Использование инновационных технологий на занятиях по «Эстрадному вокалу»

Использование инновационных технологий на занятиях по «Эстрадному вокалу» в условиях учреждения дополнительного образования  детей.     Основной и наиболее доступный способ музицирования - пение. Голос - общедоступный инструмент, позволяющий привлечь ребёнка к активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты  музыкального искусства. Эстрадное пение занимает особое место  в современной музыке, у детей и подростков сегодня этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших зада...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование инновационных технологий на занятиях по «Эстрадному вокалу» в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Основной и наиболее доступный способ музицирования - пение. Голос - общедоступный инструмент, позволяющий привлечь ребёнка к активной музыкальной деятельности, к осознанию красоты музыкального искусства.

Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков сегодня этот вид искусства вызывает огромный интерес. Одной из важнейших задач курса «Эстрадный вокал» является не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи. Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты: «Голос», «Голос дети», «Новая Волна», « Славянский базар», « Евровидение», « Детское Евровидение», «Главная сцена» и т.д. Данные проекты, специалисты в этом направлении, доказывают, что начинать заниматься эстрадным вокалом можно и нужно с раннего возраста.

Достижение высоких результатов при занятиях эстрадным вокалом стало возможным благодаря применению различных инновационных технологий в данном направлении.

Первые попытки в освоении этого направления взяли на себя Центры детского творчества, кружки при общеобразовательных школах, Центры дополнительного Образования, Музыкальные школы и Школы Искусств. С возросшим интересом к этому виду искусства естественным образом возникла потребность в профессиональной подготовке обучающихся, острая необходимость в разработке программ и методик по эстрадному направлению. Это неслучайно, ведь именно эстрадное пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня и интеллекта.

Эстрадное пение как вид вокального искусства, возникло от слияния народного и академического пения. Несмотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основные свойства, характерные для эстрадной манеры пения: близость к речевой фонетике, плотное звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного прикрытия «верхов». Для обучения физиологическим принципам в работе голосового аппарата лучше включать упражнения из разных методик по академическому и эстрадному пению:

- дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой,

- фонопедического метода развития голоса В.В.Емельянова,

- методики педагога-вокалиста США и Канады Сет Риггса.

Перечисленные методики, применяемые на занятиях по эстрадному вокалу являются инновационными, т.к. позволяют по-новому работать над развитием навыков эстрадного исполнительства.

В процессе пения принимает участие не только звук, но и что не менее важно - осмысленное слово. Вокал в данном случае можно рассматривать как некий технологический процесс художественного пения. Любой исполнитель, безусловно, должен владеть вокальной техникой, то есть определенными знаниями и специальными приёмами. Благодаря этой технике, он может свободно управлять своим голосом.

Развитие и реализация природных голосовых возможностей человека происходит постепенно. Оптимальным порядком считается прохождение нескольких этапов:

На первом этапе осуществляется постановка голоса, причём это актуально для любых видов вокала (эстрадного, классического и других). На втором этапе происходит освоение подходящих для конкретного человека приёмов эстрадного вокала. На третьем этапе - формируется уникальный, узнаваемый голос, с характерной манерой пения и конкретным сценическим образом. Надо отметить, что правильная постановка голоса является очень значимым моментом в развитии и реализации голосовых данных человека. Как принято считать, при правильной постановке даже слабый голос может звучать сильно.

Вокал - это ещё и просто хорошее дыхание, что в свою очередь означает отличную работу всех внутренних органов человека. Поэтому занятия пением, даже на любительском уровне, оздоравливают наш организм. Что касается профессионального пения, то это, прежде всего, тяжёлый и упорный труд, сравнимый с работой профессионального спортсмена.

Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения. Но при желании, заняться вокалом и добиться определенных успехов можно в любом возрасте. Петь может практически каждый ребёнок.

Можно ли научиться петь?

Конечно, есть люди, которых Бог наделил природным даром: хорошим музыкальным слухом, красивым тембром голоса и тонким чувством. Но, что делать тем, кто не попадает под эту категорию? Во - первых, набраться терпения и усиленно заниматься. Существует множество упражнений, которые укрепят певческое дыхание, активизируют артикуляцию, дикцию, развивают музыкальный слух, силу голоса и т.д.

Вокальное искусство индивидуально. Связано это с тем, что у певца, в отличие от инструменталистов, его инструмент является частью организма. Строение гортани, размеры резонаторных полостей и т.д. у каждого человека разные, что сказывается на тембре, характере звука. Таким образом, каждый человек имеет свой индивидуальный вокальный инструмент. Поэтому, главным принципом вокалиста должен стать девиз "найди свой голос".

