Планирование по музыке для 1 класса «Искусство»

"Описание материала: Рабочая программа предметной области «"Искусство» с учетом требований ФГОС второго поколения с указанием универсальных учебных действий. Разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 30 часов. Объединяет несколько видов творческой деятельности: музицирование, рисование, литературу, театр и хореографию. В основе занятий лежит игровая творческая деятельность детей. Цель программы - нравственно-эстетическое воспитание и целостно...
Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю Согласовано на МО учителей

Директор МОУ «СОШ № __» _________________________

_________________________ Протокол № ______________

Приказ № ________________ от «___» ___________2010г.

От «_____»_________2010г. Руководитель МО

_____________________







«Искусство»

Рабочая программа

факультативного занятия

для учащихся I класса







Учитель Петрова Наталья Николаевна






2012-2013 учебный год

Введение

Особое значение для процесса воспитания и образования личности имеет начальный этап её развития, формирования готовности к последующему обучению. Очень важно в этот период таким образом организовать учебную деятельность ребёнка, чтобы она стимулировала познавательный интерес и активность всех психических процессов, развивала способности чувственного восприятия, эмоционального переживания и целостного осмысления различных явлений окружающего мира, побуждала творческую активность личности, её нравственно-эстетическое отношение к миру.

Занятия искусством способны наиболее полно реализовать отмеченные

задачи. При этом оптимальные условия для целостного включения ребёнка в

художественную деятельность создаются при интегрированном подходе к преподаванию искусства.

В совместной творческой деятельности под руководством взрослых у детей формируется нравственно-эстетическое отношение к себе, другим людям и окружающему миру. Именно выражение такого отношения человека является общим знаменателем, объединяющим все виды искусства в целостном явлении художественного творчества.

Таким образом, целью преподавания факультативного курса «Искусство» в первом классе является нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие детей средствами различных видов художественной деятельности и достигается посредством решения следующих задач:

• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

В программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательные УУД: формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности, присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества, расширение представлений о музыкальном языке произведений, понимание графических знаков для ориентации в нотном письме.

Личностные УУД: эмоциональный отклик и выражение своего отношения к музыкальным образам, понимание социальных функций музыкального искусства в жизни людей, познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, передача в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различных музыкальных образов.

Коммуникативные УУД: формирование учебного сотрудничества внутри класса при работе в группах и всем коллективом, планирование учебного сотрудничества, участие в ролевых играх, в сценическом воплощении музыкальных образов.

Регулятивные УУД: установление связи музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передача своих собственных впечатлений от музыки с помощью музыкально - творческой деятельности (пластические и музыкально-ритмические движения), планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений.

Большое значение имеет воспитание на национальных художественных традициях.

Чтобы стать полноценной художественной деятельностью, занятия искусством должны иметь нравственно-эстетический стержень - своеобразную «модель» формирующегося отношения детей к миру. Строится она вокруг двух опорных понятий: красота и доброта и воплощается в следующем тематическом построении программы.

I четверть - «Давайте станем волшебниками!» - 7 часов

II четверть - «Красота вокруг нас» - 7 часов

III четверть - «Самого главного глазами не увидишь…» - 9 часов

IV четверть - «Каждый человек - художник» - 7 часов.

Программа рассчитана на 30 часов в году. Занятия должны проводиться в просторных помещениях, где кроме удобных мест для рисования и пения есть пространство для подвижных игр, театрализованного действа, ритмики и танца. В основе эмоционально-смысловой драматургии занятий лежит игровая творческая деятельность детей, естественно включающая их в образные языки различных видов искусства.

В центре художественно-дидактической игры - создание детьми образа, поиск и открытие (совместно с учителем) разнообразных средств его воплощения: интонационно-звуковых, пластических, графических, цветовых, словесно-речевых. В занимательных творческих заданиях (рисуем звуковую картину, сочиняем сказку, оживляем игрушки, озвучиваем стихи и т.п.) дети постигают богатейший мир звуков, красок, выразительных движений, жестов, слов и интонаций.

