Игровая программа Музыкальная шкатулка

• Познакомить детей с названиями и способами звукоизвлечения различных детских шумовых инструментов (погремушка, бубен, колокольчик и др.); • Развивать навыки коллективного музицирования, умение слышать друг друга и действовать в ансамбле; • Воспитывать вежливость, взаимоуважение и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка;
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Ленинского района

г. Саратова







Игровая программа «Музыкальная шкатулка»













Составил педагог-организатор:

Крецул Е.В.

2014г.





Цель: Развитие музыкально-ритмических способностей ребёнка через обучение на народных инструментах.
Задачи :
• Познакомить детей с названиями и способами звукоизвлечения различных детских шумовых инструментов (погремушка, бубен, колокольчик и др.);
• Развивать навыки коллективного музицирования, умение слышать друг друга и действовать в ансамбле;
• Воспитывать вежливость, взаимоуважение и учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка;

В центре, на столе, стоит красивая коробка-шкатулка с музыкальными старинными народными инструментами.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! у нас сегодня игровая программа

«Музыкальная шкатулка». Рассаживайтесь поудобнее.

(Звучит мелодия « Колокольчик»).

До меня доносится удивительный звук. Что издаёт такой звук?

Дети. Это звенит колокольчик.

Ведущий. Наверное, он хочет нам что-то сказать. Нужно его найти.

Колокольчик очень хитрый, и ему хочется поиграть с нами.

Закройте глаза! Когда вы услышите звон колокольчика, покажите в

сторону, откуда он будет доноситься, рукой.

(Проводится игра на развитие слуха «Найди звук». В конце игры колокольчик оказывается на спрятанной шкатулке.).

Колокольчик хочет нам показать волшебную шкатулку.

(Звучит «Музыкальная шкатулка» А. Лядова. Шкатулка не открывается.)

В этой шкатулке хранится много разных музыкальных народных

инструментов. Но она ,ребята, почему-то не открывается,

давайте вместе вспомним, какие бывают музыкальные

инструменты?

Загадки о музыкальных инструментах

  • Мама как-то мне сказала,

Что её бабуля Марфа,

Очень здорово играла

И на домре, и на... арфе ← арфе

  • Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое... пианино ← пианино

  • Дед Егор ещё не старый,

Внуку сделал он подарок,

И теперь у нас Ванютка

Целый день дудит на... дудке ← дудке

  • На концерте выступала

Наша милая Татьяна,

Как звезда она играла

Целый час на... фортепиано ← фортепиано

  • Все мы очень любим слушать

Как поёт у нас Тамара,

И в руках её послушна

Шестиструнная... гитара ← гитара

  • Мы очень удивляемся

И очень восхищаемся

Когда малыш Филиппка

Играет нам на... скрипке ← скрипке

  • Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Серёжка

Заиграет на... гармошке ← гармошке

  • Удовольствие для Васи -

Поиграть на контрабасе,

А для Сани и для Вани

Постучать на... барабане ← барабане

Вед: Ребята, как, вы думаете уместились бы сюда все эти музыкальные

инструменты?....Тогда что же лежит в этой шкатулке? Давайте

отгадывать по мелодии, которая сейчас будет звучать.

Внимание слушаем! Звучит мелодия деревянных ложек

Ложки.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Ведь деревянная ложка - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном.

Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Я вам сейчас расскажу и продемонстрирую, как играют на деревянных ложках. Потом желающие смогут повторить.

Приемы игры: Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Важно правильно держать ложки.

  1. В левую руку вкладываем ложку между большим и указательным пальцем. Ложка лежит на ладони черпаком вниз. Большой палец держит ложку сверху, но сильно не прижимает. Черенок ложки смотрит наружу.

  2. Вторую ложку вставляем между средним и безымянным пальцами левой руки. При этом подгибаем немного указательный, средний и безымянный пальцы, и стараемся поместить их в черпак этой ложки. (Сразу может не получиться.)

  3. Теперь если пальцы выпрямить (кроме большого) ложки немного разойдутся, а от резкого сгибания вновь сойдутся. При этом будет слышен характерный ложечный щелчок. Этот прием называется ХЛОПОК. (Он самый трудный.)

  4. В правую руку берем третью ложку за половину черенка и начинаем играть по ложкам в левой руке, сочиняя свои приемы. У Вас обязательно все получится! Кто хочет поиграть, выходите. Затем провести игру-оркестр.

