• Преподавателю
  • Музыка
  • Адаптированная образовательная программа по специальности в подготовительной группе

Адаптированная образовательная программа по специальности в подготовительной группе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«УСТЬ-ОРДЫНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»











Адаптированная образовательная программа

по специальности «БАЯН, АККОРДЕОН»

для «0» класса

детских музыкальных школ и школ искусств






Составитель:

преподаватель ОДМШ

Казанцева Ирина Владимировна



п. Усть-Ордынский


2011 год

Пояснительная записка

Программа для учащихся «0» класса музыкальной школы по специальности баян аккордеон рассчитана для детей 7- 8 лет сроком на один год.

Данная программа разработана на основе типовой по баяну, аккордеону, в ней использованы методические рекомендации Г. Стативкина «Начальное обучение на выборно-готовом баяне», а также Г. Бойцовой «Юный аккордеонист».

Разработка данной программы связана с возникшей ситуацией в сфере нынешнего музыкального образования: все больше родителей именно в этом возрасте намерены начинать приобщать ребенка к музыкально- эстетическому воспитанию.

Программа разработана с учетом особенностей детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются необходимые основы, связанные с формированием первоначальных музыкально-художественных слуховых представлений. Навыков звукоизвлечений, метроритмической организации, технологической и аппликатурной дисциплины, которые имеют решающее значение для последующего развития музыкальных способностей и исполнительской техники ученика.

Поступление ребенка в школу, тем более, сразу в две (общеобразовательную и музыкальную), вносит в его жизнь коренные изменения. Происходит резкий переход от игровой деятельности, характерной для детей в дошкольный период, к учебной работе, которая требует от ребенка больших психических и физических усилий. Ребенок должен приспособиться к определенному темпу работы: соблюдать все правила поведения в школе, выполнять учебную программу, подчиняться требованиям педагогов, сохранять активное внимание на протяжении всей работы в классе и при выполнении домашних заданий, уметь слушать объяснения учителя и выполнять их как можно точнее. Данная программа, в отличие от типовой, благодаря новым, методическим приемам в работе с маленькими детьми, поможет максимально сгладить все трудности, возникающие на пути юного музыканта в этот сложный период.

Целью данной программы является создание надежной основы для дальнейшего становления баяниста и аккордеониста. В связи с заданной целью намечаем следующие задачи:

1 Правильная посадка за инструментом.

2 Постановка правой и левой рук и начальные аппликатурные навыки.

3 Грамотное звукоизвлечение.

4 Развитие ладогармонического и полифонического слуха и мышления.

Методические рекомендации

Основной метод обучения в этот период - дидактическая игра, которая строится на строгом учете возрастных особенностей учеников. Данный метод характеризуется доступностью, конкретностью, яркой образностью изучаемого материала и способствует поддержанию высокого уровня внимания у детей. Дидактическая игра строится с учетом свойственной детям склонности к подражанию и воздействует прежде всего на эмоциональную сферу ребенка.

Необходимо также учитывать, что дети младшего школьного возраста не обладают навыком организованного внимания, необходимого для длительной работы в классе. В связи с этим большое значение приобретает темп ведения урока.

Дети любят короткие задания, цель которых ясна и совершенно конкретна, в которых и ожидаемый результат, и способ его достижения им хорошо знакомы. Исходя из этого, изучаемые произведения должны быть небольшими по своей протяженности, а включение в работу нового материала должно быть исключительно постепенным. Каждое новое понятие для семилетнего ребенка должно быть небольшим и почти незаметным добавлением к прежним знаниям, хорошо усвоенными и ставшими для ученика привычными. Только тогда у детей исчезает тягостное, беспомощное настроение, развивается осознание своих сил и возможностей. Дети радуются и начинают учиться.

Учитывая слабую, еще не развитую координацию движений и очень ненадежную, неотработанную двигательную память детей семилетнего возраста нельзя злоупотреблять быстрыми темпами и громким извлечением звука. Забывая об этом, педагог рискует привести ученика к зажатой постановке рук, которая в конечном счете станет непреодолимым препятствием на пути его технического и музыкального развития. Только напоминая ученику о характере музыкального произведения, педагог может стимулировать развитие беглости и добиться необходимой интенсивности извлечения звука естественным путем (эмоциональный метод технического развития).

Составляя план урока, педагогу необходимо учитывать, что в начальный период у детей происходит бурный процесс развития не только в области психики, но и в физической сфере. Интенсивное развитие мышц ребенка требует физической активности и разнообразия движений, в то время как на уроках по специальности происходит в основном интеллектуальная и однообразная физическая работа.

