Инновационная методика по программе Железновых для детей с ослабленным зрением

Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей. На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего  развития. Характерной особенностью методики «Музыка с мамой», является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой с малышами  в весёлую обучающую игру. Основные задачи музыкального воспитания слабовидящих детей те же, что и задачи воспитания нормально видящих. Детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У дошкольников вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности – слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слабо видящих детей: развитие координации движений и ориентирование в прос...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Инновационная методика по программе Железновых для детей с ослабленным зрением.

















Музыкальное развитие детей, как и развитие речи слабовидящего ребёнка, немыслимо без активного участия родителей.

На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего развития.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой», является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой с малышами в весёлую обучающую игру.

Основные задачи музыкального воспитания слабовидящих детей те же, что и задачи воспитания нормально видящих. Детей готовят к восприятию музыкальных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку. У дошкольников вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности - слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слабо видящих детей: развитие координации движений и ориентирование в пространстве, выработка правильной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике, жестам. Всё это тесно перекликается с методикой Железновых.

Сергей и Екатерина Железновы - одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух. Раннее развитие у детей - это залог их успешного будущего, лёгкой адаптации в любом коллективе и наконец, счастливой жизни. Не стоит отказывать им в таком удовольствии.

Принципиальные решения:

  1. Родительское участие во время занятия признаётся нужным и важным, формы участия должны быть творческими и разнообразными.

  2. Малышам трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности для малышей, должно быть движение.

  3. В работе необходимо использовать фонограммы, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах., активно помогая детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители получают возможность развивать и развлекать малышей не только на занятиях, но и дома.

Теоретическое обоснование детских занятий «Музыка с мамой»

Подвижные пальчиковые и ролевые игры, звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для слабовидящих малышей. В таких играх с другими детьми и взрослыми на занятиях ребёнок использует и развивает многие свои способности:

  • Улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка

  • Развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память

  • Формируются навыки вербального и невербального общения

  • Ребёнок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе

  • Развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а так же слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию

Музыкально - ритмическая деятельность на занятиях Железновых, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность, благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

Левое полушарие: речь, распознавание букв и слов, элементов целого, осознаваемые движения, комбинации движений, запоминание слов и фраз, логическое мышление.

Правое полушарие: Музыка, ритм, шумы, ритм речи, зрительное восприятие предмета в целом, автоматизированные движения, запоминание музыки, картин, запахов, интуиция.

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

Занятия «Музыка с мамой»

Детские занятия по системе Железновых - это одна из моих инновационных методик для детей с ослабленным зрением. Они являются прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. На таких занятиях мы знакомимся со окружающими звуками, с чувствами и эмоциями людей. Мы используем три типа музыкально - ритмических игр. Это подражательные или жестовые игры, игра на шумовых инструментах и пальчиковые игры. Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любая мамочка или бабушка, без специальной педагогической и музыкальной подготовки. Занятия, которые проходят в виде развлечения, напоминают мастер- класс и дают основы для дальнейшего самостоятельного обучения детей дома. Я напоминаю о том, что необходимо учитывать основные особенности детского возраста с нарушением зрения: нужна чёткая смена видов игр, надо идти часто на встречу желаниям ребёнка, часто обновлять игровой репертуар и менять игровые задания.

Увлекательной формой детских занятий и музыкально - ритмических игр, является звукоподражание и элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах. Дети с огромным удовольствием играют под танцевальную музыку, аккомпанируют детским песенкам, импровизируют звуковые картины на заданную тему или иллюстрируют шумами подходящие стихи. Слабо видящие дети подражают пению и воспроизводят движения, плохо видя перед собой показывающего. Не умея контролировать движения своего лица, такие дети плохо владеют мимикой. У многих из них не правильная артикуляция при пении, поза, движение и т.д. Это затрудняет овладение новыми видами деятельности. Трудности эти преодолеваются в индивидуальной работе с детьми.

Для слабовидящих малышей Железновы предлагают использовать более простой вариант для музицирования - сказочки - шумелки. В та ой сказке текст составляется так, что после одной, двух фраз ребёнку есть возможность что-либо изобразить шумом. Дело это и весёлое и очень полезное.

  • Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах - занятие творческое и весьма эмоциональное

  • Совместная игра малыша со взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и развивает чувтва коллективизма

  • Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память

  • Различие громких и тихих звуков, развивает слух ребёнка, а копирование шумов, способствует развитию мелкой моторики

  • Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается умение сосредоточенно слушать, хорошие реакция и память

  • Музыкальное занятие в целом творческое и малыши с удовольствием придумывают новые сказки.

Пример занятия в первой младшей группе.

Раздел

Название игры

1

Приветствие

Все на ножки

2

Разминка 1

Ну-ка, повторяйте!

3

Разминка 2

Вот все ребята...

4

Жестовая игра

Дом и (или) Утром

5

Игра-массаж

Мы пилим

6

Ритмика

- ходьба в ритме с остановками (в конце музыкальных фраз)
- бег со сменой направления
- игра с платочком (определяем конец музыкальных фраз)
- зайчики и медвежата (определяем смену контрастных разделов музыки в движении)

7

Нотная грамота и слух, синтезаторы

Работа с карточками, игрушками, синтезаторами с наклейками*

8

Распевание, пение

1.дыхательные упражнения
2.распевание
3.попевки: Дождик, два кота

9

Слушание, Танец

С кубиками, мешочками или бубнами (по выбору)

10

Прощание

Мы урок позанимались

.

© 2010-2022