Урок музыки в 7 классе по теме О чем рассказывает музыкальный жанр

Урок музыки в 7 классе по теме "О чем "рассказывает" музыкальный жанр" знакомит учащихся с творчеством П.И.Чайковского, раскрывает понятия "память жанра". Ведущий вопрос- в чем новаторство Четвертой симфонии Чайковского. Через систему заданий, анализ фрагментов симфонии, личные наблюдения и познания учащиеся приходят к выводу, что музыка Чайковского современна, актуальна, востребована. Сравнение творчества Чайковского и творчества Бетховена позволяет расширить границы знаний по предмету,. Вок...
Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Минеевская основная общеобразовательная школа»

Уренского муниципального района Нижегородской области









Разработка урока музыки в 7 классе

По теме «О чем «рассказывает» музыкальный жанр»









Выполнила учитель музыки

Щекотова Любовь Павловна





2015 г.

Предмет музыка

Класс 7

Тема «О чем «рассказывает» музыкальный жанр»

Дата проведения: 28.11.2014 г.

Тип урока: урок углубления темы.

Цель урока: раскрыть новаторский характер 4 симфонии П.И. Чайковского

Задачи

  • Обучающие - познакомить учащихся с музыкальным наследием П.И.Чайковского на примере Четвертой симфонии, раскрыть понятие «память жанра»,

  • Развивающие - развивать умение анализировать музыкальные произведения, умение работать с информацией, развивать вокальные способности учащихся, их речь,

  • Воспитательные - использовать содержание учебного материала, методов, форм, организации познавательной деятельности учащихся для развития нравственных, эстетических и патриотических качеств личности.

Оборудование - компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, аудиофайлы, кейсы для каждого ученика, памятка «Рефлексия».

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учащихся - что такое «память жанра», для чего используют композиторы жанры народной музыки в своих произведениях.

Главная проблема урока - в чем новаторский характер 4 симфонии П.И.Чайковского?

Этапы и виды деятельности учащихся на уроке

Этапы урока

Деятельность учащихся

Время

Организационный момент

Знакомятся с темой урока

Слайд 1

1-2 мин.

Актуализация знаний, целеполагание

Играют в «Ассоциации», читают учебник стр. 52 , понимают учебную задачу, формулируют цель урока

Слайды 2-6

10 мин.

Этап усвоения новых знаний и умений

Используют «Чтение с остановками» для получения информации по теме урока, обсуждают , читают Кейс, выделяют в нем главное, отвечают на поставленные вопросы, прослушивают музыкальные фрагменты, анализируют их, сопоставляют свои предположения с текстовыми материалами.

Слайды 7-12

15 мин.

Закрепление изучаемого материала

Проводят сравнительный анализ симфоний, используя личные впечатления и материалы урока. Делают вывод о значении творчества Чайковского.

Сопоставляют интонации симфонии и ранее изученные песни.

Распеваются и исполняют песню

Получают домашнее задание

Слайды 13-18

12 мин.

Рефлексия

Оценивают свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму

Слайд 19

5 - 7 мин.

Формы контроля и оценки результатов урока - индивидуальный, фронтальный
Домашнее задание - подобрать примеры разных по характеру маршей.

Конспект урока

  1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о содержании в музыке, но важным объектом разговора мы возьмем музыкальные жанры. Тема урока так и звучит «О чем «Рассказывает» музыкальный жанр». Слайд 1.

2 .Актуализация знаний, целеполагание

Вспомните и назовите жанры музыки. (песни, оперы, симфонии…)

Как вы думаете, сами музыкальные жанры могут нам о чем-то рассказать? (да, песня, опера, балет имеют содержание, сюжет).

О чем говорит симфония? (Её нудно прослушать, по характеру определить , представить себе сюжет)

Хорошо, самое важное, что без звучания музыки мы не сможем вести разговор о ней. Но представьте, я говорю вам «колыбельная», но не пою её, что вам представляется (мама, укладывающая спать малыша).

В данном случае мы говорим о «памяти жанра». Слайд 2.

Прочитайте информацию на слайде.. Скажите, что представляется вам, когда говорим об основах музыки (песня, танец, марш).

Наше мышление способно вызывать ассоциации, связанные с тем или иным понятием. Сыграем в ассоциации. Слайд 3

Полька - пара , танцующая задорно, весело, вальс - пара, кружащаяся в танце, болеро - испанские танцоры, близко друг к другу, двигаются по кругу.

Русская народная хороводная песня - «Во поле берёза стояла». Балетная музыка - П.И.Чайковский. Героическая музыка - Л. Бетховен.

Как они связаны между собой? ( Никак)

Это на первый взгляд никак, но сегодня мы найдем эти связи. Для начала обратимся к учебнику - на 50 странице известный русский поэт Александр Блок говорит:

Под звуки прошлое встаёт,

И близким кажется и ясным:

То для меня мечта поёт,

То веет таинством прекрасным. Слайд 4.