Усталость начинает сказываться в первую очередь на качестве внимания. Начинают появляться ошибки там, где их только что не было. Педагог должен вовремя заметить признаки усталости и сделать небольшой перерыв или изменить характер деятельности. Перерыв можно использовать для переписки нотного материала, который будет задан на следующий урок, для беседы с учеником, для прослушивания задания в исполнении педагога и т. п. Во время перерыва ребенку необходимо снять инструмент и немного походить по классу.

Таким образом, урок делится на две части. Первая часть урока чаще всего используется для проверки домашнего задания, а вторая, после перерыва - для разбора нового материала и для обработки наиболее трудных эпизодов, которые встретились в новом домашнем задании.

Поступая в музыкальную школу, все дети хотят научиться играть на музыкальном инструменте. Поэтому на первом этапе невыученные уроки нужно расценивать не как лень, а в большинстве случаев как непонимание учеником поставленных перед ним задач, неумение работать над встретившимися трудностями.

Чтобы исключить из учебной практики подобные ситуации, педагогам необходимо расчленять все сложные и трудоемкие задачи музыкального воспитания на более мелкие составные части с их последующим объединением в целое. При этом освоение теоретического материала должно осуществляться в органическом единстве с общемузыкальным развитием ребенка. Любое новое понятие и даже отдельная вновь изучаемая нота должны немедленно закрепляться на конкретном художественно-исполнительском материале. Исключительное значение здесь приобретает прием ежеурочного обновления заданий по принципу развивающего обучения. При такой системе занятий ученик осваивает и совершенствует какой-либо конкретный технический прием исполнения не на одном, а на нескольких аналогичных по своей технической или художественной значимости произведениях и упражнениях. Для ученика это будет выглядеть каждый раз новым заданием, новой песней или произведением, которые у него систематически обновляются через 1-2 урока, а для педагога это будет продолжением целенаправленной работы над одной и той же дидактической задачей.

На начальном этапе педагог разбирает и изучает с учеником словесный текст песни (сюжет или содержание), определяет характер музыки, предлагает простучать ритм, назвать ноты и просольфеджировать мелодию. Затем ученик разучивает нотный текст каждой рукой отдельно или двумя руками вместе. После этого исполняет произведение наизусть с аккомпанементом педагога, а затем с помощью наводящих вопросов определяет характер аккомпанемента. На следующем этапе ученик транспонирует мелодию по слуху и разучивает или сочиняет самостоятельно дополнительное упражнение, построенное на звуках изученной песни.

Структура каждого урока должна содержать многие аспекты музыкального воспитания, куда входят теоретические знания, изучение средств музыкальной выразительности, развитие художественного и логического мышления, звуковысотного, тембродинамического, ладогармонического и ритмического слуха, освоение технических навыков игры на инструменте, чтение нот с листа, подбор по слуху и транспонирование.

Особого внимания заслуживает метод ансамблевого обучения, при котором ученик с первых же уроков вовлекается в активное музицирование, получая возможность воспринимать всю полноту художественного образа музыкального произведения. Разучивая и закрепляя самостоятельно свои несложные партии дома, ученик продолжает представлять и слышать общее звучание произведения. Таким образом, игра в ансамбле способствует не только развитию внутреннего слуха, но и вызывает у ребенка более устойчивый интерес к изучаемым произведениям.

Ансамблевый метод можно также использовать для воспитания навыков чтения нот с листа, изучения различных видов гамм и упражнений в самых разнообразных ладотональных, интервальных и аккордовых звукосочетаниях.

Несколько рекомендаций по первоначальному обращению с инструментом баяном, аккордеоном:

Для занятий в школе и дома необходимо подобрать соответствующий физическим данным ученика стул с жестким или полужестким сиденьем. При отсутствии подходящего по высоте стула можно рекомендовать подставлять под ноги широкие скамеечки. Ученик садится на половину сиденья стула и располагает ноги как можно шире. Правая нога опирается строго вертикально на всю стопу, левая отводится широко влево. Инструмент устанавливается вертикально и опирается нижней плоскостью на правое и левое бедро. Нижняя часть грифа является устойчивой точкой опоры. Надплечные ремни подгоняются на полный вдох. При этом задняя стенка правого полукорпуса слегка касается груди ученика, а левый ремень подтягивается несколько короче правого. Руки занимают исходное положение: левая под рабочим ремнем, правая- свободно опущена вниз.

