Модульная анкета обобщения положительного педагогического опыта

Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»   2.1.Наименование темы опыта: Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, развитие одаренности учащихся во внеклассной деятельности.   2.2.Объект положительного педагогического опыта: Воспитательный процесс на уроках музыки и во внеклассной деятельности.   2.3.Актуальность темы: Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних инте...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульная анкета обобщения положительного педагогического опыта


Дата заполнения:12 мая 2014 г.

Блок№1 «Общие сведения»


  1. Адрес положительного педагогического опыта: КГУ «Средняя школа №18» акимата города Рудного.


  1. Сведения об авторе положительного педагогического опыта:

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Артемова

Светлана

Сергеевна

Учитель музыки, высшей категории

Педагог дополнительного образования высшей категории

высшее

27 лет

Высшая

Высшая

1.3.Сведения об экспертах:

ФИО

Должность

Образование

Стаж

Категория

Награды, звания, ученые степени





Блок №2 «Теоретическая интерпретация опыта»


  1. Наименование темы опыта:

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, развитие одаренности учащихся во внеклассной деятельности.


  1. Объект положительного педагогического опыта:

Воспитательный процесс на уроках музыки и во внеклассной деятельности.


  1. Актуальность темы:

Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:


  1. Условия функционирования опыта:

Разнообразные формы и методы вокальной и воспитательной работы.

Блок №3 «Практико-прикладная интерпретация опыта»

3.1. Описание сущности опыта:

УМК «Путь к успеху» создана творческой лабораторией - педагогами дополнительного образования КГУ «Гимназия №5» акимата города Рудного Деркач Л.А., КГУ «Средняя школа №13» акимата города Рудного Дегтяревой Н.А., КГУ «Средняя школа №14» акимата города Рудного Кульченко Е.М.

Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования в общеобразовательных школах с русским языком обучения и учащихся, в образовательной области «Искусство».

Программа рассчитана на пять уровней развития вокальных способностей учащихся в возрасте от 6 до 17 лет.

В состав программы входят: пояснительная записка, ожидаемый результат и способы его проверки, календарно-тематическое планирование, знания и умения на каждом уровне развития учащихся.

Программа имеет учебно-методический комплект:

- методическое пособие для учителя, в составе которого имеются: возрастные особенности учащихся с 6 до 17 лет, рекомендации по работе с диагностикой и диагностика уровней музыкальных способностей (по годам обучения); вокально-хоровые упражнения по классам, годам обучения; дидактические игры; материал к беседам с учащимися; развивающие голосовые игры, упражнения и советы учащимся; фоноприложение с рекомендуемым музыкальным материалом ко всем уровням программы;

- дополнительный материал для учащихся: с рекомендациями и вокально-хоровыми упражнениями.

В «Концепции развития среднего образования в Республике Казахстан» сказано: «Внешкольные учреждения входят в систему среднего образования, обеспечивая дополнительное образование и воспитание детей.

Цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.

Задачи:

… создание условий для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся;

Для реализации поставленных задач необходимо:

… совершенствовать структуру и содержание дополнительного образования с учетом склонностей и интересов детей для социального и профессионального самоопределения;»

В 3аконе РК от 24.10.11 г. № 487-IV утверждены образовательные учебные программы дополнительного образования, направленные на удовлетворение всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов.

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб.

Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования - социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.

Учебно-методический комплект (УМК) «Путь к успеху» включает в себя программу, методическое пособие для учителя, дополнительный материал для учащихся и фонохрестоматию.

Данный учебно-методический комплект «Путь к успеху» предназначен для педагогов дополнительного образования в общеобразовательных школах с русским языком обучения и учащихся, в образовательной области «Искусство».

Разработан на основе нормативных документов:

  • Закон РК "О языках в Республике Казахстан" от 11.07.1997г.

  • Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995г.

  • Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015г., г. Астана, 2004г.

  • Концепция 12-летнего образования Республики Казахстан, Астана 2010г.

  • Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 07.07.1999г.

  • Закон "О правах ребенка в Республике Казахстан" от 08.08.2002г.

Рассчитан на пять уровней развития вокальных способностей учащихся в возрасте от 6 до 17 лет.

При работе над программой были подробно изучены методические материалы по вокалу:

  • методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать»;

  • Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития»;

  • Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»;

  • Вербова А. М. «Техника постановки голоса»;

  • Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия»;

  • Попов А. И. «Физвокализ»;

  • Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения».

