Играем на уроках сольфеджио

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств Грайворонского района»

Белгородской области






Методическая разработка


«Играем на уроках сольфеджио»















Составитель:

Макарова Татьяна Григорьевна



Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально - ритмические упражнения. Однако, на сегодняшний день этот список расширен и включает: размышления по поводу услышанной музыки, импровизации (вокальные, ритмические), творческие задания, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений - все эти формы способствуют развитию ученика, формированию его как творческой и музыкальной личности.

Ребенок младшего возраста еще не готов к академическому и теоретическому обучению, кроме того, в игре ребенок наилучшим способом может реализовать свой креативный потенциал, развитие которого так важно в обучении музыке.

Игра - действие синкретическое, в ней задействованы мыслительная деятельность, физические и речевые действия (например, в ответ на определенную команду водящего (мыслительная операция) нужно сделать определенное спортивное или танцевальное движение (физическая деятельность) и при этом произнести особую реплику). Обучение сольфеджио также может идти через игру - через движение под музыку (для лучшего усвоения, например, понятия пульсации или определенных ритмических рисунков; через командные игры (классического типа «кто больше» или «кто лучше»), игры, в которых имитируется собственно деятельность музыкантов (шумовые оркестры и т.д.).

Разнообразные музыкальные ИГРЫ и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации на уроке - всё это способствует живому восприятию учебного материала. ИГРА вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний по сольфеджио и музыкальной грамоте.

Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В нём заключён большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития.

Несколько музыкальных игр:

  1. Игра приветствие (Освоение определённой интонации).

Пропевание педагогом имени ребёнка (интервал: терция, кварта и др), ученик: «Я здесь!» (пропевая тот же интервал).

  1. «Потерянный звук».

Цель - научить допевать предложенную мелодию до тоники.

Описание: педагог поёт музыкальную фразу последний звук, которой «потерялся». Задача ученика - завершить незаконченную мелодию необходимым тоническим звуком, найти «потерянный звук».

  1. «Музыкальная цепочка».

При повторении знакомой песни используется пение по «цепочке». Этот приём позволяет нее только вспомнить песню, но и проверить внимание, память, чистоту интонирования, звукопроизношение каждого ребёнка.

  1. Игра в «подсказку» (Развитие внимания).

Описание: педагог поёт песню с остановками и ждёт, когда дети «подскажут» слово, которое он «забыл».

  1. «Повторяй-ка» (развитие памяти).

Ученики должны повторить незнакомую мелодию (2-4 такта), спеть её с названием нот вслед за педагогом (мелодическое эхо). Мелодические фразы специально подбираются педагогом и должны содержать изучаемые интонационные обороты (интервалы).

  1. «Обезьянки».

Описание: Выбранная "ученик-обезьянка" должна точно передразнить учителя (ритмическое эхо). Задача игры заключается в точном повторении учеником ритма либо прохлопанного, либо сыгранного на каком-либо инструменте педагогом. В данной игре развивается ритмическая точность и память.

  1. «Закончи мелодию».

Цель: Запомнить и быстро находить нужную клавишу по всей клавиатуре, нужную ступень или несколько ступеней.

Описание: Дети стоят у инструмента. Педагог играет мелодию детской песни «На зелёном лугу, их вох». Разучивается 1й куплет. Акцентируется внимание детей на том, что песня начинается и заканчивается на одной и той же клавише. Смысл состоит в том, что выбранный ученик должен увидеть с какой клавиши начал играть педагог и вовремя закончить той же клавишей. Обычно дальше легко ввести понятие Тоника. Разучить песенку «Все песенки кончаются на главном звуке Тоника». Хорошо включать в игру исполнение ответов двумя детьми (в разных октавах).

8. Использование ритмических карточек.

- Сначала чтение с ритмослогами «та», «ти-ти», «ту-у».

- Сыграть нужный ритм на фортепиано, сначала на одном звуке, постепенно с каждым уроком усложнять задание: на 2-3 звуках, поступенное движение вверх, вниз, по трезвучию и т.д.

- Угадай ритм. Какой играет педагог, выбрать нужную карточку, затем играет ребенок.