Педагог помогает ученику найти кнопку воздушного клапана и предлагает ему выполнить несколько медленных движений мехом на «вдох» и «выдох», соответствующих дыханию человека. Это упражнение можно назвать «Ветер».

Далее можно рекомендовать и другие подобные упражнения, например: дыхание спящего человека, спокойное (вдох, выдох) и с «храпом» упражнение: «Вася спит».

Все варианты упражнения должны быть показаны педагогом на инструменте.

Упражнения для формирования предварительных игровых навыков без инструмента.

Для формирования постановочных навыков рук, кисти и пальцев, освоения комплексных движений (падение кисти - расслабление, подъем кисти - расслабление) предлагаются следующие упражнения:

  1. Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, ученик легким движением поднимает вытянутые кисти вверх и внезапно роняет их вниз под весом собственной тяжести. Педагог, слегка подталкивая повисшие кисти ученика, проверяет степень их расслабления.

  2. Опираясь согнутыми в локтях руками о стол, ученик в медленном темпе совершает круговые движения расслабленными кистями в разные стороны. Упражнение «Пропеллер».

  3. Сидя на стуле, опустить руки вдоль туловища и легко потряхивать свободно висящими кистями, Упражнение «Уточка моет лапки».

  4. Ученик опускает все пальцы руки на гладкую поверхность стола, опираясь только на подушечки. Пальцы сохраняют естественное полусогнутое положение. Плавным скользящим движением рука перемещается в сторону от себя и возвращается в исходное положение без отрыва пальцев от поверхности стола. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно и вместе двумя руками в прямом и противоположном движении.

  5. Упражнение «Курочка». Ученик садится на стул и предплечьем руки опирается на стол. Первый и третий пальцы сомкнуты вместе и внешне имитируют птичий клюв. Кисть в расслабленном состоянии опирается на « клюв». Затем «курочка» начинает «клевать зернышки», совершая небольшие подъемы и легкие броски кисти. Задача педагога контролировать необходимую минимальную силу удара кисти и ее последующее расслабление, подставляя воображаемые «зернышки» в своей ладони под «клюв». Упражнение выполняется не только правой, но и левой рукой. Темп исполнения не должен нарушать качество и координацию движений.

Длительности и ритм.

Объясняя детям длительности звуков, педагог может воспользоваться понятными им сравнениями: целая - долгая или большая длительность звука,

Восьмые - короткие или маленькие длительности звука. Например: дети в детском саду ходят на прогулку парами, а воспитатель, взрослый (большой) человек, всегда идет отдельно, чтобы ему было хорошо видно всю группу. Так и в нотном тексте маленькие длительности чаще всего объединяются группами.

Сначала следует произносить слова вслух и одновременно тактировать руками в двухдольном размере, затем приступить к выстукиванию ритма на столе. Например: задание расставить такты и длительности в двухдольном размере на слова - Шу-ба, Пу-го-ви-цы, Шап-ка, Ва-лен-ки, Ва-реж-ки.

Работа над песенным материалом.

В работе с учеником над песенным материалом педагог может придерживаться определенной последовательности.

Общее ознакомление. Педагог исполняет песню с сопровождением. Затем читает текст и проигрывает мелодию. Такое распределение внимания отдельно на текст и мелодию песни способствует лучшему восприятию изучаемого материала.

Изучение текста.

Педагог выясняет, все ли слова понятны ученику по смысловому значению, разбирает сюжет песни. Такой разбор способствует развитию логического мышления и памяти. Далее ученик выучивает слова наизусть.

Средства музыкальной выразительности.

Ритм: ученик декламирует слова в соответствии с ритмом мелодии и одновременно выстукивает ритм. Строение мелодии: определение звуковысотного состава (количество ступеней), направление движения (вверх- вниз), характер движения (поступенный или скачкообразный) структура (членение на фразы), динамическое развитие.

Практическое исполнение.

Пение песенного материала (педагог подыгрывает или поет вместе с учеником). Игра мелодии на инструменте, пение со словами и игрой мелодии. Достижение музыкальной выразительности. Транспонирование по слуху от заданных звуков.

Звуковысотные упражнения.

Приведенные ниже упражнения могут быть рекомендованы в качестве своеобразных связок для снятия психофизических напряжений, образующихся в процессе урока с учеником.

«Ракета».

Восходящее мелодическое движение звуков по ряду исполняется приемом глиссандо на одно движение меха. Скорость скольжения постепенно нарастает, а динамика имитирует удаление ракеты от стартовой площадки. В этом случае скольжение выполняется ногтем указательного пальца, усиленного большим.

