Тематическое планирование 5 класс ФГОС по программе Алеева по триместрам

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИЕ


№ урока

Тема урока

Кол- во

часов

Тип урока

Элементы основного и дополнительного

Музыкальный материал

Планируемые результаты УУД обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата прове­дения

план

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Тема года: «Музыка и другие виды искусства»

1

1 триместр

Искусство открывает мир.

1

Комби­ниро­ванный

Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы и художественно- смысловой целостности. Искусство - образное ос­мысление действительности

М. Таривердиев. «Маленький принц» (слушание, пение); В. Алеев, С. Маршак. «Гвоздь и подкова» (слуша­ние)

Размышлять о роли музыки в жизни человека; понятие искусство.. Исполнять произведение, петь легко и звонко, без форсирования, вырабатывая певческий выдох

Устный опрос

Соста­вить уст­ный рас­сказ

2

Древний союз. Истоки

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

История развития музыки. Появление искусства связы­вают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифолгически-магическими представлениями

П. Чайковский. «Времена года. Октябрь» (слуша­ние); М. Таривер­диев. «Маленький принц» (пение)

Выявлять что является источниками вдохно­вения для компози­торов (природа, храм, искусство, поэзия, личная драма и др

Проявлять эмоциональную отзывчи- вость, личностное отно- шение к муз. произв.

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение

3

Древний союз.

Искусства

различны, те­ма едина

1

Комби­ниро­ванный

Искусство - процесс или итог выражения внутреннего мира в художе­ственном образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции. Виды искусств

М. Таривер­диев. «Маленький принц» (пение)

Находить ассоциатив- ные связи межзду художественными образами муз. и др. видах искусства. Исполнять выразительно произведе­ния, используя приобре- тенные вокально-хоровые на­выки

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение

4

Музыка рассказывает обо всем


1

Комби­ниро­ванный

Темы в искусстве. Любой

вид деятельности можно ус­ловно называть искусством,

если исполнитель вкладыва­ет в нее свои чувства в новой оригинальной и значимой форме

М. Таривердиев. «Маленький принц» (пение

Р. Шуман. «Первая утрата» (слуша­ние).)

Определять основные те­

мы в искусстве.

Уметь приводить

примеры тем приро­ды, родины, любви в музыке, литературе, изобразительном ис­кусстве

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Приду­мать

ритмический

рисунок (хлопка­ми, по­стукива­нием, го­лосом)

5

Слово и му­зыка. Два великих начала

искусства

1

Комби­ниро­ванный

Музыка - вид искусства,

художественным материа­лом которого является звук,

особым образом организо­ванный во времени. О чем говорит музыка

Ф. Шуберт, В. Мюл­лер. «В путь»

(из вокального

цикла «Прекрасная

мельничиха»)

(слушание)

Знать о неразрывной

связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризо­вать сочетание фор­мы, характера, со­держания и средств выразительности в произведении

Устный

опрос

Соста­вить

кросс­ворд

6

Слово и му­зыка. Стань

музыкою,

слово!

1

Комби­ниро­ванный

Цикл. Циклические формы

в музыке - музыкальные

формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей. Цикл - объединение и целых произведений, каждое из кото­рых может обладать или не обладать циклическим характером

М. Мусоргский.

«Кот Матрос»

(из вокального

цикла «Детская») (слушание); Аме­риканская народ­ная песня «Весе­лый мельник» (пение)

Определять различные

Жанры вокальной

музыки.

Размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально-хоровые навыки

Тест

Хоровое

пение

Подгото­вить со­общение

7

Слово и му­зыка.

Песня - вер­ный спутник

человека

1

Комби­ниро­ванный

Песня- наиболее простая

и распространенная форма

вокальной музыки, объеди­няющая поэтический текст с несложной, легко запоми­нающейся мелодией. Ос­новные жанры музыкально­го искусства: песня - один из трех китов, на которых держится музыка (Д. Б. Кабалевский). Виды песен: народная, авторская (бардовская), песня-романс

Мендельсон. Песня

без слов № 14;

П. Чайковский.

