• Преподавателю
  • Музыка
  • Рабочая программа по музыке 5-9 класс. Предметная линия учебников Т. И. Науменко, В. В. Алеев

Рабочая программа по музыке 5-9 класс. Предметная линия учебников Т. И. Науменко, В. В. Алеев

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» для V-IX классов разработана и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерной программой по музыке для основного общего образования, авторской программой по музыке - МузыкаV- IX классы. Предметная линия учебников Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Москва «Дрофа» 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеев:

Цель-развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно- коммуникационных технологий).

Общая характеристика учебного предмета

Музыка в основной общеобразовательной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира.

Первая ступень музыкального образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся.

Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки.

Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной музыкальной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры. Разнообразные виды исполнительской музыкальной деятельности (хоровое, ансамблевое и сольное пение, коллективное инструментальное музицирование, музыкально-пластическая деятельность), опыты импровизации и сочинения музыки содействуют раскрытию музыкально-творческих способностей учащегося, дают ему возможность почувствовать себя способным выступить в роли музыканта.

Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.

Особое значение в основной школе приобретает развитие эмоционального отклика на музыку, ее образного восприятия в процессе разнообразных видов активной музыкальной деятельности, прежде всего исполнительской.

Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию у учащихся эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувства коллективизма.

Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способность оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

Изучение предмета Музыка способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе его изучения развивается эстетическая культура обучающегося, способность средствами танца, пения и др. понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности.

Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления музыкальной деятельности, в процессе изучения этого предмета формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка.

Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.

Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:

- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод интонационно-стилевого постижения музыки;

- метод художественного контекста;

- метод создания «композиций»;

- метод междисциплинарных взаимодействий;

- метод проблемного обучения;

- метод сравнения (впервые).

Содержание образовательной программы " Музыка" базируется на нравственно- эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства( фольклор, духовная музыка," золотой фонд" классической музыки, современная музыка)и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:

- литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи» и другие),

- изобразительным искусством (жанровые разновидности - портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);

- историей (Древняя Русь, Новгород Великий, эпоха Просвещения);

- мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм»);

- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);

- природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),

- географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний начальной школы, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Место предмета в учебном плане


В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» в V-IX классах отводится по 35 часов в V-VIII классе (из расчета 1 час в неделю) и 17 часов в IX классе (из расчета 0,5 часа в неделю)



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всём многообразии его видов и жанров;

  • принятие мультикультурной картины современного мира;

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • умение познавать мир через музыкальные формы и образы;

  • творческая самореализация на уроке, эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; формирование духовно-нравственных оснований;

  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

регулятивные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели урока;

  • выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством;

  • способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения;

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися;

  • умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;

  • способность занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

  • навык использовать специальные термины при анализе или оценки работ;

коммуникативные УУД:

  • умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли о музыке;

  • умение выражать своё отношение к произведениям искусства в различных формах;

  • умение применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

познавательные УУД:

  • способность выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях;

  • умение самостоятельно получать знания;

  • формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение находить главные идеи в текстовом материале;

  • преобразование музыкального образа в пространственно-графический;

  • потребность участвовать в жизни класса, школы, города и др., взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;

  • наблюдать объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл художественного образа музыкального произведения;

  • различать особенности музыкального языка, художественных средств выразительности, специфики музыкального образа;

  • различать основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценности музыкальной культуры разных народов мира и места в ней отечественного музыкального искусства;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнения о достоинствах музыкальных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на музыкальном художественно-образном материале;

  • применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале.



Содержание курса

Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «В чём сила музыки», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации», «Музыкальное искусство как духовный опыт человечества и современные технологии в искусстве».

Тема 5 класса «Музыка и другие виды искусства» раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Основы музыки: интонационно- образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вид искусства.

6 класс. Тема «В чём сила музыки» в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка души», «Как создаётся музыкальное произведение». С первых уроков школьники слышат даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни, постепенно проникаясь сознанием того, что музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки. На уроках происходит обогащение учеников жизненным содержанием музыки, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка. Накапливая знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года ученики приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощенными композиторами с помощью средств художественной выразительности».

