Здоровье сберегающие технологии в коррекционной школе VIII вида

Раздел Музыка
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровье сберегающие технологии в коррекционной школе VIII вида
Учитель музыки: Морозов Василий Анатольевич


В связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.
Сегодня перед школой стоит важная задача - сохранение здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. К здоровьесберегающим технологиям относятся методы и приёмы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические методы, приёмы, технологии, использование которых идет на пользу учащихся и которые не носят прямого или косвенного вреда. [1]
В концепции содержания образовательной области «Искусство» определена одна из основных задач уроков музыки - снимать нервно-психические перезагрузки, восстанавливать положительный эмоционально- энергетический тонус учащихся. В начальных классах основное внимание на уроках музыки уделяется специальному развитию способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности, снятие внутренних зажимов, чувство страха, постановка дыхания, двигательное раскрепощение ребёнка и, как результат этой работы - заинтересованное, доброжелательное отношение детей друг к другу, их открытость и готовность к восприятию нового.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Кроме того, специально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т.е. приводит к снижению его заболеваемости. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом учитель необходимо на уроках музыки использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические. [2]
Терапия в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Выделяют следующие виды активной музыкотерапии:
• вокалотерапия;
• ритмотерапия;
• фольклоротерапия;
• Логоритмическая гимнастика.
Музыкотерапия. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении связками, мышцами, движением, дыханием. Для того чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, его необходимо/настроить и подготовить. Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще подбираются произведения программного содержания или произведения с ярко выраженным образом (игра на воображаемых инструментах, дирижирование воображаемым оркестром, создание образов). Практические задания увеличивают заинтересованность и вовлеченность в процесс восприятия, что и приносит нужный психотерапевтический эффект.
Фольклорная арттерапия. Использование фольклора на уроках предусматривает органичное сочетание разнообразных видов деятельности. Благодаря естественности народных попевок достаточно быстро налаживается координации голоса и слуха. Развиваются легкие, дыхание. Приёмы свободного движения активизируют различные музыкально-творческие способности детей, развивают эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию. Характерная для русских народных танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сброс накопившихся зажимов, а смена ритма, различные по характеру танца, несут освобождающий и терапевтический заряд огромной силы.
Вокалотерапия. После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а по утверждению учёных, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает качественное функционированиесердечно - сосудистой системы.
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей. Ребенок ещё не привык долго учиться, а однообразная продолжительная умственная работа связана с возбуждением отдельных участков мозга, которое затем сменяется внутренним торможением, вследствие чего внимание детей ослабевает. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. «Двигательные песенки» направлены на то, чтобы младший школьник не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего неокрепшего тела. [3]
Итак, применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки даёт возможность решать одну из важных задач, стоящих перед современной школой, создание условий для сохранения здоровья учащихся.

Список информационных источников
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / Под ред. В. В. Воронковой. - М : Школа- Пресс, 1994. - 416 с.
2. Как музыка влияет на человека tapri.ru/interesnye-fakty/kak-vliyaet-muzyka-na-cheloveka
3. Тютюнникова, Т. Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа / Т. Э. Тютюнникова - М.:Астрель, 200

© 2010-2022