Концерт № 1 (слу­шание). Американекая народная пес­ня «Веселый мель­

ник» (пение)

Передавать свои муз.впечатления в усной и письменной форме

Проникаться

эмоциональным содержанием музыки;

правильно дышать

при пении, образовы­вать и извлекать звук,

петь естественным

голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Соста­вить уст­ный рассказ

8

Музыка «дружит» не только с поэзией.

1

Комби­ниро­ванный

Концерт, публичное высту­пление артистов по опреде­ленной, заранее составлен­ной программе.

Виды кон­церта:

- музыкальный (симфони­ческий, камерный, форте­пианный, скрипичный и др.);

- литературный концерт;

- эстрадный


В. Баснер, М. Матусовский. «С чего

начинается Роди­на?» (слушание, пение)

Знать характеристи­ку и виды песен, их

отличия от романса и серенады.

Размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного ха­рактера

Устный

опрос.

Хоровое пение

Подоб­рать пес­ни по

теме урока

9

Музыкальная палитра

1

Комби­ниро­ванный

Многообразие музыкальных

жанров, тем. Музыка как

вид искусства, ее возникно­вение и взаимосвязь с лите­ратурой

Музыкальная вик­торина. Исполне­ние песен по выбо­ру учащихся

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

Владеть муз. терминами, применять полученные знания и умения, анализиро­вать.

Викторина

Соста­вить му­зыкаль­ный

кросс­ворд

10

«Романса тре­петные зву­ки...»

1

Урок изучения нового материала

Жанр романса. Виды ро­мансов (городской, быто­вой, цыганский, песня-ро­манс, ориентирующийся на фольклорную традицию, профессиональный). Ро­манс - камерное музыкально-поэтическое произведе­ние для голоса с инструмен­тальным сопровождением

С.Рахманинов, И.Бунин.

« Ночь печальна»

Участвовать

ш в коллективной исполнительской дечтельности.

Размышлять о

музыке; применять знания, полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подгото­вить со­общение о роман­се. Отве­тить на вопрос: «В чем разница между роман­сом и песней .

11

Хоровая музыка.

1

Комби­ниро­ванный

Виды хоров: смешанный, детский, хор мальчиков и юношей, мужской, жен­ский хор. По манере пе­ния различают: академи­ческие и народные хоры; по количеству участни­ков: камерные, большие, сводные; по статусу: учебные, профессиональ­ные, любительские, цер­ковные

П. Чайковский. «От­че наш»;

Знать о вечной теме в искусстве - высокой теме веры, любви, доброты, мира, наде­жды; о том, что и какими средствами изображается в хо­ровой музыке. Различать виды хоровой музы­ки по темам и жан­рам; слушать и ха­рактеризовать во­кальные произведе­ния

Устный опрос. Хоровое пение

Подоб­рать пес­ни по теме урока

12

Что может изображать хоровая музыка

(Заключительный урок

I триместра.)

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

.

Хоровая музыка в храме. Понятие о каноне: канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 16 тропарей (в песнях некоторых канонов тропа­рей больше, например в Ве­ликом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни.

. Г. Свири­дов, С. Есенин. «По­ет зима...» (из му­зыкальной поэмы«Памяти Сергея Есенина.»

Исполнять народные пес-ни, песни о родном крае современных композиторов;

Понимать особенности музыкального воплоще -ния стихотворных текстов.

. Хоровое пение

Викторина.


13

Мир человеческих чувств

1

Комби­ниро­ванный

Серенада - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь; вечерняя песня, исполненная под ак­компанемент лютни, ман­долины, обращенная к возлюбленной. Музыкальные инструменты, сопровож­дающие пение серенады: лютни, гитары, мандоли­ны. Родина серенады - Италия, Испания

X. Каррерас. «Се­ренада»; М. Глин­ка, Н. Кукольник. «Жаворонок» (хо­ровое пение)

Определять жанр серенады, музыкаль­ный характер и чув­ства, передаваемые в музыке серенады; музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады

Устный опрос

Соста­вить уст­ный рас­сказ о чувст­вах чело века и их вопло­щении в музыке

14

. Мир русской

песни .

1

Комби­ниро­ванный

Русская народная песня-песня, слова и музыка кото­рой сложились исторически

в ходе развития русской

культуры. Народная песня не имеет определённого ав­тора, или автор не известен

«Есть на Волге утес...» Русская народная песня; Д. Бортнянский. «Многолетие» (хо­ровое пение)

Определять основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять песню напевного характера.

