Программа Фольклор Урала на 4 года обучения

    Дополнительная образовательная программа  фольклорного ансамбля  « Фольклор Урала» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: ·        Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-08 «Об образовании в Российской Федерации»: ·        Примерных требований к программе дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента       молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России 11.12.2006, № 061844); ·        Требован...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа фольклорного ансамбля

« Фольклор Урала» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-08 «Об образовании в Российской Федерации»:

  • Примерных требований к программе дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России 11.12.2006, № 061844);

  • Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Утверждены на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003).

  • Письмо Министерства образования РФ от 20 мая 2003 г., №28-51-391/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей»;

  • Закон «О защите прав ребёнка»;

  • «Конвенция ООН о правах ребёнка»;

  • Устав МБОУ ДОД - ЦДТ «Надежда».

Дополнительная образовательная программа фольклорного ансамбля «Соловушки» составлена на основе программы Н.И. Музыковой и

И.И. Музыкова «Фольклор Урала» и личного опыта работы.

Срок реализации данной программы - четыре года.

Программа предполагает:

-занятия 1-года обучения (младшего школьного возраста)-2 часа в неделю (72 в год),

-занятия 2-го года обучения ( среднего школьного возраста)-3 часа в неделю (105 часов в год),

-занятия 3-го года обучения ( среднего и старшего школьного возраста)-3 часов неделю(105 часов в год),

- -занятия 4-го года обучения ( среднего и старшего школьного возраста)-3 часа в неделю (105часов в год).

Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит фольклорному исполнительству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. Совершенствование вокального народного певческого исполнительского мастерства осуществляется через развитие индивидуального уровня способностей, творческого мышления и творческой активности обучающихся на основе произведений музыкальной культуры России и Урала , что способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.



Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты музыкально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

1.Данная программа актуальна, поскольку изучение традиций своего народа становится способом самовыражения, инструментом решения досуговой занятости и средством снятия психологического напряжения. Сценическое выступление - проверка действием конечного продукта исполнителя. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества варианты решения межличностных конфликтов.

2..Изучение данного курса ­­­ актуально в связи с тем, что воспитание средствами коллективного взаимодействия предполагает развитие полноценного восприятия художественной культуры страны и своего края, понимания языка народного искусства и его специфики.

3. И, наконец, актуальность данной программы обусловлена также ее практиче­ской значимостью. У детей происходит развитие чувственного восприятия, фантазии, образно- эмоциональной сферы. Процесс воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.

Педагогическая целесообразность образовательной программы "Соловушки" определена тем, что ориентирует на приобщение каждого ребенка к музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков исполнительского творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, ориентирует на создание как индивидуального, так и группового творческого продукта. Благодаря пению в ансамбле обучающиеся приобретают общую эстетическую и сценическую культуру, а развитие творческих способностей помогает более тонкому восприятию музыкального искусства. Кроме того, педагогическая целесообразность образовательной программы видится в формировании чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (качественное исполнение своей инструментальной партии с одной стороны, и реализация всего творческого потенциала при коллективном музицировании, с другой стороны. В работе по программе принципиально важным является создание условий для формирования стойкого интереса к культурному наследию своего народа.

Одной из актуальных проблем современной музыкальной педагогики является решение проблемы эффективности художественного воспитания детей, поэтому обучение в классах ансамбля и посвящено их решению:

- повышению занятости детей в свободное время;

- развитию личностных качеств учащихся;

- выявлению и поддержке талантов;

- организации полноценного досуга в свободное время;

- формированию потребности в высоко-духовном обраэе жизни.

На современном этапе третьего тысячелетия главная задача художественно-эстетического и нравственного воспитания - изучение народной музыки, фольклора, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия ребенка, формируется речь и мышление. Развиваются умения, навыки, способности.

Очень важно в настоящее время возродить преемственность поколений передать подрастающему поколению те нравственные устои и патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения, вынесших из общественных катаклизмов чистоту помыслов, чувство любви к Отечеству, к своему народу, заряд патриотизма.