Наиболее сложным для детей 7-летнего возраста является художественное созерцание, в особенности слушание музыки, т.к. оно требует уже развитых процессов художественного мышления. Поэтому слушание музыки, как правило, нужно связывать с другими видами активной художественной деятельности: движением, рисованием, раскрашиванием и др.

Программа разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности «Музыка» и опирается на прогрессивный отечественный и зарубежный педагогический опыт.

Тематический план


Разделы и темы


Часов

I четверть «Давайте станем волшебниками!»

7

Тема 1. Волшебный мир искусства.

Тема 2. Волшебные слова, звуки, краски и жесты.

Тема 3. Живая природа. Художница осень.

Тема 4. Учимся понимать язык природы. Изменяем состояние природы.

Тема 5. Чудо улыбки и доброго слова. Изменяем настроение.

Тема 6. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Чудо любви и понимания.

Тема 7. Осенний праздник «Осенины». Украшаем класс и дом.

1

1

1

1

1

1

1

II четверть «Красота вокруг нас»

7

Тема 1. Красота родного дома, города, деревни. Песни Родины.

Тема 2. Ритм природы, слова, музыки, движения и цвета.

Тема 3. Создаём образы зверей и птиц.

Тема 4. В царстве Снежной Королевы.

Тема 5. Зимние работы и забавы.

Тема 6. Мир в движении, звуках, красках, тишине и покое.

Тема 7. Светлый праздник Рождества.

1

1

1

1

1

1

1

III четверть «Самого главного глазами не увидишь…»

9

Тема 1. Волшебство музыки П. И. Чайковского.

Тема 2. Проводы зимы. Масленица.

Тема 3. Природа просыпается.

Тема 4. Какого цвета земля, вода и небо?

Тема 5. Первые цветы.

Тема 6. Вглядываясь в человека… Портрет любимого человека.

Тема 7. Мои друзья всегда со мной.

Тема 8. Музыка и краски весны. Нежные и яркие краски в живописи и музыке.

Тема 9. Мир улыбается, чувствует, дышит.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

IV четверть «Каждый человек - художник»

7

Тема 1. Природа - великий художник. Картины природы.

Тема 2. Какого цвета лето? Какой у лета вкус и запах?

Тема 3. Первая гроза. Дождь и радуга.

Тема 4. Что мы любим делать летом?

Тема 5. Чудо цветка.

Тема 6. Загляни в умные глаза животных.

Тема 7. Мои путешествия и приключения.

1

1

1

1

1

1

1

Всего:

30


Содержание программы

I четверть

Тема: «Давайте станем волшебниками!» - 7 часов

Тема 1. Волшебный мир искусства

Волшебник - это тот, кто украшает мир добром и красотой. Мастерство композитора, поэта, художника, артиста.

Наблюдение явлений окружающего мира и отражение контрастных впечатлений с помощью движения, цвета, речевого интонирования, инструментального и вокального звукоподражания.

Развитие ориентации в пространстве, координация движений, речи, слуха, голоса, зрительных впечатлений. Формирование певческой, слушательской и зрительской установки.

Тема 2. Волшебные слова, звуки, краски и жесты

Развитие способности перевоплощения. Комплексное развитие интонационной выразительности: речевой, вокальной, пластической, цве-товой, инструментальной.

Накопление палитры звучащих и незвучащих жестов, выразительных

движений, приёмов звукоподражания. Формирование слухо-зрительно-пластических образных ассоциаций.

Комплексное развитие чувства ритма: временного, пространственного,

музыкально-пластического. Ритмизация, озвучивание и «раскрашивание» слов-образов.

Тема 3. Живая природа. Художница осень

Отражение жизненных и музыкальных впечатлений в рисунке и композиции. Использование основных и составных цветов.

Моделирование в движении общего характера музыкальных произведений. Музыкально-пластическая игра «Стая птиц».

Тема 4. Учимся понимать язык природы. Изменяем состояние природы

«Рисование» звуковых картин природы. Настроение природы и его отражение цветом, движением.

Звукоподражание, озвучивание стихов, пение, слушание. Моделирование в рисунке общего характера музыкального произведения.

Тема 5. Чудо улыбки и доброго слова. Изменяем настроение

Скороговорки. Потешки. Колыбельные песни.

