• Преподавателю
  • Музыка
  • Элективный курс для 9 класса Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана

Элективный курс для 9 класса Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Краснослободская основная общеобразовательная школа»

Спасского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Утверждаю» «Согласовано»

На заседании ШМО Директор МБОУ Зам. Начальника ОО

_____ Шеронова А.А. «Краснослободская ООШ» ____ Рыбакова Л.С.

«_____»_______2014 г. _____Копушова Т.А. «_____»_____2014 г.





Авторская программа элективного курса

по музыке для учащихся 9 класса

«Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография)

народов Татарстана»



Составитель:

Кременсков Евгений Николаевич -

учитель музыки

высшей квалификационной категории

Краснослободской ООШ

Рецензент:

Брыкалова Наталья Юрьевна -

методист РОО

первой квалификационной категории

исполнительного комитета

Спасского муниципального района

Республики Татарстан









2014 год







Элективный курс для 9 класса Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана







Элективный курс для 9 класса Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана









Структура программы элективного курса

  1. Пояснительная записка

- характеристика курса, его место и роль в образовательном процессе;

- срок реализации программы элективного курса;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на его реализацию;

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цели и задачи курса

- обоснование структуры учебного курса «Народное музыкальное творчество народов Татарстана»;

- методы обучения;

  1. Общая характеристика курса

- этапы обучения;

- учебно - тематический план.

  1. Место курса в учебном плане

  2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5. Содержание учебного предмета курса

- сведения о затратах учебного времени;

- учебно - тематический план.

  1. Тематическое планирование и основные виды учебной деятельности

  2. Учебно - методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса

- методические рекомендации педагогическим работникам;

- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

8.Планируемые результаты изучения курса

9. Списки рекомендуемой методической и учебной литературы.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

«Поселяйся там, где поют:

те, кто поют - худо не думают»

Народная мудрость

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 17 часов. Программа курса «Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана» для 9 класса разработана в соответствие с законом РФ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 о введении ФГОС ООО, а также на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

Программа курса направлена на получение обучающимися специальных знаний о многообразных формах народной песни, традиционных обрядов и музыкальных инструментах коренных народов Татарстана.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача курса состоит в пробуждении у них интереса к народной музыке и на основе этого умения наслаждаться ею, испытывать потребность в постоянном общении с музыкой.

Данный курс предназначен для общеобразовательных школ и рассчитан на полугодие. Он построен в основном на материале традиционно - бытовой культуры народов Республики Татарстан.

Элективный курс имеет целью углубить знания обучающихся по наиболее актуальным вопросам, связанным со сферой межнациональных отношений, способствовать формированию у них практических умений и навыков.

Курс «Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана» позволяет выявить специфику народов нашей республики и особенности их деятельности.

Изучение этнографии народов республики способствует активизации учебно - познавательной деятельности обучающихся, содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному поиску знаний, развивает исследовательские умения и навыки. Система образования, включающая данный курс, ориентирована на развитие личности обучающихся и имеет большое воспитательное значение.

Курс позволяет систематизировать краеведческие знания, повышать уровень самостоятельности при изучении музыкального фольклора своего родного края, отрабатывать важнейшие специальные и учебные умения и навыки.

Программа элективного курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на;

- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине через изучение народного музыкального творчества;

-воспитание чувства уважения к старшему поколению и почитания народных традиций как источника красоты и жизненной силы;

- воспитание бережного отношения к фольклору как источнику народной мудрости, исторической культурной ценности народа, осознание фольклора как неотъемлемой части общечеловеческой культуры;

- овладение учащимися духовными и культурными ценностями народов Татарстана и Российской Федерации.

Программа ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности народов Татарстана;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование умения у учащихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса;

- осуществление самостоятельного контроля над своей учебной деятельностью, умение давать объективную оценку своему труду, формирование навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в учебном процессе.

Программа курса реализуется в процессе обучения и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.


  1. Срок реализации программы элективного курса

Срок реализации элективного курса «Народное музыкальное творчество народов Татарстана» составляет 17 часов.


