• Преподавателю
  • Музыка
  • «Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17

1.Введение.

2. Основная часть

Ритм существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мысли, эмоций через движение и ритм.

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично успешной личности ребенка.

Психолог Теплова Б.М. определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.» Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Эмиль Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д.Рудневой, Л.С.Генераловой, Э.М.Фиш на основе системы Ф.Дельсарта, Э.Жаком-Делькрозом. Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен и взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением.. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна и широко используется многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

2.1 Актуальность

Приступая к работе по проблеме «Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста» я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. И вторым серьезным фактором является статистика (на примере нашего МДОУ д/с№48) за последние пять лет с 2004 по 2009 гг к нам приходят дети со 2 группой здоровья, что примерно составляет 78,4% от общего количества детей. Дети с ослабленным здоровьем не имеют возможности усваивать программы «Гармония» и «Са-ФИ-Дансе». Пропущенные занятия ослабевают концентрацию внимания, память, развивают инертность мышления. Так две проблемы привели меня к разработке темы «Развитие музыкально-ритмических способностей на основе интеграции «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» детей старшего возраста». Занятие ритмикой дают дополнительные возможности к снижению гипоактивности детей и активизацию более глубоких процессов развития.

2.2. Комментарий:

к программе «Са-Фи-Дансе»

Задачами программы :

1.Укрепление здоровья, развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.

2. Совершествование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, координации, мелкой моторики, содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, формирование навыков пластичности, изящества, танцевальных движений.

3. Развитие творческих и созидательных способностей развития воображения, самовыражения под музыку, коммуникативных способностей.

Причины по которым я обратилась к этой программе:

  1. Ее игровая направленно.

  2. 2. Необычное построение программы, ее непохожесть на другие.

  3. 3. По наблюдениям за детьми на занятиях я пришла к выводу - раздел «Танцевально-ритмической гимнастики поможет решить проблему углубленного развития музыкально-ритмического слуха.

  4. 4. После каждого занятия дети уходят с положительным эмоциональным настроением.

к программе «Гармония» (раздел музыкальное движение)

Данная программа является базовой по музыкальному воспитанию. В разделе «Музыкальное движение» поставлены задачи:

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.

  2. Развитие музыкального слуха.

  3. Развитие музыкального мышления.

  4. Развитие музыкального ритма с помощью этюдов-сюжетов, этюдов-настроения.

Обучение танцам - является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению.

Мной были вычленены из этих программ следующие позиции:

  1. Ритмические упражнения («Гармония», «Са-Фи-Дансе»)

  2. Дидактические игры по развитию ритма. («Гармония»)

  3. Ритмические танцы («Гармония» и «Са-Фи-Дансе»)

  4. Этюды-настроения, этюды-сюжеты («Гармония»)

5. Игроритмика («Са-Фи-Дансе»)

6. Упражнения на расслабление («Са-Фи-Дансе»)

Как мы видим из поставленных задач программы «Гармония » и «Са-Фи-Дансе» имеют небольшие вкрапления по развитию музыкально-ритмического слуха, но пункты задач совпадают. Я пришла к выводу, что данные подразделы имеют общие задачи и могут успешно взаимодействовать друг с другом, а значит и успешно решить пробелы в трудном и важном разделе «Развитие музыкально-ритмического слуха»

Основной целью занятий по проблеме «Развитие музыкально-ритмического воспитания на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония » детей старшего дошкольного возраста» является психофизическое развитие ребенка, его формирование средствами музыки, ритмических движений, развития коммуникативных качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания.

В связи с целью были поставлены следующие задачи.

  • Провести теоретический анализ по методической литературе по проблеме «Развитие музыкально-ритмического воспитания на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония » детей старшего дошкольного возраста».

  • Разработать систему занятий.

  • Разработать перспективные планы для детей старшего дошкольного возраста.

  • Пройти обучение на курсах по повышению квалификации

Современная реформа образовательной системы на основе приказа МО РФ №655 и №666 требует не только изменить подход к содержанию и педагогическим технологиям, но и осуществить новый творческий подход с использованием инновационных, организационных, личносто-ориетированных способов взаимодействия.

