Урок на тему «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 7А

Предмет: музыка

Тема: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»

Цели:

-доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения,

-проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.

-исполнительская деятельность: песня «Маленький принц» на музыку М.Таривердиева.

Музыкальный материал: «Валенки» рус.нар. песня и исполнении Л.Руслановой, «Валенки»- ремикс; Амадей Моцарт «Турецкий марш» -оригинал, ремикс; Модест Мусоргский из цикла «Картинки из выставки» «Баба Яга» - оригинал, оркестровое исполнение, ремикс.

Ход урока

1.Организационная часть

-приветствие;

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости, давайте мы их поприветствуем!

- актуализация опорных знаний

-ребята, давайте вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке? (об опере «Кармен» Ж.Бизе

2.Основная часть урока

- Сегодняшний урок я хочу начать такими строками из стихотворения Волобуевой

Слайд 1.

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

И.Волобуева

Слайд 2,3.

- Сегодняшний урок будет посвящен очень важной теме - личному мнению. Звучит тема урока так: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения», на музыкальных примерах мы проанализируем своё отношение к музыке.

- Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями во всём? Или вам приходиться ежедневно отстаивать свое мнение?

(Бывает, что согласны, а бывает, что и нет)

- Действительно, все мы разные - по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим?

- Произнести фразу «Всё будет хорошо» разной интонацией, не повторятся.

- Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью выражения, смыслового акцента, остановки, скорости произнесения.

- Как вы думаете, можно ли выразить своё отношение при исполнении музыкального произведения? Как это сделать?

- Тоже с помощью изменения скорости, силы звука, способа звукоизвлечения. Наша задача сегодня - проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнения. Вспомним, что интерпретация- это творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой спорным). А творческий подход - это обязательное выражение собственного мнения.

- Вспомним, что музыкальная культура выделяет 3 основных жанра:

1. серьёзная музыка: оперы, симфонии, пьесы, концерты и т.д.

2. легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т.д.

3. фольклор: народная музыка, песни, народные хоры и т.д.

- Музыка первого рода доставляет удовольствие, второго рода выражает страсти, третьего рода возбуждает воображение.

Можно сказать, что подлинное глубокое искусство неподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человека и не признаков «старения». Такой музыкой является и музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Мусоргского и др. композиторов.

- Коротко скажем о некоторых композиторах, чью музыку мы послушаем и проанализируем.

Слайд 4,5.

- Посмотрите , на партах у вас таблицы эмоциональных состояний и пустые таблицы, которые вы должны заполнить в течение урока прослушав музыку .

Слушание музыки А.Моцарта «Турецкий марш» -1. оригинал,2. ремикс.

- А теперь, каждый зачитайте первую колонку, где звучал оригинал, и вторую где звучал ремикс.

Слушание музыки М.Мусоргского «Баба Яга» - 1. оригинал, 2. оркестр, 3. ремикс.

- Тоже зачитываем, анализируя вместе музыку.

- Какой вариант исполнения вам понравился больше?

- Каждый из вариантов исполнения по-своему убедителен и имеет право на существование, не смотря на то, что оригинал написан для фортепиано много лет назад.

- Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?

(Наверное, потому у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер)

- Итак, во всех двух музыкальных произведениях, была одна тема каждого из них, а потом пошла импровизация. А импровизация - это не что иное, как размышления на тему, выражение своего мнения.

2 часть урока

- Сегодня мы с вами вспомним замечательную песню композитора Таривердиева «Маленький принц»

- Прежде, чем перейти к исполнению песни, мы распоемся и проведём ритмическую минутку.

Распевка:

Сегодня ты усвоить должен ноты,

Трудись и не бросай своей работы.

Покуда тень от твоего хвоста

Не добежит до этого куста.

Подумаешь наука, тра-ля,ля,ля,ля,ля.

Совсем простая штука, тра-ля,ля,ля,ля,ля.

Хо-хо с моим талантом я буду тря-ля,ля

Известным музыкантом,

Артистом тра-ля,ля.

Ритмическая минутка по карточкам (стоя)

Слушание песни «Маленький принц»

Исполнение песни под баян классом.

Исполнение песни под караоке

Исполнение песни соло или дуэтом по выбору.

3. Итог урока:

-Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?

- Какие ученики работали на уроке на «5»?

Выставление оценок.

В заключение урока предлагаю вам вариант очень вольной интерпретации, и пусть ваше настроение до конца дня будет замечательным.

Слушание песни «Валенки» исполненная в 60-ых годах 20 века, и ремикс «Валенки» в наше время.

Прослушивание песни «Валенки»

Конец урока

Приложение:

Таб.1

Амадей Моцарт «Турецкий марш»

Оригинал

Современная

обработка

1

Таб.2

Модест Петрович Мусоргский из цикла «Картинки из выставки» «Баба Яга»

Оригинал

Оркестровое

исполнение

Современная



© 2010-2022