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о народ­ной музыке

15

Песни народов мира

1

Урок изуче­ния но­вого ма­териала

.Тематика, содержание, мотивы, характерные особенности и средства музыкальной выразительности песен народов мира.

Польская народная песня «Висла»

Определять характерные черты музыкального творчества народов России и др. стран при участии в народных играх и обрядах.

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о хоро­вой музыке в храме

16

Вокально- хоровая му­зыка - поет душа

1

Комби­нированный

Многообразие жанров, многообразие образов. Искусство прекрасного пения.

Д. Бортнянский. «Многолетие» (хоровое пение)

Различать простые и сложные жанры вокальной музыки.

Воспринимать на слух музы­кальные произведе­ния по запомнивши­мся темам, фрагмен­там и называть их

Тест

Хоровое пение

17

Опера - самый значительный жанр вокальной му­зыки

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Понятия: опера, спектакль, либретто, увертюра; опе­ра - драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровожда­ются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом

М. Глинка, С. Горо­децкий. Финаль­ный хор «Славься» (из оперы «Жизнь за царя») (хоровое пение); М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людми­ла»

Владеть определением оперы, историей рожде- ния этого жанра вокаль -ной музыки, видами оперного искус­ства, участниками и создателя- ми опер­ного действа.

Находить примеры опер раз­ных жанров, назы­вать оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей;

Исполнять хоровые произведе­ния стройно, сла­женно, с точной интонацией

Устный опрос

Нарисо­вать ри­сунок по теме урока

18

Из чего состоит опера

1

Комбинированный

Синтез искусств при созда­нии оперного произведе­ния. Части оперы: увертю­ра, пролог, действия, во­кальные номера - сольные, дуэты, арии, хоровые; инструментальные танцеваль­ные эпизоды. Оперные го­лоса: меццо-сопрано, колоратурное сопрано, тенор, баритон, бас

М. Глинка. «Мазур­ка» (из оперы

«Жизнь за царя»); Н. Римский-Корсаков. Ария Садко (фрагменты из опе­ры) (слушание и анализ)

Определять виды искус­ства, синтез которых

позволяет компози­торам создать оперу; знать родоначальни­ка русской оперы, части оперы и состав действий

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Устный

опрос.

Хоровое пение

Подгото­вить со­общение

19

Единство му­зыки и танца

1

Комбинированный

Жанры балетного искусст­ва: балет-сказка, балет-симфония; драматический ба­лет; модерн-балет; сюжет­ный балет. Хореография. Дивертисмент. Сцениче­ские костюмы артистов ба­лета: пуанты, пачка, трико

П. Чайковский. Ва­риация II (из балета

«Щелкунчик»); И. Стравинский. «Русская», «У Пет­рушки» (из балета «Петрушка»). Слу­шание, просмотр видеосюжетов

Определять характерные признаки балета, историю соз­дания балета как вида искусства.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

Устный

опрос.

Хоровое пение

Соста­вить

кросс­ворд

20

«Русские се­зоны» в Па­риже

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Русская балетная школа.

Российский балет возник

при царе Алексее. Это был

спектакль, поставленный

офицером Н. Лимой на тему древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Опе­ра и русский балет с первых лет своего существования до сих пор занимают веду­щее положение в мире

И. Стравинский.

«Петрушка»;

П. Чайковский.

«Вальс цветов» (из

балета «Спящая красавица»; переложение для фор­тепиано Н. Пановой) (слушание, хоровое пение)

Различать особенности балетных школ ми­ра, жанры балета, имена известных авторов балетов, по­становщиков, балет­мейстеров, выдаю­щихся артистов ба­лета.

Определять характер балетной выразительности; образы и содержа­ние, созданные сред­ствами балетного искусства

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подгото­вить со­

общение

«Искусст­во балета»

21

Музыкаль­ность слова

1

Комби­ниро­ванный

Понятие о литературном сюжете. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, разви­тие действия, кульминация, развязка и постпозиция; в некоторых произведениях еще пролог и эпилог

К.-В. Глюк. «Жа­лоба Эвридики» (из оперы «Орфей и Эвридика»); М. Яковлев, А. Пушкин. «Зим­ний вечер» (хоро­вое пение)

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы.