2.3 Этапы работы по проблеме «Развитие музыкально-ритмического воспитания на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония » детей старшего дошкольного возраста»

Таблица 1.

Этапы

Средства

Сроки

Мероприятия

1. Создание информационного «банка»

1. Изучение

нормативно-правовой базы

Изучение опыта работы по выбранной

проблематике

А.И.Бурениной, П.Суворовой

Изучение Федеральнй целевой программы развития образования на 2006-2010гг от 23. Декабря 2005г.

«Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении»

12.092008 пр.666

2006-2010гг

-консультации с коллегами на интернет пед.форуме www;numi.ru

-чтение литературы по проблеме музыкального движения в ДОУ;

-изучение опыта работы коллег по проблеме музыкального воспитания посредством дистанционного общения через педфорум интернет

дошкольник

1.1 Создание условий для проведения занятий


-подготовка атрибутов;

(индив.коврики, ритмические палочки, ритмические кубики, ритмические таблицы,)

-создание дидактических игр:

«Веселые гномики»,

«Колокольчики», «Жили-были», «Кто в домике живет»,

«Мальчики и девочки»,

«Гуляла девочка в лесу», «Солнышко и диждик»;

-создание альбомов с иллюстрациями к занятиям по ритмике

«Времена года»,

Видеоальбом «Наша осень», «Зима» «Лето»

Фотоальбом «Наши достижения» фото ярких моментов выступлений воспитанников

Создание в групповых комнатах музыкально-ритмических уголков и дублирование дидактических игр которые проводятся на занятиях по музыкально-ритмическому воспитанию.



2007-2010

- собрания родительских собраний «Методы и приемы развития танцевального творчества »;

, анкетирование;

- консультации воспитателей по индивидуальной подготовке ребенка к выступлению на праздниках и развлечениях; как правильно оформить музыкальный уголок

и привлечение родителей к работе по изготовлению музыкально-дидактических игр для групповых комнат





2.Разработка

содержания занятий с детьми


-работа с метод литературой;

-прочтение отзывов и анализов на форумах Интернета по данной проблематике










2007-2010

-работа в электронных библиотеках;

-работа с сайтами по дошкольному музыкальному воспитанию через Интернет

Детсад.kitty/ru

1 september/ru,

www/neuch/ru

-периодические издания:

журналов по музыкальному («Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель» «Колокольчик»,) воспитанию;

-знакомство с зарубежной методикой музыкального воспитания дошкольников doshvozrast/.ru? www/dovosp/ru/




3.

Формирующий период



1.Проведение занятий с детьми:


- плановые занятия

2 раза в неделю;

-дополнительные занятия 1 раз в неделю

В течении уч.

года

Занятия по

Расписанию

МДОУ д/с 48


2.Проведение консультаций с родителями

- индивидуальная работа ;

- собеседование и консультации по подгруппам

Курсы повышения квалификации по проблеме «Обновление содержания дошкольного образования» и с целью повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ при ИПК и ПРО 2010г.


По плану

2 раза в месяц





2010

-по мере необходимости;

-по плану муз. руководителя


3. Совместная работа с узкими специалистами -консультации по разработке праздников, развлечений, занятий с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей

Постоянно

Консультации с медработниками по особенностям 2 группы здоровья детей.

Консультации с воспитателями по психологическому портрету вновь прибывших детей.



4.Проведение

консультаций с воспитателями

-индивидуальная работа с воспитателями по плану музыкального руководителя «Развитие музыкально-ритмического движения детей старшего возраста»;

-совместные разработки сценариев праздников и развлечений, интегрированных занятий,

5.Создание костюмов , обучение музыкально-ритмическим движениям и танцам»







1 раз в неделю

Сентябрь

Знакомство с диагностикой,

Октябрь

Проигрывание игр, упражнений

Ноябрь

Разучивание ритмических танцев

Декабрь

Помощь в организации и изготовлении

Февраль

Знакомство с новыми приемами обучения музыкально-ритмическим движениям

Март

Совместное проведение интегрированных занятий ритмика

Апрель

Практикум по обучению на детских музыкальных инструментах.

