- Преподавателю
- Музыка
- «Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»
«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболева И.Ю. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
17
1.Введение.
2. Основная часть
Ритм существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение и ритм.
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично успешной личности ребенка.
Психолог Теплова Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.» Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д.Рудневой, Л.С.Генераловой, Э.М.Фиш на основе системы Ф.Дельсарта, Э.Жаком-Делькрозом. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен и взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением.. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
2.1 Актуальность
Приступая к работе по проблеме «Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста» я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. И вторым серьезным фактором является статистика (на примере нашего МДОУ д/с№48) за последние пять лет с 2004 по 2009 гг к нам приходят дети со 2 группой здоровья, что примерно составляет 78,4% от общего количества детей. Дети с ослабленным здоровьем не имеют возможности усваивать программы «Гармония» и «Са-ФИ-Дансе». Пропущенные занятия ослабевают концентрацию внимания, память, развивают инертность мышления. Так две проблемы привели меня к разработке темы «Развитие музыкально-ритмических способностей на основе интеграции «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» детей старшего возраста». Занятие ритмикой дают дополнительные возможности к снижению гипоактивности детей и активизацию более глубоких процессов развития.
2.2. Комментарий:
к программе «Са-Фи-Дансе»
Задачами программы :
1.Укрепление здоровья, развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.
2. Совершествование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, координации, мелкой моторики, содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, формирование навыков пластичности, изящества, танцевальных движений.
3. Развитие творческих и созидательных способностей развития воображения, самовыражения под музыку, коммуникативных способностей.
Причины по которым я обратилась к этой программе:
-
Ее игровая направленно.
-
2. Необычное построение программы, ее непохожесть на другие.
-
3. По наблюдениям за детьми на занятиях я пришла к выводу - раздел «Танцевально-ритмической гимнастики поможет решить проблему углубленного развития музыкально-ритмического слуха.
-
4. После каждого занятия дети уходят с положительным эмоциональным настроением.
к программе «Гармония» (раздел музыкальное движение)
Данная программа является базовой по музыкальному воспитанию. В разделе «Музыкальное движение» поставлены задачи:
-
Эмоциональная отзывчивость на музыку.
-
Развитие музыкального слуха.
-
Развитие музыкального мышления.
-
Развитие музыкального ритма с помощью этюдов-сюжетов, этюдов-настроения.
Обучение танцам - является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению.
Мной были вычленены из этих программ следующие позиции:
-
Ритмические упражнения («Гармония», «Са-Фи-Дансе»)
-
Дидактические игры по развитию ритма. («Гармония»)
-
Ритмические танцы («Гармония» и «Са-Фи-Дансе»)
-
Этюды-настроения, этюды-сюжеты («Гармония»)
5. Игроритмика («Са-Фи-Дансе»)
6. Упражнения на расслабление («Са-Фи-Дансе»)
Как мы видим из поставленных задач программы «Гармония » и «Са-Фи-Дансе» имеют небольшие вкрапления по развитию музыкально-ритмического слуха, но пункты задач совпадают. Я пришла к выводу, что данные подразделы имеют общие задачи и могут успешно взаимодействовать друг с другом, а значит и успешно решить пробелы в трудном и важном разделе «Развитие музыкально-ритмического слуха»
Основной целью занятий по проблеме «Развитие музыкально-ритмического воспитания на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония » детей старшего дошкольного возраста» является психофизическое развитие ребенка, его формирование средствами музыки, ритмических движений, развития коммуникативных качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания.
В связи с целью были поставлены следующие задачи.
-
Провести теоретический анализ по методической литературе по проблеме «Развитие музыкально-ритмического воспитания на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония » детей старшего дошкольного возраста».
-
Разработать систему занятий.
-
Разработать перспективные планы для детей старшего дошкольного возраста.