Основой при формировании эстетического сознания подрастающего поколения, начиная с самого раннего возраста, должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры каждого народа, источником и фундаментом которых является фольклор.

Фольклор может и должен стать альтернативой увлечению учащихся массовой культурой, вредному воздействию которой может противостоять только сильная личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать и оценивать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной культуры.

Освоение фольклорных традиций способствует укреплению взаимоотношений между поколениями:

-между детьми и родителями, учениками и учителями, сохраняя тем самым условия исторической преемственности.

Цель программы:

- воспитать обучащихся в уважительном и заинтересованном отношении к культуре своего народа,

- помочь осознать себя наследниками фольклорных традиций;

Задачи программы:

-сформировать знания о природе, истории и культуре своего края;

-познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами и праздниками;

-привить навыки исполнения народных песен;

-развивать творческие способности (сочинять частушки, варьировать мелодии, придумывать подголоски).

Программа «Соловушки» рассчитана на трёхлетний курс обучения.

Фольклор - явление синкретическое, в нем органично соединены все стороны жизнедеятельности человека: трудовые, мировоззренческие, календарно- обрядовые, творческие и досуговые. Для полноты представлений учащихся о фольклоре, в программу включены все темы, раскрывающие содержание этого понятия: словесное, музыкальное, танцевальное творчество народа, природно-земледельческий календарь, календарно-обрядовые праздники, игры, национальный костюм, детский фольклор.

Через всю программу проходит линия музыкального фольклора - уникального достояния русской культуры, послужившего основанием русской музыкальной классики.

Основу программы составляет русский музыкальный фольклор, изучение которого дает возможность обращаться к народной культуре разных национальностей нашей страны.

Очень важно привить детям с раннего возраста интерес к культурному наследию каждого народа.

Музыкальное воспитание учащихся ориентируется на фольклор родного края, материал которого очень близок детям, так как связан с диалектной речевой интонацией, особенностями жизненного уклада и отношений между людьми, выражением чувств и переживаний.

Данная программа дает естественную возможность воспитывать интерес и уважение к культуре и традициям различных народов и положительно влияет на формирование межэтнических отношений на Урале.

Основополагающий принцип методики работы над освоением курса -понимание ребенком смысла и значения выполняемого им дела.

Задачей этой программы является поиск убедительных для современных детей арок от прошлого культурного наследия своего народа к настоящему народному искусству.

Велико нравственное значение фольклорных занятий, которые помогают детям активно переживать добро и зло, красоту и подвиг.

Программа признает самодостаточность каждого ребенка и помогает ему воспитать активную жизненную позицию.

Учебно-тематический план (1 год обучения)

Разделы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Фольклор - традиционное народное творчество

4

2

2

2

Времена года и народный календарь

4

2

2

3

Родной язык и фольклорная сказка

6

2

4

4

Детский фольклор. Народные инструменты

6

2

4

5

Народное музыкальное творчество (песни, танцы)

4

2

2

6

Народная игра

4

2

2

7

Сценический фольклор(инсценировка, хороводы, исполнение перед слушателями)

4

2

2

8

Народные праздники

4

2

2

9

Изучение концертного репертуара

1.Русские народные песни

2.Песни композиторов Урала

3.Стилизованные песни современных авторов

36

12

12

12

-

-

-

-

36

12

12

12

Итого:

72 часа

16

56

Содержание курса.

1.Фольклор - традиционное народное творчество.

Фольклор - словесное, музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество народа. Его прямая связь с природой, жизнью и бытом народа, представление о мире. Устные формы фольклорной традиции. Виды и жанры традиционного и современного фольклора.

2.Времена года и народный календарь.

Круговорот явлений природы. Четыре времени года - круг. Их особые приметы в календарно-обрядовом фольклоре, в творчестве писателей, художников и композиторов. Воспроизведение календарного круга через народные праздники: Осенины, Покров, Рождество, Масленица, Сорок сороков, Вербное Воскресение, Пасха, Семик, Троица, Ивана Купала.

