• Преподавателю
  • Музыка
  • Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету Ритмика

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету Ритмика

дополнительная образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету "Ритмика" предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ, занимающихся с детьми дошкольного возраста в группах раннего эстетического развития.  Срок обучения 1-3 года. Возраст детей от 4-х до 7 лет. Программа ориентирована на раннее приобщение детей к музыке посредством органичного сочетания движений с музыкальным звучанием, на совершенствование психомоторных,   музыкальных  и творческих способностей. Она способствует выяв...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Кушвинского городского округа

«Кушвинская детская музыкальная школа»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «ритмика»

Кордюкова Е.В. преподаватель

г. Кушва

2009г.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Методические рекомендации по организации урока.

3. Содержание курса:

3.1.Учебно-тематический план

3.2.Первый год обучения

3.3. Второй год обучения

3.4. Третий год обучения

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

5. Перечень учебно-методического обеспечения

6. Список рекомендуемой нотной и методической литературы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «ритмика» предназначена для детей 4-7 лет и рассчитана на 1-3 года.

Занятия по ритмике имеют целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности.

Основными задачами программы являются:

- привитие детям любви к музыке;

- воспитание восприятия музыки и воспроизведение её выразительных свойств в движении;

- воспитание чувства ритма и музыкально-ритмической памяти;

- развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности детей;

- формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку; - - развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; - - формирование навыков пластичности и грациозности танцевальных движений.

В программу «Ритмика» входят следующие основные темы: 1. «Восприятие музыки» (характер, темп, динамика); 2. «Метроритм»; 3. «Строение музыкального произведения»; 4. «Основные движения»; 5. «Танцевальные элементы и танцы»; 6. «Упражнения с предметами и без предметов»; 7. «Музыкальные игры»; 8. «Сюжетные занятия».

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию креативных способностей детей.

Программа актуальна, поскольку ориентирована на раннее приобщение детей к музыке посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием, на укрепление здоровья, на совершенствование психомоторных и творческих способностей. Выявление детей с хорошими музыкальными данными.

Программа предназначена для преподавателей ДМШ и ДШИ, занимающихся с детьми в группах раннего эстетического развития.

Групповые занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

В конце 1 полугодия поводится сюжетное занятие, а в конце 2 полугодия - отчетный концерт.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА.


Работа по учебному предмету «ритмика» строится по концентрическому принципу: педагог постоянно возвращается к отдельным темам, используя все более сложные упражнения и задания. Уроки строятся комплексно, материал берется из разных тем. Одна тема может явиться основным стержнем работы, другая будет затрагиваться попутно. Работа над каждой темой создает предпосылку и основу для последующей и в свою очередь опирается на предыдущую. Распределение по темам носит, таким образом, условный характер.

Педагог планирует урок в зависимости от состава группы и уровня восприятия детей. Учебный материал можно распределить на два урока или в последующем повторить уже знакомые упражнения. Особенность программы - в её вариативности, единстве обучения, воспитания и решения поставленных задач.

Специфика предмета определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии детей дошкольного возраста. Дошкольникам свойственна конкретность мышления, непосредственность и эмоциональность в восприятии различных явлений окружающей жизни; их внимание неустойчиво, что постоянно требует смены впечатлений. Учитывая это, педагогу необходимо уметь быстро переключаться на различные виды деятельности, постоянно вводя в урок что-либо новое, чередуя упражнения, требующие сосредоточенности, с легкими заданиями и игрой, которая является самым эффективным методом в работе.

Каждый урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Подготовительная часть урока занимает от 5 до 15% общего времени и зависит от решения основных задач урока. Задачи этой части урока сводятся к тому, чтобы подготовить ребенка к работе: создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание, разогреть мышцы. Начинать урок рекомендуется со строевых, общеразвивающих упражнений, с музыкально-подвижной игры малой интенсивности, с ритмического танца.

Основная часть урока длиться от 70% до 85% общего времени. В этой части решаются основные музыкальные и двигательные задачи. В ней ведется работа над музыкально - ритмическими упражнениями, требующими от детей особенного внимания, сообразительности; игры с сюжетом или без; упражнения с предметами; работа над элементами танцевальных движений, разучивание танцев.

