• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение Работа в классе баяна, аккордеона над музыкальным произведением. Чтение с листа. Транспонирование

Методическое сообщение Работа в классе баяна, аккордеона над музыкальным произведением. Чтение с листа. Транспонирование

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доржижанова Оксана Васильевна

преподаватель народного отделения

по классу аккордеон МУДО

«Усть-Ордынская ДШИ»


Методическая работа

«Работа в классе баяна,аккордеона

над музыкальным произведением.

Чтение с листа. Транспонирование»

Основные этапы работы над музыкальным произведением:

1. Ознакомление.

2. Освоение музыкального текста. Понимание и раскрытие художественного образа.

3. Подготовка пьесы к публичному исполнению.

Первый этап может быть самым различным по форме: прослушивание пьесы в исполнении педагога, использование видео- или аудиозаписи, чтение с листа совместно с педагогом. Целесообразно предложить ученику сыграть музыкальное произведение целиком, по возможности приближаясь к необходимому темпу и характеру сочинения, не отвлекаясь на точное исполнение всех деталей фактуры и поиски рациональной аппликатуры.

Второй этап - наиболее сложный. Анализ сочинения предполагает определение круга его музыкальных образов, структуры, средств музыкальной выразительности и развития, различных кульминаций, основных технических и психологических трудностей исполнения.

В зависимости от способности мысленно охватить тот или иной отрезок музыки работу можно вести по частям, в замедленном темпе, внимательно вслушиваясь в каждую интонацию, подбирая подходящую аппликатуру. Если текст очень сложен и насыщен, учить его лучше каждой рукой отдельно, вслушиваясь в гармонию, контролируя ритм, динамику, а затем соединить партии обеих рук.

Когда музыкальный текст играется уже наизусть, работу следует строить так, чтобы перед каждым проигрыванием произведения или его части ученик ставил перед собой совершенно конкретные задачи. В одном случае это будет концентрация внимания на интонировании мотивов и динамике музыкальных построений. В другом случае - нужно проследить за темпом правильностью метроритма при изменении музыкальной фактуры и динамики.

Третий - заключительный этап работы над произведением - подготовка пьесы к публичному исполнению. Первым условием успешного выступления является хорошо выученный текст. Однако во время публичного выступления появляются две новые проблемы: рассеивание внимания и преобладание возбуждения над торможением. Полезно в своём классе практиковать проигрывание учащимися их программ в присутствии других учащихся. Это тренирует умение собирать внимание и концентрировать его на художественном образе и самом исполнительском процессе. Подобные проигрывания полезны не только для ученика, но и для педагога: таким образом, он может всё проверить и определить направление дальнейшей работы

Транспонирование развивает у ученика не только музыкальный слух, но и навыки свободного владения клавиатурой, отсутствие боязни тональностей с большим количеством знаков, тембровый слух и аналитическое мышление.

Первоначально транспонируем произведение по слуху; затем, по мере накопления теоретических знаний, по нотам. Репертуаром для транспонирования могут являться подобранные по слуху мелодии, выученные ранее пьесы, этюды. Самым удобным видом является транспонирование по вертикальным рядам (на малую терцию) на баяне и кварту, квинту на аккордеоне. Материалом для транспонирования могут служить детские песенки, подобранные по слуху, первоначальные пьески и песни из сборников для баяна, аккордеона.

Чтение нот с листа помогает быстрее выучить новую пьесу, знакомиться с неизвестной музыкой, просматривая нотные сборники. Чтение с листа - хороший и наглядный способ изучения, повторения и применения терминов.

Начальный этап - подготовительный. Это привыкание к нотам, графическому изображению звуков, которое необходимо с первых шагов обучения. Иначе в дальнейшем, если ученик привыкнет играть только «с рук», его будет тяжело заставить не только смотреть в ноты, но и играть по ним. Не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты. При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным.

Прежде чем приступать к чтению нот с листа, нужно проанализировать нотный текст: ключевые знаки, размер. С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая - самая высокая. Какие длительности встречаются.

Мелодия идёт плавно, по гамме или скачками. Если двумя руками, то какие басы и аккорды использованы, нет ли скачков. Благодаря развитию навыков чтения с листа крепнет интерес к знакомству с новыми музыкальными произведениями, умению раскрыть и воплотить художественный образ и замысел композитора в читаемом произведении. Здесь необходимо учитывать трудности, связанные с большим числом ключевых знаков альтерации, поэтому навык чтения с листа надо накапливать постепенно, по принципу «от простого к сложному».



© 2010-2022