Конспект урока по искусству Искусство и открытие мира для себя (9 класс)

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок

в 9 классе.

Тема: «Искусство и открытие мира для себя»

Учитель высшей категории

А. В. Шурховецкая

14 марта 2013



Искусство и открытие мира для себя

Цель: развитие способности философски - нравственного осмысления искусства и окружающего мира, познакомить детей с одним из удивительных музыкальных шедевров XXI в. и эпохи Барокко, формировать представление о синтезе искусств (музыки и кинематографии) и средствах их эмоционального воздействия, развивать способность сопоставлять художественные образы музыки и кино.

Задачи образовательные:

Формирование понятия «современность в музыке» на основе произведения Томазо Альбинони - Ремо Джацотто «Адажио», ставшим хитом XXI века.

Задачи воспитательные:

способствовать формированию коммуникативной культуры;

способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.

Задачи развивающие:

способствовать обучению учащихся умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами;

создать условия для развития исследовательских навыков учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока: Организационный момент, повторение, закрепление изученного материала, объяснение нового материала, закрепление нового материала, подведение итогов.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, размышление о музыке, сравнительный анализ, обобщение, приём коллективных ответов.

Материал к уроку: СD диск с музыкой Т. Альбинони - Р. Джацотто «Адажио», презентация к уроку, мультипликационный фильм режиссёра Г. Бардина «Адажио».

Оборудование:

Компьютер, проектор, музыкальный центр, аккордеон.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Звучит медленная музыка.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный обобщающий урок. Садитесь поудобнее. Расслабьте свои руки…
Они сразу стали большими, тёплыми, мягкими, плечи свободными.
Сбросьте напряжение с лица.… В голове - легкий туман, спокойная пустота… Мягкое дыхание... Кто хочет, может вдохнуть сильно - и выдохнуть… Дыхание лёгкое и спокойное... Чем дышите вы? Лёгкостью.
И мир становится волшебным…, легкий синий туман вокруг вас… Вы будто растворяетесь в нём, становитесь мягкими, теплыми...
И вы чувствуете, как будто ДУША ВАША ОСВОБОДИЛАСЬ… и будто полетела в лёгком воздухе… в небо… высоко, в голубизну… Вы раскинули руки, вы летите. … Как красиво вокруг вас.… Впереди - горизонт… далекие горы … зеленый лес…
Можно подняться к облакам…, будто купаться в них… ,отдохнуть на них… Можно кувыркаться…, наслаждаться своей свободой... Можно полететь к земле... вниз… и найти на земле место, где вам очень хорошо…
Ваше ЛЮБИМОЕ МЕСТО на земле... Какое оно? Это тихая лесная речка… Поляна, где растёт много разных цветов... Ты ложишься в цветы, и какой- то цветок окажется совсем близко от твоего лица…, Ты улыбнёшься ему...
Кто-то окажется высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух….
А может ты очутишься на скале, с которой открывается вид на море…. Я не знаю, в каком месте очутишься ты, но я знаю, что в твоём мире возможны чудеса. Понять этот мир лучше тебе поможет искусство. Оно предназначено для совершенствования человека.
Запомни этот мир - это важно для тебя... Что бы ни происходило с тобой, ты всегда сможешь прийти сюда - здесь тебе будет хорошо...
Здесь будут вещи, которые тебе дороги. Сюда приходят люди, которые близки тебе... Здесь будут чудеса, которые любишь ты... Это твой мир… никто не сможет отнять его у тебя. Постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели. «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…» Платон. И медленно возвращайтесь сюда...

2.Объяснение нового материала и повторение пройденного. Слайд №1.

Учитель: Современный человек живёт в сложном и загадочном мире, ставящим перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается любое творчество.

Если человек не ждёт, когда ему зададут вопрос, а сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы, то можно сказать, что это творческий человек. И чем больше человек погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов.