Определять значимость музыки в литературном про­изведении, характе­ризовать, как соче­таются воедино сло­во и музыка

Тест

Соста­вить уст­ный рас­сказ «Звуча­щее му­зыкой слово...»

22

Музыкальные сюжеты в ли­тературе

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Изобразительность в боль­шей степени присуща лите­ратуре, живописи, фотогра­фии. В музыке изображение реальности чаще всего свя­зано с воссозданием или имитацией с помощью зву­ков различных явлений (шум моря, пение птиц, звон колоколов и т. п.). Проникновение музы­кальных звуков в художе­ственное слово, окру­жающих нас звуков в мир искусства

Н. Римский-Корсаков. «Полет шме­ля»; Г. Свиридов. «Тройка»; П. Чай­ковский. «Песня жа­воронка». М. Яков­лев, А. Пушкин. «Зимний вечер» (хоровое пение)

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Устный опрос. Хоровое пение

Создать мини-проект по изучаемой теме

23

Живопис-

ность искусства

Заключительный урок

II триместра

1

Комби­ниро­ванный

Изобразительность - это наглядность, конкрет­ность изображаемых дей­ствий, поступков челове­ка, предметов и явлений реальной и фантастиче­ской действительности. Средства выразительно­сти в искусстве

С. Прокофьев. «Ва­риации Феи зимы» (из балета «Золуш­ка»)". Струве. «Веселое эхо» (хо­ровое пение)

Рассуждать об образности искусства на примере музы­кального произведе­ния, о живописности искусства;.

.Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.


Викторина. Хоровое пение

24

Музыка - сестра жи­вописи

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Средства выразительно­сти в живописи и в музы­ке. Изобразительность присуща литературе, живописи, графике, ху­дожественной фотогра­фии. Музыка, звучащая с полотен

М. Мусоргский. «Картинки с вы­ставки» (альбом фортепианных пьес) (слушание, анализ)

Объяснять средства образности, рассуждать об образ­ности искусства на примере конкретного музыкального произведения;

приводить примеры живописных полотен, основу кото­рых составляет изо­бражение музыки

Устный опрос. Хоровое пение

Приду­мать ритмиче­ский ри­сунок

25

Может ли му­зыка выразить

характер че­ловека?

1

Комби­ниро­ванный

Выразительность - вто­рая сторона художест­венного образа, отражение внутреннего состоя­ния, переживания ху­дожником изображаемо­го явления. Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музы­ке, композиторы опре­деляют названия своих произведений. Музыка программная

М. Мусоргский.

«Песня Варлаама»

(из оперы «Борис

Годунов»), «Гном»

(из фортепианного

цикла «Картинки

с выставки»);

Г. Гладков, Ю. Энтин. «Песня о кар­тинах» (хоровое

пенис)

Сопоставлять

произведения живопи­си и музыки; исполнять эмоционально и сла­женно песню.

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и ИЗО.

Устный

опрос

Подоб­рать

песни

по теме

урока

26

Образы при­роды в твор­честве музыкан-

тов.

Пей­заж в музыке

1

Урок изуче­ния но­вого мате­риала

Образ природы в живо­писи и в музыке. Вырази­тельные средства. Выра­зительность - отражение внутреннего состояния, переживания художни­ком изображаемого явле­ния. Музыка обладает силой наибольшего эмо­ционального воздействия на человека. Изобрази­тельные возможности музыки заключены в способности к различ­ным звуковым имитаци­ям - пения птиц, звука шагов, шума ветра и т. д.

М. Равель. «Игра воды» (фрагмент); П. Чайковский. «Апрель. Подснеж­ник» (из фортепи­анного цикла «Вре­мена года»); Рус­ская народная пес­ня «Ты река ли моя...» (хоровое пение)

Знать определение по­нятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве композиторов-импрессионистов, ком­позиторов, изобра­жающих природу. Выражать цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; испол­нять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение

27

«Музыкаль­ные краски»

в произве-

дениях художн-

иков-импрессионистов

1

Комби­ниро­ванный

Творчество композиторов-импрессионистов.

