Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков«Объект проектирования: педагогический процесс.Предмет проектирования: - игровые методы развития предметных компетенций и творческого потенциала личности.Идея проекта: Одним из ведущих факторов, влияющих на сохранность обучающихся в детском объединении, является устойчивая мотивация детей к занятию пением, творчеством и предоставление им возможности для творческой самореализации через различные виды деятельности. Для этого необходимо образовательный процесс ор... Сущность проблемы  заключается в оптимальном использовании потенциала игры для  развития творческих способностей детей, личностных качеств, повышения качества усвоения теоретического материала, повышения мотивации к занятиям. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы. Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствовании методов педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития предметных, коммуникативных и творческих компетенций. Цель проекта: повышение мотивации к занятиям, качества усвоения программного материала обучающихся младшего и среднего школьного возраста посредством использования игровых технологий в образовательном процессе детского объединения «Колокольчик».
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск









ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Радуга звуков»







Автор:

Толмачева Надежда Николаевна

педагог дополнительного образования


Бийск 2013



Участники проекта: обучающиеся детского вокального объединения «Колокольчик» МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»

г. Бийска

Возраст участников проекта: 6- 15 лет

Реализуется в течение учебного года.

Объект проектирования: педагогический процесс.

Предмет проектирования: - игровые методы развития предметных компетенций и творческого потенциала личности.

Идея проекта: Одним из ведущих факторов, влияющих на сохранность обучающихся в детском объединении, является устойчивая мотивация детей к занятию пением, творчеством и предоставление им возможности для творческой самореализации через различные виды деятельности. Для этого необходимо образовательный процесс организовать таким образом, чтобы не только поддерживать мотивацию к занятиям, но и стимулировать обучающихся к творчеству.

Сущность проблемы заключается в оптимальном использовании потенциала игры для развития творческих способностей детей, личностных качеств, повышения качества усвоения теоретического материала, повышения мотивации к занятиям. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью в совершенствовании методов педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития предметных, коммуникативных и творческих компетенций.

Цель проекта: повышение мотивации к занятиям, качества усвоения программного материала обучающихся младшего и среднего школьного возраста посредством использования игровых технологий в образовательном процессе детского объединения «Колокольчик».

Задачи: - изучение специальной литературы;

- разработка комплекса игровых упражнений, голосовых игр для обучающихся по разделам дополнительной образовательной программы «Вокал»;

- разработать методическое пособие по использованию игровых методов на занятиях по вокалу;

Ожидаемые результаты: Результатом образовательного процесса, организованного с использованием игровой технологии, у обучающихся сформируется устойчивая мотивация к занятиям вокалом, повысится качество усвоения теоретического материала. Осваивая различные формы и средства познавательной и коммуникативной деятельности, дети приобретут самостоятельность, уверенность. Это приведет к более эффективной самореализации ребенка и сохранению его индивидуальности. Результатом реализации проекта станет повышение общего уровня развития детей, их вокальной культуры и рост творческой активности.





  1. Педагогическое моделирование:

Детское вокальное объединение «Колокольчик» занимается на базе центра 10 лет. За время работы детского объединения, наблюдения показали, что робкие, неуверенные в себе дети, охотно приходят на занятия, делают первые шаги и, получив положительные результаты, у них наблюдается творческий подъем и желание к дальнейшей деятельности. Но дети не всегда понимают значимость теоретических знаний. Очень часто процесс работы над произведениями и определёнными навыками становиться не интересным для детей, и как следствие, они усваивают программные материалы на низком или среднем уровне и в дальнейшем утрачивается интерес к занятиям.

Для того, чтобы приступить к реализации проекта необходимо было изучить, обобщить и систематизировать материалы по игровой деятельности в обучении.

Результат: методические материалы «Роль игры в развитии личности обучающегося»





  1. Педагогическое проектирование:

Учитывая то, что игра - это один из характерных и свойственный детям вид деятельности, появилась идея разработать комплекс игровых упражнений, голосовых игр для развития и укрепления голосового аппарата, а также дидактических игр для усвоения теоретического материала (а в дальнейшем и для диагностирования) по различным разделам дополнительной образовательной программы. Ведь ребенка привлекает в игре не обучающая задача, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Целью игрового обучения является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Практика показала, что педагогу необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровое занятие было не только интересно, но и полезно обучающимся. Оно не должно быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Кроме того, игровая деятельность на занятиях способствует решению ряда других задач: способствует расширению кругозора обучающихся через использование дополнительных источников, развивает у обучающихся творческое мышление, способствует практическому применению умений и навыков, полученных на занятии, воспитывает нравственные взгляды и убеждения, личностные качества.