Заключительная часть урока длиться от 3% до 7% общего времени. В ней происходит постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В конце урока можно проводить музыкально-подвижные игры малой интенсивности (ходьба с речитативом, с песней, полюбившиеся детям танцы и другие задания).

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3.1. Учебно-тематический план





Год обучения

_________________

Наименование

темы

1 год (4-5 лет)

_____________

Общее в том числе

Кол-во Тео- Прак

Часов рия тика

2 год (5-6 лет)

_____________

Общее в том числе

Кол-во Тео-Прак

Часов рия тика

3 год (6-7 лет)

_____________

Общее в том числе

Кол-во Тео Прак

Часов рия тика


1


ВОСПРИЯТИЕ

МУЗЫКИ:

- характер музыки

- темп

- динамика


3 1 2

3 1 2

3 1 2




3 1 2

3 1 2

3 1 2




3 1 2

3 1 2

3 1 2

2

МЕТРОРИТМ

3 1 2

4 2 2

4 2 2


3

СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

3 1 2

3 1 2

3 1 2


4

ОСНОВНЫЕ

ДВИЖЕНИЯ

4 2 2

3 1 2

3 1 2


5

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ

ЭЛЕМЕНТЫ И

ТАНЦЫ

4 1 3


4 1 3

4 1 3


6

УПРАЖНЕНИЯ С

ПРЕДМЕТАМИ И

БЕЗ ПРЕДМЕТОВ

3 1 2

3 1 2

3 - 3


7

МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ИГРЫ

5 - 5

5 - 5


4 - 4


8

«СЮЖНТНЫЕ

ЗАНЯТИЯ»

4 - 4

4 - 4

5 - 5


ИТОГО:

35 9 25


35 9 25


35 9 25


3.2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ / 4-5 ЛЕТ/.

  1. ВОСПРИЯТИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

- интуитивное отражение характера музыки в движениях (животные, явления природы);

- определение характера музыки: спокойный, бодрый, веселый, грустный)

- знакомство с видами музыкально- ритмической деятельности: игра, танец;

- знакомство с жанрами музыки: песня (колыбельная, плясовая), танец, марш;

- регистры - высокий, низкий;

- тембр - глухой, звонкий;

- темп - медленный, быстрый;

- динамика - тихое, громкое звучание.


  1. МЕТРОРИТМ:

- интуитивное восприятие на слух метрической пульсации;

- интуитивное освоение соотношений длительностей ( длинные, короткие звуки);

- выполнение простейших ритмических рисунков;

- ритм мелодии постоянный, простой, состоящий из восьмых и четвертей;

- развитие ритмической памяти.

3. СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

- знакомство с понятиями «вступление» и «начало движения»;

- простая ясная фразировка, фразы одинаковые по протяженности и ритму с окончанием на половинную длительность,


  1. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Основные движения

Учить согласовывать движения

Ходьба бодрым шагом.

Ходьба тихая, спокойная.

Ходьба спокойная.

Бег легкий.

Прыжки энергичные, на двух ногах с продвижением вперед.

Прыжки легкие на одном месте.

Ходьба на носках с поднятыми вверх руками.

Ходьба на четвереньках.

С характером музыки:

Веселым,

Грустным.

С темпом:

Медленным;

Быстрым;

С динамикой:

Громким звучанием;

Тихим звучанием;

С высотой регистров:

Высоким,

Низким.


  1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ТАНЦЫ:

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА:

- танцевальный шаг - простой хороводный;

- танцевальные движения - выставление ноги (правой) на пятку, притопывание ногой (правой), полуприсядка (для мальчиков), «выбрасывание ног» (для девочек), прыжки на двух ногах, кружение вправо (по одному), несложные хлопки, помахивание вверх платочками;

- положение рук - руки на поясе (большой палец обращен назад), подбоченившись ( кисти сжаты в кулачки и поставлены на пояс).

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА:

- танцевальные шаги - легкий бег на носочках, прямой галоп;

- танцевальные движения - ритмичные хлопки под музыку, выставление ноги (правой) на носок, кружение в паре (руки «лодочкой»), движения с атрибутами;

- положение рук - девочки придерживают руками юбочку, руки в локтях должны быть закруглены;

ЭЛЕМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО ИГРОВОГО ТАНЦА:

- элементарные шаги и движения для рук, ног, корпуса характерные для современных ритмических танцев;

- положение рук - согнутые в локтях руки, слегка прижатые к корпусу.