3.Родной язык и фольклорная сказка.

Язык есть достояние народа, кладовая его сознания, памяти: средство общения, взаимопонимания, передача информации от поколения к поколению. Язык музыки, танцы, жесты. Язык фольклора. Сказка - основной вид устного народного творчества: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. Сказки: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кошкин дом», «Гуси-лебеди», «Три поросёнка». Инсценирование, изготовление костюмов, масок и представление сказки.

4.Детский фольклор. Народные инструменты.

Детский музыкальный фольклор - особая самостоятельная часть народного музыкального творчества.

Традиционный фольклор взрослых для детей: колыбельные, пестушки, потешки и т.д.

Традиционный детский фольклор: считалки, дразнилки, заклички, игровые припевки. Их функциональные, стилевые и интонационные различия.

Русские народные инструменты: ложки, трещотки, бубенцы, свистульки, жалейка, рожок, волынка, балалайка, гусли, домра, гармошка.

Жанры инструментальной музыки: наигрыши, плясовые, пастушьи, свадебные и др.

5.Народное музыкальное творчество (песни и танцы).

Песни - основной жанр русской народной музыки. Её многообразные связи с жизнью народа, трудом и праздниками. Песни хороводные и плясовые, их календарно-обрядовое происхождение.

Народная хореография. Особая манера мужского и женского поведения в танце, ритмы шага, пластика рук, своеобразие рисунка движений в каждом танце. Пляска, парный танец, хоровод, кадриль и т.д.

6.Народная игра.

Игра - как вид деятельности. Соединение в игре действия, слова, напева.

Сочетание противоположностей - традиционной сюжетной основы и индивидуально- эмоционального « сиюминутного» поведения, жесткого выполнения правил и творческой импровизации.

Использование игровой методики в освоении других жанров фольклора и видов учебной деятельности.

7.Сценический фольклор

(инсценировки, хороводы, исполнение перед слушателями)

Отличие сценического фольклора от аутогенного. Необходимость учета законов сцены, аудиовизуальных особенностей исполнения фольклора перед слушателями. Кропотливая работа над музыкальным стилем фольклорного исполнительства.

8.Народные праздники.

Праздник - проявление всех форм и видов культурной традиции народа: от принятых форм общения и поведения до манеры исполнения песен, танцев, игр и ношения костюмов. Возрождение народных обрядов и праздников в современных условиях. Содержательная и технологическая подготовка к ним. Праздники: урожая, Колядки, Святки, Новый год, Масленица, праздник жаворонка, встреча весны, Зеленая неделя и т.д.

Обобщающее значение праздника для поведения итогов творческого развития учащихся за год.

Календарно-тематическое планирование(1-й год)

Темы занятий:

Кол-во часов

1

Фольклор - традиционное народное творчество.

1

2

Связь фольклора с жизнью и бытом народа.

1

3

Устные формы фольклорной традиции.

1

4

Виды и жанры традиционного фольклора.

1

5

Виды и жанры современного фольклора.

1

6

Круговорот явлений природы и 4 времени года.

1

7

Особые приметы времен года в календарно-обрядовом фольклоре.

1

8

Четыре времени года в творчестве писателей, художников, композиторов.

1

9

Воспроизведение календарного круга через народные праздники.

1

10

Родной язык- достояние народа.

1

11

Язык музыки, танца, жеста.

1

12

Сказка - основной вид устного народного творчества.

1

13

Сказки о животных.

12

14

Волшебные и бытовые сказки.

12

15

Детский фольклор - особая часть народного творчества.

4

16

Колыбельные и пестушки.

10

17

Считалки, дразнилки.

10

18

Скороговорки, заклички.

10

19

Игровые припевки.

4

20

Русские народные инструменты-ложки, трещетки.

12

21

Бубенцы, свистульки, жалейка, волынка, рожок.