Результат: разработаны игровые упражнения и голосовые игры для развития голосового аппарата, дидактические игры для обучающихся по разделам дополнительной образовательной программы «Вокал».


  1. Педагогическое конструирование:

На основе игровых технологий и разработанных дидактических игр, творческих заданий разработала план - конспекты занятий ко всем тематическим разделам программы. Чтобы материал был понятен и интересен все задания и игры разработаны с учетом возрастных особенностей. Так же был систематизирован в соответствии с учебными разделами. Все материалы используются на занятиях в рамках реализации дополнительной образовательной программы.

Результат: план - конспекты занятий с использованием игровых технологий, методические рекомендации по использованию игровых методов на занятиях по вокалу;

Критерии и индикаторы успешности реализации проекта:

Сохранность контингента (мотивация к занятиям) - 97%

Посещаемость - 100% (отсутствие пропусков без уважительных причин)

Кол-во обучающихся с высоким уровнем знаний, умений и навыков - 98%

Кол-во детей, принявших участие в фестивалях и конкурсах (творческая активность) - 100%

Результативное участие в конкурсах (от кол-ва принявших участие) -94%





Педагогический проект «Радуга звуков»





































Игровая деятельность в обучении

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение названий, терминов, и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного ребёнка информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей образовательных учреждений становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на занятии и в свободное время.

Игра способна решить еще одну проблему. Сегодня образование критикуют за перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения, за то, что не принимается во внимание природная эмоциональность детей. Игра по своей роли синтетична, она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы обучающегося, но и удовлетворяет сегодняшние. Педагог, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

Что такое дидактическая игра?

Термин "дидактические игры", под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фебель и М. Монтессори".

Чем же является дидактическая игра по своей сути?

Дидактическая игра - это занимательная для ребёнка учебная деятельность в условных ситуациях. Поскольку обучение это "процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков", можно сказать, что дидактическая игра - условная занимательная для ребёнка деятельность, которая направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Понимание сущности дидактической игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):

  • деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;

  • условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на нетождественность образа и его объекта.

Деятельность для того, чтобы быть игровой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А занимательность - это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

Структура игры

игра



Устный компонент

занимательность

Игровое состояние

Деятельностный компонент



правило

роль

доминанта

Исходя из вышеуказанной схемы, игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента.

Для детей увлекательная условность делает незаметной, эмоционально положительно окрашенной и увлекательной монотонную деятельность по усвоению, повторению, закреплению или усвоению информации.





Классификация игровой деятельности

Сущность игры заключается в создании занимательной условной ситуации, благодаря которой деятельность приобретает игровой характер. Поэтому и разделять игры целесообразно исходя из того, за счет чего эта условность достигается. Классификация по сущностной игровой основе: игры с правилами; ролевые игры; комплексные игровые системы (например, КВН). Классификация по структурным элементам занятия, в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний;

  • обобщающие игры;

  • релаксационные игры-паузы.

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания: визуальные, диалоговые, массовые и т.д.

Это только несколько моделей классификации игр, которые позволяют показать некоторые возможности их систематизации в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.

Психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении.

Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на занятиях.

Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые обучающиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин "эмоциональный ускоритель" обучения.

Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, "вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было".

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

В игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.

Достоинство занятия с использованием игровых заданий состоит в следующем:

1) игра мотивирует, стимулирует и активирует познавательные процессы ребёнка: внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;

2) игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

3) одним из главных достоинств является повышение интереса к занятиям практически у всех обучающихся в группе;

4) посредством игры задействуется "ближняя перспектива" в обучении;

5) игры позволяют развить специальные способности обучающихся к знаниям по предмету;

6) игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего обучающиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.



Педагогический проект «Радуга звуков»









Диагностическая игра «Приключения весёлых музыкантов»

Игра предназначена для детей 6 - 9 лет

Цель игры: Проверить уровень музыкальной подготовленности ребёнка (восприятие музыки разных видов, жанров и характера; знание музыкальных инструментов; пение соло и в ансамбле; выполнение различных музыкально-ритмических упражнений и т.д.)

