Активизирование вокального дыхания

Открытое мероприятие по внеурочной деятельностиЦель: воспитание любви к вокальному искусству.Задачи:1. Обучить упражнениям, направленным на активизирование вокального дыхания. 2.Совершенствовать диафрагмальное дыхание в вокальных упражнениях и песенном репертуаре.3. Воспитывать художественный вкус и умение работать в певческом коллективе. Методы обучения:– наглядный (слуховой и зрительный);– словесный (рассказ, объяснение, диалог);– иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ уч...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Активизирование вокального дыхания

Цель: воспитание любви к вокальному искусству.

Задачи:

1. Обучить упражнениям, направленным на активизирование вокального дыхания.

2.Совершенствовать диафрагмальное дыхание в вокальных упражнениях и песенном репертуаре.

3. Воспитывать художественный вкус и умение работать в певческом коллективе.

Методы обучения:

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (рассказ, объяснение, диалог);

- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного учениками).

- эмпирический метод (метод практического, опытного поиска понятных для ребенка слов, определений для описания вокальных приемов).

Оборудование: синтезатор, звуковые колонки, ноутбук, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Звучит заставка программы «Голос»). Здравствуйте, друзья! Я рада приветствовать вас на очередном этапе проекта «Голос». Вы уже прошли отборочный тур и вы в моей команде. Следующее испытание, которое вам предстоит - это ансамблевое исполнение песни «Ангел - хранитель». Песня достаточно сложная, но я думаю, что мы справимся, если поработаем над активизацией вокального дыхания. Этим сейчас и займемся. Посмотрите на доску и попробуйте дать одно название, подходящее для всех изображений.

Дети: ветер

(Звучит фонограмма ветра). Я предлагаю вам устроить бурю в стакане, при помощи ветра, который живет внутри каждого из вас. И помните: ветер может быть слабым, сильным и умеренным. Сейчас вы услышите звучание ветра. И в соответствии с этим ветром устройте бурю в стакане (делают упражнение).

При помощи чего вы смогли создать ветренную погоду?

Дети: при помощи дыхания.

Верно! Но сегодня мы поговорим не просто о дыхании, а о вокальном дыхании.

II. Объяснение темы

Дыхание - это основа пения, без дыхания вы не сможете спеть ни одной ноты. Искусство пения - это искусство выдоха, а не вдоха. А чтобы в этом убедиться, давайте сделаем упражнение: «скажи на вдохе своё имя».

Дыхание - это важно. Развивая дыхание, мы закладываем фундамент к нашему вокальному успеху. Что такое певческое дыхание?

Певческое дыхание - это более активная работа дыхательных мышц. При обычном разговоре мы задействуем их по минимуму. Нам не нужно больше воздуха, чтобы петь, но нам нужно энергично и продуктивно управлять тем воздухом, который у нас уже есть. Существует несколько типов дыхания: ключичное (грудное), диафрагмальное(брюшное) и смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Сегодня мы поговорим о диафрагмальном дыхании и я покажу как развить активную работу мышц диафрагмы, которая поможет нам петь на «опоре». Попросту говоря, вокальная опора - это значит, что развив и правильно скоординировав наш дыхательный аппарат, мы обеспечиваем себе достаточный запас воздуха, на который мы бы могли опереться во время исполнения вокального произведения. Сегодня мы поработаем с упражнениями, которые помогут активизировать певческое дыхание.

III. Практическая часть

Упражнения для развития вокального дыхания:

1. Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит, вы пользуетесь самым нетрадиционным видом дыхания - ключичным.

Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, где и как напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины (поясницы), живот подается вперед. Чтобы прочувствовать мышцы, которые мы используем при дыхании, скажите вниз живота «ф», а для контроля дыхания положите руки на диафрагму. Если движения живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперёд и положив руки в область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины.

2. Упражнение «собачка». Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку, расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались. Диафрагмальное дыхание должно быть доведено до автоматизма.

3. Разогрев диафрагмы. Поставить перед собой раскрытые ладони. Делаем резкий вдох через нос - кулаки сжимаем, выдох через рот - кулаки разжимаем (8 раз). Пять подходов.

* По окончании фразы излишек дыхания полезно выдохнуть прежде, чем начать новый вдох.


* Вдох и выдох должны быть активными.

Казалось бы, что мы выдохнули весь воздух, но нет, сказав «ха», мы четко чувствуем опору - низ живота, т.о. мы садим звук на дыхание.

4. «Ха…». Сбросить дыхание, и потом, на выдохе сказать - ха..

Мы поем не просто на выдохе, мы его выжимаем. Наши легкие уподобляются мехам, как в гармошке. Меха растягиваем - воздух берем, сжимаем - идет звук. Мы поём на сжатом воздухе, если этого нет, опора будет осуществляться на голосовые связки.

5. «Спортзал». Сейчас, как в спортзале, будем нарабатывать мышцы, чтобы понять, в каком положении могут быть связки:

- резко вдохнуть через нос, затаиться, открыть рот, сузить связки и рывками выпускать воздух. Связки - узкие, а рот - свободный;

- «надуй шарик». Широко разводя руки в стороны, сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух - «ффф». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох. Связки - свободные, а рот - узкий.

Т.о. связки могут находиться в узком состоянии, в свободном состоянии и в состоянии субтона.

6. «Субтон» - это пение с придыханием, это звук содыхания, который живет только в грудном регистре. Такой прием чаще всего используется в джазе или блюзе.

Произнесите по очереди свое имя приемом субтона.

Пропеть приемом субтона: «Да-а-а-о-о-о-да», вверх и вниз по мажорному трезвучию 1-3-5-1-5-3-1

Вы получили некоторые понятия о голосовом и дыхательном аппарате, что определяет опору в пении, а практические занятия способствуют развитию этих качеств.

7. Пропеть на активном, глубоком дыхании, на узких связках упражнение на стаккато: «Ввилили-ввилили-ввилили», по 5, 3, 1 ступеням трезвучия вниз.

8. «Тили-тили-тили» - упражнение на развитие навыка продолжительного певческого дыхания и подвижного звуковедения.

9. Работа над песней «Ангел - хранитель».

IV. Итог

Позвольте мне, как наставнику, высказаться по поводу вашего исполнения песни «Ангел - хранитель». Мне было приятно наблюдать за тем, как вы очень аккуратно передаете друг другу музыкальные фразы, как вы друг друга слушаете, как стараетесь правильно дышать. И пусть были небольшие недочеты в интонации, у нас из проекта никто не выбывает. И я предлагаю вам исполнить главную фразу проекта: это голос.

Звучит заставка программы «Голос».

Спасибо за работу!

© 2010-2022