2

22

Гусли, домра, гармошка, балалайка.

4

23

Жанры инструментальной музыки.

1

24

Плясовые, пастушьи, свадебные наигрыши.

1

25

Песня - основной жанр народной музыки.

1

26

Связь песни с жизнью народа, трудом и праздниками.

1

27

Хороводные и плясовые песни.

4

28

Календарно - обрядовое происхождение песен.

1

29

Игра - как вид деятельности.

1

30

Соединение в игре действия, слова, напева.

1

31

Народные праздники.

2

Итого: 105 часов


Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу первого года обучения

учащиеся должны знать:

-особенности строения голосового аппарата,

-упражнения на тренировку певческого дыхания,

-несколько приемов скороговорок,

-упражнения на распевание и настройку голосового аппарата,

-музыкальную терминалогию,

-понятие слова фольклор, его отличие от профессиональной культуры,

-функции и значение родного языка,

-устные формы народного словесного творчества,

-о взаимосвязях природных явлений, земледельческого труда и народных праздников,

-о видах и жанрах русской народной песни,

-о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания на практике,

-петь открытым звуком, правильно брать дыхание,

-произносить гласные и согласные в естественно- речевой манере,

-уметь петь без сопровождения,

-петь в унисон несложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию,

-овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия,

-пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения,

-выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене,

-играть на простейших шумовых инструментах,

-заинтересованно и бережно относиться к культурному наследию своего народа,

-осознавать себя частицей своего народа и своей страны,

-быть трудолюбивым и общительным ,

-мирно сосуществовать в коллективе.

Учебно-тематический план (2год обучения)

Разделы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Русский фольклор Урала

6

3

3

2

Природно-земледельческий календарь Урала

12

6

6

3

Родной язык и малые жанры фольклора

12

4

8

4

Детское народное творчество, традиционное и современное

12

2

10

5

Жанры русской народной песни

9

3

6

6

Игровой и потешный фольклор

12

2

10

7

Русская национальная одежда

3

3

-

8

Народные календарные праздники

12

4

8

9

Изучение концертного репертуара

1.Старинные обрядовые народные песни.

2.Русские народные песни.

3.Песни композиторов Урала

27

9

9

9

-

-

-

-

27

9

9

-

Итого:

105 часов

27

78


Содержание курса(2-й год).

1.Русский фольклор Урала

Урал-край ста национальностей, объединенных государственным русским языком. Русский фольклор Урала-сплав общерусской ( в основном северной ) и местных традиций. Музыкальные жанры русского фольклора Урала: календарные. хороводные, плясовые. Лирические песни, частушки. Их художественные особенности.

Русские народные инструменты, получившие распространение на Урале, и жанры инструментальной музыки.

Фольклорные коллективы Урала.

2.Природно-земледельческий календарь Урала.

Времена года на Урале, их особые границы, определяющие ритмы земледельческих работ, закрепление в народных приметах, пословицах, поговорках.

Своеобразие календарно-обрядового фольклора Среднего Урала. Традиционные для Урала ежегодные праздники: Осенины, покров, Рождество, Масленица, Сорок сороков, Семик, Троица.

3.Родной язык и малые жанры фольклора

Народ- создатель национального языка. Значение разговорной речи. Уральский диалект. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, страшилки, прибаутки. Их особенности: значительность мысли, лаконизм структуры, яркость и образность языка, ритмичность художественной формы. Главная смысловая ценность- идеальное соответствие жизненной ситуации.

4.Детское народное творчество, традиционное и современное.

Освоение взрослого фольклора для детей( колыбельные, потешки, прибаутки, сказки) и самостоятельное детское творчество( считалки, дразнилки, небылицы) -способ познания окружающего мира. Вхождение в общенациональную традицию в игровой ,досуговой, бытовой форме.

Публикация детского фольклора в сб.19-20 вв., современные записи Т.И.Калужниковой, Г.М.Науменко, их этнографическая, художественная и воспитательно-развивающая ценность.

