Конспект урока на тему: Русские народные инструменты

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Русские народные инструменты.

Цели и задачи:

Раскрыть истоки создания народных инструментов.

Познакомить учащихся с составом оркестра народных инструментов.

Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, музыкально-исполнительских навыков.

Воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: аккордеон, компьютер с проектором, «чудесный мешочек», ширма. Народные инструменты: домра, балалайка, ложки, колокольчики, бубен, колотушки, трещотки. Наглядность для рефлексии.

Ход урока:

1.Организационный момент.

  • Приветствие .

Уч-ль: Прозвенел звоноооооок,

Начался урооок. Здраааа-вствуууууй-теееее.

Уч-ся: (повторяют)

Чтобы душе было тепло и спокойно, надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой. Я знаю, что от нее ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!

Сегодня вы узнаете новые сведения из мира музыки, споете знакомую, ранее выученную песню «Мурлыка» и проявите свою внимательность .

2.Введение в тему. Новые сведения.

Урок будет не только познавательный, но и занимательный.

Чтоб пыл интереса не погас,

Что б время шло быстрее,

Ребята я приглашаю вас

К загадкам поскорее.

(включить проектор)

1СЛАЙД. (ЗАГАДКА)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит -
В ногу всем шагать велит.

  • (барабан)

Все мы очень любим слушать,
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная…

  • (Гитара)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…

  • (Скрипка)

(звук -аплодисменты)

2 СЛАЙД ( инструменты разн.нар)

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка!

  • Уч-ся: Музыкальные инструменты.

Посмотрите на экран и назовите знакомые вам инструменты.

Уч-ся: Балалайка, ложки, бубен…….

Уч-ль: Правильно. Молодцы!

Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа: русских, татар, башкир, удмуртов, армян есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Многие инструменты пришли из быта. Это деревянные ложки, колотушки, колокольчики, волынка, пила, топор. Эти инструменты являются достоянием народа. Они были созданы более 200 лет назад народными мастерами, имена которых неизвестны. Наши предки - прабабушки, прадедушки, прапрадедушки… берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них. Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ.

  • Но мы с вами знакомимся на уроках с русскими народными инструментами.

  • 3 СЛАЙД.( русские народные инструменты.)

-Тема нашего урока: Русские народные инструменты

  • Закрепление знаний.

Уч-ль: Как вы думаете , почему эти инструменты называются - русские народные.

Уч-ся: Их создал русский народ.

С некоторыми инструментами вы уже знакомы. И о них ваши одноклассники приготовили загадки.

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать,
И по-русски приседать. (балалайка)

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)

Была берёзовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два. ( Деревянные ложки)

Играет, а не гитара,

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, анне балалайка.

(Домра)

Ранним - рано поутру

Постушок: «Ту-ру-ру!»

Услыхали свиристели,

На зеленый луг присели

Засвистели свиристели:

«Поиграй нам на ….. (свирели)

Сам Садко на них играл

И душевно напевал,

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун. (гусли)

Вышел в поле пастушок,

Заиграл его... (рожок)

Более 200 лет назад главными исполнителями на русских народных инструментах были …

4 СЛАЙД (скоморохи и слово СКОМОРОХИ)

Скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

Они - на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали. А. Орлов

  • (фрагмент - ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).

- Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем они не только развлекали народ, но и высмеивали пороки. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Не стало скоморохов, исчезли некоторые и инструменты. Лишь много лет спустя любитель народной музыки, музыкант, композитор: Василий Васильевич Андреев возродил их по изображению на рисунках. Он же был создателем первого коллектива музыкантов.


  • Новые сведения

Треугольник есть и ложки,

Бубны , палочки , гармошки.

Если все их сразу взять,

Дружно вместе заиграть…

Буду я тут дирижером,

Кто же вы? Ответьте хором… Оркестр

Оркестр - это коллектив исполнителей , которые вместе играют на музыкальных инструментах.

5 СЛАЙД (изображ. Коллектив )

  • ( звучание оркестра)

6 СЛАЙД ( портрет В В Андреева ,оркестр )

В оркестре три основных группы инструментов:

Струнные, духовые, ударные.

7 СЛАЙД ( Группы нар.инструментов)

(учащиеся распределяют названия инструментов по группам)

8 СЛАЙД

-Повторите названия групп инструментов народного оркестра.