Он нас как бы направляет искать ответы в музыке прошлых лет. Что же там нам можно найти. На странице 52. прочитайте 2,3,4 абзацы. Ответьте на вопрос: с какой целью композиторы вводят в свои произведения народные жанры? (Цитируют из учебника)

Композиторы брали определенные народные жанры, чтобы лучше воссоздать эпоху, передать характер, донести содержание до слушателя.

Так и величайший композитор прошлого века Пётр Ильич Чайковский считал, что в народной песне есть что-то особенное. И что-то удивительное есть в жанре симфонии. Вспомним произведения Чайковского. В первую очередь мы назовем 3 балета, 10 опер, 100 романсов и 6 симфоний. Балетов не так и много, но о них знает весь мир. Опер 10 - это довольно много для одного композитора. Сам Чайковский говорил, что сочинять оперу он любил, но особенно ему нравилось сочинять симфонии. Слайд 5. «…я с бесконечно большим удовольствием и наслаждением пишу симфонию…», «В симфонии …я свободен, нет для меня никаких ограничений и никаких стеснений».

О свей Четвертой симфонии он говорил так; «одно из любимейших моих детищ, одно из тех, которые от начала до конца написаны под наитием настоящего вдохновения, с любовью и искренним увлечением».Слайд 6. Сегодня мы обратимся к 4 симфонии, как объекту нашей темы. В ходе урока мы должны ответить на 2 важных вопроса: О чем хотел рассказать Чайковский в Четвертой симфонии? В чем заключен новаторский характер симфонии?

3. Этап усвоения новых знаний и умений.

Сейчас я предлагаю вам открыть тетради, по мере необходимости делать в них небольшие заметки. Мы будем использовать приём «Чтение с остановками». Вы читаете текст слайда, выписываете важное, по вашему мнению, как только будете готовы работать дальше, поднимаете руку.

Слайды 7,8,9. Прочитайте выписанные «важные» факты -

  • Первая в истории русской музыки симфония - психологическая драма,

  • Связана со временем глубокого общественного кризиса - шла война,

  • В Четвёртой симфонии с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока.

Я предлагаю сделать остановку и прослушать фрагмент первой части. Но к прослушиванию будут вопросы, ответы на которые вы дадите после звучания. Слайд 10.

  • Какие интонации звучат во вступлении?

  • Какой характер имеет главная партия?

  • Какой характер у побочной?

  • Как развиваются партии?

Музыкальные критики так говорят о первой части: Еще внутри вступления зарождается тема главной партии - мятущаяся, полная чувства, она несет в себе колоссальную потенциальную силу, воплощая идею борьбы с судьбой, сопротивления силам, мешающим счастью. Побочная тема, о которой композитор говорит как о грезе, светла и нежна. Ее сменяет вторая побочная тема - ласковые, словно убаюкивающие «покачивания» скрипок... Безжалостно прерваны эти грезы неумолимыми фанфарами рока.

Как вы в своём восприятии музыки оказались правы. Молодцы.

Перед вами лежат кейсы (Приложение 1), где даны строки из письма П.И. Чайковского своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк. В этом письме он раскрывает замысел своей симфонии, указывает на то, что симфония имеет примерную программу. Познакомьтесь с этим письмом, подчеркните строки, вызвавшие у вас интерес и ответьте на вопрос: какая часть симфонии вызывает интерес и почему?

Слайд 11.

Прослушивание 4 части. Анализ музыкального произведения. Слайд 12.

  • Какой характер части?

  • Какую песню включил Чайковский в финал? Почему?

  • Как влияет песня на развитие финала?

Обратимся к мнению критиков, сравним свои суждения.

Финал - картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок. Его начало основано на живой, захватывающей теме в характере массовой пляски. Вторая тема - народная плясовая «Во поле береза стояла». На протяжении части она изменяется, становится грустной, даже мрачной. Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока. Все застывает. Но возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство.

Итак, как связаны П.И.Чайковский и русская народная песня «Во поле береза стояла»?

( Чайковский включает эту песню в свой финал, интонации её звучат в разном характере, эта песня как бы связывает жизнь самого композитора с жизнью народа)

4. Закрепление изучаемого материала

Хорошо, молодцы, но есть еще одна ниточка, связывающая Чайковского с Бетховеном. Слайд 13.

«В сущности, моя симфония есть подражание Пятой Бетховенской, то есть я подражал не музыкальным её мыслям, но основной идее…»

Я предлагаю вам создать «дерево предсказаний», отвечая на вопрос «В чём сходство и в чём различия 4 симфонии Чайковского с 5 симфонией Бетховена?» Слайд 14.