-
Пройти обучение на курсах по повышению квалификации
Современная реформа образовательной системы на основе приказа МО РФ №655 и №666 требует не только изменить подход к содержанию и педагогическим технологиям, но и осуществить новый творческий подход с использованием инновационных, организационных, личносто-ориетированных способов взаимодействия.
2.3 Этапы работы по проблеме «Развитие музыкально-ритмического воспитания на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония » детей старшего дошкольного возраста»
Таблица 1.
Этапы
Средства
Сроки
Мероприятия
1. Создание информационного «банка»
1. Изучение
нормативно-правовой базы
Изучение опыта работы по выбранной
проблематике
А.И.Бурениной, П.Суворовой
Изучение Федеральнй целевой программы развития образования на 2006-2010гг от 23. Декабря 2005г.
«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»
12.092008 пр.666
2006-2010гг
-консультации с коллегами на интернет пед.форуме www;numi.ru
-чтение литературы по проблеме музыкального движения в ДОУ;
-изучение опыта работы коллег по проблеме музыкального воспитания посредством дистанционного общения через педфорум интернет
дошкольник
1.1 Создание условий для проведения занятий
-подготовка атрибутов;
(индив.коврики, ритмические палочки, ритмические кубики, ритмические таблицы,)
-создание дидактических игр:
«Веселые гномики»,
«Колокольчики», «Жили-были», «Кто в домике живет»,
«Мальчики и девочки»,
«Гуляла девочка в лесу», «Солнышко и диждик»;
-создание альбомов с иллюстрациями к занятиям по ритмике
«Времена года»,
Видеоальбом «Наша осень», «Зима» «Лето»
Фотоальбом «Наши достижения» фото ярких моментов выступлений воспитанников
Создание в групповых комнатах музыкально-ритмических уголков и дублирование дидактических игр которые проводятся на занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию.
2007-2010
- собрания родительских собраний «Методы и приемы развития танцевального творчества »;
, анкетирование;
- консультации воспитателей по индивидуальной подготовке ребенка к выступлению на праздниках и развлечениях; как правильно оформить музыкальный уголок
и привлечение родителей к работе по изготовлению музыкально-дидактических игр для групповых комнат
2.Разработка
содержания занятий с детьми
-работа с метод литературой;
-прочтение отзывов и анализов на форумах Интернета по данной проблематике
2007-2010
-работа в электронных библиотеках;
-работа с сайтами по дошкольному музыкальному воспитанию через Интернет
Детсад.kitty/ru
1 september/ru,
www/neuch/ru
-периодические издания:
журналов по музыкальному («Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» «Колокольчик»,) воспитанию;
-знакомство с зарубежной методикой музыкального воспитания дошкольников doshvozrast/.ru? www/dovosp/ru/
3.
Формирующий период
1.Проведение занятий с детьми:
- плановые занятия
2 раза в неделю;
-дополнительные занятия 1 раз в неделю
В течении уч.
года
Занятия по
Расписанию
МДОУ д/с 48
2.Проведение консультаций с родителями
- индивидуальная работа ;
- собеседование и консультации по подгруппам
Курсы повышения квалификации по проблеме «Обновление содержания дошкольного образования» и с целью повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ при ИПК и ПРО 2010г.
По плану
2 раза в месяц
2010
-по мере необходимости;
-по плану муз. руководителя
3. Совместная работа с узкими специалистами -консультации по разработке праздников, развлечений, занятий с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей
Постоянно
Консультации с медработниками по особенностям 2 группы здоровья детей.
Консультации с воспитателями по психологическому портрету вновь прибывших детей.
4.Проведение
консультаций с воспитателями
-индивидуальная работа с воспитателями по плану музыкального руководителя «Развитие музыкально-ритмического движения детей старшего возраста»;
-совместные разработки сценариев праздников и развлечений, интегрированных занятий,
5.Создание костюмов , обучение музыкально-ритмическим движениям и танцам»
1 раз в неделю
Сентябрь
Знакомство с диагностикой,
Октябрь
Проигрывание игр, упражнений
Ноябрь
Разучивание ритмических танцев
Декабрь
Помощь в организации и изготовлении
Февраль
Знакомство с новыми приемами обучения музыкально-ритмическим движениям
Март
Совместное проведение интегрированных занятий ритмика
Апрель
Практикум по обучению на детских музыкальных инструментах.
