• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока «Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через вокально – хоровую деятельность»

Конспект урока «Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через вокально – хоровую деятельность»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ занятия


Тема занятия: «Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста через вокально - хоровую деятельность»

Данный урок разработан в соответствии с программой «Вокально - хоровое пение» реализуемой на базе школы №5 на основе методических рекомендаций Емельянова, Стрельниковой.

Учащиеся должны уметь исполнять песню в соответствии с характером музыки, средствами музыкальной выразительности, развивая музыкальные и творческие способности.

Цель урока: развитие творческих способностей учащихся и формирование у учащихся навыков хорового пения, эмоционального отклика на вокально - хоровую музыку.

Задачи:

  1. Сформировывать музыкальную культуру

  2. Совершенствовать эмоциональной сферы учащихся, воспитывать музыкальный, художественный, эстетический вкус.

  3. Формирование интереса, любви к пению, хоровому искусству.

  4. Активизация общественно - полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний, умений, приобретенных на уроке.

Вид урока:

Тип рока: комбинированный.

Так как были использованы разные виды работ для лучшего раскрытия творческих способностей учащихся: Артикуляционные упражнения, Упражнения, на дыхание, вокально - интонационные упражнения, игры с пением.

Общепедагогические методы:

  1. Словестный

  2. Наглядный

  3. Практический

  4. Объяснительно-иллюстративный

  5. Игровой

Общепедагогические принципы:

  1. Изучение нового материала.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Подведение итогов

Формы работы: Коллективная, групповая, индивидуальная

Вокально - хоровые методы работы:


  1. Метод музыкального обобщения

Цель: познакомит учащихся с новым знанием

  1. Метод эмоциональной драматургии

Цель: активизация эмоционального отношения к музыке

  1. Метод создания композиций

Цель: Развитие музыкальности, увлечения школьников, посредством ритмических движений

  1. Метод стимулирования музыкальной деятельности

Цель: создание ситуации успеха, игровые ситуации

  1. Метод эмоционального воздействия

Дидактические принципы музыкального обучения:

(Абдулин выделяет следующие принципы)

  1. Принцип единства образования, воспитания, развития

(знакомство с музыкальным произведением, процесс образовательный, расширяет представление о музыке, формирование соответствующих навыков есть процесс развивающий)

  1. Принцип оптимизации процесса обучения

(Характеризует деятельность педагога на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, наблюдение за усвоением программы)

  1. Принцип интереса и увлечения

(развитие у детей положительного эмоционально эстетического отношения к музыке, к процессу усвоения знаний. Он должен быть высокохудожественным и увлекательным.)


  1. Принцип единства эмоционального и сознательного

(осознание эмоциональных впечатлений о музыке - обогащает духовный миру учащихся, их чувства, мысли, переживания)


  1. Принцип сознательности и творческой активности

(сознательное отношение к певческой деятельности , сознательное контролирование собственного звучания, должны не только слушать, но и слышать, должны уметь обнаруживать достоинства и недостатки голоса.)


  1. Принцип систематичности

  2. Принцип положительного фона обучения

(заинтересованность и увлечение певческой деятельность - задача педагога)

Разминка и распевание - необходимые в деятельности любого хорового коллектива компоненты, которые служат для подготовки голосового аппарата к активной работе. Изучением вопроса формирования музыкальных творческих навыков у детей занимались многие педагоги и ученые: Б.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Б.М. Теплов, Н. А. Ветлугина. В 20-е годы прошлого столетия Б. В. Асафьев в статьях, посвященным вопросам музыкального просвещения и образования, писал о необходимости развития у младших школьников способности к творчеству «Творческий инстинкт проявляется у детей всегда в непременном стремлении самим участвовать и вносить свое в процесс познания музыки. Вызвать музыкальное творчество - это обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, то есть на музыкальный материал»

В первую очередь способствует развитию детского творчества это музыкальное движение. В музыкально ритмической деятельности детей творчество реализовано в использовании выразительных движений, характерных для пластики определенных образов в песне.

Чтобы найти выразительные движения дети должны прослушать произведение, выявить его характер, затем спланировать возможные варианты тех, тех или иных движений. Итогом творческого решения является выразительное исполнение сочинения.

Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели:

развивать творческие способности, вовлекая детей в эмоциональное исполнение попевок, песен, в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки.

Считаю необходимым продолжить воспитание в учащихся активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся, воспитывать интерес учащихся к хоровому пению и доброе отношений друг к другу и к окружающим.