На смену скоморохам пришли другие весельчаки, а как их называют, вы узнаете, угадав загадку.

Он живет в стихии песен

Он талантлив, голосист

И любим он и известен,

А зовется он Ар…………. АРТИСТ.

8 СЛАЙД (иллюстрации с надписями: певцы, танцоры, музыканты, актер)

Уч-ль: Что должен уметь настоящий артист?

Уч-ся: Танцевать, петь, играть на инструментах, играть роли в кино или спектакле.

-Многие мечтают стать артистом!

Я предлагаю на нашем уроке, тоже побыть хоть немного артистами.

Звучат оркестры и слышен смех

Я приглашаю на танец всех!

  • ФИЗПАУЗА

9 СЛАЙД « В стиле русского народного танца» ( звук «Барыня»)

3.Пение.

  • Восстановление дыхания. Вдох-выдох-3 раза

10 СЛАЙД -Артист -это и певец .Он должен уметь красиво петь. Для этого он соблюдает правила и выполняет упражнения.

  • Певческая установка.

-Руки - раз, плечи - два, внимание - три, в певческой позе замри!

  • Упр. на дыхание «Ветерок»

ЗАДАНИЕ: - Эту загадку вам надо прочитать хором громко и внятно, и угадать.

11 СЛАЙД

На листочке, на страничке-

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

  • Нотки.

Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты -... (звукоряд)

12 СЛАЙД (нотный стан)


  • Распевка

Уч-ль: - Певцы должны знать ноты . Вот и мы с вами подготовим свой голос к красивому исполнению с помощью пения звукоряда.

ЗАДАНИЕ: - Спойте , называя ноты вверх и вниз (до, ре, ми …

Долгими звуками и короткими.-2 раза


  • Игра « Настроение» р.н.п. «Во поле береза стояла»

13 СЛАЙД Уч-ль.: Артист-это и актер. Он умеет передавать с помощью мимики настроение, характер своего героя или характер песни.

14 СЛАЙД ( смайлики: радость, грусть, удивление,)

ЗАДАНИЕ: - спойте один куплет из знакомой русской народною песни «Во поле береза стояла» с заданным настроение , который увидите на экране.

15-17СЛАЙД

18 СЛАЙД:

Уч-ль: - И так , теперь мы готовы спеть, как артисты.

  • Пение знакомой песни «Мурлыка»

Выключить проектор!

-исполним песню «Мурлыка»

  • Поют все вместе стоя.

-А можно спеть небольшой группой или сольно (один) у доски как на сцене.

  • По куплету.

-Молодцы! Хорошо спели. Особенно……

4.Игра на инструментах «Два веселых гуся»

  • Угадай по звуку.

-А этот инструмент должны узнать по звучанию.

Звучит за ширмой (колокольчик, бубен)

  • ЗАГАДКА В МЕШОЧКЕ: (деревянные ложки, колотушки…)

-Посмотрите, у меня есть ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.

ЗАДАНИЕ: - на ощупь определить, что за музыкальные инструменты находятся в мешочке.

( Дети по очереди подходят )

(Из мешочка выкладываются на стол ударные инструменты)

-Перед вами УДАРНЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

ВОПРОС : А вы знаете, почему их назвали УДАРНЫМИ?

Уч-ся: Звук извлекают с помощью удара или встряхивания.

(Показать способ извлечения звука инструмента).

-

-Ну что, ребята, а сейчас попробуете сопроводить на ударных русских народных инструментах музыку русской н. песни «Два веселых гуся», которую я вам исполню на аккордеоне.

Что бы играть дружно и слажено, смотрите внимательно на меня. Я взмахом головы укажу, когда начать и закончить.

( выходят к доске)

Молодцы!

5.Итог урока.

  • Вопросы.

-Как называются музыкальные инструменты, которые создал русский народ?

Уч-ся: Музыкальные инструменты, которые создал русский народ, называются русские народные инструменты

-А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?

Уч-ся: Оркестр русских народных инструментов.

  • Оценивание.

Этап рефлексии.

Ребята, у меня на столе лежат нотки (символы) , если после урока ваше настроение улучшилось, то прикрепите ее к весёлому смайлику, а если же настроение оставляет желать лучшего. То прикрепите её к грустному смайлику!

© 2010-2022