Правила диагностической игры: Играющий выбирает фишку или предмет, ее заменяющий и устанавливает ее в любой угол игрового поля на большой цветной круг с изображением веселого музыканта.

Игрок бросает кубик и движется по кругу, отсчитывая столько светло-серых кружков, сколько очков выпало на кубике.

Если игрок попадает на кружок с заданием и выполняет указанные действия правильно, то имеет право переместиться (по стрелке) на два и более хода вперед.

Если указанные действия игрок выполняет с ошибками или не может исполнить, то двигается по дополнительным белым или светло-серым кружкам в соответствии с количеством очков, выпавшим на кубике.

Кружок красного цвета возвращает игрока (по стрелке) назад.

Пройдя по кругу игрового поля и вернувшись к месту, с которого начал игру, игрок без остановки двигается по маленьким цветным кружкам к музыкальным инструментам (к центру игрового поля). Там он ставит фишку у выбранного музыкального инструмента, называет любую песню и руководит ее исполнением: показывает жестом начало пения, поет и отстукивает ритм на этом же музыкальном инструменте.

Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»





Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»

Игра предназначена для детей 6-10 лет

Цель игры: Выявить и закрепить знания детей по теме «Музыкальные инструменты»

Правила игры: 1вариант: ребёнок с закрытыми глазами находит в сундучке музыкальный инструмент, должен на ощупь дать название инструменту и его краткую характеристику.

2вариант: ребёнок выбирает в сундучке музыкальный инструмент, даёт ему краткую характеристику или описывает его, а дети отгадывают название музыкального инструмента.

3вариант: дети выбирают карточки с загадками про музыкальные инструменты и отгадывают их, зачитывая вслух.

Педагогический проект «Радуга звуков»

Цель игры: Развивать у детей представление о балете, интерес к классической музыке.

Правила игры: При повторных прослушиваниях отрывков из балетов, собрать до окончания звучания музыки пазлы, разделив их по количеству игроков.

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»



Голосовые игры.

«Выдувание».

На этом упражнении дети учатся получать звук голоса в грудном и фальцетном режиме вместе с выдуванием воздуха (дуем на свечку).

(У) - завывает ветер - (У)

(У) - песнь поет свою - (У)

(У) - вы не бойтесь, дети, - (У)

(У) - песенку мою! - (У)

(У) - вейся, вейся, ветерок - (У)

(У) - вейся, вейся, озорной - (У)

(У) - ты нам расскажи стишок - (У)

(У) - песню нежную пропой - (У)

«Крокодил» (Вибрант гортани- (штро-бас-регистр)

Стихи читаются рокочущим звуком шумового характера без возникновения фиксированной звуковысотности (только штро-бас!). Педагогический проект «Радуга звуков»

ХХХ - КРОКОДИЛИЙ ГОЛОСОК - ХХХ

ХХХ - ОН НЕ НИЗОК, НЕ ВЫСОК - ХХХ

ХХХ - РОКОТ, ШОРОХ, СКРИП И СКРЕЖЕТ - ХХХ

ХХХ - ПАСТЬ РАЗИНЕТ - ХХХ

ХХХ - УШИ РЕЖЕТ - ХХХ

«Бегемот»

На этом упражнении дети получают представление о вибранте мягкого неба. Попытаться издавать его на вдохе и выдохе (храп). Педагогический проект «Радуга звуков»

Произносить упражнение грудным и фальцетным режимами.

СЛАДКО СПИТ В СВОЕЙ ПОСТЕЛИ БЕГЕМОТ -[ хр] - [хр]

ВИДИТ ОН ВО СНЕ МОРКОВКУ И КОМПОТ - [ хр] - [хр]

СПИТ ОН, ШИРОКО РАЗИНУВ РОТ - [хр] - [хр]

И ВО СНЕ ОН ГРОМКИМ ГОЛОСОМ ПОЕТ - [хр] - [хр]

«Слоник» (Заднеязычный носовой сонант)

На этом упражнении происходит подготовка детей к осознанию головных вибрационных ощущений, назализованного звука (для устранения излишней назализации, если она есть, как дефект). Этот звук произносится с положением языка, перекрывающим ход звука в рот, и направляющим его в носовую полость рта при широко открытом рте.

