представления и.т.д.
При организации таких праздников дети чувствуют большую ответственность и важность своей роли. А так как праздник - это синтез искусств, то в нем могут участвовать любой желающий ребенок.
5. Заключение.
Как уже говорилось, музыкальное воспитание детей нельзя ограничивать рамками урока, поэтому, я думаю, что именно внеклассная работа формирует духовность личности, его мировоззрение, вкус, любовь к искусству. Именно внеклассная работа воспитывает патриотизм, нравственность и эстетику.
Свою творческую работу хотелось бы закончить фразой С.Коненкова «Прекрасен и величественен мир. Красота принизывает мироздание. Поможем людям войти в мир красоты, увидеть душевную красоту друг друга!»
Литература
-
Абдулин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе» М, 1983
-
Бондаревская Е.В. «Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания».// Педагогика М., 1995.№4
-
Бруднов А.К. «От внешкольной работы к дополнительному образованию»// Внешкольник М., 1996 №1
-
Горский В.А. «Концепция дополнительного образования детей» //Внешкольник. М., 1996 №1
-
Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания в школе» М., 1998.
7