Эстрадное пение, несмотря на существенные различия с академическим вокалом, базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата

Необходимо заметить, что настоящей инновацией является обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. Движение на сцене - одно из важнейших составляющих имиджа эстрадного артиста, исполнителю необходимо знать правила поведения на сцене и работы со зрителем, а так же, как выходить из неприятных курьёзных ситуаций, которые зачастую случаются в момент выступлений. В свою очередь актёрское мастерство является проводником к сердцу зрителя. Каждый талантливый певец должен быть хорошим актёром, герой песни - его главная роль, сама же песня должна быть настоящим моноспектаклем. А для того, чтобы выполнить поставленные актёрские задачи необходимо понять и прочувствовать душу главного героя песни, слиться с этим образом и только после этого считать произведение выученным, готовым к показу.


Конечно, работая над исполнительской манерой, необходимо изучать чужой опыт. Но, делать это надо применительно к себе, своему голосу. Это очень важно, т.к. в эстрадном пении ценится именно индивидуальность, открытие новых музыкальных «ниш», способность воздействовать на слушателя своей «энергетикой», легко узнаваемой манерой исполнения. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

В концептуальной основе курса «Эстрадный вокал» важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основе разработки инновационных технологий лежит следующее:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностный и деятельностный подходы.

Основным средством обучения, воспитания и развития учащихся является учебный и концертный репертуар, который строится на основе следующих принципов:

- постепенного усложнения, направленного на решение педагогических, технических и художественных задач;

- отбором высокохудожественных произведений;

- произведений местных, национальных композиторов;

- разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;

- учет музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

Одним из основных принципов инновационных технологий является принцип индивидуального подхода к ученику.

Ни для кого не секрет что, в связи с индивидуальным строением собственного «инструмента» и упражнения для развития голоса тоже сугубо индивидуальные для каждого человека. Кроме того, и репертуар тоже индивидуален. Необходимо найти «cвою песню», определиться со «своим репертуаром». Даже великие и известные певцы порой всю жизнь ищут «свою песню» ту, которая им близка и которая «звучит» только в их исполнении.

Ещё одним важным принципом является принцип постепенности и последовательности.

Голосовые связки являются частью человеческого организма. Невозможно за короткий срок их натренировать. Точно также невозможно натренировать за короткий срок мышцы на руках или ногах. А ведь наши связки - это те же мышцы, только тренируем мы их по - особому.

Слово вокал происходит от итальянского «воче» - голос. Но, голос служит только инструментом. Само же искусство пения гораздо сложнее простого звукоизвлечения. Оно рисует нам образы, отображает эмоциональные состояния, даже тончайшие нюансы. Поэтому важно не только иметь голос, но и владеть им, то есть уметь отображать эти образы и состояния и воспроизводить тончайшие нюансы.

Поэтому следующим важным принципом является принцип единства технического и художественного вокального пения.

Считается, что эстрадный вокал по технике исполнения находится между академическим и народным вокалом. Эстрадный вокал отличается от академического и народного целями и задачами исполнения.

Академические и народные певцы поют в рамках «канона, определённых музыкальных правил и законов». Отклоняться от них не принято. Задача эстрадного исполнителя - поиск своей оригинальной манеры исполнения.

Кроме того, эстрадная манера требует очень хорошего произношения текста. Ведь пение это та же речь, только продлённая за счёт длительности гласных. Поэтому стирание граней между певческой и разговорной техникой звукообразования является важнейшей задачей.

Таким образом, ещё одним важным принципом в вокальной работе является принцип «пойте так как говорите». Это значит научиться произносить слова на любых высотных отрезках диапазона в речевой позиции (низком, среднем, высоком).

Главное условие - речевой голос должен звучать свободно и чисто.

В современном обществе спрос на уроки вокала невероятно высок, поэтому существует большое количество вокальных студий, школ и клубов. Определиться и выбрать школу и педагога по вокалу бывает достаточно трудно. Примечательно, что когда человек поёт, он слышит себя не так, как слышат его окружающие люди, поэтому даже опытный вокалист не всегда может самостоятельно изучить и исправить свои ошибки. Для этого очень важно участие профессионального педагога, который подскажет в нужный момент и укажет на ошибки. Огромное значение, конечно, имеет опыт и профессионализм педагога по вокалу. Ведь неправильные занятия пением могут привести к необратимым последствиям, даже к заболеваниям дыхательных путей, поэтому заниматься вокалом следует только под руководством опытного, грамотного педагога. Также необходимо отметить, что обучение вокалу - это достаточно сложный и длительный процесс. Научиться петь за несколько уроков практически невозможно. Поэтому желающие научиться петь должны быть готовы к трудной и упорной работе, которая обязательно будет вознаграждена.




© 2010-2022