  1. Объем учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию курса «Народное музыкальное творчество народов Татарстана»:

Таблица 1

Срок обучения

Полугодие

Максимальная учебная нагрузка

17 уроков

Количество часов на аудиторные занятия

13

Количество часов на посещение музеев, выполнение самостоятельных творческих работ и зачет по курсу

4

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Элективный курс «Народное музыкальное творчество народов Татарстана» проводится в форме занятий один раз в неделю по 1 часу.

5. Цель и задачи элективного курса

Целью курса является развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества.

Задачами являются:

- освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, формирование круга представлений о народных инструментах, песнях и обрядах;

- обучение навыкам восприятия фольклорного материала;

- обучение разнообразным видам художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному;

- приобщение учеников к совместным формам творческой деятельности;

- формированию музыкальной культуры учащихся;

- обретение учащимися духовной автономии, формирование духовной свободы, как основы индивидуальной художественной культуры;

- развитие эмоциональной сферы, воспитание их музыкально - эстетического вкуса;

- формирование у учеников «национальной» широты музыкального вкуса, стремление не только слушать национальную музыку своего народа, но и музыку других народов, приобщая их к золотому фонду народной песни, обрядов и инструментов.


  1. Методы обучения

Одно из основных направлений преподавания искусства - организация работы по овладению обучающимися прочных и осознанных знаний. Конечно, изучить всю предложенный материал невозможно: на уроки искусства отведено мало времени и нужно правильно оценивать реальные возможности учащихся, напряженность учебного плана. При изучении этого курса целесообразно использовать все дополнительные резервы. Такие возможности заключены в творческом подходе к материалу тем.

2. Общая характеристика курса

Предлагаемая программа курса отражает один из возможных вариантов раскрытия федерального государственного стандарта общего образования по предметным областям «Искусство. Живопись. Музыка».

Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего обучающимся познавать мир и самого себя в этом мире.

3.Место курса «Народное музыкальное творчество» для обучающихся 9 классов

Предлагаемый образовательный курс в объеме 17 часов рассчитан на полугодие. Данный образовательный курс является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации по музыке, обрядах и инструментах народов, проживающих в Татарстане.

Знания, предлагаемые в процессе его изучения, позволят не только стимулировать познавательную активность обучающихся, но и развить творческие способности детей, ведь их успехи в творческих проектах рождают уверенность в своих силах, способностях. Они преодолевают барьер робости, нерешительности перед новыми видами деятельности, у них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде деятельности

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты

В результате изучения курса «Народное музыкальное творчество народов Татарстана» должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса:

- чувство гордости за свою Республику Татарстан и в целом за историю и культуру России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов народного музыкального фольклора;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии культур, обрядов и инструментов на основе сопоставления изучаемого материала;

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Конец формы

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах народного музыкального творчества;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания различных музыкальных стилей и жанров:

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных народов, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке, обрядах народов Татарстана и личностной оценкой ее содержания в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли народного музыкального творчества в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование общего представления о музыкальном фольклоре;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности народов, проживающих в республике Татарстан;

- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам народного творчества;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение эмоционально и осознанно относиться к творчеству разных народов.


5.Содержание учебного предмета

  1. Этапы обучения

Таблица 2

Срок

реализации

Задачи

1 раздел: Введение

3 часа

Народное музыкальное творчество как учебная дисциплина, основные признаки музыкального фольклора, традиционный и современный музыкальный фольклор и их соотношение.

2 раздел: Русский музыкальный фольклор

4 часа

Региональные традиции русского музыкального фольклора, народные музыкальные инструменты, взаимосвязь стихов и напева, посещение краеведческого музея г. Болгар.

3 раздел: Татарский музыкальный фольклор

5 часов

Музыкальный этнос татар, календарные и семейно - бытовые обряды, музыкальный фольклор казанских татар, татарские народные музыкальные инструменты, посещение татарского национально - культурного центра РДК.

4 раздел: Музыкальный фольклор других народов

3 часа

Финно - угорская группа - мордва, тюркская группа - чуваши, посещение музея чувашского народа при ДДТ.

5 раздел: Заключение

2 часа

Составление творческих работ, зачет по курсу.


6.Тематическое планирование и основные виды деятельности


Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем элективного курса с указанием распределения учебных часов. Максимальная учебная нагрузка представлена из расчета аудиторных занятий и самостоятельной работы учащихся.