Исходя из цели и задач урока, было запланировано 4 этапа работы, в числе которых:

- организационный этап;

- подготовительный этап (игры, упражнения, распевание);

- основной этап: работа над песней «Вот какие башмачки»;

- итоги работы.

Организационный момент имеет цель сконцентрировать внимание учащихся на всей последующей работе, быстро настраивает на занятие.

Дети должны прислушиваться к ощущениям в процессе голосового воспроизведения. Следовательно необходимым в моей работе является развитие вокально - хоровых навыков. Остановлюсь подробно на 2 этапе работы:

В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

  1. применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.

  2. направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.

Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.

  1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чётко дикции:

Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука:

Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:

1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:

2. Упражнение, способствующее расширению диапазона:

Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

После показа дети рассказывают о содержании песни, обязательно останавливаемся на непонятных словах, анализируем в общих чертах характер музыки, поскольку более подробный анализ проходит далее в процессе разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).

При разучивании необходимо чётко показывать необходимые штрихи, дыхание.

При разучивании жест несколько утрирую, добиваясь желаемого качества пения. Прививаю детям навык протяжного пения (пропевание, протягивание гласного звука), а также уделяю внимание правильному вокальному делению на слоги.

Разучивание проходит частями: фразы, предложения, куплеты. Перед началом пения необходимо 2-3 раза пропеть детям фрагмент, предназначенный для разучивания, при этом необходимо высотное тактирование, чтобы детям было легче запомнить движение мелодии. Каждый раз перед пропеванием ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя с учителем; определи, какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.

В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания по фразам необходимо спеть весь куплет целиком, при этом у детей должен остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается за 3-4 урока - сюда входит и не только выучивание текста и чистое интонирование, но и выполнение всех общих задач.

В каждом произведении - ставятся различные цели и задачи. В одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразировкой, дыханием и т.д.

Спев песню целиком, проводится работа над деталями.

Большое место в хоровой работе уделяется тексту. Текст учим только вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует качества вокального звучания. Мало знать только текст, необходимо каждое слово «впеть», соединить его с определённой высотой звучания, «облагородить». Нарушение этого правила приводит к тому, что хорошо звучит у детей лишь первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже.

Очень важно, чтобы дети глубоко проникли в художественный образ произведения. Для этого необходимо прочитать детям текст, после чего обсудить содержание произведения. Очень тщательно рассматривается песенный репертуар - по принципу его доступности, то есть исходя из реальных певческих возможностей детей, с учетом их возрастных особенностей.

Вывод: Время на занятии было использовано рационально, благодаря чему в конце занятия был проведен опрос. Все запланированные задачи были реализованы на занятии. В ходе занятия были использованы различные формы работы учащихся: коллективная, групповая и индивидуальная. Таким образом, считаю, что занятие представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Ученики показали, что новую тему они усвоили хорошо, задания выполняли с удовольствием, активно и эмоционально работали на занятии. Материал, подобранный для урока, был доступен для всех учащихся. Каждый этап работы был взаимосвязан с предыдущимСодержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовала возрастному уровню 3 класса. Удалось осуществить логические связки между этапами. Дети поют естественным, свободным звуком, хорошо реагируют на дирижерский жест, программа соответствует возрасту детей. Удалось реализовать основные принципы интегрирования: Доступность, наглядность, связь обучения с практической деятельностью.

Результатом занятия является усвоение знаний и приемов вокально - хоровых упражнений. Эффективность достигнута за счет грамотного построения урока, заинтересованности обучающихся, благоприятной, творческой атмосферы.

Что не получилось: В дальнейшем нужно обратить внимание на дыхание и дикцию (добавить упражнения на дыхание и скороговорки), можно расширять вокальный диапазон в сторону верхнего регистра ( до фа- фа-диез 2 октавы), вводить форте. Не очень чистое интонирование связано со сложностью вокально слухового восприятия и низкой координации слуха и голоса. Кроме того это связано со сложностью вокального воспроизведения.


В вокально - хоровой педагогике музыкальный материал выбирается с учетом тесситуры.

Использование способности детей к эмоционально - образному мышлению, восприятие детей через воображение.

Целенаправленность: Связана с

Системность: Взаимосвязь с

поэтому я использую эмоционально образное….

Адаптированный материал для детей, процесс многофазный, одно за одним.

Дети должны прислушиваться к ощущениям в процессе голосового воспроизведения


© 2010-2022