Учить ориентировке в пространстве: ходить ритмично друг за другом по прямой линии, двигаться парами по кругу (мальчик внутри круга), легко бежать друг за другом по кругу и затем разбегаясь врассыпную.

ТАНЦЫ: «Полька», «Русский танец», «Антошка», «Танец маленьких утят», «Настоящий друг».

  1. УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И БЕЗ ПРЕДМЕТОВ:

- упражнения с погремушками, флажками, ленточками;

- строевые упражнения: построение в шеренгу и колонну по команде.

Передвижение в сцеплении. Построение в круг и передвижения по

кругу в различных направлениях за педагогом. Построение врассыпную,

бег врассыпную;

- пальчиковая гимнастика: упражнения и игры пальчиками для развития

ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук в

двигательных и образных действиях: сгибание и разгибание пальцев,

круговые движения кистью и пальцами, работа одним пальцем, «сцепле-

ние», соединение большого пальца с другими, касание пальцев одной

руки с другой рукой («здороваются»). Упражнения пальчиками с речита-

тивом. Выполнение фигурок из пальцев.


  1. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ»:

- «Отгадай, чей голосок», «Найди свое место», «Нитка-иголка», «Попрыгунчики-воробышки», «Мы веселые ребята», «Совушка», «Цапля и лягушки», «У медведя во бору».

- музыкально-подвижные игры по ритмике, в которых используются приемы имитации, подражания, образные сравнения. Подвижные и образные игры для строевых и общеразвивающих упражнений.


  1. «СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ».

Данная тема включает в себя все виды подвижной деятельности, используя все средства предыдущих тем программы. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь.

- примерная тематика сюжетных занятий: «На лесной опушке», «Путешествие на паровозике», «В гости к Колобку», «Вот как мы умеем», «На бабушкином дворе».

3.3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ / 5-6 лет/.


  1. ВОСПРИЯТИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

-интуитивное отражение характера музыки в движениях ( животные, явления природы, игрушки, танцевальные движения);

- определение характера музыки: бодрый, энергичный, веселый, задорный, спокойный, грустный, нежный, плавный);

- основные виды музыкально-ритмической деятельности: танец, игра, хоровод;

- закрепление жанров музыки: песня, танец, марш;

- регистр: высокий, средний, низкий;

- темп: быстрый, умеренно медленный, медленный. Умение двигаться в заданном темпе без музыки. Речевые упражнения в заданном темпе;

- динамика: громкое, умеренно громкое, тихое звучание. Взаимосвязь динамики с мышечным напряжением.


  1. МЕТРОРИТМ:

- интуитивное восприятие на слух метрической пульсации, ощущение сильных и слабых долей;

- знакомство с понятием «сильная доля»;

- выполнение простейших ритмических рисунков;

- осознанное усвоение длительностей: четверть, восьмая;

- развитие ритмической памяти (упражнение «эхо»), выполнение шагами ритмического рисунка знакомого музыкального произведения (частично без музыкального сопровождения);

- подготовка к дирижированию (систематически работать над упражнениями, способствующими развитию мягкости, пластичности, плавности движений рук).


  1. СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

- закрепление понятий «вступление» и «начало движения»;

- знакомство с двухчастной формой. Определение характера музыки, темпа, динамики каждой части, их контрастность;

- фразировка простая и ясная. Фразы одинаковые по протяженности и ритму.


  1. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

Основные движения

Учить воспринимать их согласованность

Ходьба высоким шагом.

Ходьба спокойная.

Ходьба на четвереньках (как медведь)

Ходьба на носочках.

Бег легкий.

Бег легкий (как птичка).

Галоп прямой (как лошадка).

Прыжки на двух ногах (как лягушка).

Подскоки (как клоун).

Бег высокий (как лошадка).

Бег легкий (как бабочка).

С характером музыки:

Энергичным;

Спокойным;

С темпом:

Медленным,

Умеренно-медленным,

Быстрым;

Регистрами:

Высоким,

Средним,

Низким;

Динамикой звучания:

Громким звучанием,

Умеренно громким звучанием,

Тихим звучанием.