Выразительное чтение коротких стихов с выделением ритмических рисунков. Озвучивание и «оживление» (театрализация) стихов. Пение и ритмодекламация. Игры-упражнения: «Зеркало», «Эхо», «Шагаем в характере музыки», «Слушаю себя», «Что какое бывает?», «Два настроения».

Тема 6. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Чудо любви и понимания

«Здравствуй, это я» -- рисунок по фотографии. Игры: «Зеркало», «Эхо». Игра-загадка «Слушаю своих друзей». Сочинение мелодий имён.

Изображение домашних животных (звукоподражание, пластическая импровизация, рисунок).

Тема 7. Осенний праздник «Осенины». Украшаем класс и дом

Осенины - это осени именины.

Народные песни, танцы, игры («Мак», «Воробей»), хороводы («А мы просо сеяло»). Ознакомление с русскими народными инструментами.

Музыкальный материал:

«Здравствуй, школа». Музыка М. Парцхаладзе, слова Л. Некрасовой

«Чему учат в школе». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского

«Азбука». Музыка А. Островского, слова З. Петровой

«Сел комарик на дубочек», «Мышка», «Сорока-белобока»

«Серпы золотые», «Расти, рожь, большая», «Осень, осень». Русские

народные песни

«Осень». Музыка М. Красева, слова М. Ивенсен

«Вот какие чудеса!». Музыка А. Филиппенко, слова Н. Берендгофа

Е. Тиличеева «Солнышко», «Дождик», «О чём плачет дождик», «Зарядка»

«Мяч». Музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой

Г. Вагнер «Шаги», «Марш», «Кукушка куковала», «Хоровод»

«Что нам осень принесёт?». Музыка З. Левиной, слова А. Некрасовой

А. Хачатурян «Вечерняя сказка».

С. Прокофьев «Марш» из сборника «Детская музыка»

С. Прокофьев «Сказочка», «Сказки старой бабушки»

«Калинка». Русская народная песня

«Жмурки». Русская детская игра

«Дождик». Игра-забава. Музыка и слова Е. Д. Макшанцевой

«До чего ж у нас красиво». Игра-забава. Музыка и слова Е.Д. Макшанцевой

Ф. Шуберт Экосез. Соч. 18, № I

Д. Шостакович «Вальс-шутка», «Шарманка», «Заводная кукла»

К. Дебюсси «Кукольный кэк-уок»

«Буратино». Музыка А. Журбина, слова Г. Бубель

«Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка» Музыка

В. Шаинского

«Чунга-чанга». Песенка из мультфильма «Катерок»

«В таинственном лесу звуков», «Шествие цветных карандашей» «Сумерки», «Лена», «Песенка кратковременного дождя».

Литературные произведения

для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания

М. Яснов «Вкусная считалка», «Считалка с фамилиями»

С. Маршак «Попрошайка»

В. Некрасов «Светит месяц», «Стихи про сон и солнце»

Е. Серова «Загадка»

А. Шибаев «Переполох»

Э. Мошковская «Окно. На окне дождевые капельки…»

Вл. Вахревский «Скороговорки»

Ю. Коваль «Вот шагает гражданин»

В. Берестов «Велосипедист», «Разговор листьев»

И. Токмакова «Туча» (из шотландской народной поэзии)

А. Ходырев «Осеннее утро»

Произведения изобразительного искусства:

И. Карасев «Золотая осень»

С. Катков «Осенний пейзаж»

И. Левитан «Золотая осень»; «Осень»

П. Данелия «Осенняя звонкость»

А. Кроль «Белорусский пейзаж»

А. Венецианов «На жатве»

Т. Яблонская «Хлеб»

М. Севрук «Жатва»

П. Кончаловский «Индюшка с семейством»

И. Шишкин «Болото. Журавли»; «Утро в сосновом бору»

II четверть

Тема «Красота вокруг нас» - 7 часов

Тема 1. Красота родного дома, города, деревни

Развитие наблюдательности, слухового внимания, умения рассматривать природу, вслушиваться в нее. Воспитание отзывчивости на прекрасное в окружающей жизни и произведениях искусства. Обогащение впечатлений о природе и окружающем мире (звуки жизни в разные времена года, дня).