Музыкальный пейзаж

у импрессионистов - это прежде всего кра­сочность, зримость, жи­вописность. Живопис­ность присутствует и в названиях их произве­дений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т. д.

К. Дебюсси. «Обла­ка» (из симфониче­ского цикла «Нок­тюрн»); М. Равель.

«Игра воды» (фраг­мент). Русская на­родная песня «Ты река ли моя...» (хо­ровое пение)

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка импрессионистов

Уметь приводить при­

меры «музыкальных

картин», характеризо­вать средства музы­кальной выразительно­сти в создании ориги­нального живописного образа

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Соста­вить уст­ный рас­

сказ о художнике-

импрессионисте,

композиторе-импрессионисте (на вы­бор)

28

Волшебная

Красоч-

ность

музыкальных сказок

1

Урок изуче­ния нового мате­риала

Роль сказки в музыке.

Музыка воссоздает ска­зочные образы в своих звучаниях, добавляя этим образам небыва­лую красочность, таин­ственность, волшебство, индивидуальную окра­ску. Музыкальные сказ­ки и их авторы

И. Стравинский.

«Заколдованный

сад Кощея» (из ба­лета «Жар-птица»); С. Никитин, Ю. Мориц. «Сказка по ле­су идет» (хоровое пение)

Понимать роль музыки

и проявление её волшебной силы в сказках.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Устный

опрос.

Хоровое

пение

Подгото­вить со­

общение

о люби­мой му­зыкаль­ной сказ­ке

29

Сказочные

герои

в музыке

1

Комби­ниро­ванный

Разные облики и образы

сказочных героев, во­площенные в музыке. Все богатство мира ска­зок получило свое зву­ковое выражение. Ха­рактерные сказочные музыкальные интона­ции. Музыкальные ин­струменты, помогающие воссоздать образ ска­зочного персонажа

М. Мусоргский.

«Избушка на курь­их ножках» («Баба Яга») (из фортепи­анного цикла «Кар­тинки с выставки»)

Характеризо­вать сказочный персо­наж, определяя образ и настроение музыки.

Устный

опрос.


Нарисо­вать ска­зочного героя из музы­кальной сказки

30

Тема богаты­рей в музыке

1

Комби­ниро­ванный

Взаимосвязь музыки с живописью, литерату­рой, театральным искус­ством. Любовь и уваже­ние к искусству, к роди­не через знакомство с героями былин - рус­скими богатырями. Музыкальная характери­стика сказочного персо­нажа

М. Мусоргский. «Богатырские воро­та» («В стольном городе Киеве»); А. Бородин. Сим­фония № 2 «Бога­тырская»

Определять общие черты «бога­тырской» темы в му­зыкальных произве­дениях; воспроизво­дить на слух и анали­зировать музыкаль­ные сказки.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

Подгото­вить со­общение о вопло­щении бо­гатырской темы в музыке

31-32

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

2

Комби­ниро­ванный

Создание композитором музыкального и художе­ственного образа. Сред­ства выразительности в музыке и в живописи: они выполняют единую творческую задачу - создают музыкальный или живописный образ и воздействуют на наше воображение

П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с орке­стром. I часть (фрагмент); В. Семенов. «Звезд­ная река» (хоровое пение)

Ориентироваться в музыкальных и живописных сред­ствах выразительно­сти.

Устный опрос. Хоровое пение

Составить

устный

рассказ

«Музыка,

звучащая

с полотен»

33-34-35

Подводим итоги III

Триместра.

3

Контрольно- обобщающий. Памятные музыкальные даты

Понятие об эпизоде в му­зыке. Повторение зна­ний, понятий и опреде­лений. Проверка практических знаний и вокально-хоровых навы­ков. Подготовка к музы­кальной викторине

С. Семенов. «Звезд­ная река» (хоровое пение). Музыкаль­ные эпизоды про­граммных произве­дений для слуша­ния

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений ИЗО.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и своих сверстников.

Викторина. Хоровое пение

Выбрать понравившуюся для исполне­ния песню. Подгото­вить со­общение (презентацию


Контрольно-измерительные материалы.



I триместр

II триместр

III триместр

Викторина

1

1

1

Тестовая работа

1

1

1

Творческие задания

Составить музыкальный кроссворд

Подготовить сообщение по теме урока

Составить презентацию




© 2010-2022