- Сюжетно-образные движения: воспринимать, выделять особенности характера образа и его изменение в связи со сменой характера второй части музыки, а также изменение особенностей образа в связи со сменой средств музыкальной выразительности (например, сначала зайчик смелый, потом трусливый; кошка ласковая, потом сердитая).

5.ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ТАНЦЫ:

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА:

- танцевальные шаги: русский простой хороводный шаг, дробный шаг (топочущий), русский переменный шаг с пятки на носок;

- танцевальные движения: тройные дроби, ковырялочка без подскоков и фиксирования рук (девочки), присядка (мальчики), хлопки с разведением рук в стороны и т.п.

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕТСКОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА:

- танцевальные шаги - легкий бег на носочках;

- танцевальные движения - выставление на носочек правой, а затем левой ноги; легкие повороты вправо, влево (на легком полуприседании); два скользящих хлопка руками, затем три притопа правой - левой - правой ногой.

СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ТАНЕЦ:

- Танцевальные движения - повороты корпуса вправо, влево с согнутыми в локтях руками; выставление правой ноги (на всю ступню) в сторону и приставление к ней левой, затем тоже движение влево с левой ноги (то же самое можно делать вперед и назад), разнообразные ритмические прыжки, хлопки;

ТАНЦЫ: хоровод «Мы на луг ходили» музыка А. Филиппенко, «Русский шуточный танец» музыка К. Листова, «В траве сидел кузнечик» музыка В. Шаинского, «Детская полька» муз. М. Глинки, «Буги-вуги», «Макарена».

6. УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И БЕЗ ПРЕДМЕТОВ:

- упражнения с ленточками, платками, флажками, с деревянными ложками, с бубном, мячом;

- строевые упражнения: построение в шеренгу и колонну по сигналу. Повороты направо, налево, по распоряжению. Строевые приемы «Становись!», «Разойдись!» в образно-двигательных действиях. Перестроение из одной колонны в несколько кругов на шаге или беге по ориентирам. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»);

- упражнение на расслабление мышц и на укрепление осанки: свободное раскачивание рук при поворотах туловища. Расслабление рук, шеи, туловища в положении сидя. Потряхивание руками в положении стоя. Упражнения в седе и седе «по-турецки»;

- пальчиковая гимнастика.

7. «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ»:

- «Карлики и великаны», «Найди предмет», «Два Мороза», «Птица без гнезда», «Автомобили», «Воробышки», «Поезд», «Музыкальные змейки»;

- музыкально подвижные игры по ритмике с использованием строевых и общеразвивающих упражнений.

8.«СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ»:

- закрепление приобретенных умений и навыков;

- примерная тематика сюжетных занятий: «Лесные приключения», «Путешествие в сказку», «Зимние забавы», «В гости к игрушкам», «В мире музыки и танца», «Весенний дождик».

3.4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ / 6-7 ЛЕТ/.


  1. ВОСПРИЯТИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ:

- импровизация движений под музыку различного характера;

- определение характера музыки: решительный, волевой, торжественный, живой, игривый, шуточный, задумчивый, ласковый, неторопливый, напевный;

- характер движений в соответствии с характером музыки: в одних случаях движения - сильные, энергичные, активные, в других - мягкие, плавные, сдержанные или свободные, непринужденные;

- закрепление и самостоятельное определение видов музыкально-ритмической деятельности /игра, танец, хоровод/;

- закрепление и самостоятельное определение жанров музыки / песня, танец, марш/;

- темп - медленный, умеренный, быстрый, очень быстрый. Ускорение и замедление темпа. Умение двигаться в заданном темпе после прекращения музыки. Умение сохранять заданный темп в речевых упражнениях;

- регистр - высокий, средний, низкий (менее контрастный, чем предлагалось детям 2-ого года обучения);

- динамика - громкая, умеренно громкая, тихая, очень тихая (менее контрастная, чем предлагалось детям 2-ого года обучения), крещендо и диминуэндо. Взаимосвязь динамики и силы мышечного напряжения.