Проанализировав вышеуказанные материалы, мы пришли к выводу, что для контингента детей, с которыми мы занимаемся, нужна программа, направленная на развитие вокальных способностей не только у одаренных ребят (как предполагается в большинстве программ по вокалу), но и у детей, чей уровень вокальных данных невысок. Такой программы по дополнительному образованию на сегодняшний день в городе нет. Дети, которые приходит в вокальные студии, кружки города отбираются по степени одарённости. А в общеобразовательной школе мы рады каждому интонирующему ребёнку, потому что каждый по-своему талантлив. Они стремятся научиться петь. Программа позволяет развивать вокальные способности у всех детей, к каждому предусмотрен индивидуальный подход, учитывающий его особенности. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Учитывая то, что дети приходят в кружок вокально-хорового пения с разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе преобладает индивидуальный подход.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно -результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Основной принцип (концепция) программы состоит в создании такого образовательного пространства, в котором существует постоянное сотворчество детей и педагога, направленное на раскрытие всех творческих сторон личности каждого обучающегося (не бывает неспособных детей, просто к каждому необходим особый подход). Программа позволяет справиться с основной задачей педагога дополнительного образования - реализовать ценностно-личностный потенциал каждого ребенка.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

В программе представлена структура разработанная с учетом:

  • возрастной психологии детей (например, занятия с младшими школьниками построены на игре с учетом потребностей в движении и внешних впечатлениях, а занятия с подростками учитывают их потребность в общении со сверстниками и в самоутверждении),

  • индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Авторство программы в том, что:

  • программа дополнительного образования основана на постепенном развитии индивидуальных способностей учащихся от простого к сложному;

  • имеет календарно-тематическое планирование на учебный год с возможностью варьировать количество часов по программе индивидуально каждому педагогу;

  • программа подкреплена учебно-методическим комплексом (музыкальный и теоретический материал);

  • имеет универсальный план занятий с вокалистами;

  • отработан четкий механизм реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы;

  • разработана диагностика (процесс отслеживания вокального развития у детей);

  • подобрана разноуровневая фонохрестоматия.

Цель:

Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных способностей детей, приобщение к сокровищнице казахстанского и мирового вокально-песенного искусства.

Задачи:

1.Образовательные:

  • познакомить детей с различными песенными жанрами; обучить правильному звуковедению и звукообразованию;

  • расширить познания детей в области строения голосового аппарата;

  • научить основам гигиены голоса.

2.Развивающие:

  • способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и импровизационных способностей обучающихся;

  • развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего мира;

  • привить навыки сценического мастерства;

  • развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.

3.Воспитательные:

  • формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе вокальных занятий и творческой деятельности детей;

  • воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа

  • сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке программных мероприятий);

  • воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.

4.Диагностические:

Используя практические вокальные упражнения:

  • определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;

  • выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка.

  • определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение, дуэты, вокальные группы);

  • сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.

Практическое значение работы:

Вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Х-фактор», «Голос», «Фабрика звёзд», «Народный артист», «Наш выход» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том, что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные способности.

Данная программа универсальна и подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими стартовый уровень способностей, причем образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей.

Если путь к достижению цели программы представить в виде уровней:

  • первый уровень в обучении - это адаптация ребенка в творческой группе, где раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);

  • второй уровень в обучении - Приобретаются основы вокальных навыков («Чтобы быть артистом, нужно…»);

  • третий уровень в обучении - Приобретаются исполнительские навыки, повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);

  • четвертый уровень в обучении - преодоление барьеров («Хочу добиться большего»);

  • пятый уровень в обучении - Участие в городских вокальных конкурсах, во всех школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»);

Каждый уровень приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая работа. Данная программа может помочь как начинающим педагогам, так и учителям со стажем.

Теоретическое значение работы:

Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.

Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих способностей детей:

  • создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);

  • мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;

Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также их занятости в других сферах деятельности.

Общее количество учебных недель в год - 34:

В каникулярное время проводятся дополнительные занятия по индивидуальному плану педагога.

Для работы с вокалистами предусмотрены занятия:

  • 2-3 раза в неделю по 1 часу;

  • с ансамблем 2-3 раза в неделю по 2 часа.

Количество часов и занятий в неделю определяет педагог самостоятельно, в зависимости от стартовых способностей учащихся и уровней программы.

Сроки реализации программы, обоснование долгосрочности

Программа рассчитана на 5 лет обучения и построена по принципу уровней (от простого - к сложному).

  • для одаренных детей - подготовка к конкурсам и фестивалям различного уровня и шефские занятия с другими ребятами;

  • для детей со средним уровнем музыкальных способностей - совершенствование на городском уровне, при условии, что обучающийся достиг чистого интонировании;

  • для детей с низким уровнем музыкальных способностей - работа над чистотой интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон песнях, а также участие во внутришкольных и классных мероприятиях.

Механизмы реализации программы

Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя неразрывное пространство, позволяющее переходить на новый уровень реализации личностного творческого потенциала ребят. На каждом новом уровне программа усложняется, хотя этапы остаются прежними:

  1. Применение специальных вокальных упражнений при развитии вокальных данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении)

  2. Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, - убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)

  3. Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного результата)

  4. Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший вокалист видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и другие кинестетические характеристики звука)

  5. Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх - интерес - комфорт - кураж, при выходе на сцену)

  6. Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности)

Усложнение программы рассматривается в виде уровней, каждый из которых - овладение определенными умениями и навыками.

Каждый уровень - приобретение важного опыта. Все в руках ребят и педагога. После освоения всех навыков и умений, предусмотренных программой, ребята совершенствуются в самостоятельном творчестве.