Рассматривание и озвучивание картин, создание звуковой картины. Пение. Иллюстрирование.

Тема 2. Ритм природы, слова, музыки, движения и цвета

Выразительное чтение, звукоподражание, ритмизация и озвучивание стихов, пение. Исполнение аккомпанементов разного характера, построенных на равномерной пульсации долей.

Ритмические игры: «Поезд», «Часы-часики». Слушание музыки с цветовым моделированием контрастов и повторов.

Тема 3. Создаем образы зверей и птиц

Развитие наблюдательности, воображения, способности перевоплощения. Игра-упражнение «Дорисуй».

Подвижные и пластические игры: «Воробьи и вороны», «Волк и зайцы», «Лиса вышла на охоту».

Пение, инсценирование, движение под музыку разного характера.

Тема 4. В царстве Снежной Королевы.

Пение, слушание, моделирование в рисунке и движениях характера мелодической линии: прерывистая, непрерывная, плавная, скачкообразная.

«Холодный» и «теплый» цвет. «Светлый» и «темный» звук.

Игра «Волшебное озеро» - кластер на фортепиано в разных регистрах, различной динамики и характера и его «расколдовывание» в рисунках красками.

Тема 5. Зимние работы и забавы

Пение, танец, знакомство с русским танцевальным репертуаром и национальными музыкальными инструментами; воплощение музыкального ритма в танцевальных движениях.

Тема 6. Мир в движении, звуках, красках, тишине и покое

Рисунки русских танцев: линия (шеренга), колесо (лицом в центр и вовне), «ворота», «ручеёк». Пение. Вокальная и инструментальная импровизация ритмических рисунков (возможно использование ритмослогов и ритмических карточек).

Ритмическая игра-импровизация: «Коленце», «Весёлое эхо».

Тема 7. Светлый праздник Рождества.

Разучивание песен, танцев, хороводов.

Музыкальный материал:

«Коляда» - Беларуская народная песня

«Щедрик-ведрик, дай вареник» - Украинская народная песня

«Гусята» - Немецкая народная песня

«Снег-снежок» - игра-забава. Музыка и слова Е. Д. Макшанцевой

Л. Хереско «Ледяная гора»

«Два кота» - Польская народная песня

«Два жадных медвежонка», «Мороз, мороз», «Цынцы-брынцы».

Русские народные песни

Р. Шуман «Дед Мороз», «Смелый наездник», «Весёлый крестьянин».

М. Дробнер «Будильник»

А. Островский «Есть часы во всех домах»

«Здравствуй, зимушка-зима». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной

«Что за дерево такое?». Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой

В. Агафонников «Сани с колокольчиками»

«Масленица», «Святки», «На тройке» из цикла «Времена года»

Д. Шостакович «Марш»

И. Дунаевский «Галоп»

К.Сен-Санс «Антилопы», «Куры и петухи» из сюиты «Карнавал животных»

«Три поросёнка» - песенка из мультфильма. Музыка Д. Уотта

В. Калистратов Картины русских сказок: «Волшебные часы», «Баба Яга»,

«Старый сказитель», «Гусляры», «Иванушка»

«Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднёва

«Новогодняя». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко, перевод М. Ивенсен

«Что нам нравится зимой?». Музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой

Литературные произведения

для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания

В. Берестов «Полька»

Д. Хармс «Чиж и ёж»

Е. Серова «Загадка», «Волчата», «Рыба-прилипала», «Лисица»

В. Лунин «Зелёные сны»

О. Вациетис «В сумерках»

Б. Заходер «Дорожная шумелка для снежной погоды»

И. Токмакова «Снег»

А. Липецкий «Снежинки»

М. Дудин «Деревья зимою»

Ю. Мориц «Ты да я, да мы с тобой»

С. Погорельский «Вверх и вниз»

А. Каютина «Мягкие слова»

Произведения изобразительного искусства:

З. Литвинова «Старая мельница»

Э. Дега «Голубые танцовщицы»

О. Марикс «Несвижский замок»

Л. Туржанский «Зима»

А. Шевченко «Плотогоны»

И. Айвазовский «Девятый вал», «Черное море»

А. Астапович «Март»


III четверть

Тема: «Самого главного глазами не увидишь…» - 9 часов

Тема 1. Волшебство музыки П. И. Чайковского

«Детский альбом». Слушание. Инсценирование. Иллюстрирование. Выражение внутреннего мира ребёнка, его чувств, настроений, переживаний.