Использовать и грудной, и фальцетный режим. Педагогический проект «Радуга звуков»

Конкретный вариант:

Слоник по двору ходил - [h]

Слоник хоботом водил - [h]

Мы за слоником пойдем - [h]

Голос в хоботе найдем - [h]

(Звук [h] повторять по четыре раза поле каждой строки.)

«Корова» (Сонорные согласные) Педагогический проект «Радуга звуков»

Конкретный вариант:

ХХХУ-МУ -МУ - МЫЧИТ КОРОВА.

(У)- МУ -МУ - ЗОВЕТ КОГО-ТО.

(Р) У-МУ-МУ - БЕЖИМ МЫ К НЕЙ.

ХХХ У-МУ-МУ - ТЕЛЕНОК С НЕЙ.

«Жираф» (Вопросы-ответы).

На этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани - толстого голоса и тонкого голоса. Соответственно - грудного и фальцетного. Исходное положение такое же. Рот максимально открыт, пальцы контролируют мягкость щек, протыкая их.

Педагогический проект «Радуга звуков»

Абстрактный вариант:

ос

п

У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО ост?


ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО ы

п

ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ п ы!

ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ

«Греем руки»

дыханием дддыханиемдыханием.


Перевести беззвучный выдох в шипение горлом -

«h»

v

v

v

v

[А]

h

[А]

h

[А]

h

[А]

h

«Пила»

Дети берутся за руки парами, имитируют работу пилы на выдохе со звуками «вж-вж-вж» и «з-з-з»

Старшая группа:

v v v v

[А] Ш [А] Ш [А] Ш [А] Ш и так далее в последовательности:

Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.

Упражнение произносится с активным движением первого и третьего пальцев обеих рук: соударение пальцев с исходного положения растопыренных пальцев, ладони на уровне лица.

Перед согласными В, З, Ж, которые могут быть протяжными, выполняется упражнение на освоение инспираторной фонации: звук на вдохе.

Вопросы-ответы:

На этом упражнении дети осознают наличие в голосе двух режимов работы гортани - грудного и фальцетного. Рот максимально открыт, пальцы контролируют мягкость щек, протыкая их.

о? у

у? п п

п п

У У У О

О-а?о-А.

А-э?а-Э

Э-ы?э-Ы

Ы-ы?ы-Ы

у-а? у-а! ; у-о? у-о! ; у-э? у-э!

У!

XXX - A , XXX - АO, XXX - АOУ, XXX - АOУ Ы!

XXX - A , XXX - АЭ, XXX - АЭЫ, XXX - АЭЫ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск









Тема занятия

«Весёлый зоопарк»

предмет «Вокал», адресовано детям 7-8 лет

первый год обучения








Разработал: педагог

дополнительного образования

Толмачёва Надежда Николаевна








Пояснительная записка


Как известно, пение, голос человека - средство духовного и физического развития человека. Пение способствует развитию мышечного корсета, стимулирует работу дыхательной системы, сердца, мозга, пищеварения, укрепляет психическое здоровье.

Данное занятие разработано для детей младшего школьного возраста, в котором использована только небольшая часть артикуляционных, фонопедических упражнений, развивающих голосовых игр, способствующих развитию и укреплению звукообразующих органов. На практике успешно применяются различные приёмы профилактики заболеваний голосового аппарата и оздоровления организма: гимнастики, точечные и иммунные массажи, упражнения и игровые физкультурные минутки. Опыт показал, что использование фонопедического метода, системы различных игровых дыхательных и артикуляционных упражнений способствуют внутреннему раскрепощению эмоциональной сферы, мышечной свободе не только голосового аппарата, но и всей психики и тела ребёнка. Отмечается снижение риска простудных заболеваний обучающихся в коллективе, улучшение состояния здоровья детей с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей (бронхит, астма).

Занятия пением дают детям состояние бодрости, повышают память, внимание, делают организм более выносливым. В результате выполняется основная цель - творить здоровье через голос.










План-схема занятия

педагог дополнительного образования

Толмачева Надежда Николаевна

высшая квалификационная категория

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Кол-во детей: 10-12 человек

Продолжительность занятия - 35 мин.