Этот парадокс заметил древнегреческий мудрец Сократ: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

И, действительно, дух захватывает, когда стараешься разумом охватить всё, сотворённое гениями. Как вы думаете, занимает ли искусство какое - то место в развитии человечества, в познании мира, в познании себя? Слайд №2.

Ученик: Искусство сопровождало человека всегда, даже на заре своего развития человек пытался осмыслить окружающий его мир и передать полученные знания следующим поколениям с помощью искусства. Так появились наскальные рисунки в пещерах.

Учитель: В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Какие научные предсказания были сделаны людьми искусства? Слайд №3.

Ученик: Леонардо да Винчи (эпоха Возрождения XV век ) разработал модель летательного аппарата. Рисунок «Витрувианский человек» и пояснения к нему называют каноническими пропорциями. Слайд №4.

Винсент ванн Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки (турбулентность). Это можно наблюдать на его картине «Вороны над пшеничным полем».

Учитель: Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученик: Тревогу, страх.

Учитель: Небольшое полотно, выполненное напряженными густыми и резкими мазками, с черными птицами, обрушившимися из грозовой синевы неба на слепящее золото растревоженных хлебов, говорит о депрессии художника. Искусство - всегда диалог, внутренняя беседа художника и зрителя. Какой художник разработал теорию влияния цвета на эмоции человека?

Ученик: Художник В. Кандинский разработал теорию влияния цвета на эмоции человека, известную сейчас как артерапию (исцеление искусством).

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия» исследовал психологию душевной деформации личности.

Учитель: Да, люди искусства были в своё время ещё и хорошими психологами. Какие ещё предсказания были сделаны.

Ученик: Жюль Верн(1828 - 1905) предсказал полёты на Луну. А. Н. Толстой (1882 - 1945) - появление лазера и космических кораблей.

Учитель: А многие выдающиеся учёные ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Слайд №5.

И. -В. Гете «Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времён обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени».

Вспомните эти открытия. Слайд №6.

Ученик: Русский инженер Лев Термен (1896 -1993) предвидел появление современного синтезатора, в 1920 году изобрёл терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путём перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны.

Французский физик Пьер Кюри провёл исследования по симметрии и доказал, что симметрия стабилизирует внутреннее состояние, а частичное отсутствие симметрии порождает развитие.

Слайд №7.

Учитель: А если посмотреть с философской точки зрения, то в жизни и в искусстве - это вечные темы противоположности: день и ночь, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, чёрное и белое.

Посещая музеи, концертные и выставочные залы, мы не только хотим приобщиться к прекрасному миру, но и лучше познать его.

Посмотрите на портрет М. Нестерова «Философы» Что вы можете о нём сказать? Слайд №8.

Ученик: Это парный портрет. Мы видим представителей религиозно - философской мысли. Но судя по одежде, это совершенно разные люди.

Зелень вокруг них и спокойные лица говорят о том, что оба философа в результате длительных бесед и размышлений приблизились к пониманию единой истины.

Но, как это порой бывает трудно сделать.

3. Исполнение первого куплета песни «Чёрное и белое»

Слова М. Танича, музыка Э. Колмановского

Кто ошибётся,

Кто угадает,

Разное счастье

Нам выпадает.

Часто простое кажется вздорным

Чёрное - белым, белое - чёрным.

Учитель: Кроме знаний, имеющих научное значение, что может искусство выражать?

Ученик: Искусство может выражать богатейший мир человеческих чувств.

Учитель: Давайте вспомним «Адажио» Альбинони - Джазотто, которое мы слушали на прошлом уроке. Слайд №9.

4.«Адажио» Альбинони - Джазотто - слушание.

- Какие чувства у вас возникли, слушая эту музыку?

Ученик: Трагические, скорбные чувства, отчаянье, безнадёжное состояние, желание плакать и страдать.

Учитель: Какие средства музыкальной выразительности помогли нам это почувствовать?

