Планирование Формирование проектных умений на уроках и во внеклассной работе

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование проектных умений на уроках и во внеклассной работе




Автор: учитель музыки

высшей категории

ГОУ СОШ с УИОП

г. Зуевка Кировской

области

Выгорчук Е. В.






2010 г.


Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Основная ценность метода проектов и заключается в том, что он отвечает этим современным педагогическим требованиям. Поэтому формирование проектных умений у учащихся является особенно актуальным.

Я использую метод проектов в своей практической деятельности как одну из новых педагогических технологий в музыкальном воспитании учащихся. В теории и практике музыкального образования не освещены технологии проведения уроков-проектов. Идеи уроков-проектов мало реализованы.

Проблема необходимости формирования проектных умений у учащихся вытекает из противоречия между задачами, стоящими перед современным образованием и отсутствием опыта работы по формированию проектных умений учащихся на уроках музыки и во внеклассной деятельности.

При теоретическом обосновании опыта работы я использую идеи Хуторского А. В., Сергеева И. С., Сиденко А. С., Конышевой Н. М. - кандидатов и докторов педагогических наук, профессоров московских вузов, а также идеи самарских ученых: Голуб Г. Б., Перелыгиной Е. А., Чураковой О. В.

Целью моей научно-исследовательской работы является создание условий для формирования проектных умений у учащихся на уроках музыки и во внеклассной работе.

В ходе работы я выдвинула следующую гипотезу: если создать условия для формирования проектных умений у учащихся, то можно достичь нового результата образования, то есть готовности учащихся организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для достижения своих целей в разных жизненных ситуациях.

Я наметила пути реализации ведущей идеи своей научно-методической работы. Это следующие задачи:

  1. познакомиться с теоретическими основами метода проектов;

  2. провести диагностики по выявлению у учащихся исследовательских умений и умений по созданию проектов;

  3. создать ситуации, в которых разворачивались бы проекты учащихся;

-1-


  1. освоить и отработать систему сопровождения проектной деятельности

учащихся на уроках музыки и во внеклассной деятельности.

В своей работе я использовала следующие методы исследования: теоретический (изучение литературы, сравнение, обобщение), эмпирический (наблюдение, опрос, анкетирование) и практический (разработка и проведение уроков-проектов).

Проведя диагностирование учащихся контрольной группы в начале исследования (на тот период они были первоклассниками) по выявлению у них уровня сформированности проектных умений, я пришла к выводу о том, что данный уровень является очень низким, особенно уровня сформированности таких исследовательских умений, как: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, видеть проблемы, осуществлять отбор необходимой информации и умение создавать проект.

Для решения основной задачи своей научно-исследовательской работы я реализовала следующие компоненты:

  1. Для формирования и развития исследовательских умений - включение на уроках таких видов деятельности как

  2. сравнение звуков по высоте, длительности, динамики, тембру, темпу;

  3. сравнение двух музыкальных произведений по характеру музыки;

  4. сравнение двух музыкальных произведений с одинаковым названием различных композиторов, например: «Баба-Яга» Чайковского и Мусоргского, «Прогулка» Прокофьева и Мусоргского, «Зимнее утро» Чайковского из «Детского альбома» и «Утро» Грига из сюиты «Пер Гюнт», «Нянина сказка» Чайковского и «Сказочка» Прокофьева;

  5. наблюдение за развитием динамики, темпа, мелодии в одном музыкальном отрывке или пьесе;

  6. музыкальный анализ произведения по плану;

  7. выдвижение гипотезы, связанной с названием произведения;

  8. выполнение задания (домашнего или на уроке), требующего отбора информации по определенной теме.

  9. Красной нитью через всю проектную деятельность учителя и учащихся проходит тема фольклора, так как все ученики контрольной группы являлись участниками кружка «Русский фольклор».