Тема: "Весёлый зоопарк"


Цель: Способствовать развитию музыкальных способностей и вокально-певческого навыка у детей

Задачи:

Воспитательные:

· развивать музыкально-эстетический вкус;

· создать условия для творческой работы в коллективе;

Обучающие:

· познакомить обучающихся с голосовыми играми, новой песней;

Развивающие:

· Способствовать обогащению песенного репертуара и познакомить детей с развивающимися голосовыми навыками;

· формировать познавательную мотивацию;

Оздоровительная:

  1. Содействовать развитию и укреплению голосообразующих органов и органов дыхания;

  2. Формирования потребности в здоровом образе жизни;

Тип занятия: передача нового материала, комбинированный.

Форма занятия: групповое, занятие - творчество.

Методы обучения: монологический, диалогический, эвристический, творческий, наглядного восприятия.

Оснащение занятия: Музыкальный центр, фортепьяно, диски, кассеты с записью музыкального материала к занятию;

Дидактический материал: иллюстрации животных «Весёлого зоопарка», закладки с текстом песни и голосовых игр.

В ходе занятия формируются следующие компетенции:

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

Ценностно - смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

Коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей; сотрудничество;

Компетенции деятельности: игра, обучение, творческая деятельность;



Структура занятия:

I. Организационная часть: музыкальное приветствие, знакомство (1мин).

II. Мотивационный настрой детей на занятие: (2 мин)

  1. сообщение темы, целевая установка;

  2. актуализация опорных знаний обучающихся по теме занятия;

III. Введение в образовательный материал (27 мин):

  1. Разминка (вокальная работа);

- Массаж и артикуляционная гимнастика.

- Упражнения на тренировку дыхания.

- Весёлый зоопарк» (голосовые игры)

2. Физминутка;

3. Прослушивание песни;

4. Разучивание новой песни;

IV. Итоговый этап (5 мин):

1. Рефлексия;

2. Подведение итогов занятия педагогом;



Ход занятия

п/п

Наименование этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

1

Организационная часть

Звучит весёлая музыка


Ребята, сегодня занятие по вокалу для вас будет не совсем обычным: во-первых, здесь присутствует много гостей, во-вторых - проводить его будет не ваш любимый педагог, а я, руководитель вокального объединения «Колокольчик» ДЮЦ «Приобский». Зовут меня - Надежда Николаевна.

Что делают люди, когда встречаются впервые или уже знакомы?

(здороваются)

Давайте и мы поприветствуем друг друга и наших уважаемых гостей музыкальным приветствием «Добрый день!»

педагог поёт:

«Дети, добрый день!»,

Дети заходят в кабинет

и останавливаются возле стульев.













Отвечают на вопрос





Отвечают: «Добрый день, добрый день!»

- садятся на стулья.

2

Мотивационный настрой детей на занятие

Сегодня мы побываем в весёлом зоопарке, встретимся с животными, которые помогут нам учиться тренировать наш певческий аппарат, а так же правильно и красиво петь. Вы прослушаете и начнёте разучивать новую песню.

Беседа

Я думаю, вы все знаете, чем полезны для человека занятия спортом и танцами. А что дают вам занятия пением?

(поднимает настроение, учимся правильно дышать, полезно для здоровья…)

Действительно, петь очень полезно для здоровья человека. Доказано, что люди, занимающиеся вокалом реже болеют простудными заболеваниями. Детям с ослабленными легкими врачи даже советуют заниматься пением. А у людей, которые занимаются вокалом 3-4 года лёгкие становятся как у пловцов. Можно заметить, что не бывает больных людей с красивым и звонким голосом. Говорят, кто много поёт - тот долго живёт. И даже в песне поётся:

«Легко на сердце от песни весёлой» или «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт».
















Отвечают на вопросы






3

Введение в образовательный материал

Разминка

(Цель артикуляционных и дыхательных упражнений и развивающих голосовых игр: разогревать и укреплять мышцы звукообразующих органов, стимулировать и приводить в тонус гортанно-глоточный, артикуляционный аппарат).

Прежде чем отправиться в путешествие, нам нужно хорошо к нему подготовиться. Сначала мы проведём разминку для органов, которые помогают нам петь. Назовите их, пожалуйста

(язык, губы, нос, уши…)

и повторяйте за мной:

- разогрейте ладони, умойте лицо, разомните щёки, лоб и брови.

- Все эти упражнения полезны при простудах, они улучшают слух и зрение.