Таблица 3

Тема

Музыкальный

и другой материал

Кол-во

часов

1

Народное музыкальное творчество как учебная дисциплина:

- этнография, как историческая наука, изучающая историю развития народов, их быт и культуру;

- определение понятий «быт» и «культура»;

- понятие «материальная и «духовная» культура;

- наука, изучающая музыкальный фольклор.

Презентация по теме «Народное музыкальное творчество, быт и культура»


1

2

Основные признаки музыкального фольклора:

- природа фольклора, его традиционность;

- его многозначность: вариант одной песни в разном исполнении;

- фольклор и профессиональная музыка.

Р. Муртазин «Праздничная симфония».

1


3

«Традиционный» и современный музыкальный фольклор и их соотношение;

- определение данных понятий;

- исчезновение одних жанров и живучесть других;

- зависимость от социально - исторических условий жизни.

Презентация на тему «Фольклор вчера и сегодня» - приложение к урокам «Культура народов Поволжья» А.Порядковой


1


4

Региональные традиции русского музыкального фольклора:

- исторические, хозяйственные, природные причины образования фольклора;

- развитая сеть календарных обрядов зимой, весной, летом и осенью (коляды, подблюдные, масленичные, веснянки, жатвенные и др.):

- особенности исполнения народных песен, многоголосие.

Музыкально-фольклорные игры.

«У медведя во бору»;

«Горшки»;

«Золотые ворота»;

«Баба Яга»;

«Бубен»;

«Курочки и петушки».


1



5

Народные инструменты;

- духовые (флейты, кугиклы, дудки, сопель, трубы, рожки);

- струнные (гусли, балалайки);

- мембранные (бубны);

- самозвучащие (ложки, трощетки, рубель, колокола).

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты»





1


6

Взаимосвязь стиха и напева:

- особенности русского языка и песенной речи;

- многократное повторение припева;

- «цепной запев» русской протяжной песни.

Примеры народных песен: В темном лесе; Ах вы сени, мои сени; Дубинушка, Вечерний звон.

1


7

Посещение краеведческого музея города Болгар


1

8

Музыкальный эпос татар:

- специфика традиций татар;

- основные жанры: книжные напевы (китап уку койлэре), мунаджаты, байты.

Книги «Бакырган», «Бэдэвам», «Мухаммадия».

Мунаджаты - «Пожелания хозяину дома», «Расстался я с Родиной», «Вернулся бы твой сын на Родину».

Байты - « О Булгаре», «Об обороне Москвы», «Красавица Таския».







1


9

Календарные и семейно - бытовые обряды:

- три цикла календарных (аграрных) обрядов (до начала, начало и после сева);

- такмак - древнейший жанр, связанный с ритуальными плясками, прибаутками;

- озын кой (лирическая протяжная песня);

- свадебный обряд;

- авыл койлэре (деревенские напевы), салмак койлэре (городские напевы).

Презентация на тему «Традиции татарского народа» с прослушиванием музыкальных примеров.



1


10

Музыкальный фольклор казанских татар:

- казанское ханство, преемственность Волжской Булгарии;

- подъем музыкальной культуры, высокий уровень инструментальной музыки, культуры пения;

- падение Казанского ханства и возрождение национальной культуры ХХ века;

- фольклор в музыке композиторов Татарстана.

Лекция с элементами прослушивания на тему «Музыкальный фольклор казанских татар».

1

11

Татарские народные музыкальные инструменты:

- струнные (гослэ);

= смычковые (кубыз);

- духовые (курай);

- гармоники.

Презентация о татарских народных инструментах с прослушиванием.


12

Посещение татарского национального культурного центра при Районном Доме культуры г. Болгар.


13

Тюрская группа - чуваши:

- расселение чуваш, хозяйство, культура;

- обрядовый фольклор;

- чувашские народные музыкальные инструменты.

Презентация на тему «Чувашский фольклор» Албутова Л.М.

1

14

Посещение музея чувашского народа при Доме Детского творчества г. Болгар

(руководитель Якличева В.М.)