Связь музыкального искусства с внутренним миром ребёнка. Содержательные истоки музыки (природа, сказки, мифы, былины и др.). Воздействие музыки на человека. Особенности музыкальной выразительности.

7 класс. Тема «Содержание и форма в музыке» раскрывается в двух разделах «Содержание в музыке» и «Форма в музыке». Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой - только ли разновидности музыкальной композиции - период, двух - и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах - опере, симфонии? Все это составляет тему второй части.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

8 класс. Тема «Музыка в современном мире: традиции и инновации» раскрывается в двух разделах «Сказочно-мифологические темы в музыке» и «Мир человеческих чувств».

Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства - мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций.

9 класс. Продолжение темы «Музыка в современном мире: традиции и инновации», которая раскрывается в двух разделах «В поисках истины и красоты» и «О современности в музыке». Мир духовной музыки. Православные праздники на Руси. Православная музыка сегодня. Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникативные технологии в музыке. Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт; тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные, электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.

Современность трактуется в программе двояко: это и вечная актуальность высоких традиций, и новое, пришедшее вместе с XX веком. Таким образом, представляется возможность путем сравнения установить, какие музыкальные произведения продолжают идеи высокого и вечного, а какие представляют собой проявление моды или злободневных течений.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое много образие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.

Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1.

«Музыка и литература»

16

Понимать единство истоков различных видов искусства.

Какие миры открывает искусство

Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства

Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой

Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека (на примере песенного жанра).

Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы.

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

2.

Музыка и изобразительное искусство

19

Анализировать и обобщать характерные признаки музыкального фольклора отдельных стран мира.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

Изучать специфические черты русской народной музыки.

Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов

Понимать характерные черты музыкального импрессионизма

Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.



6 класс

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1.

«Музыка души»

17

Понимать определение «музыка души», уметь охарактеризовывать состояние и настроение.

Знать о роли искусства в жизни; уметь приводить примеры воздействия музыки на человека; закрепить вокально-хоровые навыки

Знать об источниках зарождения произведений искусства, уметь сформулировать собственные идеи

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки

Закрепить вокально-хоровые навыки

Понимать значение понятия «средства музыкальной выразительности»

Знать определение ритма в музыке, составлять ритмические рисунки изученных произведений

Знать определение темпа в музыке, зависимость выбора темпа композитором

Знать виды темпов в музыке, познакомиться с латинской системой записи темпов

Познакомиться с прибором измерения темпа

Определить роль мелодии в музыке, знать виды мелодий, уметь определять их. Знать определение высоты мелодии, диапазона.


2.

«Как создаётся музыкальное произведение».

18

Уяснить роль гармонии в создании образов музыки

Знать роль гармонии в создании образов музыки, уметь определять ведущую гармонию в произведении

Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий

Знать определение полифонии, философское и теософское содержание полифонической музыки, уметь различать количество мелодий

Знать определение фактуры в музыке, её роль в создании образов

Знать определение тембра в музыке, основные тембры голосов и инструментов

Знать латинское обозначение, уметь определять динамические оттенки

Знать о неразрывности и единстве составляющих сторон музыки, повторить средства музыкальной выразительности





7 класс

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1.

«Содержание в музыке»

17

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке.

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства.

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Знать, что может выразить музыка в природе

Определять образ.

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке.

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке.

Знать определение и основные признаки эпического образа,

Знать определение и основные признаки образов в программной музыке

2.

«Форма в музыке».

18


Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки

Знать определение композиции в музыке

Знать определение одночастной формы в музыке.

Знать определение двухчастной формы в музыке

Знать определение трехчастной формы в музыке.

Знать определение формы рондо в музыке.

Знать определение вариационной формы в музыке.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.




8 класс

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1.

«Сказочно-мифологические темы в музыке»

17

Знать о роли музыки в жизни человека, уметь разграничивать понятия «мода» и «современность».

Знать, что является источниками вдохновения композиторов

Знать о роли музыки в искусстве, повторить виды искусств. Уметь объяснить понятие «музыкальные традиции».