«Зайка».

После прослушивания упражнения педагог предлагает ученику определить, куда скачет зайка, вверх по косогору или вниз?

Упражнение исполняется малыми секундами в восходящем или нисходящем движении произвольными скачками. Звучность может имитировать удаление или приближение прыгающего зайца.

Координационно - ритмические упражнения.

Данные упражнения рекомендуется исполнять несколькими способами:

  1. Свободно лежащими на поверхности стола руками ученик воспроизводит ритмическую запись легким похлопыванием кистями.

  2. Ученик исполняет упражнения, меняя местами партии правой и левой руки.

  3. Ученик исполняет упражнения на инструменте первым и вторым способами, произвольно выбирая звуки на левой и правой клавиатурах.

  4. Ученик самостоятельно придумывает мелодию на заданный ритм.

Примеры упражнений:


Контроль и учет успеваемости

Важным элементом учебного процесса в музыкальной школе является систематический контроль успеваемости учащихся.

Основными видами контроля успеваемости учащегося являются:

  • текущий контроль успеваемости учащегося,

  • промежуточная аттестация учащихся,

  • итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

  • систематичность,

  • учет индивидуальных особенностей обучаемого,

  • коллегиальность (для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся),

Текущий контроль осуществляется регулярно, начиная со второго урока. Преподаватель оценивает работу ученика в классе и его домашнюю подготовку по пяти бальной системе. Так как в «0» классе ребенок еще маленький, то и оценивать нужно его положительные стороны, чтобы не отбить желание ребенка посещать музыкальную школу и привить устойчивый интерес к занятиям.

Промежуточный контроль учащихся в классе специального инструмента баяна и аккордеона учитывается на контрольных уроках, проводимых преподавателем с обязательным применением отметки за исполнение, в конце I, II, III учебной четверти.

Итоговый контроль осуществляется на переводном экзамене в конце учебного года, где учащийся показывает уровень освоения образовательной программы, по итогам которого учащиеся поступают в первый класс. На переводном экзамене в конце учебного года учащийся должен исполнить с отметкой за выступление два разнохарактерных произведения.

Здоровье сберегающий аспект


Педагогу следует помнить, что в возрасте 7-8 лет у детей происходит активный процесс замены хрящевой ткани костной. Поэтому все постановочные положения, связанные с позой ребенка, должны быть оформлены идеально, так как искривление позвоночника и сутулость, а отсюда неуклюжесть и зажатость движений, приобретенные в это время остаются на всю жизнь. Чтобы избежать этих серьезных последствий, необходимо уделять самое пристальное внимание вопросам воспитания свободы игровых движений и особенно посадки.

Для занятий с детьми младшего школьного возраста могут быть рекомендованы лишь специальные учебные модели выборных и выборно-готовых баянов, а также аккордеонов.

Наиболее подходящими моделями являются: выборно-готовый баян «Прима», баян «Выбор», аккордеон «Юность», аккордеон «Лель».

Приступая к практическим занятиям на инструменте, важно обратить внимание на строение плечевого пояса ученика. Как правило, плечи у младших школьников имеют округлые, сглаженные формы, кости их не окрепли, а мускулатура еще не достаточно сильна. Не смотря на все усилия детей, надплечные ремни постоянно соскальзывают, нарушая тем самым необходимый контакт с инструментом во время исполнения.

Таким ученикам просто необходимо пользоваться дополнительным горизонтальным ремешком, который удерживает надплечные ремни и одновременно является дополнительной опорой. Это способствует выработке правильной осанки и оберегает ученика от сутулости.


Учебный план


Изучаемый предмет


Количество часов в неделю


Количество часов

в год

1.

Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)*

1

32

2.

Сольфеджио**

2

64

3.

Хор**

2

64

4.

Шумовой оркестр

1

32


Итого:

6

192


* занятия специальностью проводятся два раза в неделю по ½ академического часа.

** занятия сольфеджио и хора проводятся два раза в неделю.

Примерные программы переводного экзамена

(в порядке возрастающей трудности)

в классе баяна:

1. Украинская народная песня «Семейка».

Чешская народная песня «Колыбельная».

2. С. Невельштейн «Машенька-Маша».

Украинская народная песня «Семейка».

3. К. Орф «Танец».

Литовский народная песня «Добрый мельник».

4. Г. Телеман «Граве».

Польская народная песня «Курочка».

В классе аккордеона:

1. Польская народная песня « Два кота.»

Т. Попатенко « Бобик».

2. Украинская народная песня « Лепешки».