-Шею мы сейчас погладим,

- Грудку гладить мы начнём,

- Сзади шею разотрём,

- Ушкам сделаем зарядку,

- Носик вычистим слегка,

Отдохнуть теперь пора.

Артикуляционная гимнастика

(Все упражнения повторять по 3-4 раза).

-Теперь будем разминать язычок:

-Покусайте кончик языка;

-Покусайте весь язык: упражнение «Колбаска»;

-Пожуйте язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.

-Проткните языком попеременно правую и левую щёки; - «Укольчики».

- Круговыми движениями почистите зубы.

-Улыбнитесь, надуйтесь - движения губами чередовать в ускоряющемся темпе;

-Пощёлкайте языком, изменяя форму рта - «Лошадки»

-«Тарзан» - постучите кулачками по грудной клетке на звук «а» с широко открытым ртом.

- «Ворона» - «ка-а-а-ррр» - беззвучно, несколько раз высоко поднять мягкое нёбо и маленький язычок.

- несколько раз зевните, потягиваясь.

Упражнения на тренировку дыхания

- Сделайте вдох носом. На выдохе протяжно потяните звук «мммм», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

- «Собачки» - дышать, как запыхавшаяся собачка (с открытым и закрытым ртом);

- «Егорки» - произносится считалочка «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…(до тех пор, пока не останется дыхание).

-Теперь, я думаю, вы готовы к путешествию в зоопарк. Но, как вы знаете, в нашем городе нет зоопарка, поэтому нам придется добираться до него на паровозе. Паровоз сначала медленно набирает ход, потом как птица паровозик быстро мчится и в конце пути замедляет ход, останавливается, гудит вот так: «Ту-ту-уу!» и выпускает пар из-под колёс вот так: «ш-ш- ш-ш!» (на выдохе). Ну что, поехали?!

(в записи звучит песня «Паровозик». Дети изображают паровоз, двигаясь по кругу, сначала медленно, затем быстрее и в конце песни останавливаются, «выпуская пар» - «ш-ш-ш-ш!»).

-Ну, вот мы и добрались до зоопарка. Здесь столько интересных животных! Есть даже зеленый крокодил (помещаю на доске иллюстрацию с изображением крокодила). Ребята, покажите, как рычит крокодил? Я буду читать вам стихотворение, а вы повторяйте его за мной голосом крокодила - упражнение выполняется в режиме шумового вибранта гортани (штро-бас- ххх ) - шорох, скрип, урчание без фиксированной высотности.

Крокодилий голосок - (ххх)

Он не низок, не высок - (ххх)

Рокот, шорох, скрип и скрежет - (ххх)

Пасть разинет - уши режет - (ххх)

А в этой клетке живёт весёлый бегемот, только сейчас он спит и похрапывает во сне вот так: «хр» - (вибрант мягкого нёба на вдохе и выдохе (храп):

Сладко спит в своей постели бегемот - « хр-хр».

Видит он во сне морковку и компот - « хр-хр».

Спит он, широко разинув рот - « хр-хр».

И во сне он громким голосом поет: - « хр-хр».

-Кто же это с длинной шеей гуляет по зоопарку? Конечно же, жираф

(иллюстрация с изображением жирафа и слова «вопрос», «рост», «высоты», «кусты»). Ребята, как вы думаете, для чего жирафу нужна такая длинная шея? (чтобы доставать листики с деревьев). Но у нашего жирафа совсем другое мнение по этому поводу:

ост?

п

осУ жирафа есть вопро :

п

ыДля чего высокий ро

п

Видно с этой высоты

п

Всех кто прячется в кусты

(«п» - порог - резкий переход голосового аппарата из одного режима гортани в другой

(грудной - фальцетный).



-Рядом с жирафом греется на солнышке черепаха

(иллюстрация с изображением черепахи).


У неё так устала спина носить тяжёлый панцирь! Давайте и мы с вами разомнём свои спины.

Физминутка «Черепаха».

Я - большая черепаха.

Я кусаю всех от страха.

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Никого я не боюсь!

Кусь, кусь, кусь, кусь,

Всему свету улыбнусь!

(поворачиваются в другую сторону и повторяют упражнение).

Наше путешествие в зоопарк закончится разучиванием песни про черепаху. Поэтому нам нужно вспомнить, как правильно сидеть или стоять во время пения и разогреть наши голосовые связки.