Май

Разработка совместно праздника «Выпускник» И «Весна»





6. Оценка качества педагогического процесса и осознание общих и частных задач.

- составление перспективных планов;

- диагностика;


В течении учеб-

ного года

- педсовет;

-заседание

творческой группы;

-участие в творческой группе

НМЦ ГорУО




7. Мониторинг -координация деятельности;

-отслеживание результатов работы;


2006-2010гг

-консультации микрогрупп специалистов;

-педсовет

Ритм и ;

-конференции;




8.Проблем-но-

ориентированный

анализ Диагностика и анализ проекта «Танцевально-ритмические игры для старшего возраста»


2005-

2009

деловые встречи творческой

группы НМЦ; -диагностические

карты;

-анкеты..».

- «круглый стол» «Роль воспитателя на занятиях ритмикой», «Использование элементов занятий ритмикой на прогулке»;

-консультации с родителями «Знакомство с планами работы по музыкально-ритмическому воспитанию»



2.4 Применение опыта работы.

Показателями работы по выбранному направлению стало активное участие воспитанников в различных городских мероприятиях.

  • Конкурс художественной самодеятельности посвященное 9мая 2006 г

  • Выступление в Театральной гостиной 2007 год

  • Выступление воспитанников на городском конкурсе «Учитель года 2008» школа 29

  • Драматический театр им. А.П.Чехова.

Награждение и поздравление победителей конкурса

«Учитель года 2008»

  • Конкурс детской самодеятельности, посвященный Дню защиты детей» «Мое счастливое детство» 2009 г..

  • Выставка детского рисунка в городском парке им.Горького 2009г

  • Выступление воспитанников на летней сцене «Юбилей городского парка 2009г.»

  • Принятие и поздравление в торжественном награждении победителей «Учитель года 2009 года»

  • Участие в творческой группе НМЦ ГорУО

Как видно из перечисленных мероприятий данная система работы позволила раскрыть творческий потенциал детей по развитию ритма и ритмического движения и эмоциональному благополучию детей.

Проводимая работа по реализации развития детей с помощью музыкально-ритмических упражнений основанных на интеграции программ «Са-Фи-Дансе», и «Гармония», а также учитывая креативные направления в подходе обучения в частности на новую модель (Короткова Н) - игровое обучение, дала положительные результаты, что можно увидеть из результатов отраженных в таблице №2.

В таблице 2 приведены данные диагностики групп детей с 5 по 7 год жизни

Таблица 2

Сравнительная таблица диагностики детей старшего дошкольного возраста( по К.В.Тарасовой) за период 2006-2011 гг

2006-2008 учебный год

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

2«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»007 - 2009 учебный год

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»



2008-2010 учебный год

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»



«Развитие музыкальных способностей на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» у детей старшего дошкольного возраста»

Как видно из приведенной выше таблицы, результаты работы по музыкально-ритмическому движению дают стабильные положительные результаты в этом разделе углубленного обучения музыкального воспитания.

После пяти лет планомерной работы по музыкально-ритмическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста, мы убедились в эффективности принятого решения по реализации данного проекта. В частности, у детей, благодаря регулярным дополнительным занятиям возросли показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, развитие творческих способностей, развитие нравственно-коммуникативных качеств личности. Были созданы условия для развития музыкально-ритмических способностей: дидактические игры, музыкальные уголки , инструменты с помощью которых можно работать с ритмами (деревянные палочки, «волшебные» кубики, бубны, колотушки, трещотки, ритмические таблицы), костюмы.

Проводились индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, интегрированные занятия с использованием синтеза различных видов деятельности: музыкальные, художественно-речевые, изобразительные, игры-драматизации, совместная деятельность детей и взрослых в оркестре, танцевальных ансамблях с участием родителей, проведение совместных праздников детей и родителей, сотрудников ДОУ.

