- Преподавателю
- Музыка
- Тематическое планирование 5 класс ФГОС по программе Алеева по триместрам
Тематическое планирование 5 класс ФГОС по программе Алеева по триместрам
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Синцова Е.Г. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ
№ урока
Тема урока
Кол- во
часов
Тип урока
Элементы основного и дополнительного
Музыкальный материал
Планируемые результаты УУД обучающихся
Вид контроля
Домашнее задание
Дата проведения
план
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
1
1 триместр
Искусство открывает мир.
1
Комбинированный
Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное осмысление действительности
М. Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение); В. Алеев, С. Маршак. «Гвоздь и подкова» (слушание)
Размышлять о роли музыки в жизни человека; понятие искусство.. Исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох
Устный опрос
Составить устный рассказ
2
Древний союз. Истоки
1
Урок изучения нового материала
История развития музыки. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифолгически-магическими представлениями
П. Чайковский. «Времена года. Октябрь» (слушание); М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)
Выявлять что является источниками вдохновения для композиторов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др
Проявлять эмоциональную отзывчи- вость, личностное отно- шение к муз. произв.
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение
3
Древний союз.
Искусства
различны, тема едина
1
Комбинированный
Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художественном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств
М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение)
Находить ассоциатив- ные связи межзду художественными образами муз. и др. видах искусства. Исполнять выразительно произведения, используя приобре- тенные вокально-хоровые навыки
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение
4
Музыка рассказывает обо всем
1
Комбинированный
Темы в искусстве. Любой
вид деятельности можно условно называть искусством,
если исполнитель вкладывает в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме
М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение
Р. Шуман. «Первая утрата» (слушание).)
Определять основные те
мы в искусстве.
Уметь приводить
примеры тем природы, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном искусстве
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Придумать
ритмический
рисунок (хлопками, постукиванием, голосом)
5
Слово и музыка. Два великих начала
искусства
1
Комбинированный
Музыка - вид искусства,
художественным материалом которого является звук,
особым образом организованный во времени. О чем говорит музыка
Ф. Шуберт, В. Мюллер. «В путь»
(из вокального
цикла «Прекрасная
мельничиха»)
(слушание)
Знать о неразрывной
связи музыки и художественного слова.
Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведении
Устный
опрос
Составить
кроссворд
6
Слово и музыка. Стань
музыкою,
слово!
1
Комбинированный
Цикл. Циклические формы
в музыке - музыкальные
формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл - объединение и целых произведений, каждое из которых может обладать или не обладать циклическим характером
М. Мусоргский.
«Кот Матрос»
(из вокального
цикла «Детская») (слушание); Американская народная песня «Веселый мельник» (пение)
Определять различные
Жанры вокальной
музыки.
Размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки
Тест
Хоровое
пение
Подготовить сообщение
7
Слово и музыка.
Песня - верный спутник
человека
1
Комбинированный
Песня- наиболее простая
и распространенная форма
вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Основные жанры музыкального искусства: песня - один из трех китов, на которых держится музыка (Д. Б. Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс
Мендельсон. Песня
без слов № 14;
П. Чайковский.
Концерт № 1 (слушание). Американекая народная песня «Веселый мель
ник» (пение)
Передавать свои муз.впечатления в усной и письменной форме
Проникаться
эмоциональным содержанием музыки;
правильно дышать
при пении, образовывать и извлекать звук,
петь естественным
голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Составить устный рассказ
8
Музыка «дружит» не только с поэзией.
1
Комбинированный
Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе.
Виды концерта:
- музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.);
- литературный концерт;
- эстрадный
В. Баснер, М. Матусовский. «С чего
начинается Родина?» (слушание, пение)
Знать характеристику и виды песен, их
отличия от романса и серенады.
Размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера
Устный
опрос.
Хоровое пение
Подобрать песни по
теме урока
9
Музыкальная палитра
1
Комбинированный
Многообразие музыкальных
жанров, тем. Музыка как
вид искусства, ее возникновение и взаимосвязь с литературой
Музыкальная викторина. Исполнение песен по выбору учащихся
Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.
Владеть муз. терминами, применять полученные знания и умения, анализировать.
Викторина
Составить музыкальный
кроссворд
10
«Романса трепетные звуки...»
1
Урок изучения нового материала
Жанр романса. Виды романсов (городской, бытовой, цыганский, песня-романс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Романс - камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением
С.Рахманинов, И.Бунин.
« Ночь печальна»
Участвовать
ш в коллективной исполнительской дечтельности.
Размышлять о
музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить сообщение о романсе. Ответить на вопрос: «В чем разница между романсом и песней .
11
Хоровая музыка.
