Хоровой репертуар для ДШИ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств Грайворонского района»

Белгородской области







Методическая разработка


«Хоровой репертуар для ДШИ»















Составитель:

Макарова Татьяна Григорьевна

Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи.

Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие.

`Высказывание Чарльза Дарвина «...Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а, еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы`».

Самое первое, основное, с чем сталкивается преподаватель - это репертуар.

1. «Репертуар - насущный хлеб хора, без которого ему не выжить».

2. Репертуар - зеркало, в котором мы видим лицо хора - в профиль и анфас.

3. Репертуар - звуковая карта, на которой видны творческие маршруты хора.

4. Репертуар - манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Подбор репертуара - дело непростое, хотя, конечно, выработаны и приняты единые критерии и принципы его оценки, пополняется он за счет всего лучшего, что имеется в художественной сокровищнице культурного общества. Сложности эти связаны в первую очередь с тем, что каждый коллектив располагает присущим только ему техническими и художественными взаимоотношениями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы.

Длительная и трудная учебная, репетиционная работа может не дать положительного эффекта - педагогического, художественного, если было взято произведение завышенной трудности и с ним не справились или наоборот, оно оказалось легким, не требующим напряженных поисков, показа всего, на что способны исполнители.

Исходя из вышеперечисленного, мы видим, что репертуар предсказывает будущее хора. На репертуаре растут хоры, их хормейстеры, и композиторы, а косвенно - вся ваша музыкальная культура.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива.

Пьесы для обучения должны быть интересны участникам и не представлять, особенно на первом этапе, больших технических и эстетических трудностей.

Такой репертуар способствует быстрому совершенствованию мастерства участников, развитию и закреплению певческих навыков; развивает у исполнителей интерес к народному творчеству, к занятиям в коллективе, обогащает духовным мир, внутреннюю культуру, эстетические вкусы.

Огромное воспитательное значение имеют произведения патриотической тематики. Они формируют верность традициям нашего славного прошлого, гражданскую зрелость. Ими, как правило, открывает коллектив свое выступление, придавая ему особую торжественность, выражая идейную направленность.

Другая группа пьес, вводимая в репертуар самодеятельных коллективов, связана с народной песней. Это или интересные обработки, переложения, или оригинальные произведения, созданные на их основе.

Народные песни понятны и просты. Но это не означает упрощенности их содержания. Произведения народного творчества запечатлели историю народа, его душу, вековые надежды и чаяния. Они являются непреходящим духовным богатством, источником вдохновения. В любой аудитории их встречают с особой теплотой и взыскательностью, поэтому так велика ответственность руководителя за характер трактовки народной песни.

Русские народные песни учат основам вокально - хоровой профессиональной школы пения. Для которой характерна широта дыхания, вокально - интонационная устойчивость, яркая и выразительная подача слов, задушевность, радость, печаль, через богатство нюансов вокальной речи. Песни других народов открывают нам новые народные традиции, познание песенной культуры других народов.

Русская духовная музыка - по словам известного музыковеда Б. Доброхотова - «вырабатывала замечательно ровное, мягкое и согласованное звучание, необычайную чистоту строя, выразительное, глубоко осмысленное интонирование, наконец, глубокую, живую и в то же время точную динамику». Духовные песнопения построены на средних звуках диапазона, исполняемые без сопровождения, вырабатывают у хористов определённо вокальный навык.

Поэтому духовные произведения являются неотъемлемой частью репертуара.

Изучение западноевропейской хоровой музыки влияет на певческое голосообразование и развитие общей культуры певчего в целом.

И следующий раздел самый большой по количеству исполняемых произведений - это так называемая современная музыка, которая самая обширная по разнообразию, самая доступная для детей и самая «опасная» для руководителей: очень легко скатиться на низкохудожественный, низкокачественный и даже вредный для здоровья ребенка материал. Необходимо хорошо ознакомиться с произведением, прежде чем взять его в работу.

На чем основывается руководитель в подборе произведений:

1.На стилистическое и жанровое разнообразие произведений

- патриотическая тематика

-народные песни, обработки, произведения в народном стиле.