  1. МЕТРОРИТМ:

- закрепление понятия «сильная доля»;

- осознанное усвоение длительностей: восьмая, четвертная, половинная;

- выполнение ритмических рисунков в заданном темпе;

- знакомство с размерами 2/4, 3/4. Определение их на слух на основе ощущения сильных долей;

- знакомство с затактовым построением;

- дирижирование в размере 2/4, 3/4. Передача дирижерским жестом характера музыки (спокойный, энергичный). Дирижирование в различных темпах - медленном, быстром, умеренном;

- развитие ритмической памяти; выполнение шагами ритмического рисунка знакомого произведения (частично без музыкального сопровождения).

  1. СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

- умение начинать движение на первую сильную долю после вступления;

- закрепление построения А-Б;

- знакомство с трехчастным построением А-Б-А: обратить внимание на характер каждой из частей, на их контрастность и повторность, в которых повторяются и движения;

- знакомство с куплетной формой, её структура на основе народных и детских песен;

- чередование в пьесах длинных и коротких фраз.

4. ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

УЧИТЬ ВОСПРИНИМАТЬ ИХ

СОГЛАСОВАННОСТЬ

Ходьба спортивная, торжественная.

Ходьба спокойная, осторожная.

Бег с высоким подъемом ног.

Бег широкий.

Бег пружинистый.

Бег высокий.

Бег легкий, острый.

Ходьба бодрым шагом.

Ходьба пружинистым шагом.

Ходьба на носочках с поднятыми вверх руками.

Подскоки с помощью взмахов рук.

Ходьба пружинистым шагом.

Ходьба гусиным шагом.

Прыжки сильные, с высоким подскоком.

Прыжки с помощью взмахов рук.

Прыжки: ноги вместе - руки врозь и наоборот.

Прыжки со сменой ног: одна вперед, другая - назад.

Ходьба тихая, осторожная (сужая круг).

Ходьба пружинистым шагом, спиной вперед (расширяя круг).

С характером музыки:

Торжественным,

Таинственным,

Шуточным.

Со средствами музыкальной выразительности:

Темпом -

Медленным,

Умеренно медленным,

Быстрым,

Очень быстрым.

С замедление (ускорением) темпа,

Медленным.

С регистром:

Высоким,

Высоким,

Средним,

Низким.

Динамикой звучания:

Громким звучанием,

Умеренно громким звучанием,

Тихим звучанием,

Очень тихим звучанием,

Ослаблением звука,

Усилением звука.

- движения сюжетно-образной драматизации: передача особенностей взаимодействия двух-трех контрастных художественных образов (игровых персонажей) в зависимости от содержания музыки, её формы (двух-, трехчастной), характера и средств выразительности.

5.ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ТАНЦЫ:

ЭЛЕМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА:

- танцевальные шаги - русский переменный шаг с пятки на носок, русский шаг на легком беге с захлестыванием ног назад, русский простой шаг с притопом, шаг русской кадрили;

- танцевальные движения: притопы, присядка, «ковырялочка», движения рук, характерные для русских танцев;

ДЕТСКИЙ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ:

- танцевальные шаги: боковой галоп, подскок, шаг польки, шаг менуэта;

- танцевальные движения: выставление правой ноги вперед, в сторону и затем три притопа. далее те же движения с левой ноги; различные виды хлопков, притопов, различные движения с атрибутами;

СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ИГРОВОЙ ТАНЕЦ:

-танцевальные шаги: ходьба, бег в соответствии с современным ритмом музыки; шаги, имитирующие движения какого-либо животного. птицы, другого образа и т. п.;

-танцевальные движения, имитирующие трудовые действия взрослых, детей, а также повадки зверей, птиц. Разнонаправленные движения рук, ног, положения корпусом, выполняемые под современную музыку;

- ТАНЦЫ: «Сударушка» р.н.м. в обр. Ю. Слонова, «Кадриль» А.Абрамов, «К нам приходит Новый год» В.Герчик, «Неприятность эту мы переживем» муз. В. Савельева, «Давайте танцевать» муз. В. Комарова, «Полька» В. Александрова, «Вальс» муз. А. Гречанинова.

6.УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И БЕЗ ПРЕДМЕТОВ:

- упражнения с флажками, мячами, бубнами, ленточками, цветами;

- строевые упражнения: строевые приемы «Направо!», «Налево!», «Кругом!».