Словенская народная песня « Маленькая Юлька».

3. М. Цытович « Песенка Винни- Пуха».

Детская песня « Котик»

Годовые требования

За год учащийся должен освоить первоначальные основы музыкальной грамоты. Знать строение правой и левой клавиатур баяна, аккордеона. Овладеть первоначальными навыками игры на инструменте:

  1. Ориентироваться в нотном тексте.

  2. Освоить клавиатуру правой руки и основных басов левой руки ( до, фа, соль- мажор), 1 октава на выборном баяне левой рукой.

  3. Освоить штрих нон легато.

  4. Освоить первые аппликатурные навыки (для баяна - 3 позиии).

  5. Играть в ансамбле с преподавателем.

Пройти 20-30 пьес, упражнений, ансамблей

Баянисты: гаммы до, соль, фа мажор, ля минор - правой рукой.


Репертуарные списки.

Стативкин Г. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. М. «Музыка» 1989.

Белорусская народная песня. Савка и Гришка.

Венгерская песенка.Ансамбль.

Русская народная песня. Как под горкой под горой.

Русская народная песня. Коровушка.

Русская народная песня. Кукушечка.

Украинская народная песня. Шум.

Белорусская народная песня. Перепелочка.

Польский народный танец. Трояк.Ансамбль.

Русская народная песня. Как у наших у ворот.

Французская народная песня. На мосту.Ансамбль.

Бойцова Г. Юный аккорденист. М. «Музыка» 1994. Часть1.

Украинская народная песня. Ой, звоны звонят.Ансамбль.

Русская народная песня. Зайчик.

Венгерская народная песня. Черная курочка

Русская народная песня. Радуга-дуга.

Чешская народная песня. А я сам.

Русская народная песня. Вдоль по улице метелица метет.

Польская народная песня. Два кота.Ансамбль.

Украинская народная песня. Приди, приди солнышко.

Русская народная песня. Андрей-воробей.

Русская народная скороговорка. Дед Дани


Стативкин Г. Начальное обучение на выборно- готовом баяне.

Боррис З. Считалочка.

Волков В. Ласковая песенка.

Кабалевский Д. Песенка.

Кончевский Н. Квартет.

Львов-Компанеец Д. Раздумье.

Орф К. Пьеса.

Руббах А. Зайка.

Стоянов А. Песня.

Телеман Г. Граве.

Шульгин Л. Грустный рассказ.

Бойцова Г. Юный аккордеонист. М. «Музыка».1994. Часть1.

Красева М. На льду.

Дымова Л. Небо синее.Ансамбль

Цытович М. Песенка Винни- Пуха.

Вейс П. Боевая песенка.

Галынин Г. Медведь.Ансамбль.

Бойцова Г. Кукла танцует вальс.

Эрнесакс Г. Паровоз.

Бахутова Н. Елочка.

Мусоргский М. Гопак.Отрывок из оперы «Сорочинская ярмарка.»

Тиличеева Е. Маме в день 8 Ма

Иванов А. Руководство для игры на аккордеоне.

Гурилев А. Песенка.

Моцарт В. Азбука.

Библиотека начинающего аккордеониста, выпуск 13.

Глюк Х. Мелодия.

Щуберт Ф. Лендлер

Милевский А. Хрестоматия аккордеониста, выпуск 1.

Сперонтес Менуэт.


Акимов Ю., Талакин А. Альбом начинающего баяниста, выпуск1

Брамс И. Колыбельная.

Гайдн И.Песенка.

Моцарт В. Аллегретто.

Моцарт Л. Юмореска.


Алексеев Н., Корецкий Н. Баян 1 класс ДМШ. Киев, 1970

Верди Д. Хор из оперы «Травиата».

Гайдн Й. Военный марш.

Моцарт В. Менуэт.

Шуберт Ф. Форель.





Список используемой литературы


  1. Программа для детских музыкальных школ. Музыкальный инструмент. Аккордеон. / Сост. Л. Гаврилов - М.1989 г.

  1. Программа для детских музыкальных школ и вечерних школ общего музыкального образования. Баян. / Сост. В. Агафонов. - М. 1981 г.

  2. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) Музыкальный инструмент. Баян. /Сост. Б. Егоров. - М. 1990г.

  3. Бойцова Г. Юный аккордеонист. - М. « Музыка».1994.

  4. Стативкин Г. Начальное обучение на выборно-готовом баяне. - М. «Музыка» 1989.

  5. Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. - Ростов н/Д: Феникс, 2002 г.


© 2010-2022