-русская духовная музыка

-классические произведения(русской и зарубежной классики)

-современные произведения

2. Количество произведений в младшем хоре - 25-30 произведений, в старшем 10-15

3.Репертуар должен быть ориентирован на календарные, конкурсные мероприятия

4.Репертуар должен соответствовать певческим возможностям, возрастным особенностям детей

5.Репертуар должен опираться на предыдущий опыт коллектива

6.Репертуар должен быть понятен и интересен детям (в основном интерес прививает хормейстер )

7.Репертуар должен двигать коллектив ВПЕРЕД

8.Репертуар должен быть разнообразным

9.При подборе репертуара хормейстер опирается на свой вкус, воспитанный на определенных певческих, вокально-художественных традициях, на опыт, который основан на отборе репертуара в результате работы.

Теперь конкретно о репертуаре для тех коллективов, с которыми я работаю.

Младший хор - хороший унисон, вливание новых детей, единая певческая установка.

Хоры младшего детского возраста имеют в репертуаре одно двухголосные произведение. На этом начальном этапе и закладывается необходимые профессиональные навыки - точное интонирование, ансамблирование, элементы вокальной техники.

Примерный репертуар:

- Й. Гайдн «Старый добрый клавесин», В. Калинников «Киска», П. Аедоницкий «Песня о любознательном щенке».

- Народные песни «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «На зеленом лугу», «У оленя дом большой»;

- фр.н.п., «Мальчик-замарашка» обр. Т. Попатенко, Е. Поплянова «Тише, мыши», В. Корзин «Хитрая мышка»;

- Г. Струве «У моей России», «Колобок», «Так уж получилось», «Лунные коты», «Рыжий пес»;

- С. Смирнов «Осень», «Мама», «Удивительный слон», «Скрюченная песенка»;

- Е. Рыбкин «Женитьба», С. Никитин «Пони», Б. Фрумкин «Удивительная кошка»;

- А. Флярковский «Сластена», О. Фельцман «Пошли гулять ботинки», С. Ярушин «Первый раз в первый класс», «Песенка про носорога», А. Ермолов «Бедный ежик», «Тигренок», «Солнечные зайчики».

Старший хор

В репертуар должно входить не менее 15 произведений. Желательно чтобы не менее половины его составляли хоры a'cappella. Хорошо развивает слух, и частоту интонирования.

Репертуар:

- В.А. Моцарт «Dona nobis pacem», Л. Керубини «Терцет во славу мажорной гамме», Л.В. Бетховен «Тебя я прошу», С. Савельева «Богородице Дево»;

- браз.н.п. «Siyahamba», р.н.п. «Заиграй, моя волынка»;

- Я. Дубравин «Муха-чистюха», А. Гречанинов «Ноктюрн», И. Дунаевский «Колыбельная», Б. Бриттен «Это маленькое дитя», И. Хрисаниди «Волшебная свеча», М. Райхл «Мороз»;

- С. Смирнов «Ave Maria», «Счастье приходит с песней».

ХОР МАЛЬЧИКОВ

- Р.н.п. «В темном лесе», Укр.н.п. «Ой, там за Дунаем», кант «Небо и земля», ит.н.п «Санта Лючия»;

- Г. Гендель «Dignare»;

- С. Смирнов «Сердце отдай России», Л. Сивухин «Ты расскажи нам, юнга», М. Броннер «Если мама в магазине», В. Веккер «На контрольной», А. Ермолов «Прадедушка»,

- Г. Струве «Далеко ли, близко ли», «Мальчишки».

Таким образом, репертуар является одной из важнейших основ в работе с хоровыми коллективами. Предлагаю вашему вниманию нотные сборники, по которым я работаю, при необходимости могу прокомментировать нотный материал:

  1. Крылатов Е. Крылатые качели. Музыкальный сборник. /Е.Крылатов-М.:Дрофа,2001 г

  2. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Музыкальный сборник,1999 г

  3. Струве Г.А. Каноны для детского хора СПб: Издательство «Лань» 1998 г

  4. Разноцветный мир Сборник детской песни композиторов черноземного края. Центр духовного возрождения черноземного края, 1997 г

  5. Малыши поют классику. Сборник произведений для детского хора. 11 русская музыка,

Издательство «Композитор»1998 г

  1. Ройтерштейн М.И. В шутку и всерьёз. Сборник песен., М.Советский композитор,1983 г

  2. Славкин М. Песни и хоры для детей. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 г.

  3. Буквы пляшут и поют. Песни для 1 класса. Сост. Макарова Т.Г.. Издательство «Ресса»,2010

  4. Ты откуда музыка? Песни для 2 класса. Сост. Макарова Т.Г., Издательство «Ресса»,2010 г



© 2010-2022