5.Жанры русской народной песни.

Народная песня-своеобразная летопись времени. Виды старинных народных песен: исторические, трудовые, рекрутские, свадебные, лирические, шуточные, плясовые, частушки. Рассмотрение каждого жанра в соответствии с историей его возникновения, сюжетно-эмоциональным содержанием, выразительными средствами и особенностями исполнения.

Знакомство с записью народных песен в исполнении известных певцов с аудио-, видео- и телепередач.

6.Игровой и потешный фольклор.

Игровой фольклор-область детского поэтического творчества, необходимый элемент игры в лапту, городки, прятки, жмурки и др. Виды игрового фольклора-считалки, игровые песни, приговорки. Их характеристика.

Потешный фольклор- творчество взрослых и детей, не связанное рамками места и времени дейсивия. Виды потешного фольклора: скороговорки, молчанки, голосянки, прибаутки, небылицы-перевертыши.

Общерусские и местные варианты игрового и потешного фольклора. Его творчески развивающая и художественно-эстетическая ценность.

7.Русская национальная одежда.

Влияние приодно-бытового фактора, особенностей труда на характере национальной одежды, выбор ткани и предметного набора. Мужская и женская одежда. Обрядовое и обереговое значение деталей одежды. Наряд жениха и невесты.

Изучение национального костюма по этнографическим образцам. Описание национального костюма в художественной литературе, народной песне. Традиции национальной одежды в современной моде.

8.Народные календарные праздники.

Уральская капустная вечерка, «Здравствуй, гостья Зима!» зимние Колядки, Святки, Масленица, Встреча весны, Пасха, Зеленая неделя, Семик, Троица.

Особый подход к проведению календарных праздников в школе. Главная цель- сотворчество учителя, родителей и учеников.

Народный праздник- это реализация собственных идей, фантазии, труда, импровизаций, сюрпризов, радость творческого общения и личного успеха, ощущение своей причастности к общенародной традиции и к живой истории своей страны.

Календарно-тематическое планирование (2-йгод).

Темы занятий:

Кол-во часов

1

Фольклор Урала - сплав национальных культур

1

2

Музыкальные жанры русского фольклора Урала.

1

3

Календарные песни.

1

4

Особенности хороводных песен.

1

5

Плясовые песни.

10

6

Лирические песни.

8

7

Частушки.

12

8

Русские народные инструменты на Урале.

12

9

Жанры инструментальной музыки.

1

10

Природно-земледельческий календарь.

1

11

Времена года на Урале, их особые границы.

1

12

Народные приметы.

2

13

Пословицы и поговорки.

2

14

Традиционные праздники Урала.

1

15

Значение разговорной речи.

1

16

Уральский диалект.

17

Взрослый фольклор для детей(колыбельные, потешки, прибаутки, сказки)

10

18

Детское творчество(считалки, дразнилки, небылицы)

10

19

Виды старинных народных песен.

1

20

Игровой фольклор.

1

21

Виды игрового фольклора и их характеристика.

1

22

Потешный фольклор(скороговорки, молчанки, голосянки, перевертыши).

1

23

Общерусские варианты игрового фольклора.

1

24

Местные виды игрового фольклора.

1

25

Общерусские варианты потешного фольклора.

1

26

Местные виды потешного фольклора.

1

27

Влияние особенностей труда на характер национальной одежды.

1

28

Обрядовое и обереговое значение деталей национального костюма.

1

29

Наряд жениха и невесты.

1

30

Изучение национального костюма по этнографическим признакам.

1

31

Описание национального костюма в художественной литературе и народной песне.

1

32

Традиции национальной одежды в современной музыке.

1

33

Народные календарные праздники.

12

34

Народный праздник-причастность к общенародной традиции.

