Разработка трёх уроков музыки по теме: Детская опера Волк и 7 козлят М. Коваля

Тема  Знакомство с оперой. Опера «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля. (Урок 1)   Цели урока: познакомить обучающихся с жанром детской оперы; развивать у детей познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;  воспитывать положительное отношение к музыкальному театру.   Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.   Универсальные учебные действия: Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя; 2. Принимать учебную задачу, планировать необход... Этап урока, виды работ Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД I.                  Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление       -Здравствуйте ребята. Садитесь. -Меня зовут Мария Анатольевна.       -Здравствуйте.       II.               Мотивация к учебной деятельности. 1.     Чтение стихотворения.                                                                                                                       -Как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса? - Сейчас я прочитаю вам стихотворение и вы, ребята, попробуете ответить  -  где можно встретиться с чудесами!   Народу-то! Народу! Куда ни кинешь взгляд, По каждому проходу Идет волна ребят.   Сажают их на стулья И просят не шуметь, Но шум стоит, как в улье, Куда залез медведь.     Из длинного колодца Невидимо для глаз, То флейта засмеется, То рявкнет контрабас.   Но вдруг погасли лампы, Настала тишина, И впереди за рампой Раздвинулась стена.   И увид... -Есть.         Прослушивание стихотворения.                                                                                                       -О театре.                       Р2 I.                  Актуализация опорных знаний. 1.Демонстрация видеофрагмента оперы 2.Демонстрация видеофрагмента балета     - Итак, в путь! -Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Демонстрация видеофрагмента оперы). -Что же мы с вами увидели на экране?   - А вы  знаете, как называется спектакль, где все герои поют? -Правильно! (Демонстрация видеофрагмента балета). - А сейчас что мы посмотрели?   - А Вы   знаете,  как называется спектакль, где все герои танцуют? - Правильно, мы увидели фрагменты спектаклей. Ребята, скажите, а что объединяет эти два отрывка? Что в них было общего? -Просмотр видеофрагмента оперы.     - Мы увидели отрывок спектакля, где все герои пели. -Музыкальный спектакль, где все герои  поют, называется опера.   -Просмотр видеофрагмента балета. - Мы увидели отрывок спектакля, где все герои танцевали. - Музыкальный спектакль, где все герои  танцуют,  называется балет.   -Эти отрывки объединяет то, что они оба сопровождались музыкой.   III.           Изучение нового материала.                               1.Демонстрация презентации.           2.Прослушивание Колыбельной мамы Козы.                                                               3.     Прослушивание Темы Малыша.                     4.     Прослушивание военного марша.                                                     5.     Прослушивание хора  « Семеро козлят».                     6.     Разучивание хора  «Семеро козлят» (с помощью учителя).                   - Молодцы! Очень хорошо! А если спектакли сопровождаются музыкой, то это означает, что они музыкальные. И экскурсия у нас не просто в театр, а в музыкальный театр! И сегодня в нашем музыкальном театре показывают сказку «Волк и семеро козлят». Ребята, а кто помнит героев этой сказки? - Молодцы, помните. А Вы знаете, что по сюжету  русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм ?  А кто же является главными героями этой сказки?  - Итак, мы вспомнили главн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект

урока ………………. в … классе

Базовой общеобразовательной школы

Филиала СГПИ в г. Железноводске

студентки ……группы

……………..факультета

Ф. И. О. (полностью в Р.п.)




Конспект заверен


учителем /_______________

подпись Ф.И.О.

методистом /_______________

подпись Ф.И.О.

Дата проведения урока - Отметка за урок - _______________ __________

подпись

Тема Знакомство с оперой. Опера «Волк и семеро козлят» Мариана Коваля.

Цели урока: познакомить обучающихся с жанром детской оперы; развивать у детей познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала; воспитывать положительное отношение к музыкальному театру.

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

2. Принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

3.Оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные:

1. Понимать информацию, представленную в изобразительной форме;

2. Знать названия видов музыкального театра, понимать особенности музыкального жанра оперы;

3. Анализировать средства музыкальной выразительности, используя специальную терминологию музыкального искусства;

Коммуникативные:

1. Отвечать на поставленные вопросы полно и грамотно;

2. Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

3. Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учено - познавательных задач.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- различать понятия опера и балет;

-осваивать правила поведения в театре.

2. Личностные:

-проявлять положительное отношение к изучению предмета музыки;

-испытывать чувство ответственности за выполнение своей работы.

3. Метапредметные:

-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

Ресурсы:

1. Основные: программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной;

2. Дополнительные: фортепиано, компьютер, проектор, экран, презентация.



Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный этап

1. Приветствие

2. Представление

-Здравствуйте ребята. Садитесь.

-Меня зовут Мария Анатольевна.

-Здравствуйте.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Чтение стихотворения.















-Как думаете, есть ли в нашей жизни чудеса?

- Сейчас я прочитаю вам стихотворение и вы, ребята, попробуете ответить - где можно встретиться с чудесами!

Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд,
По каждому проходу
Идет волна ребят.

Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.

Из длинного колодца
Невидимо для глаз,
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.

Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.

И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.

Внизу запела скрипка
Пискливым голоском
Заговорила рыбка
На берегу морском.

Все эту сказку знали
О рыбке золотой,
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.

Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.

И занавес трепещет,
И лампочки дрожат
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.

Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.

-О чём нам рассказывает автор в стихотворении? Куда мы попали?

-Всё верно! И сегодня на уроке мы будем говорить о театре.

-Наш урок сегодня не простой, а экскурсия в театр. Не простой, а музыкальный театр.

-Есть.


Прослушивание стихотворения.













-О театре.



Р2

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Демонстрация видеофрагмента оперы

2.Демонстрация видеофрагмента балета

- Итак, в путь!

-Посмотрите, пожалуйста, на экран.

(Демонстрация видеофрагмента оперы).

-Что же мы с вами увидели на экране?

- А вы знаете, как называется спектакль, где все герои поют?

-Правильно!

(Демонстрация видеофрагмента балета).

- А сейчас что мы посмотрели?

- А Вы знаете, как называется спектакль, где все герои танцуют?

- Правильно, мы увидели фрагменты спектаклей. Ребята, скажите, а что объединяет эти два отрывка? Что в них было общего?

-Просмотр видеофрагмента оперы.

- Мы увидели отрывок спектакля, где все герои пели.

-Музыкальный спектакль, где все герои поют, называется опера.

-Просмотр видеофрагмента балета.

- Мы увидели отрывок спектакля, где все герои танцевали.

- Музыкальный спектакль, где все герои танцуют, называется балет.

-Эти отрывки объединяет то, что они оба сопровождались музыкой.


  1. Изучение нового материала.




1.Демонстрация презентации.


2.Прослушивание Колыбельной мамы Козы.









  1. Прослушивание Темы Малыша.




  1. Прослушивание военного марша.








  1. Прослушивание хора « Семеро козлят».




  1. Разучивание хора «Семеро козлят» (с помощью учителя).



- Молодцы! Очень хорошо! А если спектакли сопровождаются музыкой, то это означает, что они музыкальные. И экскурсия у нас не просто в театр, а в музыкальный театр! И сегодня в нашем музыкальном театре показывают сказку «Волк и семеро козлят».

Ребята, а кто помнит героев этой сказки?

- Молодцы, помните. А Вы знаете, что по сюжету русской народной сказки «Волк и семеро козлят» поставлен кинофильм и снят мультфильм ? А кто же является главными героями этой сказки?

- Итак, мы вспомнили главных героев сказки и теперь готовы отправиться в путь. Предлагаю Вам открыть двери, и … мы уже в театре!

Слайд (Тема урока на фоне театра) .

-Посмотрите, всё готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации и артисты, наверняка, уже готовы к выступлению.

- И первым персонажем, с которым мы сегодня познакомимся, будет Мама Коза.

Слайд (Изображение Мамы-козы)

-Сейчас мы послушаем её песню.

-Как можно назвать эту песню?

-А как вы узнали, что именно колыбельная песня?

- А какой вам представилась Мама Коза?

-Ребята, а кто-нибудь услышал имена козлят?

Слайд (имена козлят).

- Какие необычные имена, правда, ребята?

- А почему мама дала им такие имена?

-Правильно! Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какой из козлят здесь изображён? Слайд (Изображение козлёнка с большими рожками, сердитого).

-Как зовут этого козлёнка?

- А как же Вы догадались?

-. А как же этого козлёнка зовут? Слайд (Изображение козлёнка с палитрой, кистями).

-А это кто?

- Молодцы, какие - правильный ответ! А ещё я хочу познакомить Вас сегодня с самым маленьким козлёнком. Слайд (Изображение маленького козлёнка)

-Его зовут…

-Правильно - Малыш.

-Послушайте музыкальную характеристику Малыша. Определите, какой он по характеру?

- Каким же перед нами предстаёт Малыш?

- Ребята, скажите, а почему композитор включил в характеристику этого козлёнка марш?