Тема 2. Проводы зимы. Масленица

Исполнение песен-диалогов, песен-игр. Создание в импровизациях

пространственного эффекта, приближения и удаления: «На санях с колокольчиком», «Весёлое эхо» и др.

Тема 3. Природа просыпается

Слушаем весну. Импровизации: «О чём рассказала капель?», «Ручейки и реки», «Воробьи». Хоровой кластер «Солнышко». Пение веснянки

Тема 4. Какого цвета земля, вода и небо?

Слушание музыки и пластическое «рисование».

Тема 5. Первые цветы

Созвучие живописных и музыкальных красок. Пение, танец, пластическая импровизация на темы сказок Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды», «Подснежник», «Ромашка».

Тема 6. Вглядываясь в человека… Портрет любимого человека

Музыкально-пластические игры «Ну-ка, зеркало, скажи…», «Кто как ходит», «Дирижёр», «Конкурс дирижёров».

Тема 7. Мои друзья всегда со мной

Пение. Игра в оркестр.

Тема 8. Музыка и краски весны. Нежные и яркие краски в живописи и музыке

Пластическое «оживление» и мелодическое или тембро-ритмическое озвучивание рисунка-сказки.

Тема 9. Мир улыбается, чувствует, дышит

Пение. «Озвучивание» картин, либо создание звуковой картины. Игры-импровизации: «Утро», «Радуга», «На лесной опушке летом» (руки - ветки,

распускающиеся цветы, крылья бабочек, птиц; подражание пению птиц, изображение с помощью инструментов - треугольника, металлофона, кси- лофона, маракасов - росы, ветерка, ручейка, звёзд).

Пластическое «рисование» музыки.

Музыкальный материал:

«Широкая масленица» - русская народная песня

«Нам весну гукать» - русская народная песня.

«Веснянка» - украинская народная песня

«Пение птиц» - польская народная песня

«Селезень и утка» - русская народная игра

«Гуси и волк» - русская народная игра

«Песенка друзей». Музыка В.Герчик, слова Я.Акима

«Неваляшка». Музыка З.Левиной, слова З.Петровой

«Лягушка». Слова и музыка А.Красева

А.Даргомыжский «Танец Петрушек»

П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Мама» из

«Детского альбома».

«Бравые солдаты». Музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной

«Маме в день 8-го Марта». Музыка Е.Тиличеевой, слова М.Ивенсен

«Догадайся, кто поет». Музыка Е.Тиличеевой, слова Гангова

И. Арсеев «Весенние листочки», «Пограничник», «Мальчики пляшут», «Девочки танцуют», «Солдаты маршируют», «Дедушка и внук», «В гости» (Пешком. На велосипеде. На машине), «Папа и мама разговаривают».

Р. Шуман «Смелый наездник».

В. А. Моцарт Каватина Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро» (фрагмент)

А. Гречанинов «Материнские ласки»

М. Мусоргский «Слеза»

«На чём играем?». Муз. Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского

П. Чайковский: «Жаворонок», «Подснежник» из цикла «Времена года»

К. Сен-Санс: «Аквариум», «Черепаха» из сюиты «Карнавал животных»

Произведения изобразительного искусства:

Леонардо да Винчи «Джоконда» и «Мадонна Литта»

Рафаэль «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна»

А. Венецианов «Старушка крестьянка»

Ю. Пен «Старый солдат», «Старый портной»

Е. Зайцев «Портрет юного партизана»

А. Малишевский «Матери», «Медсёстры»

В. Громыко «Утро туманное»

Б. Кустодиев «Масленица»

С. Каткова «Март»

В. Марковец «Дед Алесь и бабака Марыля»