1

Всего: 105 часов

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу второго года обучения

учащиеся должны знать:

-особенности строения голосового аппарата,

-упражнения на тренировку певческого дыхания,

-несколько приемов скороговорок,

-упражнения на распевание и настройку голосового аппарата,

-особенности русского уральского фольклора,

-специфику языка музыкального фольклора

-функции, стили и современное значение национальной одежды,

-о взаимосвязях природных явлений, земледельческого труда и народных праздников,

-о видах и жанрах русской народной песни,

-о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен.

Учащиеся должны уметь:

-звонко и выразительно петь запев,

-петь лирические песни с распевами,

-импровизировать подголоски,

-применять полученные знания на практике,

-петь открытым звуком, правильно брать дыхание,

-произносить гласные и согласные в естественно- речевой манере,

-уметь петь без сопровождения,

-петь в унисон несложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию,

-овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия,

-пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения,

-выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене,

-играть на различных шумовых инструментах,

-заинтересованно и бережно относиться к культурному наследию своего народа,

-осознавать себя частицей своего народа и своей страны,

-быть трудолюбивым и общительным,

-мирно сосуществовать в коллективе.


Учебно-тематический план (3-й год обучения )

Разделы

Общее количество часов

Теория

Практика

1.

Край родной - земля уральская

12

6

6

2.

Народные ремесла и промыслы уральских мастеров

12

12

-

3.

Народный и литературный язык

1Русские народные сказки.

2.Сказы народных писателей

24

12

12

-

-

-

-

12

12

4.

Детский фольклор народов Урала

12

4

8

5.

Фольклорные истоки русской народной классики

6

4

2

6.

Игровые жанры русского народного фольклора

6

2

4

7.

Национальный костюм: символика орнамента, украшения

8

2

6

8.

Народные праздники, посиделки, концерты

12

4

8

9.

Изучение концертного репертуара

1.Русские народные песни

2.Пксни уральских композиторов

13

6

7

-

-

-

13

6

7

Итого:

105часов

34

81

Содержание курса(3-й год)

1.Край родной - земля Уральская

Урал-край неповторимой красоты и природных богатств, многонациональной культуры, середина России, граница Евразии. История возникновения уральских поселений г.Серова Общая композиция русского поселения на Урале, его особенности. Мир крестьянского подворья, усадьбы.

Мой дом - моя крепость. Мой род, семья. Термины «родство» и «свойство». Русские племена, их значение.

2.Народные ремесла и промыслы. Уральские мастера.

Приобщение к культуре и быту своего народа на этнографических примерах художественных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства. Художественная роспись по металлу, дереву, фарфору, глиняной игрушке, бижутерии, матрешка. Вышивка русского, украинского, белорусского, чувашского, татарского, удмуртского, марийского, башкирского и других народов, отличия в узорах, цвете, способах вышивки. Знакомство с русской глиняной игрушкой. Уральские мастера и другие.

3.Народный и литературный язык

Сказки уральских писателей.

Отличия народного диалекта, разговорного языка в устной речи от письменного и литературного.

Народные сказители, их роль в сохранении строя словарного фонда народной речи. Язык русских народных сказок и особая манера их сказывания. Стремление писателей сохранить своеобразие народной речи в литературных сказках и сказах ( П.П.Бажов, Д.Н.Мамин-Сибиряк и др).

4.Детский фольклор народов Урала

Расширение и углубление знаний учащихся о детском фольклоре: музыкальном, словесном, игровом. Узнавание в фольклоре разных народов похожих сюжетов, образов, ситуаций при различиях языка, интонаций, песенной и танцевальной мелодики и ритма.

5.Фольклорные истоки русской музыкальной классики

Создает музыку народ, а композиторы ее аранжируют.

Народная песня-городской романс. Народная песня в русской опере, балете, и других жанрах.

6.Игровые жанры русского музыкального фольклора

Музыкальный фольклор-взаимосвязь слова, напева, движения, игры, Зрелища. Происхождение игровых жанров музыкального фольклора из древнейших форм календарно-обрядовой культуры русского народа.

Хоровод: песня - танец-игра: приуроченность к сезону, календарному празднику, обряду. Плясовые песни.