Опять же сравним свои суждения с музыкальными критиками

  • Четвертая симфония Чайковского похожа на Пятую симфонию Бетховена своей оптимистической концепцией.

  • Конечно, произведения автобиографичные. Жизнь - это борьба, фатум, рок. С этим роком и Бетховен, и Чайковский пытались бороться всю жизнь. Только, у Бетховена герой - титан, а у Чайковского - слабый, живой человек, атакуемый стрелами судьбы.

  • Одна из основных идей 4 симфонии Чайковского такова: если ты не можешь достигнуть счастья сам, то надо икать его в радости других людей.

  • Основная идея 5 симфонии Бетховена: «Никогда не сдаваться!» Это было девизом композитора в течение всей его непростой жизни.

Как схожи наши предположения с критиками. Но самый важный вопрос мы еще не раскрыли. В чем заключается новаторство Четвертой симфонии Чайковского ( это первая психологическая драма), тогда причем тут русская народная песня? Ответ в кейсе, цитируйте Чайковского!

Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам Слайд 16.

В симфонии сформулирована мысль о влиянии народа на личность: не личность приносит народу свет и обновление, но народ принимает к себе человека и защищает его от грозного фатума

Эта мысль была у многих передовых людей второй половины 19 века, но лишь Чайковский смог её «озвучит», тем самым указав направление в дальнейшем развитии искусства. Сам Чайковский мечтал, чтобы его творчество знали как можно большее количество людей. Слайд 17.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

В этих словах Петра Ильича Чайковского точно определена задача его искусства, которую он видел в служении музыке и людям, в том, чтобы «правдиво, искренне и просто» говорить с ними о самом главном, серьёзном и волнующем их.

Как вы думаете, мы справились с задачей урока:

Но я нашла еще одну ниточку, связывающую Чайковского и нашу современную песенную музыку. Слайд 18.

Если взять в партитуре 4 части симфонии первые три ноты, изменить ритм, лад, то интонации какой песни услышим? Подсказка, так начинается припев.

(Проигрываю на пианино первые три ноты в нужном ритме)

Это песня «Нет войне». Можно ли сказать, что она подходит к теме урока. (Да. Война - это борьба, в симфонии тоже есть тема борьбы)

Распоемся и споем песню.

5. Рефлексия.

Вспомните тему урока, её цель, посмотрите на слайд и закончите фразу, которая к вам подходит больше всего. Слайд 19. Третью фразу продолжите обязательно, можно называя имена одноклассников. Оцените себя и одноклассников отметками.

6. Домашнее задание.

Наш разговор о музыкальных жанрах продолжится на следующих уроках, поэтому предлагаю дома вспомнить различные по звучанию марши, записать их названия и авторов в тетради . Спасибо за урок. До новых встреч.

Приложение 1

Симфония стала итогом всего предшествовавшего творчества композитора, открыла новый этап, осветила новые, более глубокие перспективы не только в симфонизме Чайковского, но, без преувеличения можно утверждать, в развитии симфонического жанра в целом.

Многие оркестровые сочинения Чайковского связаны с вполне конкретным содержанием. В Четвертой симфонии программа, изложенная в письме к Надежде Филаретовне, не отвечает полностью его замыслу, а только приближает к нему.

«Вот, приблизительно, программа первой части:

Интродукция есть зерно всей симфонии, безусловно главная мысль... Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и ее никогда не осилишь. Остается лишь смириться и бесплодно тосковать.Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы? О радость! По крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ пронесся и манит куда-то. Как хорошо! Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье!Нет, это были грезы, и фатум пробуждает от них.И так, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности с скоропереходящими сновидениями и грезами о счастье... Пристани нет. Плыви по этому морю, пока оно не охватит тебя и не погрузит тебя в глубину свою».

Вторая часть симфонии выражает другой фазис тоски. Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь дома один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уже было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать жизнь сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться. Вспомнилось многое. Были минуты радостные, когда молодая кровь кипела и жизнь удовлетворяла. Были и тяжелые моменты, незаменимые утраты. Все это уже где-то далеко. И грустно, и как-то сладко окунуться в прошлое...

Третья часть не выражает определенного ощущения. Это капризные арабески, неуловимые образы, которые проносятся в воображении. На душе не весело, но и не грустно. Ни о чем не думаешь, даешь волю воображению, и оно почему-то пустилось рисовать странные рисунки... Среди них вдруг вспомнилась картинка подкутивших мужичков и уличная песенка... Потом где-то вдали прошла военная процессия. Это те совершенно несвязные образы, которые проносятся в голове, когда засыпаешь. Они не имеют ничего общего с действительностью: они странны, дики, несвязны.

Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь беспредельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже и не обернулись, не взглянули на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело, как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты! Пеняй на себя и не говори, что все на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно».



© 2010-2022