Знать основные темы в искусстве, уметь приводить примеры тем природы, родины, любви и т. д. в мифологии, музыке, литературе, изобразительном искусстве

Знать о взаимосвязи музыки и мифологии. Импровизировать по заданным параметрам. Уметь анализировать музыкальные фрагменты

Знать о различных направлениях музыки.

Знать характерные черты творчества К.Дебюсси.

2.

«Мир человеческих чувств».

18

Знать характеристику и виды песен, их отличия от других музыкальных направлений.

Знать основные признаки песни, виды песен, уметь приводить примеры

Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Знать значение ритма для создания военного музыкального образа в произведениях и связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Знать содержание музыкальной формы «соната».

Уметь проследить за развитием музыкальной темы и характеризовать музыкальный язык.

Знать определение оперы, историей рождения и жанрами оперы

Знать виды искусства, задействованные при создании оперы, состав действий.





9 класс

п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1.

«В поисках истины и красоты»

19

Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2.

«О современности в музыке».

8

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного человека.


Список научно-методического обеспечения.


Учебно-методическй комплект «Музыка V-IX классы» авторов Т.И. Науменко, В.В. Алеев

«Искусство. Музыка. 5 класс» с аудиоприложением

«Искусство. Музыка. 6 класс» с аудиоприложением

«Искусство. Музыка. 7 класс» с аудиоприложением

«Искусство. Музыка. 8 класс» с аудиоприложением

«Искусство. Музыка. 9 класс» с аудиоприложением

Пособия для учащихся

«Искусство. Музыка. 5 класс Дневник музыкальных наблюдений. ФГОС»

«Искусство. Музыка. 6 класс Дневник музыкальных наблюдений. ФГОС»

«Искусство. Музыка. 7 класс Дневник музыкальных наблюдений. ФГОС»

«Искусство. Музыка. 8 класс Дневник музыкальных наблюдений. ФГОС»

«Искусство. Музыка. 9 класс Дневник музыкальных наблюдений. ФГОС»

Пособия для учителей

Методическое пособие «Уроки музыки. 5 класс»

Методическое пособие «Уроки музыки. 6 класс»

Методическое пособие «Уроки музыки. 7 класс»

Методическое пособие «Уроки музыки. 8 класс»

Методическое пособие «Уроки музыки. 9 класс»


Интернет-ресурсы


1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki

2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: viki.rdf.ru/cat/musika/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33

4. Классическая музыка [электронный ресурс]. - Режим доступа: classic.chubrik.ru

5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: music-dic.ru

6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. - Режим доступа: academic.ru/cjntents.nsf/dic_music000

7. Погружение в классику [электронный ресурс]. - Режим доступа: intoclassics.net/news/1-0-1

8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: music.edu.ru/

9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html



Список научно-методической литературы.


  1. 1. Алиев Ю.Б. настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос,

  2. 2000.

  3. 2. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учеб.пособие. М.: 1985.

  4. 3. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Кн. Для учителя. М.: просвещение, 1984.

  5. 4. сборник «Школа»2000…, М.: 1997.

  6. 5. Выготский Л.С. психология искусства. М.: Искусство, 1968.

  7. 6. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки-урок искусства: Кн. Для учителя. М.:Изд-во «Прометей», 1989.

  8. 7. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. Композитор, 1977.

  9. Песенные сборники.



Планируемые результаты

5 класс

Должны знать:

Должны уметь:

  • о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства;

  • о взаимосвязи музыки и речи;

  • понятия «вокализ», «инструментальная песня»;

  • жанр кантаты, особенности ее строения, исполнения;

  • жанр оперы и балета, историю рождения и создания этих жанров; известных композиторов, королей этих жанров;

  • о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений;

  • о значении музыки в поэзии, прозе и кинофильмах;

  • о связи музыки и живописи через образное восприятие жизни;

  • об особенностях импрессионизма;

  • о взаимосвязи искусств.

