- Преподавателю
- Музыка
- О важности метапредметного подхода в воспитании у учащихся целостного восприятия музыкальных произведений
О важности метапредметного подхода в воспитании у учащихся целостного восприятия музыкальных произведений
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мухаметшина Е.Ю. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель музыки
МОУ Каслинская СОШ № 24
Мухаметшина Елена Юрьевна
О важности метапредметного подхода в воспитании у учащихся целостного восприятия музыкальных произведений.
Опираясь на понятие искусства как вида деятельности человека, направленной на познание окружающего мира посредством чувств, можно с уверенностью отметить, что метапредметный характер наиболее ярко выражен всех дисциплинах в области искусства.
-
Метапредметный подход предполагает движение мышления не по прямой а через связи и ассоциации, порой очень далекие.
-
Предметы этого цикла тесно связаны между собой , а также с другими предметами, с природой, с жизнью, наукой…со всем
-
Например, на уроках музыки мы не только слушаем, поем, играем, но и когда речь заходит о метре, ритме и размере - прослеживается связь с математикой; когда говорим о названии интервалов, музыкальных терминах прослеживается связь с иностранными языками. Когда говорим о музыкальном образе, подбираем слова- синонимы, соответствующие названию или характеру произведения о котором идет речь и т.д.
-
В процессе разучивания песни в центре внимания педагога и ученика стоит музыкальное произведение, которое в конечном итоге необходимо грамотно и выразительно исполнить.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-
Во-первых, установить все возможные связи произведения с явлениями искусства, жизни, явлениями природы, с другими предметами и т.д.
-
Во-вторых, на основе всех этих связей выработать собственное отношение к данному произведению.
Предлагаю установить метапредметные связи на примере произведения Г. Свиридова из музыкальной поэму «Памяти С. Есенина» 2 часть «Поет зима аукает»
Для начала повторение основных средств выразительности в музыке (презентация)
Практическая работа в классе: Сделать интонационно-образный анализ музыкального произведения.
1 отрывок
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка
2 отрывок
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…
3 отрывок
…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна
4 отрывок
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, Голодные, усталые,
И жмутся поплотней…
5 отрывок
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
6 отрывок
… И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна. И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
1
Характер
2
Лад
3
Темп
4
Динамика
5
Мелодия
6
Ритм
Выбрать картинки для каждого отрывка из презентации.
Не секрет, что значительная часть тем посвящена программным музыкальным произведениям. В этих темах я использую методы и приемы, применяемых на уроках литературы и истории.
Особо мне хочется рассказать об уроке в 5 классе. Тема: «Что общего между музыкой и литературой» Этот урок я провожу в форме музыкального ринга.
Презентация. (Работа в командах)
Таким образом, метапредметный подход помогает установить связи всего и со всем и вовлечь ученика в разнообразные виды деятельности
Плюсом является и то, что учащиеся могут не только сформировать свои впечатления и отношение к музыкальному произведению, но и грамотно проанализировать любое другое художественное произведение, что поможет ему и в дальнейшей учебе и, надеюсь, в жизни
Я считаю, что метапредметный подход помогает достичь хороших результатов.