7.Национальный костюм: символика орнамента и украшения.

Национальный костюм -устойчивый элемент материальной культуры народа, отражение в нем социального положения, уровня жизни и религиозной принадлежности.

Орнамент как отражение поэтического восприятия действительности, образно-мифологического мышления народа. Символы жизни, благополучия, добра, красоты в художественных мотивах орнамента. Украшения, их виды. Народный костюм на картинах русских художников. Изготовление костюма, кокошника, украшений, вышивка изделий.

8.Народные праздники, посиделки, концерты

Народные праздники и посиделки -обязательная часть традиционной культуры, часть жизни. Свободное выражение собственных умений, творческих способностей в рамках заданного сценария. Демонстрация своих костюмов, художественных изделий, песенно-танцевальных умений, навыков общения в коллективе.

Кульминация обучения - концерт перед слушателями, выступление на праздниках и фестивалях.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу третьего года обучения

учащиеся должны знать

-многосоставность понятия «фольклор»,

-этническое многообразие фольклорных традиций Урала,

-связях уральского фольклора с творчеством уральских композиторов писателей,

-упражнения на тренировку певческого дыхания,

-упражнения на распевание и настройку голосового аппарата,

-функции и значение родного языка,

-основные этапы истории Руси, Урала, города Серова,

-о значении родного дома, семьи, родственных отношений в жизни каждого,

-теоретические основы народной музыки,

-о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания на практике,

-петь открытым звуком, правильно брать дыхание,

-освоить народную манеру пения,

-владеть цепным дыханием,

-импровизировать простейшие частушки,

-участвовать в постановках календарно-обрядовых праздников,

-свободно интонировать распевные мелодии,

-уметь петь без сопровождения,

-петь в унисон сложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию,

-овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия,

-пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения,

-выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене,

-играть различные ритмы на шумовых инструментах,

-заинтересованно и бережно относиться к культурному наследию своего народа,

-осознавать себя частицей своего народа и своей страны,

-быть трудолюбивым и общительным ,

-мирно сосуществовать в коллективе.

Календарно-тематическое планирование (3-год).

Темы занятий:

Кол-во часов

1

Многонациональная культура Урала.

1

2

Русское крестьянское поселение на Урале.

1

3

Мой дом - моя крепость.

1

4

Мое имя.

1

5

Русские племена.

1

6

Глиняная игрушка.

1

7

Русские матрешки.

1

8

Вышивка русского костюма.

1

9

Особенность татарской национальной одежды.

1

10

Сказки уральских писателей.

12

11

Народные сказители и их роль в истории уральского края.

1

12

Особенности языка русских народных сказок.

1

13

Своеобразие народной речи в сказках писателей Урала.

1

14

Детский фольклор народов Урала.

12

15

Схожесть и различие песенного ритма.

1

16

Схожесть и различие танцевальных ритмов.

1

17

Национальные истоки русской музыкальной классики.

1

18

Городской романс.

2

19

Народная песня в произведениях П.И.Чайковского.

1

20

Народная песня в симфонических произведениях М.А.Балакирева.

1

21

Игровые жанры русского музыкального фольклора.

1

22

Древнейшие формы календарно-обрядовой культуры русского народа.

1

23

Хороводные песни.

12

24

Плясовые наигрыши и песни Урала.

12

25

Подлинные народные песни.

2

26

Народные песни в обработке народных композиторов.

2

27

Песни композиторов Урала в народном стиле.

10

28

Песни современных авторов в народном стиле.

10

29

Современные исполнители произведений уральских композиторов.

4

30

Исполнение простейших ритмов в размере две четверти.

1

31

Исполнение простейших ритмов в размере три четверти.

1

32

Исполнение простейших ритмов в размере четыре четверти.

1

33

Мини - проект.

4

34

Урок- концерт.

1

Всего: 105 часов




Учебно-тематический план(4-й год).