Созданы фонотека, фотоальбомы, видеотека, приобретен хореографический станок, изготовлены костюмы для занятий, с помощью родителей изготовлены реквизиты для импровизаций (декоративные цветы, листья).

Контроль за качеством усвоения материала проводится в форме творческих вечеров и концертов для родителей и детей 2 раза в год ( в середине и в конце учебного года)

В рамках аспекта по повышению условия компетенции были пройдены курсы повышения квалификации по проблеме «Обновление содержания дошкольного образования» и с целью повышения квалификации музыкальных руководителей ДОУ при ИПК и ПРО 2010г.

  • Участие в интернет-форуме работников детского образования и культуры «www/numi/ru».

  • В качестве обмена опытом переписка с музыкальными руководителями г. Тулы, г.Калуги, г.Новосибирска, г.Набережные Челны.

  • Педсоветы на базе МДОУ №48:

- «Ритм и малыш» (2008г)

-«Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста» (2010г.)

  • Мастер-классы на базе МДОУ №48:

- «Роль воспитателя на занятиях ритмикой»;

  • Методические объединения музыкальных руководителей города:

- «Развитие музыкального ритма посредством дидактических игр»(2009);

3. Перспективы

По мнению швейцарского музыканта и педагога Э.Жана Далькроза «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать с воспитания в нем «мышечного чувства», что в свою очередь способствует более живой и успешной работе мозга». Практика подтверждает «Что посеешь в 1 младшей группе - то пожнешь в последующих». 1-я младшая группа является переходной от раннего детства к дошкольному. В этот период идет активное обогащение двигательной и эмоциональной сферы, развитие речи. Именно этот период развития ребенка меня заинтересовал и сейчас ведется активная работа по созданию новой разработки по развитию ритма и ритмических движений ориентированные на младший дошкольный возраст на основе программ : «Малыш» и «Са-Фи-Дансе».

4.Вывод

Проведенный сравнительный анализ доказал, что разделы программы, связанные с ритмическими движениями на основе интеграции программ «Са-Фи-Дансе» и «Гармония» действительно является взаимодополняемыми структурами и гармонично взаимодействуют .

Проанализировав результат работу за пять лет по «Развитию музыкально-ритмического воспитания детей старшего возраста на основе интеграции программ «Са-ФИ-Дансе» и «Гармония» , я пришла к выводу, что успешное развитие музыкально-ритмических способностей детей возможно только при условии планомерной, четко выстроенной работы с применением современных форм, новых методик на основе научных разработок и исследований Бондаренко Е.А., Выгодского Л.С., Галанова А.С., Рудневой С., Дзержинской И.Л., Тарасовой К.В., Петровой В.А., Рубан Т., Фирилевой Ж.Е., Сайкиной



  1. Приложение

  1. Благодарственное письмо ГорУО 2008 год

  2. Грамота МО Ростовской области 2010г



Музыкальный руководитель

И.Ю.Соболева

Заведующий МДОУ д/с № 48

О.Ю.Рыбкина

Методист НМЦ ГорУО

В.Н. Лукьяненко



Управление образования города Таганрога







САМОАНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Соболевой Ирины Юрьевны

(Ф.И.О.)


музыкального руководителя

(наименование должности в соответствии с ТКХ (приложение 1 к Постановлению Минтруда
от 17.08.95 г. № 46 в ред. Постановления Минтруда от 22.11.95 г. № 65)


муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида (интеллектуального, и других приоритетных направлений развития воспитанников) II категории №48

(наименование образовательного учреждения в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона РФ
«Об образовании», приказом Министерства общего и профессионального образования РФ
от 17.02.97 г. № 150-14-12 «О наименовании государственных и муниципальных образовательных учреждений»)







за период с апреля 2006г. по апрель 2011г

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Актуальность

2.2 Комментарии к программам

2.3 Этапы работы

2.4 Применение опыта работы

3. ПЕРСПЕКТИВЫ

4. ВЫВОД

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

© 2010-2022