  • определять песенные жанры: вокализ, инструментальную песню, кантату;

  • вдумчиво вслушиваться в музыкальное произведение;

  • уметь анализировать их содержание и средства выразительности на интонационной основе;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение;

  • выразительно исполнять музыку;

  • владеть двухголосным пением;

  • выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения, импровизировать под музыку;

  • владеть приемами свободного дирижирования.

6 класс

  • жизнь - источник музыки, музыка - отражение человеческих чувств, настроения;

  • о воздействии музыки на жизнь через воздействие на человека;

  • влияние музыки на человека сказывается на всей деятельности человека, его отношении к миру, к людям;

  • термины: сюита, реквием, месса, концерт, пульс, кульминация, шансон (шансонье), славянская музыка (общность, различие), полифония, полифонический стиль, гомофония;

  • характеристику музыкальных инструментов: орган, бузуки; их строение, структуру, способы, особенности звукоизвлечения и исполнения.

  • определять в прослушанном произведении главные выразительные средства;

  • отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке;

  • находить взаимодействие между музыкой и жизнью на основе знаний, приобретенных на уроках;

  • исполнять одно-двухголосные произведения с аккомпонементом, более сложные ритмические рисунки, пение акапелло;

  • эмоционально откликаться на музыку;

  • выразительно исполнять музыкальные произведения.

7 класс

  • понятие «музыкальный образ»;

  • о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения;

  • о разнообразии музыкальных образов;

  • построение сонатной формы;

  • о противостоянии музыкальных образов в одном музыкальном произведении;

  • понятие «рапсодия»;

  • узнавать музыкальные произведения известных отечественных и зарубежных композиторов.

  • Эмоционально откликаться на музыку;

  • Выразительно исполнять музыкальные произведения (песни);

  • Анализировать музыкальное произведение с точки зрения музыкальных образов;

  • Определять музыкальные формы;

  • Выразительно и эмоционально двигаться под музыку, реагировать на смену характера музыкального произведения.

8 класс

  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

совершенствовать умения и навыки самообразования.

  • аргументировать, рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, классах);

  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

  • выражать в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

  • осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

  • в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (уметь исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть голосом и дыханием).


9 класс

  • понимать роль музыки в жизни человека;

  • значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

  • оценивать произведения разных направлений музыкального искусства;

  • иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;

  • специфику музыки как вида искусства;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;

  • иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;

  • иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

  • проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы, развивать навыки проектной деятельности;

  • совершенствовать умения и навыки самообразования.

  • сопоставлять стилевые, интонационно-жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;

  • исполнять песни разных жанров; формировать свой песенный репертуар;

  • ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве.




Компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения данной программы.

Личностные результаты:

- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;

- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Метапредметные результаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;

- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций.





.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы.

Тест по музыке для 5 класса.


I. Выбери подходящие характеристики для песни и романса:

а) отличается простотой ____________________;

б) развитый, утончённый жанр ______________________;

в) связь с народным творчеством не очевидна _________________________;

г) связь с народным творчеством выступает явно ________________________;

д) характер мелодии обобщённый _________________________;

е) характер мелодии личный, индивидуальный ______________________;

ж) используется куплетная форма ______________________;

з) часто встречается трёхчастная форма ____________________;

и) инструментальное сопровождение богато разработано, его роль в создании образа очень важна _____________________;

к) аккомпанемент придаёт звучанию большую полноту, вносит новые выразительные оттенки ____________________;

л) может исполняться хором или ансамблем без сопровождения.

II. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) польская народная песня «Висла»;

б) Г. Малер. «Похвала знатока»;

в) русская народная песня «Ах ты, степь широкая»;

г) Ф. Мендельсон. Песня без слов №14.


Тест 2

1. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

2. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

3. Гений Ф. Шуберта открыл в его стихотворениях столько нежности и трагичности, что циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» стали подлинными вершинами вокальной музыки:

а) А. Пушкин;

б) Н. Кукольник;

в) И. Бунин;

г) В. Мюллер.

4. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»:

а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

5. У какого вида искусства музыка училась во все времена?

а) поэзия;

б) живопись;

в) театр;

г) архитектура.