А. Кузьмич «Браславские озера»

А. Матисс «Красные рыбы»

В. Серов «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем»

Литературные произведения

для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания

С. Маршак «Попрошайка»

И. Мазнин «Чёрное и серое»

Н. Заболоцкий «Мистер Кук»

Э. Мошковская «И Шорох к Шелесту спешит»

В. Степанов «Сосулька-свистулька»

В. Берестов «Воробушки»

В. Хмельницкий «Волшебная снежинка»

Е. Благинина «Над сугробом - синь-синь…»

IV четверть

Тема: «Каждый человек - художник» - 7 часов

Тема 1. Природа - великий художник. Картины природы

Экскурсии-наблюдения. Слушание музыки, стихов, фрагментов художественной прозы. Рисование по наблюдению и после слушания музыки, стихов и т.п. Озвучивание литературных произведений с помощью «звучащих жестов» и игры на инструментах.

Хоровод с пением. Музыкальные игры-импровизации: «Эхо в лесу», «Ручьи побежали», «Дождь».

Тема 2. Какого цвета лето? Какой у лета вкус и запах?

Рисунок и его озвучивание на темы: «Сады цветут», «Сиреневый запах», «Сладкая ягода».

Тема 3. Первая гроза. Дождь и радуга

Слушание. Выразительное чтение. Звукоподражание. Пение. Рисование. Пластическая импровизация на музыку с одновременным и последователь-

ным действием.


Тема 4. Что мы любим делать летом?

Жизнь в движении. Различный характер движения - плавный, скачкообразный, медленный, быстрый, ускорение-замедление, приближение-удаление. Народные игры и хороводы. Народные танцы.

Пение. Пластические этюды - импровизации: «Волна», «Цветок распуска-

ется», «Рождение звезды». Придумывание и исполнение мелодий и аккомпанементов на заданный сюжет: «Конница скачет», «Морские волны», «Песня жаворонка», «Полет птицы», «На качелях», «Скакалочка» и др.

Тема 5. Чудо цветка.

Знакомство с элементами фольклорного праздника. Пение. Танец. Игры-хороводы.

Тема 6. Загляни в умные глаза животных

Пение. Озвучивание стихов и прозы.

Пластические игры-импровизации: «Пчелиная семья», «Лес - растет, дышит, поет». Ритмо-пластическая импровизация на темы: «Слон и Моська», «Мой пес», «Лебедь», «Цыплята и петух» и др.

Тема 7. Мои путешествия и приключения

Рисование и музыкально-пластическая импровизация на тему: «Раннее утро в деревне», «Хмурый день», «Снова выглянуло солнце», «За грибами в чащу леса», «Дождь, лужи, я с мамой под зонтиком», «Мы собираем яблоки». Слушание музыки.

Музыкальный материал:

«Радуга-дуга» - русская народная песня

«Одну ягоду найду» - русская народная песня

«Серпы золотые» - русская народная песня

«Расти, рожь, большая» - русская народная песня

«Гриб, гриб, боровик» - украинская народная песня

«Как у наших у ворот» - русская народная мелодия (игра «Медведь и дети»)

«Гопак» - украинский народный танец

«Травушка-муравушка» - русская народная песня-танец

В. Агафонников «В лесу»

Г. Фрид «Про то, как заяц в лесу заблудился» (вариации)

«Ай-я, жу-жу» - латышская народная песня. Гармонизация В. Шипулина,

перевод В. Винникова

П. Чайковский, слова К. Аксакова «Детская песенка»

И. Арсеев «Считалочка», «Труба и эхо», «Петух и кукушка», «Слон и

Моська»

«У меня ль во садочке» - русская народная песня. Хороводная игра

«Медовая песенка». Музыка В. Галя, слова А. Усачёва

Г. Вагнер «Скакалочка»

Н. Римский-Корсаков «Океан - море синее», фрагмент из оперы «Садко»;

«Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»

К. Сен-Санс «Лебедь», «Слоны» из сюиты «Карнавал животных»

С. Прокофьев «Дождь и радуга»