Перестроение из ходьбы по прямой линии в ходьбу по диагонали. Перестроение из пар в две колонны, из двух колонн в два круга, в один. Размыкание колонн на вытянутые руки вперед и в стороны. Упражнения типа задания в ходьбе и беге по звуковому сигналу, на внимание;

- упражнения без предмета: Прыжки на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу. Общеразвивающие упражнения типа «Зарядка»;

- упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки: посегментное расслабление из стойки руки вверх до упора присев и положения лежа на спине. Посегментное расслабление ног из положения лежа на спине ноги вперед (в потолок). Расслабление всего тела, лежа на спине. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях: с проговариванием, задержкой дыхания, подниманием и опусканием рук. Упражнения на осанку в образных и двигательных действиях («лодочка», «палочка» и др.), лежа на спине и на животе;

- пальчиковая гимнастика.

7. МУЗЫКАЛЬНО-ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

- «День-ночь», «Запев-припев», «К своим флажкам», «Нам не страшен серый волк», «Дети и медведь», «Горелки», «Трансформеры», «Музыкальные змейки»;

- музыкально-подвижные игры на определение темпа, характера. динамики и структуры музыкальных произведений. Подвижно-образные игры по типу заданий для строевых и общеразвивающих упражнений.

9.«СЮЖЕТНЫЕ ЗАНЯТИЯ»:

- тематика примерных сюжетных занятий: «В гостях у трех поросят», «Кабы не было зимы», «Путешествие в маленькую страну; «Россия - Родина моя!», «Путешествие в Играй-город», «Марш, танец, песня», «Цветик-семицветик».

4. ТРЕБОВАНИЯ, предъявляемые к обучающимся

по освоению знаний, умений и навыков

программы «РИТМИКА».


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ /4-5 ЛЕТ/:

  • Умеют элементарно ориентироваться в пространстве;

  • Могут выразительно передавать в движении характер музыки и развитие игрового образа, используя средства выразительности;

  • Умеют ритмично двигаться в медленном и быстром темпах;

  • Различают тихое и громкое звучание музыки;

  • Умеют выполнять простые ритмические рисунки;

  • Знают понятия «вступление» и «начало движения»;

  • Знают виды музыкально-ритмической деятельности: танец, игра, хоровод;

  • Владеют в элементарной форме следующими движениями:

- основными;

- некоторыми танцевальными (русского народного, детского бального и

современного танцев»;

  • Знают названия основных и танцевальных движений;

  • Умеют выполнять простейшие построения и перестроения;

  • Стараются ритмично выполнять движения под музыку;

  • Могут самостоятельно исполнять танцы, играть (под песенное сопровождение педагога или двухчастную, контрастно звучащую музыку);

  • Могут творчески импровизировать некоторые наиболее яркие особенности игрового образа;

  • Выражают свои впечатления и отношение к исполняемому танцу, упражнению, хороводу в эстетических суждениях и рисунках.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ /5-6 ЛЕТ/:

  • Способны выразительно передать в движениях характер, настроение музыки (веселый, грустный, лирический, героический), а также смену его в контрастных частях, фразах);

  • Различают темпы: медленный, умеренно медленный, быстрый. Умеют двигаться в заданном темпе под музыку и без музыки;

  • Знакомы с понятием «сильная доля», с длительностями - четверть, восьмая;

  • Могут по памяти выполнить простой ритмический рисунок (хлопками, шагами);

  • Понимают и различают форму танца, композицию игры;

  • Владеют основными, сюжетно-образными, танцевальными движениями. Знают их названия;

  • Владеют навыками по различным видам передвижения по залу;

  • Умеют выразительно исполнять ритмические и бальные танцы, упражнения с предметами и без предметов. Знают правила пользования предметами;

  • Понимают, сравнивают характер и содержание различных игр, танцев, упражнений, находят в них общее и различное;

  • Умеют оценивать свое исполнительство, эмоционально высказаться о нем, отличить верное исполнение от неверного, могут свои музыкально-двигательные представления передать в рисунке, моделировать форму танца, композицию игры, содержание, характер музыки.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ /6-7 ЛЕТ/:

  • Получают эстетическое удовольствие при восприятии как знакомого, так и нового музыкально-ритмического репертуара; чувствуют характер, смену его; осознают музыкальные образы игры, танца, хоровода; сравнивают их обобщают;