1
Комбинированный
Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, женский хор. По манере пения различают: академические и народные хоры; по количеству участников: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональные, любительские, церковные
П. Чайковский. «Отче наш»;
Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения
Устный опрос. Хоровое пение
Подобрать песни по теме урока
12
Что может изображать хоровая музыка
(Заключительный урок
I триместра.)
1
Урок изучения нового материала
.
Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне: канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 16 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, например в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни.
. Г. Свиридов, С. Есенин. «Поет зима...» (из музыкальной поэмы«Памяти Сергея Есенина.»
Исполнять народные пес-ни, песни о родном крае современных композиторов;
Понимать особенности музыкального воплоще -ния стихотворных текстов.
. Хоровое пение
Викторина.
13
Мир человеческих чувств
1
Комбинированный
Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под аккомпанемент лютни, мандолины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровождающие пение серенады: лютни, гитары, мандолины. Родина серенады - Италия, Испания
X. Каррерас. «Серенада»; М. Глинка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хоровое пение)
Определять жанр серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады
Устный опрос
Составить устный рассказ о чувствах чело века и их воплощении в музыке
14
. Мир русской
песни .
1
Комбинированный
Русская народная песня-песня, слова и музыка которой сложились исторически
в ходе развития русской
культуры. Народная песня не имеет определённого автора, или автор не известен
«Есть на Волге утес...» Русская народная песня; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)
Определять основные признаки народной песни, виды песен.
Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять песню напевного характера.
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение о народной музыке
15
Песни народов мира
1
Урок изучения нового материала
.Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен народов мира.
Польская народная песня «Висла»
Определять характерные черты музыкального творчества народов России и др. стран при участии в народных играх и обрядах.
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение о хоровой музыке в храме
16
Вокально- хоровая музыка - поет душа
1
Комбинированный
Многообразие жанров, многообразие образов. Искусство прекрасного пения.
Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)
Различать простые и сложные жанры вокальной музыки.
Воспринимать на слух музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и называть их
Тест
Хоровое пение
17
Опера - самый значительный жанр вокальной музыки
1
Урок изучения нового материала
Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опера - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом
М. Глинка, С. Городецкий. Финальный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
Владеть определением оперы, историей рожде- ния этого жанра вокаль -ной музыки, видами оперного искусства, участниками и создателя- ми оперного действа.
Находить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей;
Исполнять хоровые произведения стройно, слаженно, с точной интонацией
Устный опрос
Нарисовать рисунок по теме урока
18
Из чего состоит опера
1
Комбинированный
Синтез искусств при создании оперного произведения. Части оперы: увертюра, пролог, действия, вокальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцевальные эпизоды. Оперные голоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас
М. Глинка. «Мазурка» (из оперы
«Жизнь за царя»); Н. Римский-Корсаков. Ария Садко (фрагменты из оперы) (слушание и анализ)
Определять виды искусства, синтез которых
позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Устный
опрос.
Хоровое пение
Подготовить сообщение
19
Единство музыки и танца
1
Комбинированный
Жанры балетного искусства: балет-сказка, балет-симфония; драматический балет; модерн-балет; сюжетный балет. Хореография. Дивертисмент. Сценические костюмы артистов балета: пуанты, пачка, трико
П. Чайковский. Вариация II (из балета
«Щелкунчик»); И. Стравинский. «Русская», «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Слушание, просмотр видеосюжетов
Определять характерные признаки балета, историю создания балета как вида искусства.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.
Устный
опрос.
Хоровое пение
Составить
кроссворд
20
«Русские сезоны» в Париже
1
Урок изучения нового материала
Русская балетная школа.
Российский балет возник
при царе Алексее. Это был
спектакль, поставленный
офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опера и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают ведущее положение в мире
И. Стравинский.
«Петрушка»;
П. Чайковский.
«Вальс цветов» (из
балета «Спящая красавица»; переложение для фортепиано Н. Пановой) (слушание, хоровое пение)
Различать особенности балетных школ мира, жанры балета, имена известных авторов балетов, постановщиков, балетмейстеров, выдающихся артистов балета.
Определять характер балетной выразительности; образы и содержание, созданные средствами балетного искусства
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить со
общение
«Искусство балета»
21
Музыкальность слова
1
Комбинированный
Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог
К.-В. Глюк. «Жалоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.
Определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка
Тест
Составить устный рассказ «Звучащее музыкой слово...»
22
Музыкальные сюжеты в литературе
1
Урок изучения нового материала
Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музыкальных звуков в художественное слово, окружающих нас звуков в мир искусства
Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чайковский. «Песня жаворонка». М. Яковлев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
Устный опрос. Хоровое пение
Создать мини-проект по изучаемой теме
23
Живопис-
ность искусства
Заключительный урок
II триместра
1
Комбинированный
Изобразительность - это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности. Средства выразительности в искусстве
С. Прокофьев. «Вариации Феи зимы» (из балета «Золушка»)". Струве. «Веселое эхо» (хоровое пение)
Рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства;.
.Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.
Викторина. Хоровое пение
24
Музыка - сестра живописи
1
Урок изучения нового материала
Средства выразительности в живописи и в музыке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. Музыка, звучащая с полотен
М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (альбом фортепианных пьес) (слушание, анализ)
Объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения;
приводить примеры живописных полотен, основу которых составляет изображение музыки
Устный опрос. Хоровое пение
Придумать ритмический рисунок
25
Может ли музыка выразить
характер человека?
1
Комбинированный
Выразительность - вторая сторона художественного образа, отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений. Музыка программная
М. Мусоргский.
«Песня Варлаама»
(из оперы «Борис
Годунов»), «Гном»
(из фортепианного
цикла «Картинки
с выставки»);
Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня о картинах» (хоровое
пенис)
Сопоставлять
произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слаженно песню.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и ИЗО.
Устный
опрос
Подобрать
песни
по теме
урока
26
Образы природы в творчестве музыкан-
тов.
Пейзаж в музыке
1
Урок изучения нового материала
Образ природы в живописи и в музыке. Выразительные средства. Выразительность - отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека. Изобразительные возможности музыки заключены в способности к различным звуковым имитациям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.
М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» (из фортепианного цикла «Времена года»); Русская народная песня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)
Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, композиторов, изображающих природу. Выражать цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение
27
«Музыкальные краски»
в произве-
дениях художн-
иков-импрессионистов
1
Комбинированный
Творчество композиторов-импрессионистов.
Музыкальный пейзаж
у импрессионистов - это прежде всего красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует и в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т. д.
К. Дебюсси. «Облака» (из симфонического цикла «Ноктюрн»); М. Равель.
«Игра воды» (фрагмент). Русская народная песня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)
Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка импрессионистов
Уметь приводить при
меры «музыкальных
картин», характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Составить устный рас
сказ о художнике-
импрессионисте,
композиторе-импрессионисте (на выбор)
28
Волшебная
Красоч-
ность
музыкальных сказок
1
Урок изучения нового материала
Роль сказки в музыке.
Музыка воссоздает сказочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небывалую красочность, таинственность, волшебство, индивидуальную окраску. Музыкальные сказки и их авторы
И. Стравинский.
«Заколдованный
сад Кощея» (из балета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по лесу идет» (хоровое пение)
Понимать роль музыки
и проявление её волшебной силы в сказках.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Устный
опрос.
Хоровое
пение
Подготовить со
общение
о любимой музыкальной сказке
29
Сказочные
герои
в музыке
1
Комбинированный
Разные облики и образы
сказочных героев, воплощенные в музыке. Все богатство мира сказок получило свое звуковое выражение. Характерные сказочные музыкальные интонации. Музыкальные инструменты, помогающие воссоздать образ сказочного персонажа
М. Мусоргский.
«Избушка на курьих ножках» («Баба Яга») (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»)
Характеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.
Устный
опрос.
Нарисовать сказочного героя из музыкальной сказки
30
Тема богатырей в музыке
1
Комбинированный
Взаимосвязь музыки с живописью, литературой, театральным искусством. Любовь и уважение к искусству, к родине через знакомство с героями былин - русскими богатырями. Музыкальная характеристика сказочного персонажа
М. Мусоргский. «Богатырские ворота» («В стольном городе Киеве»); А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»
Определять общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Устный опрос. Хоровое пение
Подготовить сообщение о воплощении богатырской темы в музыке
31-32
«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»
2
Комбинированный
Создание композитором музыкального и художественного образа. Средства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение
П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звездная река» (хоровое пение)
Ориентироваться в музыкальных и живописных средствах выразительности.
Устный опрос. Хоровое пение
Составить
устный
рассказ
«Музыка,
звучащая
с полотен»
33-34-35
Подводим итоги III
Триместра.
3
Контрольно- обобщающий. Памятные музыкальные даты
Понятие об эпизоде в музыке. Повторение знаний, понятий и определений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навыков. Подготовка к музыкальной викторине
С. Семенов. «Звездная река» (хоровое пение). Музыкальные эпизоды программных произведений для слушания
Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений ИЗО.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и своих сверстников.
Викторина. Хоровое пение
Выбрать понравившуюся для исполнения песню. Подготовить сообщение (презентацию
Контрольно-измерительные материалы.
-
I триместр
II триместр
III триместр
Викторина
1
1
1
Тестовая работа
1
1
1
Творческие задания
Составить музыкальный кроссворд
Подготовить сообщение по теме урока
Составить презентацию