Май
Разработка совместно праздника «Выпускник» И «Весна»
6. Оценка качества педагогического процесса и осознание общих и частных задач.
- составление перспективных планов;
- диагностика;
В течении учеб-
ного года
- педсовет;
-заседание
творческой группы;
-участие в творческой группе
НМЦ ГорУО
7. Мониторинг -координация деятельности;
-отслеживание результатов работы;
2006-2010гг
-консультации микрогрупп специалистов;
-педсовет
Ритм и ;
-конференции;
8.Проблем-но-
ориентированный
анализ Диагностика и анализ проекта «Танцевально-ритмические игры для старшего возраста»
2005-
2009
деловые встречи творческой
группы НМЦ; -диагностические
карты;
-анкеты..».
- «круглый стол» «Роль воспитателя на занятиях ритмикой», «Использование элементов занятий ритмикой на прогулке»;
-консультации с родителями «Знакомство с планами работы по музыкально-ритмическому воспитанию»
2.4 Применение опыта работы.
Показателями работы по выбранному направлению стало активное участие воспитанников в различных городских мероприятиях.
-
Конкурс художественной самодеятельности посвященное 9мая 2006 г
-
Выступление в Театральной гостиной 2007 год
-
Выступление воспитанников на городском конкурсе «Учитель года 2008» школа 29
-
Драматический театр им. А.П.Чехова.
Награждение и поздравление победителей конкурса
«Учитель года 2008»
-
Конкурс детской самодеятельности, посвященный Дню защиты детей» «Мое счастливое детство» 2009 г..
-
Выставка детского рисунка в городском парке им.Горького 2009г
-
Выступление воспитанников на летней сцене «Юбилей городского парка 2009г.»
-
Принятие и поздравление в торжественном награждении победителей «Учитель года 2009 года»
-
Участие в творческой группе НМЦ ГорУО
Как видно из перечисленных мероприятий данная система работы позволила раскрыть творческий потенциал детей по развитию ритма и ритмического движения и эмоциональному благополучию детей.
Проводимая работа по реализации развития детей с помощью музыкально-ритмических упражнений основанных на интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония», а также учитывая креативные направления в подходе обучения в частности на новую модель (Короткова Н) - игровое обучение, дала положительные результаты, что можно увидеть из результатов отраженных в таблице №2.
В таблице 2 приведены данные диагностики групп детей с 5 по 7 год жизни
Таблица 2
Сравнительная таблица диагностики детей старшего дошкольного возраста( по К.В.Тарасовой) за период 2006-2011 гг
2006-2008 учебный год
2007 - 2009 учебный год
2008-2010 учебный год
Как видно из приведенной выше таблицы, результаты работы по музыкально-ритмическому движению дают стабильные положительные результаты в этом разделе углубленного обучения музыкального воспитания.
После пяти лет планомерной работы по музыкально-ритмическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста, мы убедились в эффективности принятого решения по реализации данного проекта. В частности, у детей, благодаря регулярным дополнительным занятиям возросли показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, развитие творческих способностей, развитие нравственно-коммуникативных качеств личности. Были созданы условия для развития музыкально-ритмических способностей: дидактические игры, музыкальные уголки , инструменты с помощью которых можно работать с ритмами (деревянные палочки, «волшебные» кубики, бубны, колотушки, трещотки, ритмические таблицы), костюмы.
Проводились индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, интегрированные занятия с использованием синтеза различных видов деятельности: музыкальные, художественно-речевые, изобразительные, игры-драматизации, совместная деятельность детей и взрослых в оркестре, танцевальных ансамблях с участием родителей, проведение совместных праздников детей и родителей, сотрудников ДОУ.