9. Карточки-такты 2х,3х,4х дольный метр.

- Начальный этап - выложить карточки в порядке возрастания, увеличения длительностей нот. Обязательно закрепить это пением гаммы в ритмах. Угадай, в каком ритме педагог сыграл, спел гамму.

- ритмический диктант.

Использовать карточки, начиная от 2х тактов, далее 4 такта, гораздо позже 8 тактов. Обязательно оговорить последовательность выкладывания карточек: 1 проигрывание: 1 и 4 карточка-такт

2 проигрывание 2 такт

3 проигрывание 3 такт

4 проигрывание - проверка.

При переходе на диктанты из 8ми тактов, разобрать форму построения (предложения, период повторного строения, использование секвенций).

10. Работа с нотным станом.

Очень важная и необходимая работа, на мой взгляд, если раньше к нам приходили дети с 7ми-10 лет, то сейчас дети приходят гораздо раньше. И многие их них писать не умеют. А программу по сольфеджио под них мы не подстраиваем: Неделю учим ноты, неделю длительности, а в конце 1 четверти они уже и с паузами должны ориентироваться. Часто мы слышим от детей «Да мы и нот не знаем!» Это серьезный пробел в нашей работе.

Я начинаю работу с малышами, используя Нотный стан. Применяю его с удовольствием и в старших классах.

- первый этап: выучивание нот

На линейках МИ, СОЛЬ, СИ,

Между ними ФА, ЛЯ, ДО.

РЕ сосулькою висит,

ДО на веточке сидит

В таком порядке и выучиваем ноты, после вводятся ноты 2 октавы.

- параллельно выучивание нот закрепляются на песенках-ритмах.

С обязательным транспонированием - перенесением песенки на другой этаж.

- далее песенки-попевки на 2,3,4х звуках и т.д.

- на нотном стане выкладываем и короткие диктанты (темные кружки - восьмые длительности, белые - четвертные.

- использовать нотный стан удобно в изучении интервалов, трезвучий (особенно наглядно и понятно «перенесение нижнего звука на октаву вверх и наоборот),септаккордов. Сначала использую «зрительное» расположение интервалов, аккордов, септаккордов, а затем добавляются диезы и бемоли.

11. Карточки-интервалы. Используем для слухового анализа. Обязательно даем характеристики интервалов: Диссонанс, консонанс, индивидуальные слуховые впечатления учащегося.

12. «Аквариум» (словарь музыкальных терминов) - рыбки-задания.

Поймай 1 (несколько) рыбок и объясни значение… ИНТЕРВАЛ, ТРЕЗВУЧИЕ, ДУЭТ, АНСАМБЛЬ. Сначала не все справляются с заданием, использую метод «передай рыбку», по очереди каждый объясняет определенный термин. Обмен карточками дает возможность сразу повторить и закрепить термины.

Таким образом, ребёнок помнит то, что любит. Он склонен сохранять в памяти то, что интересует и занимает его. Поэтому музыкальные ИГРЫ с соответствующим подбором материала помогают сделать урок интересным, разнообразным, запоминающимся и нескучным.

Согласно А. Фрейд, ИГРА служит прекрасным методом психотерапии. Игровое мироощущение, как правило, радостно-приподнятое и альтруистическое. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения.

Отличительной чертой современности является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей эффективности.

Предложенные игры помогают педагогу учить детей правильно интонировать, анализировать форму музыкального построения, соотносить масштабы её составляющих, гибко реагировать на смену метрической пульсации. Через элементарные навыки импровизации (мелодической, ритмической) ребенок в условиях игры активизирует творческое воображение, знакомится с жанрами, осваивает фортепианную клавиатуру. Разнообразные игровые формы позволяют в условиях групповых занятий многократно, но не утомительно закреплять необходимые для обучения навыки.





ПРИЛОЖЕНИЕ.

Играем на уроках сольфеджио

Играем на уроках сольфеджио

Играем на уроках сольфеджио

Играем на уроках сольфеджио

Играем на уроках сольфеджио

Играем на уроках сольфеджио

Играем на уроках сольфеджио

11


© 2010-2022