-А давайте представим себе, ребята, что мы вместе с Малышом оказались на параде и вместе с ним и козлятами промаршируем под эту музыку.

(Звучит Военный марш).

-Молодцы, очень хорошо получилось - мы с вами вместе с героями этой сказки побывали на сказочном военном параде и помогли Малышу почувствовать себя настоящим командиром. А теперь, присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

-Ребята, а ответьте мне на такой вопрос - как общались с нами герои сказки?

- Верно, значит, мы можем сказать, что сказка «Волк и семеро козлят» - это…

-Молодцы, правильный ответ!

- Итак, мы познакомились с музыкальными характеристиками козлят. А теперь я предлагаю вам поучаствовать в музыкальном спектакле. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»?

- Правильно, козлята живы, радуются и поют финальную песню все вместе, т. е…

-Правильно! Послушайте, как они поют.

(Прослушивание заключительного хора «Семеро козлят»).

- Какое настроение у козлят в этом хоре?

-Ребята, а имена каких героев услышали в музыке?

(На экране появляются имена козлят, участвующих в хоре).

-Приглашаю Вас поучаствовать в спектакле: представить себя в роли главных героев - козлят и разучить заключительный хор.

(Разучивание хора «Семеро козлят»).

(Исполнение хора «Семеро козлят».)

-Ребята, скажите мне, а в роли кого мы с вами оказались , когда исполняли этот хор?

- Правильно, мы оказались с вами в роли артистов музыкального театра и смогли сами исполнить хор из детской оперы.

- Ребята, а чем же отличается детская опера от оперы?

- Правильно! Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.



-(Дети вспоминают героев русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).

-Да, знаем! Мама Коза, козлята и Волк.



Прослушивание колыбельной песни.

-Колыбельная.

-Там были слова: «Спи…», мягкая, покачивающаяся мелодия, песня звучала тихо.

- Мама Коза добрая, нежная, любит своих козлят.

- Да - Бодайка, Болтушка, Топтушка, Всезнайка, Мазилка, Дразнилка и Малыш.

Читают имена.

- Да, очень необычные имена.

- Мама Коза дала им такие имена, потому что имена козлят отражают их характер.


- Это Бодайка.

- У него большие рожки, значит, он любит бодаться.

- А это Мазилка. У него в руках кисти, палитра, значит, он любит рисовать.

- Малыш.

(Прослушивание темы Малыша и Военного марша).

-Бодрым, энергичным, заводилой, построил всех козлят и дал команду маршировать.

-Потому что Малышу хочется поскорее вырасти и он представляет себя командиром на параде, и вместе с козлятами шагает под звуки военного марша.


(Дети, стоя около своих мест маршируют, повторяя движения за учителем).


-Герои сказки общались с нами с помощью музыки.

-музыкальная сказка.


- Козлята живы, они радуются.

- Поют хором.

- У козлят приподнятое, весёлое настроение, они рады тому, что остались живы.


(Разучивание хора «Семеро козлят»).

(Исполнение хора «Семеро козлят».)

- Мы оказались в роли артистов музыкального театра.

- Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить.

IV. Первичное закрепление.

  1. Фронтальный опрос






-Итак, ребята! Где же мы сегодня побывали?

( На доску выносится понятие

« Музыкальный театр»)

- Правильно. А что такое музыкальный театр, какие спектакли мы можем там увидеть?

(На доску выносится понятие «Музыкальный спектакль»).

- Всё верно. А что же такое опера?

(На доску выносится понятие «Опера»).

Правильно! А что же такое балет?

(На доску выносится понятие «балет»).

- Очень хорошо, правильно. А с какой оперой сегодня знакомились мы?

(На доску выносится понятие «Детская опера»)

- А чем детская опера отличается от оперы?

- Молодцы, очень хорошо!

-А что же объединяет все эти спектакли?

- Правильно!

-В музыкальном театре.

-Музыкальный театр - это театр, в котором показывают музыкальные спектакли - оперы и балеты.

-Муз. спектакль, в котором артисты поют.

- Муз. спектакль, в котором артисты танцуют.

-«Волк и семеро козлят».

-Детская опера написана специально для детей и дети сами могут её исполнить, что мы с Вами сейчас и сделали.

-Музыка.

V. Информация о домашнем задании

-Ребята попробуйте дома создать афишу к детской опере, фрагменты которой сегодня звучали у нас на уроке.

Записывают домашнее задание. (На перемене).


  1. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оценивание обучающихся.

Ответы детей.


© 2010-2022