• Преподавателю
  • Музыка
  • О важности метапредметного подхода в воспитании у учащихся целостного восприятия музыкальных произведений

О важности метапредметного подхода в воспитании у учащихся целостного восприятия музыкальных произведений

Методическое сообщение для учителей музыки. Данное  сообщение было представлено на районном методическом совещании. Работа включает примеры практической работы на уроках музыки, также рекомендации по использованию методов и приемов в работе над метапредметными связями уроков музыки и других учебных дисциплин. Примеры изобразительного материла могут быть подобраны по усмотрению учителя.  Считаю, что данный материал поможет учителям музыки более глубоко прорабатывать на уроках метапредметные связи...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель музыки

МОУ Каслинская СОШ № 24

Мухаметшина Елена Юрьевна


О важности метапредметного подхода в воспитании у учащихся целостного восприятия музыкальных произведений.

Опираясь на понятие искусства как вида деятельности человека, направленной на познание окружающего мира посредством чувств, можно с уверенностью отметить, что метапредметный характер наиболее ярко выражен всех дисциплинах в области искусства.

  • Метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой а через связи и ассоциации, порой очень далекие.

  • Предметы этого цикла тесно связаны между собой , а также с другими предметами, с природой, с жизнью, наукой…со всем

  • Например, на уроках музыки мы не только слушаем, поем, играем, но и когда речь заходит о метре, ритме и размере - прослеживается связь с математикой; когда говорим о названии интервалов, музыкальных терминах прослеживается связь с иностранными языками. Когда говорим о музыкальном образе, подбираем слова- синонимы, соответствующие названию или характеру произведения о котором идет речь и т.д.

  • В процессе разучивания песни в центре внимания педагога и ученика стоит музыкальное произведение, которое в конечном итоге необходимо грамотно и выразительно исполнить.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • Во-первых, установить все возможные связи произведения с явлениями искусства, жизни, явлениями природы, с другими предметами и т.д.

  • Во-вторых, на основе всех этих связей выработать собственное отношение к данному произведению.

Предлагаю установить метапредметные связи на примере произведения Г. Свиридова из музыкальной поэму «Памяти С. Есенина» 2 часть «Поет зима аукает»

Для начала повторение основных средств выразительности в музыке (презентация)

Практическая работа в классе: Сделать интонационно-образный анализ музыкального произведения.

1 отрывок

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

2 отрывок

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака…

3 отрывок

…А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна

4 отрывок

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, Голодные, усталые,

И жмутся поплотней…

5 отрывок

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

6 отрывок

… И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна. И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

1

Характер


2

Лад


3

Темп


4

Динамика


5

Мелодия


6

Ритм




Выбрать картинки для каждого отрывка из презентации.

Не секрет, что значительная часть тем посвящена программным музыкальным произведениям. В этих темах я использую методы и приемы, применяемых на уроках литературы и истории.

Особо мне хочется рассказать об уроке в 5 классе. Тема: «Что общего между музыкой и литературой» Этот урок я провожу в форме музыкального ринга.

Презентация. (Работа в командах)

Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности

Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и, надеюсь, в жизни

Я считаю, что метапредметный подход помогает достичь хороших результатов.



© 2010-2022