Музыкально-литературная композиция Лермонтов и музыка

Внеклассное мероприятие - Музыкально-литературная композиция "Лермонтов и музыка" посвящено 200-летию со дня рождения русского композитора Михаила Юрьевича Лермонтова. Построена в виде лекции-беседы о музыкальных произведениях, связанных с поэзией М. Ю. Лермонтова с показом презентации. Включены такие музыкальные произведения: романс "Парус" А. Варламова, хор "Ангел" С. Рахманинова, "Казачья колыбельная песня", хор "Ноченька" из оперы А. Рубинштейна "Демон", "Вальс" из "Маскарада" А. Хачатуряна....
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие: Музыкально-литературная композиция «Лермонтов и музыка».

Цель мероприятия: познакомить с музыкальными произведениями, связанными с творчеством русского поэта М. Ю. Лермонтова

Задачи

1. Познакомить учащихся с творчеством М. Ю. Лермонтова

2. Познакомить учащихся с музыкальными произведениями на сюжет и слова М. Ю. Лермонтова

3. Воспитывать уважение к русской поэзии, музыке, культуре.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, портрет М. Ю. Лермонтова.

Ход

Слайд 1

Слайд 2

Ведущий: В октябре русский литературный мир отмечал знаменательную дату - 200-летие со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

Слайд 3 Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был разносторонне одарен. Хорошо известно, например, что он обладал талантом живописца. Сохранилось много его картин, акварельных набросков, путевых зарисовок.

Гораздо менее известна его глубокая музыкальная одаренность, его любовь и неизменный интерес к музыке. В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни. В литературе высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Лермонтов унаследовал музыкальные способности от своей матери - Марии Михайловны.

Слайд 4 Кадры из фильма «Михаил Юрьевич Лермонтов (видео).

В раннем детстве он слышал ее песни. Воспоминания о них он сохранил на всю жизнь. Ими навеяно его юношеское стихотворение «Ангел».

Слайд 5 Учащийся читает стихотворение «Ангел».

Ведущий: на слова стихотворения «Ангел» известны романсы А. Варламова, А. Рубинштейна, Н. Римский-Корсакова. С. Рахманинов написал «Шесть хоров для женских или детских голосов», куда вошли хоры на слова Некрасова, Лермонтова, Цыганова, Лодыженского. Среди них есть хор «Ангел».

Слайд 6, Звучит романс «Ангел», музыка С. Рахманинова (видео).

Слайд 7 Ведущий: Песни занимают видное место даже в ранних его стихах и юношеских драмах. Юноша Лермонтов сам записал о себе: «Я думаю, что в такой душе много музыки...».

Глубокую любовь питал поэт к народному искусству, к старинным русским песням. Еще в юности он писал: «...если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях».

Лермонтов сам записывал народные песни. Сохранились сведения о том, что сам Лермонтов написал музыку на слова своей «Казачьей колыбельной песни». Ноты эти, которыми в свое время никто не заинтересовался, исчезли бесследно.

Слайд 8 Учащийся читает стихотворение «Казачья колыбельная».

Ведущий: По преданию, «Казачья колыбельная песня» написана под впечатлением «баюкашной» песни казачки, которую Лермонтов слышал в станице Червленой на Тереке (по другой версии - в станице Старомышастовской на Кубани). Первый мотив написал сам поэт, современники слышали ее в авторском исполнении. В дальнейшем музыку писали более 50 композиторов: А. Е. Варламов (1842), Полина Виардо (1865), Э. Ф. Направник (1875), А. Т. Гречанинов (1894), Н. М. Ладухин (1895), А. С. Танеев (1899), Н. Н. Черепнин (1900), В. Ребиков и другие. Наиболее известный мотив принадлежит А. Варламову. Очень популярна «Казачья колыбельная» была у терских казаков.

Слайд 9, Звучит «Казачья колыбельная» (видео).

Слайд 10 Русские композиторы очень рано заинтересовались поэзией Лермонтова. То были талантливые предшественники великого Глинки - А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев; наконец, совсем неизвестные музыканты-любители - современники Лермонтова.

Из этой группы композиторов чаще других обращался к поэзии Лермонтова Варламов. Им созданы романсы: «Молитва», «Ангел», «Благодарность», «Горные вершины», «Парус».