6. Определи, какое музыкальное произведение звучит:

а) В. Моцарт. Симфония №40;

б) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

в) Р. Шуман. «Первая утрата».

г) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1.


Примерные вопросы тестирования для итогового контроля

1. Какие два великих начала, две стихии искусства на протяжении многих веков непрерывно взаимодействуют:

а) слово и песня;

б) живопись и музыка;

в) слово и музыка;

г) песня и романс.

2. То, что присутствует во всех видах искусства, является их главной мыслью, идеей:

а) жанр;

б) тема;

в) соната;

г) песня.

3. Основой какого музыкального произведения стала народная песня - веснянка «Выйди, выйди, Иванко»: а) П. Чайковский. Концерт для фортепиано №1;

б) В. Моцарт. Симфония №40;

в) П. Чайковский. «Октябрь. Осенняя песня».

г) Р. Шуман. «Первая утрата».

4. Этот жанр вокальной музыки является верным спутником человека всю его жизнь:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

5. Какая из ниже перечисленных песен является польской народной песней:

а) «Ах ты, степь широкая»;

б) «Висла»;

в) «Похвала знатока»;

г) «Вечерний звон».

6. Какой приём использует Малер в песне «Похвала знатока» для большей убедительности образа?

а) секвенция;

б) имитация;

в) звукоподражание;

г) вариация.

7. Кто из композиторов создал фортепианный цикл «Песни без слов»?

а) Л. Бетховен;

б) И. Бах;

в) В. Моцарт;

г) Ф. Мендельсон.

8. Этот жанр один из самых тонких, поэтических - относится к жанрам вокальной миниатюры, обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением:

а) этюд;

б) романс;

в) соната;

г) песня.

9. В какой форме чаще всего пишутся романсы?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

10. В какой форме чаще всего пишутся песни?

а) куплетная форма;

б) рондо;

в) трёхчастная форма;

г) вариации.

11. Кто из композиторов написал романс «Ночь печальна»?

а) М. Глинка;

б) С. Рахманинов;

в) А. Бородин;

г) П. Чайковский.

12. Какое из перечисленных ниже произведений вы сейчас услышите?

а) П. Чайковский «Отче наш»;

б) М. Глинка «Жаворонок»;

в) р.н.п. «Есть на Волге утёс»;

г) р.н.п. «Вечерний звон».



Примерная тематика рефератов творческих работ:

  • Творчество Г. Свиридова

  • Творчество А. Бородина

  • Оперное творчество Римского-Корсакова

  • Творчество И. Стравинского

  • Творчество Ф. Шуберта



Тест по музыке для 6 класса

Композитор произведения «Матушка, что во поле пыльно?»:

А) П.И.Чайковский; Б) С.В.Рахманинов; В) М.Матвеев.

Шансон - это

А) песня; Б) танец; В) марш.

Шансонье - это

А) французский эстрадный певец;

Б) итальянский танцор;

В) импровизатор.

Композитор «Сентиментального вальса» -

А) М.И.Глинка; Б) Ф.Шопен; В) П.И.Чайковский.

С каким хирургом связана Симфония № 6 П.И.Чайковского -

А) М.Морозов;

Б) С.Юдин;

В) К.Филиппенко.

Композитор оперы «Повесть о настоящем человеке» -

А) С.С.Прокофьев;

Б) С.В.Рахманинов;

В) П.И.Чайковский.

Кто из певцов считал песню оружием в борьбе за свободу -

А) М.Теодоракис;

Б) Н.Басков;

В) О.Газманов.

Какое еще название носит Симфония № 6 П.И. Чайковского?

А) Свободная; Б) Торжественная; В) Патетическая.

Полифония - это

А) вид многоголосия;

Б) двухголосие;

В) пение каноном.

Органная фуга - одно из лучших произведений

А) И.С.Баха; Б) Л.Бетховена; В) Ф.Шуберта.

Менуэт - это

А) танец; Б) песня; В) марш.

Композитор «Песни Единого фронта» -

А) Г.Эйслер; Б) М.И.Глинка; В) Ф.Шопен.