Звучит музыка «Ложкари» игра- оркестр

Копытца

Российский фольклорный музыкальный инструмент, издающий характерный цокающий звук.

Вед: Слушаем ,следующею мелодию

Звучит мелодия «Трещоток» Дети отгадывают.

Трещотка.

Трещотка представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева (желательно дуба) вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200 x 60 мм.

Через все эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, и все пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем.

При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.

Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и пр.

Вед: Слушаем ,следующею мелодию…

Звучит мелодия «Бубенцов» дети отгадывают из шкатулки ведущий достает бубенцы

Бубенцы.

Чем отличаются колокольчики от бубенчиков? Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали - бубенцами.

Вед: Слушаем ,следующею мелодию…

Звучит мелодия «Рубель»

Рубель

Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт.,.

Вед: Слушаем ,следующею мелодию…

Звучит мелодия «Свистулька глиняная»

Свистулька

Это музыкальные, озвученные игрушки, вылепленные вручную из глины. Свистульки, были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания ветра и дождя в летнюю жару, для отпугивания злых духов, для закликания весны и солнечного тепла на Масленицу.

Позднее свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву и своеобразный музыкальный инструмент в народных ансамблях. Они имеют оригинальное приятное звучание…

(Дети играют на свистульках)

Народные мастера лепят свистульки в виде: коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных.

Игра на свистульках напоминает пение птиц, давайте поиграем с вами в интересную игру, приготовили свои пальчики.

Пальчиковая игра «Птицы»

Птички прилетели на ладошку сели:

  • Здесь сидит воробей

  • Здесь сидит соловей

  • Здесь сидит синичка

  • Здесь кукушка птичка

  • Ну а здесь ворона- на ладошку они сели свои песенки запели

Воробей- чик, чирик

Соловей - фьють-фьють

Синичка- тюлялей…

Кукушка- ку-ку…

Ворона - кар-кар.

Вед: Слушаем ,следующею мелодию…

Звучит мелодия «Дудка»

Дудка

Дудка представляет собой трубку с игральными отверстиями и свистковым приспособлением. Дудки отличаются размерами( длина от 20 до 50 см), формой трубок( существуют конусообразные, ровные, с расширением, сужением концов), количеством игральных отверстий, конструкцией свисткового приспособления. Для изготовления используют клен, ясень, орешник, граб, сосну, липу. Дудки высверливаются, выжигаются, выкручиваются вручную, точатся на токарном станке.

Шаркунок

Вед: Ещё один музыкальный инструмент - шаркун. В народе его ещё

называют шаркунок или шергунок. Сейчас этот инструмент можно

встретить у нас, на Севере. Это плетёные берестяные или складные

деревянные погремушки, в которых "звучит" насыпанный внутрь сухой

горох.

Вед: Вот с такими старинными народными инструментами познакомила нас

музыкальная шкатулка, но в этой шкатулке не оказалось еще двух

музыкальных инструментов, которые олицетворяют русский дух и

культуру. Послушайте мелодию и сразу поймете, о каких инструментах

я говорю…

Звучит мелодия «Балалайка» , «Гармонь»

Дети угадывают, ведущий показывает карточки балалайки и гармони.

Игра на внимание «Старый сундук»

А теперь давайте поиграем. Представьте, что вы нашли на чердаке старый сундук. Сколько там всего интересного! Первый игрок говорит : «В старом пыльном сундуке, у меня на чердаке…» и вспоминает все музыкальные инструменты с которыми вы сегодня познакомились на нашей игровой программе, что там может быть, например, дудка. Второй повторяет все, что сказал первый и добавляет свое слово (В старом пыльном сундуке у меня на чердаке дудка и гармонь и т.д.). Кто ошибется - выбывает.

Вед: Молодцы!!! А теперь, ребята, сложное последние задание для всех,

определите по музыкальному произведению, сколько в нем звучит

народных инструментов и их название?

Звучит мелодия «Русские наигрыши» (деревянные ложки, трещотки, гусли ,береста- писчалка, гармонь, жалейка, баян)

Вед: Наша игровая, познавательная программа подошла к концу. Спасибо !

До, свидания!!!

Массовые игры «Жаворонок», «Заинька», «Ручеёк»

6


© 2010-2022