Следующий компонент моей работы - это разработка и проведение педагогических проектов уроков, в ходе которых создаются жизненные ситуации, проблемы, которые нужно решить учащимся. На уроке во 2 классе по теме «Сказка в музыке» мы с учащимися решали жизненно важную проблему, которая заключалась в следующем: многим детям очень

-2-

нравится смотреть музыкальные спектакли в театре, но не всегда предоставляется такая возможность у нас в городе. После

выявления причин этой проблемы, поисков исправления этой ситуации

учащиеся выбрали самый реальный способ - создать музыкальный спектакль самим.

В ходе урока учащиеся работали над постановкой русской народной сказки «Теремок» в группах: 1 группа - артисты-певцы (главные герои сказки), 2 группа - музыканты, аккомпанирующие артистам-певцам, 3 группа - художники-оформители, рисующие декорации к спектаклю. На этом же уроке была презентация сказки.

На уроке музыки во 2 классе по теме «Оркестр русских народных инструментов учащиеся решали проблему: где и как можно услышать «живую» музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов. Второклассники тоже выбрали способ создания в классе оркестра русских народных инструментов и разучивание на уроке одного музыкального произведения с последующим выступлением перед учащимися младших классов. Этот урок был рассчитан на 2 часа.

  1. Кроме создания и проведения педагогических проектов уроков музыки я занималась организацией проектной деятельности учащихся. Ученики 3 класса контрольной группы выполняли индивидуальные проекты на тему «Любимые русские народные песни моей семьи», групповой проект на тему «Элементы фольклора в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», целью которого было подготовить урок-спектакль, а также проект «А. М. Васнецов - собиратель вятских народных песен», продуктом которого было выступление на мероприятии, посвященном презентации сборника А. М. Васнецова с исполнением вятских народных песен. Учениками 3 класса были выполнены и другие групповые проекты, посвященные русским народным праздникам: «Осень, осень, в гости просим», «Рождество - Святки», «Открывайте ворота, идет Матушка Весна», «Пасха - праздников праздник, торжество из торжеств».

В этих проектах был наиболее высокий уровень мотивации школьников, так как продуктом этих проектов было проведение праздников для учащихся младших классов. По типу эти проекты исследовательские, целью которых было изучение обычаев, обрядов, истории праздников, специфики празднования, использование фольклора на каждом из этих праздников, приготовление праздничных блюд и т. д. Учащиеся работала в трех группах: искусствоведы, которые собирали материал о праздниках, сценаристы, составлявшие сценарии праздников и актеры, исполнявшие главные роли. Иногда дети переходили из одной группы в другую, что возможно при работе над проектом.

В 4 классе эти ученики работали над проектом «Песенный хоровод дружбы»,

-3-

продуктом которого стал концерт, составленный из песен народов мира. Детьми

были найдены песни разных народов, разучены вместе с учителем, составлена программа концерта, оформлена афиша, билеты, выполнены национальные

костюмы, выбраны конферансье.

Система работы по формированию проектных умений у учащихся позволила добиться следующих результатов. За время проведения экспериментальной работы произошли изменения: уровень исследовательских умений учащихся значительно повысился, учащиеся овладели знаниями и умениями по созданию проектов. Это подтверждено результатами анкетирования, проведенного в конце исследования, а также наблюдениями в ходе презентаций проектов, осуществленных детьми. У школьников не только возрос интерес к урокам музыки, но и появился мотив к личностному росту, развитию эмоциональной сферы, что очень важно в музыкальном воспитании. При работе над групповыми проектами у учеников повысилось чувство ответственности за порученное дело, детский коллектив стал более сплоченным и дружным. Многие дети проявляли чувство сопереживания по поводу ошибок и неудач одноклассников, приходили на помощь и взаимовыручку ради блага общего дела.

Таким образом, использование новой технологии - метода проектов - в работе с учащимися является эффективным, так как

  1. повышается активность учащихся на уроках и во внеклассной деятельности;

  2. повышается уровень мотивации к поиску знаний и их применению;

  3. происходит развитие личности по нескольким направлениям: интеллектуальному, нравственному, творческому, эмоциональному и духовному.

Выдвинутая мной гипотеза о том, что можно достичь нового результата образования с помощью создания условий для формирования проектных умений учащихся, подтвердилась.



-4-

© 2010-2022