Созданы фонотека, фотоальбомы, видеотека, приобретен хореографический станок, изготовлены костюмы для занятий, с помощью родителей изготовлены реквизиты для импровизаций (декоративные цветы, листья).
Контроль за качеством усвоения материала проводится в форме творческих вечеров и концертов для родителей и детей 2 раза в год ( в середине и в конце учебного года)
В рамках аспекта по повышению условия компетенции были пройдены курсы повышения квалификации по проблеме «Обновление содержания дошкольного образования» и с целью повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ при ИПК и ПРО 2010г.
-
Участие в интернет-форуме работников детского образования и культуры «www/numi/ru».
-
В качестве обмена опытом переписка с музыкальными руководителями г. Тулы, г.Калуги, г.Новосибирска, г.Набережные Челны.
-
Педсоветы на базе МДОУ №48:
- «Ритм и малыш» (2008г)
-«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста» (2010г.)
-
Мастер-классы на базе МДОУ №48:
- «Роль воспитателя на занятиях ритмикой»;
-
Методические объединения музыкальных руководителей города:
- «Развитие музыкального ритма посредством дидактических игр»(2009);
3. Перспективы
По мнению швейцарского музыканта и педагога Э.Жана Далькроза «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать с воспитания в нем «мышечного чувства», что в свою очередь способствует более живой и успешной работе мозга». Практика подтверждает «Что посеешь в 1 младшей группе - то пожнешь в последующих». 1-я младшая группа является переходной от раннего детства к дошкольному. В этот период идет активное обогащение двигательной и эмоциональной сферы, развитие речи. Именно этот период развития ребенка меня заинтересовал и сейчас ведется активная работа по созданию новой разработки по развитию ритма и ритмических движений ориентированные на младший дошкольный возраст на основе программ : «Малыш» и «Са-Фи-Дансе».
4.Вывод
Проведенный сравнительный анализ доказал, что разделы программы, связанные с ритмическими движениями на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» действительно является взаимодополняемыми структурами и гармонично взаимодействуют .
Проанализировав результат работу за пять лет по «Развитию музыкально-ритмического воспитания детей старшего возраста на основе интеграции программ «Са-ФИ-Дансе» и «Гармония» , я пришла к выводу, что успешное развитие музыкально-ритмических способностей детей возможно только при условии планомерной, четко выстроенной работы с применением современных форм, новых методик на основе научных разработок и исследований Бондаренко Е.А., Выгодского Л.С., Галанова А.С., Рудневой С., Дзержинской И.Л., Тарасовой К.В., Петровой В.А., Рубан Т., Фирилевой Ж.Е., Сайкиной
-
Приложение
-
Благодарственное письмо ГорУО 2008 год
-
Грамота МО Ростовской области 2010г
Музыкальный руководитель
И.Ю.Соболева
Заведующий МДОУ д/с № 48
О.Ю.Рыбкина
Методист НМЦ ГорУО
В.Н. Лукьяненко
Управление образования города Таганрога
САМОАНАЛИЗ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соболевой Ирины Юрьевны
(Ф.И.О.)
музыкального руководителя
(наименование должности в соответствии с ТКХ (приложение 1 к Постановлению Минтруда
от 17.08.95 г. № 46 в ред. Постановления Минтруда от 22.11.95 г. № 65)
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида (интеллектуального, и других приоритетных направлений развития воспитанников) II категории №48
(наименование образовательного учреждения в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ
«Об образовании», приказом Министерства общего и профессионального образования РФ
от 17.02.97 г. № 150-14-12 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений»)
за период с апреля 2006г. по апрель 2011г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Актуальность
2.2 Комментарии к программам
2.3 Этапы работы
2.4 Применение опыта работы
3. ПЕРСПЕКТИВЫ
4. ВЫВОД
5. ПРИЛОЖЕНИЕ