1

15

Финно - угорская группа: мордва:

- расселение, культурные связи. Обрядовый фольклор;

- зимние песни (роштувань кудо), весенние песни (тундонь морот), обращение к духам (нуряфтема морот);

- свадебные обряды;

- лирические песни (кувака морот);

- мордовские народные инструменты.

«Страницы истории глазами народа (мордовский фольклор) - презентация. Автор - Томилина Е.А.

1

16

Составление творческих работ

1

17

Зачет по курсу «Народное музыкальное творчество (Музыкальная этнография) народов Татарстана.

1


Всего

17



7. Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение


1. Методические рекомендации преподавателям

Основная форма учебной и воспитательной работы - урок в классе, включающий в себя проверку выполненного задания, совместную работу преподавателя и обучающихся по теме урока, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы учащихся.

Виды аудиторных учебных занятий по курсу «Народное музыкальное творчество народов Татарстана»:

- рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры фольклора, традиционный быт и уклад жизни);

- слушание и восприятие музыки, видео просмотр обрядовых действий;

- практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора;

- посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций;

Аудиторные занятия по курсу «Народное музыкальное творчество народов Татарстана» должны быть построены на сочетании различных видов деятельности, включающих практические и творческие задания (слушание, видеопросмотр, пение, игра на народных инструментах и др.). Частая смена видов деятельности позволит сохранить работоспособность обучающихся, остроту восприятия материала.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к ученикам, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровня подготовки.

Особенности элективного курса «Народное музыкальное творчество народов Татарстана» связаны с цикличностью народного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен.

Методика работы, предложенная в программе курса, универсальна и может работать на любом локальном стиле традиционной культуры. Содержание уроков, основанное на изучении традиционного фольклора, позволяет учащимся не только освоить необходимый учебный материал, но и осознать себя наследниками национальных традиций.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Материально-технические условия реализации программы курса «Народное музыкальное творчество народов Татарстана» должны обеспечивать возможность достижения учениками результатов, установленных федеральными государственными требованиями.

Минимально необходимый для реализации программы курса класс и материально-техническое обеспечение включает:

- учебный класс с фортепиано или баяном для исполнения песен;

- учебные парты/столы/;

- звукотехническое оборудование (проигрыватель пластинок и компакт дисков, магнитофон, видеомагнитофон (DVD проигрыватель), мультимедийное оборудование, персональный компьютер);

Учебный класс должен быть оформлен наглядными пособиями.

8. Список литературы


1. Сайдашева, З.Н. Татарская музыкальная этнография : учеб. пособие / З. Н. Сайдашева. -

Казань : Тат. кн. изд-во, 2007. - 224 с. (4 экз.)

2. Исхакова-Вамба, Р.А. Татарское народное музыкальное творчество : традиционный

фольклор / Р. А. Исхакова-Вамба ; под ред. К. М. Хуснуллина ; Гос.центр.татар.фольклора. -

Казань : Тат. кн. изд-во, 1997. - 264 с. : ил. ; ноты (5 экз.)

3.Нигмедзянов, М.Н. Татарская народная музыка / М. Н. Нигмедзянов. - Казань : Магариф,

4.Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. - Саратов, 2001.

5. Вертко К.А Русские народные музыкальные инструменты.К.А Вертко.-М. :Юнипресс 2004. - 176
6. Гусев В.Е Обряды и обрядовый фольклор.В.Е Гусев.-М. :Феникс 2003. -236
7. Кагоров Е.Г Состав и происхождение свадебной обрядности. Е.Г Кагоров .-М. :Феникс 2003. -194
8 .Кулаковский М.Л У истоков народного театра и музыки. М.Л Кулаковский.-М. :Глобулус
9. Пропп В.Я Фольклор.В.Я Пропп.-М. : Юрайт 2000. -221
10. Савушкина Н.И Народный театр.Н.И Савушкина.-М. : Эксмо 2004. -320

11.Бояркин Н. «Мордовское народное музыкальное искусство» Саранск 1983 г.

12.Максимов С.Н. «Чувашские народные песни» М. 1984 г.

13.Сироткин М.Л. «Чувашский фольклор» Ч. 1965 г.

14.Ананичева Т. Песенные традиции Поволжья. М.: «Музыка», 1991



© 2010-2022