Полонез - это

А) танец-шествие;

Б) веселая песня;

В) пение на два голоса.

Ария - это

А) разновидность песни;

Б) разновидность танца;

В) разновидность марша.

Вокализ - это

А) пение голосом без слов;

Б) разновидность танца;

В) пение на два голоса.

Серенада - это

А) разновидность песни;

Б) разновидность танца;

В) разновидность марша.

Хоровой концерт - это

А) музыкальное произведение для солиста;

Б) музыкальное произведение для хора;

В) музыкальное произведение для солиста и хора.

Произведение И.Штрауса «Летучая мышь» - это

А) оперетта; Б) балет; В) концерт.

Викторина

по музыке для 7 класса

мо теме «Музыкальная азбука»


1. Какие ступени лада Вы знаете? Назовите их.

2. Что такое диапазон?

3. Что такое темп? Какие бывают темпы?

4. Какие динамические оттенки Вы знаете?

5. Какой инструмент получил название по динамическим оттенкам?

6. Какие произведения Л.В. Бетховена вы знаете?

7. Фольклор это-

8. Перечислите жанры народной музыки.

9. Из каких интервалов состоит мажорное трезвучие

10. Постройте мажорное трезвучие от ноты соль

11. Что такое знаки альтерации

12. В какой стране, городе зародился джаз?

13. Родина И.С. Баха. Какие произведения Баха Вы знаете?

14. Какие произведения П.И. Чайковского Вы знаете?

15. Как называется современная музыка предназначенная для

отдыха, развлечений?

16. Ансамбль из четырёх человек называется-

17. Знак молчания в музыке-

18. Самый низкий мужской голос-

19. Классические инструменты джаза-

20. Импровизация это-

21. Сколько исполнителей в квинтете?

22. Что такое музыкальный стиль и какие стили вы знаете?

23. Что такое ремейк, ремикс?

24. Из каких интервалов состоит минорное трезвучие.

25. По каким признакам, критериям Вы определяете нравится

Вам музыкальное произведение (песня) или нет.


Викторина по музыке для 8 класса

  1. Что значит «современность» в музыке»?

  2. Композитор Токкаты и фуги, «Шутки».

  3. Певец и композитор, борец за свободу, сохранение жизни на земле.

  4. Как по-другому называют Сонату № 14 Л.Бетховена?

  5. Что называют классическим искусством?

  6. Соната - это …

  7. Рок-опера - это …

  8. Коллаж - это …

  9. Компьютерная музыка - это …

  10. Перечислить отличия «легкой» музыки от «серьезной».

  11. Композитор «Вальса-фантазии».

  12. Бард - это …

  13. Джаз - это …

  14. Блюз - это …

  15. Спиричуэлсы - это …

  16. Композитор оперы «Порги и Бесс»

  17. Оперетта - это …

  18. Опера - это…

  19. Мюзикл - это …

  20. Композитор оперы «Борис Годунов».


Викторина

по музыке для 9 класса

  1. Что значит «современность» в музыке»?

  2. Композитор Токкаты и фуги, «Шутки».

  3. Певец и композитор, борец за свободу, сохранение жизни на земле.

  4. Как по-другому называют Сонату № 14 Л.Бетховена?

  5. Что называют классическим искусством?

  6. Соната - это …

  7. Рок-опера - это …

  8. Коллаж - это …

  9. Компьютерная музыка - это …

  10. Перечислить отличия «легкой» музыки от «серьезной».

  11. Композитор «Вальса-фантазии».

  12. Бард - это …

  13. Джаз - это …

  14. Блюз - это …

  15. Спиричуэлсы - это …

  16. Композитор оперы «Порги и Бесс»

  17. Оперетта - это …

  18. Опера - это…

  19. Мюзикл - это …

  20. Композитор оперы «Борис Годунов».