Ученик: Тембр. Это произведение написано для органа и струнных инструментов. Ниспадающая мелодия завершается скорбными интонациями, минорный лад, мерная неторопливая поступь шага вызывает представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с тоской и одиночеством. Слайд №10.

Учитель: Символ движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне музыки «Адажио» разворачивается неторопливое действие, в котором режиссёр Гарри Бардин призывает зрителей осмыслить вечные темы - добро и зло, свет и тень, чёрное и белое, чужой среди своих.

5.Просмотр мультипликационного фильма режиссёра Гари Бардина «Адажио»

Учитель: Какие образы возникли перед вами? Слайд №11.

Ученик: Образы Данко, Иисуса Христа, образы простых людей, не жалеющих своей жизни ради добра и любви к другим людям, образ личности и толпы.

Учитель: Однозначного описания фильму дать нельзя. Но добро и свет торжествуют, отвергнутая душа возвращается. Финал ставит многоточие, но мы понимаем, что и чёрного растерзают, а потом будут преклоняться. Потрясающий фильм - притча. Всего за 7 минут минимальными средствами сформулирована суть взаимоотношений личности и общества. Этот фильм заставляет думать, мыслить. Это путь самопознания.

Авторство Альбонони (1671 - 1750) признаётся ошибочным. Давайте послушаем версию.

6.Дополнительный материал.(Сообщение учащегося).

Ученик: Томазо Джованни Альбинони (1671 - 1750) - венецианский композитор, написавший около 50 опер и множество инструментальных концертов. Большая часть его наследия была безвозвратно утрачена во время бомбежки Дрездена авиацией союзников в конце Второй мировой войны. Именно архиву неопубликованных произведений Альбинони тогда не повезло - его не успели вывезти. Итальянский музыковед и автор многих музыкальных биографий Ремо Джадзотто (1910 - 1998 годы) работал в Дрезденской библиотеке сразу после войны. Тогда он якобы нашел крохотный рукописный фрагмент басовой линии и воссоздал музыку. Так появилось на свет одно из самых исполняемых в мире произведений. И значится оно как Адажио Альбинони, хотя считается доказанным, что авторство целиком принадлежит Джадзотто. Да и тот фрагмент бумаги с нотами так и не был впоследствии найден. Адажио разошлось по миру. Одних фильмов, в которых звучит эта музыка - несколько десятков. Среди них - знаменитый антивоенный австралийский фильм «Галлиполи» 1981 года, «Каждый за себя, а Бог против всех» (Гран-при Каннского фестиваля), «Танец-вспышка» (Оскар) и другие. Песен, основанных на Адажио - еще больше. Они в репертуаре многих артистов - Сары Брайтман, Лары Фабиан, Николая Баскова, а также групп, вплоть до рок-металла. А еще необходимо назвать замечательный мультфильм Гарри Бардина «Адажио»который мы посмотрели.

Учитель: Как вы думаете, почему люди продолжают создавать свои произведения, стилизованные под музыку эпохи барокко или Возрождения? Значит это востребовано!?

Слайд №12, 13,14.

Составьте логическую цепочку от «Адажио» Альбинони … ___...___...___современность.

7. Составление логической цепочки под музыку «Адажио» в исполнении Сары Брайтман, Лары Фабиан, Николая Баскова.

8. Ребята читают свои предположения.

9. Учитель: Да, музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учётом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой интонацию. Он может свидетельствовать о робости или свободе, нежности или грубости.

Давайте сделаем вывод, что же такое искусство?

Ученик: Искусство - это открытие мира для себя. Слайд №15.

Учитель: Это и есть тема нашего урока. Ведь творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому. Хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной. В заключение урока давайте исполним знаменитую песню Ю. Лозы «Плот». Мне хочется, чтобы у каждого из вас был «плот, свитый из песен и слов», который поможет выйти или выплыть из трудной ситуации.


© 2010-2022