Объединив приобретаемые в процессе освоения программы умения и навыки в уровни сложности на каждом году обучения, достигаем цели программы:

  • первый уровень в обучении - это адаптация ребенка в творческой группе, где раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);

  • второй уровень в обучении - Приобретаются основы вокальных навыков («Чтобы быть артистом, нужно…»);

  • третий уровень в обучении - Приобретаются исполнительские навыки, повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);

  • четвертый уровень в обучении - преодоление барьеров («Хочу добиться большего»);

  • пятый уровень в обучении - Участие в городских вокальных конкурсах, во всех школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»);

Если объединить все уровни в систему - получим механизм реализации программы, в котором этапы развития личностного творческого потенциала ребят реализуются на новом уровне сложности.

Программа предоставляет учащимся возможность начать свой путь творческого развития с той стартовой ступени, на которой они находятся на данный момент.

3.2. Результативность опыта:

По истечении 1-го года обучения обучающиеся:

  • овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики, нижнереберно-диафрагмального дыхания;

  • будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении;

  • будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы);

  • будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры;

  • будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия;

  • смогут различать несложные ритмические рисунки;

  • будут знать, и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения;

  • владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании;

  • получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений.

По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры;

  • уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии;

  • знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения;

  • владеть элементами вокализации, навыками свободного взора;

  • уметь соединять элементарные движения с песней;

  • без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками;

  • уметь работать с микрофоном;

После окончания 3-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения:

  • пение на опоре;

  • изучение процесса дыхания при пении;

  • чистое устойчивое интонирование и владение голосом в простой тесситуре песен;

  • основы вокальной дикции;

  • владение элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни;

  • мягкая атака и опережающее слышание;

  • разноплановое исполнение песен;

  • знание об особенностях эстрадного вокала в музыкальном театре;

  • серьезное отношение к подбору песенного репертуара.

По истечении 4-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии;

  • чисто интонировать в простом трехголосии;

  • владеть основными упражнениями для расширения диапазона голоса;

  • находить единую манеру звукоизвлечения;

  • сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках;

  • сохранять чистоту интонирования при исполнении «а капелла»;

  • иметь понятие о сценической культуре;

  • устанавливать контакт со зрителем во время исполнения песни;

  • свободно владеть микрофоном.

Пятый и последующие года обучения направлены на развитие в детях навыков свободного творчества, поэтому они должны знать и уметь:

  • подбирать репертуар совместно с педагогом, в соответствии со своими способностями и особенностями;

  • уметь сглаживать «переходные ноты»;

  • уметь развивать подвижность голоса с помощью упражнений;

  • знать особенности записи песен на студии;

  • самостоятельно работать над своими ошибками;

  • совместно с педагогом работать над танцевальным сопровождением песен;

  • владеть навыками творческой импровизации;

  • стремиться к самовыражению на сцене.

Апробация Авторской программы «Путь к успеху» по вокалу для педагогов дополнительного образования осуществлялась в течение 3-х лет в школах с русским языком обучения: гимназии №2, №5, школах №13, №14, №17, №18 и ДШиМ.

Результативность программы представлена в приложении на примере диагностики двух учащихся, занимающихся по авторской программе «Путь к успеху» Айтжан Мадина (8 лет) и Дегтяревой Елизаветы (16 лет).

Каждая из девочек занималась по данной программе в течение 3 лет. По результатам всех направлений диагностики учащиеся показали на конечном этапе средний и высокий уровни.

Айтжан Мадина, 8 лет, Сентябрь 2012 год - Апрель 2013 год

Низкий

Средний

Высокий

Начальный этап

Контрольный этап



Вокально-исполнительские навыки




Музыкальные способности


Метроритмическое чувство




Слуховая память




Звуковысотный слух




Восприятие




Освоение вокального репертуара




Пластические способности


Осанка




Чувство ритма




Координация




Музыкальное восприятие




Сценическая культура


Эмоциональная выразительность




Воображение




Умение создать образ




Мышечная раскрепощенность тела


Дегтярева Елизавета, 16 лет, Сентябрь 2012 - Август 2013

Низкий

Средний

Высокий

Начальный этап

Контрольный этап



Вокально-исполнительские навыки




Музыкальные способности


Метроритмическое чувство




Слуховая память




Звуковысотный слух




Восприятие




Освоение вокального репертуара




Освоение образовательных программ


Мотивация обучающихся, степень активности в процессе музыкальной деятельности




Результаты личной аттестации по разделам




Пластические способности


Осанка




Чувство ритма




Координация




Музыкальное восприятие




Сценическая культура


Эмоциональная выразительность




Воображение




Умение создать образ




Мышечная раскрепощенность тела



Результатом апробации является формирование вокальных навыков школьников и социализация личности.

Подпись лица, заполнявшего карту:

С.С. Артемова учитель музыки, педагог дополнительного образования

Ф.И.О. должность, подпись

© 2010-2022