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

им. Л.Н.Толстого п. Лев Толстой Липецкой области филиал в с. Домачи







Рассмотрено Утверждено

ШМО учителей приказ №______________г

директор школы:________

протокол №_____от___________г (В.А.Мухортых)

рук. ШМО:___________________












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по музыке


Класс 5

Учитель Макеева Екатерина Викторовна

2015-2016 учебный год


















Пояснительная записка к КТП

Календарно-тематическое планирование полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту ООО и составлена на основепримерной программы основного общего образования по математике 5-9 классы, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год при 1 часе в неделю. Рабочая программа по музыке для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

«Искусство. Музыка. 5 класс» с аудиоприложением

«Искусство. Музыка. 5 класс Дневник музыкальных наблюдений. ФГОС»

Методическое пособие «Уроки музыки. 5 класс»












№ урока

Название (раздела, темы)

Коли

чество

часов

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Предметные

Метапредментные (УУД)

план

факт

1

Музыка рассказывает обо всём


1

Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства.

Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох.

Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека.

Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке.




2

Истоки

1

формирование духовно-нравственных оснований.

Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия).

Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения

Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач.



3

Искусство открывает мир

1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств.

Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки.

Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом.

Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.



4

Искусства различны, тема едина

1

совершенствование художественного вкуса.

Знать основные темы в искусстве.

Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи.


Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их.

Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.




5

Два великих начала искусства

1

целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира

.

Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова.

Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях.

Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение

А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»).

Регулятивные:

принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи.



6

«Стань музыкою слово!»

1

мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой.


Знать о различных жанрах вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.



7

Музыка «дружит» не только с поэзией

1

развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи.


Знать понятие «песни без слов».

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки;

Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.



8

Песня - верный спутник человека


1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.


Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады.

Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера

Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру.


Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.




9

Заключительный урок. Песни оренбургских композиторов

1

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей.


Знать изученные понятия.

Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.



Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.

Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения.

Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.




10

Мир русской песни

1

усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.



Знать основные признаки народной песни, виды песен.

Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи.

Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения.



11

Песни народов мира

1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.



Знать характеристику и отличия народных песен мира.

Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию.

Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни.



12

Романса трепетные звуки

1

усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.


Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки.

Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей.

Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса.



13

Мир человеческих чувств

1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.


Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады.

Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция.

Познавательные: понимать функции частей произведения.

Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения.



14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме

1

уважение к творческим достижениям народной музыки.



Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка.

Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной.

Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности.



15

Что может изображать хоровая музыка

1

эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки.


Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке.

Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения.

Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней.

Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций.

Коммуникативные: принимать различные точки зрения.



16

Заключительный урок

1

проявление интереса к художественной деятельности.


Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках.

Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их.


Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Коммуникативные: принимать различные точки зрения.

научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач.



17

Самый значительный жанр вокальной музыки

1

проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.


Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия.

Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные: высказывать свое мнение.



18

Из чего состоит опера

1

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.


Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий.

Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры.

Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими.

Коммуникативные: принимать различные точки зрения.

научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач.



19

Единство музыки и танца

1

целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира.


Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства.

Уметь определять образное содержание балета.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.



20

«Русские сезоны в Париже

1

приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета.

Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства.

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.




21

Музыкальность слова

1

Развитие уровня общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет.

Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры.



22

Музыкальные сюжеты в литературе

1

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета.

Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.




23

Живописность искусства

1

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.



Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.



24

«Музыка - сестра живописи»

1

совершенствование художественного вкуса.


Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.




25

Может ли музыка выразить характер человека?

1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.


Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка».

Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.




26

Образы природы в творчестве музыкантов

1

уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.

Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу.

Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.

Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.




27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов

1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.


Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски».

Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.



28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов


1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.


Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски».

Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа.

Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.




29

Волшебная сказочность музыкальных сказок

1

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.



Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках.

Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки.

Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.




30

Сказочные герои в музыке


1

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.


Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.




31

Тема богатырей в музыке


1

будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.


Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки.

Закрепить вокально- хоровые навыки.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.




32

Что такое музыкальность в живописи

1

совершенствование художественного вкуса.

Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.




33

«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия»

1

формирование целостной картины мира.


Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.



34

Подводим итоги


1

совершенствование художественного вкуса.

Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса.

Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.



35

Заключительный урок


1

развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.


Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов.

Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов.

Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности.













© 2010-2022