  • Умеют в движениях передать характер музыки (решительный, торжественный, шуточный, таинственный, плавный, напевный);

  • Умеют двигаться в различных темпах. Чувствуют ускорение и замедление темпа;

  • Различают динамические оттенки, а так же усиление и ослабление звука;

  • Усвоили длительности - половинная, четвертная, восьмая;

  • Выполняют ритмические рисунки;

  • Дирижируют в размере 2/4, 3/4. Стараются жестом передать характер музыки;

  • Определяют форму музыкального произведения: 2-частную, 3-частную, куплетную. Двигаются в соответствии с характером музыки, чувствуют контрастность частей. Вовремя переходят от одного движения к другому, ощущая конец части, фразы;

  • Владеют основными, сюжетно-образными, танцевальными движениями этого года обучения;

  • умеют эмоционально исполнять ритмические, бальные танцы, упражнения с предметами. Самостоятельно использовать запас плясовых движений в играх, упражнениях, свободных плясках;

  • Могут хорошо ориентироваться в зале во время построений и перестроений, а так же при проведении музыкально-подвижных игр;

  • Проявляют себя в творческой передаче действий персонажа (в играх, упражнениях), в поиске выразительности движений (в упражнениях, танцах;

  • Придумывают, сочиняют новые игры, танцы (на основе вариаций знакомых движений).

5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.


  1. Просторный класс.

  2. Стулья в количестве 10 - 15 штук.

  3. Фортепиано.

  4. Магнитофон с дисководом для лазерных дисков.

  5. Атрибуты: бубны, погремушки, платочки, флажки, ленточки, мячи.

  6. Чешки для занятия у каждого ребенка свои.

  7. Дидактический материал: карточки для определения характера музыки,

Карточки с изображением животных, зверей.

  1. Сборники с музыкальным материалом.

  2. Сборники с пальчиковыми играми, музыкальными играми для детей,

сборники с описаниями танцев.

  1. Кассеты и диски с записями детских песен и танцевальных композиций.

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ритмике», Москва, «Музыка», 1987г.;

  2. М.Андреева, Е. Копорова «Первые шаги в музыке», Москва, «Кофара», 1994г.;

  3. А.Е.Чибрикова-Луговская «Ритмика» - методическое пособие, Москва, «Дрофа», 1998г.;

  4. Н.Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва, «Музыка», 1998г.;

  5. Н.Н.Алпарова, В.А.Николаев «Музыкально-игровой материал для дошкольников», Москва, «Владос», 1999г.;

  6. А.Н.Зимина «Мы играем, сочиняем!» (музыкальное воспитание детей 5-7 лет), Москва. «Ювента», 2002г.;

  7. М.А. Михайлова «Танцы, игры упражнения для красивого движения», Ярославль, «Академия развития», 2004г;

  8. Е.В.Горшкова «От жеста к танцу», Москва, «Гном и Д», 2003г.;

  9. Т.Рыбкина, Т.Шеверова «Как сказать мяу» (музыкально-речевые игры для детей дошкольников), Москва, «Классика 21», 2005г.;

  10. К.Н. Овчинникова «Музыка для здоровья» (музыкально-ритмические минутки», Санкт- Петербург, «Союз художников», 2004г.;

  11. «Музыка в детском саду» средняя группа, составители Н.Внтлугина, Н.Дзержинская, Москва, «Музыка», 1995г.;

  12. «Музыка в детском саду» подготовительная группа, составители Н.Ветлугина, Н.Дзержинская, Москва, «Музыка», 1988г.;

  13. А.Н.Зимина «Образные игры и упражнения в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет, Москва, «Музыка», 1998г.;

  14. М.С. Рузина «Пальчиковые и телесные игры для малышей», Москва, «Речь», 2003г.;

  15. Т.Ю.Бердышева «Пальчиковые игры», Москва, «Карапуз - Дидактика», 2005г.;

  16. Е.Д. Макшанцева «Детские забавы», Москва, «Просвещение», 1991г.;

  17. Е.М. Раевская, С.Д. Руднева «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, «Просвещение», 1991г.;

  18. Г.И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников», Ярославль, «Академия развития», 2005г.;

  19. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Са-фи-данс» танцевально-игровая гимнастика для детей, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2003г.










© 2010-2022