«Баю, бай…». Музыка Я. Дубравина, слова А. Прокофьева

«Колыбельная Медведицы» из мультфильма «Умка»; «Песенка о лете» из мультфильма «Дед Мороз и лето». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

А. Гречанинов «В поле», «На гармонике», «На велосипеде», «Утренняя прогулка»

Произведения изобразительного искусства:

А. Куинджи «Березовая роща»

В.Кудревич «Утро»

И. Рей «Малиновый звон»

И. Шишкин: «Лесные дали», «Корабельная роща»

И. Левитан: «Летний вечер», «Вечерний звон»

К. Моне «Поле маков»

В. Васнецов «Алёнушка»

М. Врубель «Царевна-Лебедь»

В.Максимов «Будущий художник»

Литературные произведения

для речевого интонирования, ритмизации, озвучивания

Б. Заходер «Дождик»

А. Шибаев «Была тишина…»

Р. Заславский «Утро всегда начинается с птиц…»

И. Михайлова «Чуть-чуть грустно»

С. Чёрный «Индюк важничает»

Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков»

В. Суслов «В тишине, в лесной глуши…»

И. Бунин «Звёзды»

Ожидаемые результаты освоения курса

  1. Заинтересованность детей уроками искусства.

  2. Готовность заниматься художественной деятельностью.

  3. Сформированность певческой, слушательской, зрительской, художест-

вено-игровой установки.

  1. Координация движений, слуха, голоса и речи.

  2. Выразительность речевого, вокального, инструментального, пластичес-

кого, цветового интонирования.

6. Комплексное развитие чувства ритма.

7. Первоначальные умения художественного восприятия, зрительная и

слуховая наблюдательность.

8. Овладение палитрой «звучащих» и «незвучащих» жестов, выразительных

образных и танцевальных движений.

9. Развитие внимания, ассоциативного мышления и художественного

воображения, умения перевоплощаться.

10. Овладение первоначальным комплексом интонационно-речевых,

вокально-хоровых, инструментально-исполнительских, танцевальных,

изобразительных умений.

11. Воспитание отзывчивости детей на прекрасное в окружающем их мире, стремления самим создавать краcоту различными способами.

12. Ознакомление с русской национальной культурой: народными музыкальными инструментами, песнями, танцами, фольклорными праздниками; художниками, поэтами, композиторами.

13. Воспитание интереса и внимания к людям, стремления понимать человека, сопереживать, красиво и доброжелательно общаться.

Рекомендуемая литература

  1. Барабаш Л.Н. Хореография для самых маленьких. 2-е изд.- Мозырь, 2005.

  2. Боровик Т.А. Пути педагогического творчества // Музыкальный руко-

водитель, № 1 - 6, 2004.

  1. Боровик Т.А. Ритмы и рифмы: Сборник ритмодекламаций для уроков сольфеджио (I - IV классы). - Брест, 2002.

  2. Буратино. Песенник для детей. Вып. 5 /Состав. Ф. Модель - Л., 1990.

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1986.

  4. Ковалив В.В. Мои первые ритмы. Шаг за шагом: Раскраска-пособие для среднего и старшего дошкольного возраста. - Минск, 2003.

  5. Мусоргский М. Картинки с выставки (для фортепиано) - М., 1972.

  6. Нотная хрестоматия «Искусство» для подготовительного класса: Пособие для учителей /Автор-составитель В.Д. Юркевич. - Мн., 2000.

  7. От стихов - к музыке. Ритмическая декламация, движение и творчество на уроках музыки. Хрестоматия /Составитель Е.В. Жигалко. - Санкт-Петербург, 1999.

  8. Суслова Н.В. Музыкальное мышление младших школьников и методика его развития. - М., 1999.

  9. Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками: Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, 2003.

  10. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я: Занимательное чтение с картин- ками и фантазиями. - Санкт-Петербург, 1997.

  11. Ходонович Л.С. Путешествие в мир музыки. Учебно-методическое пособие для педагогов. - Минск, 2006.

  12. Чайковский П.И. Детский альбом. Стихи В. Лунина - М., 1994.

  13. Я познаю мир. Музыка. Энциклопедия / Сост.С.В. Истомин - М., 2005


© 2010-2022