Слайд 11 Учащийся читает стихотворение «Парус».

Многие из этих романсов очень красивы, мелодичны и сейчас вызывают интерес. Но почти никто из композиторов той поры не сумел передать глубину и силу лермонтовских мыслей, лермонтовских образов. Один из самых известных и популярных романсов Варламова - «Парус». Написанный в стиле внешне эффектного «полонеза», в нем теряется смысл и глубина «заключительных строк:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Слайд 12 Звучит романс А. Варламова в исполнении О. Погудина (видео).

Слайд 13 Ведущий: Пожалуй, наибольшую дань творчеству Лермонтова отдал Антон Рубинштейн. Кроме трех опер: «Хаджи-Абрек», «Демон», «Купец Калашников», он сочинил несколько романсов, дуэтов («Ангел», «Горные вершины», «Еврейская мелодия», «Кинжал», «Парус», «Русалка» «Тучи»).

Крупным этапом в творчестве Рубинштейна явилась опера «Демон», начатая им в 1871 году.

Над «Демоном» Михаил Юрьевич Лермонтов работал всю жизнь. Это одно из самых глубоких философских произведений Лермонтова, в котором он проповедовал «с небом гордую вражду». Стих поэмы доведен до предельного совершенства. Пленительность образов сочетается с чудесными картинами природы «роскошной Грузии». Поэма вошла в сокровищницу мировой литературы.

Слайд 14, отрывок из поэмы «Демон» (видео)

Нелегко было Рубинштейну добиться постановки своей оперы на сцене. Пришлось бесконечно уступать мелочным придиркам цензуры. Когда опера была, наконец, в 1875 году поставлена в Петербурге, она сразу завоевала прочный успех у широкой публики. «Демон» неоднократно ставился на оперных сценах крупнейших городов Западной Европы и до сих пор не сходит с репертуара.

Поэма «Демон» не раз привлекала внимание композиторов. Но в музыкальном театре опера Рубинштейна остается пока единственным произведением на этот сюжет. Один из известных номеров оперы - хор «Ноченька темная».

Слайд 15, звучит хор «Ноченька» из оперы А. Рубинштейна «Демон» (видео).

Слайд 16 Из советских композиторов, обращавшихся к поэзии М. Ю. Лермонтова, можно назвать -, Ипполитов-Иванов (симфоническая поэма «Мцыри», романсы), Н. Я. Мясковский (романсы), Б. Асафьев (романсы, опера «Казначейша), Г. Свиридов (романсы) и другие.

В 20 веке советский композитор А. Хачатурян написал музыку к театральной постановке на сюжет драмы «Маскарад».

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова (1814-1841), Московский театр имени Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Это одно из самых значительных произведений безвременно погибшего поэта.

«Надменный баловень судьбы» Евгений Арбенин - главный герой - страстный игрок, повеса, успевший все попробовать и во многом разочароваться - увидел прекрасную девушку, идеал чистоты и доброты, и женился на ней. Жизнь с Ниной дала ему покой, уединение, а главное - любовь. Но кругом оставались те, кого он унизил, разорил и растоптал. И вот - любовная интрига. Роковое стечение обстоятельств пробуждает в Арбенине жгучее чувство ревности, за несколько дней превращая его в злодея и убийцу.

Музыка Театром имени Вахтангова была заказана Хачатуряну, Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма "Маскарад", написанная Лермонтовым, когда ему был 21 год, - рассказывал позднее композитор. Вальс, открывающий сюиту, - одно из самых ярких произведений Хачатуряна.

Слайд 17, звучит «Вальс» из «Маскарада» А. Хачатуряна (видео).

Слайд 18 Трагически оборвалась жизнь великого русского поэта М. Ю. Лермонтова, повторившего судьбу старшего своего современника - А. С. Пушкина. Лермонтов погибает на дуэли в Пятигорске. Дуэль произошла 15 июля (27 июля) 1841 года. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), его соперник Мартынов - прямо в грудь поэту. Звучит стихотворение «На смерть поэта», читает О. Даль

Слайд 19, Звучит стихотворение «На смерть поэта», читает О. Даль (видео)

Слайд 20 Слайд, кадры из фильма «М. Ю. Лермонтов» (видео).

Слайд 21 И закончить нашу встречу мне хочется словами В. Белинского: «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою».





© 2010-2022