Я буду читать стихотворение, а вы покажите правильную певческую установку:

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Если хочешь стоя петь -

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Распевание

1 упр. - гласные «у-о-а » - на одном звуке, с повышением по полутонам от «ми» до «соль» первой октавы.

2 упр. - скороговорка «Белые бараны били в барабаны».

- «У козы рогатой» - разучивание попевки.

Слушание

Сейчас прозвучит песня «Черепаха» А.Варламова, в исполнении известной детской шоу-группы «Улыбка», которую мы с вами начнём сегодня разучивать. Внимательно прослушав её, скажите, какое настроение имеет песня? О чем она рассказывает? (очень весёлая песня, черепахе удобно иметь панцирь на спине…).

Разучивание

Есть ли припев в песне?

Работа над текстом припева, произношение звука «ч», разучивание мелодии припева.

1 куплет:

- разучивание текста - повторение слов за педагогом разными способами - вслух; «внутренним слухом»; затем без голоса, артикулируя губами.

- разучивание мелодии по фразам, расставляя смысловые ударения; работа над чистой интонацией.

-повторение куплета и припева.

-исполнение 1куплета и припева с музыкальным сопровождением.


















Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения разминки


Поглаживают шею

Растирают грудную клетку

Растирают шею сзади

Разминают уши

Растирают нос

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики











Выполняют упражнения на тренировку дыхания











Педагогический проект «Радуга звуков»







Педагогический проект «Радуга звуков»





Педагогический проект «Радуга звуков»

















Дети становятся друг за другом и массажируют спину впереди стоящему.












Встают на ноги


4

Итоговый этап

-Где мы сегодня побывали?

(в зоопарке)

-Чему учили нас животные «Весёлого зоопарка»?

(тренировать певческий аппарат, для того, чтобы красиво и правильно петь)

-Какое животное вам больше всего запомнилось?


-Чему мы у него научились?


Мне очень понравилось с вами работать. И на память о нашей встрече я хочу подарить вам закладки со словами песни и голосовых игр и диск с записью фонограммы, которая поможет вам доучить песню.

-Наше путешествие закончилось и нам нужно возвращаться домой.

Звучит запись песни «Паровозик».


Отвечают на вопросы



Отвечают на вопросы


Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы






Дети, изображая движение паровоза, покидают кабинет
































Приложение


Закладки для обучающихся

Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»

























Приложение

Оформление доски в классе



Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»Педагогический проект «Радуга звуков»

Педагогический проект «Радуга звуков»







Приложение

Черепаха

А. Варламов

1. Чере-чере-чере-черепаха

Панцирь носит-носит не от страха.

Просто-просто так подфартило -

На спине носить квартиру.

Жизнь ее проходит гладко,

Не нужна ей плащ-палатка,

Ей коттедж не надо строить

И соседей беспокоить.

Припев: чере-чере-чере-черепаха

чере-чере-чере-черепаха

чере-чере-чере-черепаха

чере-чере-па-ха-ха.


  1. Чере-чере-чере-черепаха -

Не енот, не крот, не росомаха.

Дом всегда при ней - а это значит -

В панцирь голову запрячет.

Даже если загорает,

То одежду не снимает

Ей под панцирем уютно

Безопасно абсолютно.

Припев:

  1. Чере-чере-чере-черепаха -

Не боится быть порой смешною,

Не зависит от ГОССТРАХА -

Дом свой тащит за собою

Это просто бесподобно

Не накладно и удобно:

Дом зимой, а летом - дача,

И бесплатная впридачу.

Припев:

Голосовые игры

ЖИРАФПедагогический проект «Радуга звуков»

У жирафа есть вопрос

Для чего высокий рост?

Видно с этой высоты

Всех кто прячется в кусты.

КРОКОДИЛ

Педагогический проект «Радуга звуков»

Крокодилий голосок -

Он не низок, не высок.

Рокот, шорох, скрип и скрежет.

Пасть разинет - уши режет.

СЛОНИКПедагогический проект «Радуга звуков»

Слоник по двору ходил.

Слоник хоботом водил.

Мы за слоником пойдем,

Голос в хоботе найдем.

БЕГЕМОТПедагогический проект «Радуга звуков»

Сладко спит в своей постели бегемот.

Видит он во сне морковку и компот.

Спит он, широко разинув рот,

И во сне он громким голосом поет: - « хр-хр».




© 2010-2022