Разделы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Русский фольклор Урала

6

3

3

2

Природно-земледельческий календарь Урала

12

6

6

3

Родной язык и малые жанры фольклора

12

4

8

4

Детское народное творчество, традиционное и современное

12

2

10

5

Жанры русской народной песни

9

3

6

6

Игровой и потешный фольклор

12

2

10

7

Русская национальная одежда

3

3

-

8

Народные календарные праздники

12

4

8

9

Изучение концертного репертуара

1.Старинные обрядовые народные песни.

2.Русские народные песни.

3.Песни композиторов Урала

27

9

9

9

-

-

-

-

27

9

9

-

Итого:

105 часов

27

78



Содержание курса(4-й год)

1.Край родной - земля Уральская

Урал-край неповторимой красоты и природных богатств, многонациональной культуры, середина России, граница Евразии. История возникновения уральских поселений г.Серова Общая композиция русского поселения на Урале, его особенности. Мир крестьянского подворья, усадьбы.

Мой дом - моя крепость. Мой род, семья. Термины «родство» и «свойство». Русские племена, их значение.

2.Народные ремесла и промыслы. Уральские мастера.

Приобщение к культуре и быту своего народа на этнографических примерах художественных промыслов и народного декоративно-прикладного искусства. Художественная роспись по металлу, дереву, фарфору, глиняной игрушке, бижутерии, матрешка. Вышивка русского, украинского, белорусского, чувашского, татарского, удмуртского, марийского, башкирского и других народов, отличия в узорах, цвете, способах вышивки. Знакомство с русской глиняной игрушкой. Уральские мастера и другие.

3.Народный и литературный язык

Сказки уральских писателей.

Отличия народного диалекта, разговорного языка в устной речи от письменного и литературного.

Народные сказители, их роль в сохранении строя словарного фонда народной речи. Язык русских народных сказок и особая манера их сказывания. Стремление писателей сохранить своеобразие народной речи в литературных сказках и сказах ( П.П.Бажов, Д.Н.Мамин-Сибиряк и др).

4.Детский фольклор народов Урала

Расширение и углубление знаний учащихся о детском фольклоре: музыкальном, словесном, игровом. Узнавание в фольклоре разных народов похожих сюжетов, образов, ситуаций при различиях языка, интонаций, песенной и танцевальной мелодики и ритма.

5.Фольклорные истоки русской музыкальной классики

Создает музыку народ, а композиторы ее аранжируют.

Народная песня-городской романс. Народная песня в русской опере, балете, и других жанрах.

6.Игровые жанры русского музыкального фольклора

Музыкальный фольклор-взаимосвязь слова, напева, движения, игры, Зрелища. Происхождение игровых жанров музыкального фольклора из древнейших форм календарно-обрядовой культуры русского народа.

Хоровод: песня - танец-игра: приуроченность к сезону, календарному празднику, обряду. Плясовые песни.

7.Национальный костюм: символика орнамента и украшения.

Национальный костюм -устойчивый элемент материальной культуры народа, отражение в нем социального положения, уровня жизни и религиозной принадлежности.

Орнамент как отражение поэтического восприятия действительности, образно-мифологического мышления народа. Символы жизни, благополучия, добра, красоты в художественных мотивах орнамента. Украшения, их виды. Народный костюм на картинах русских художников. Изготовление костюма, кокошника, украшений, вышивка изделий.

8.Народные праздники, посиделки, концерты

Народные праздники и посиделки -обязательная часть традиционной культуры, часть жизни. Свободное выражение собственных умений, творческих способностей в рамках заданного сценария. Демонстрация своих костюмов, художественных изделий, песенно-танцевальных умений, навыков общения в коллективе.

Кульминация обучения - концерт перед слушателями, выступление на праздниках и фестивалях.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу четвертого года обучения

учащиеся должны знать:

-многосоставность понятия «фольклор»,

-этническое многообразие фольклорных традиций Урала,

-связях уральского фольклора с творчеством уральских композиторов писателей,

-упражнения на тренировку певческого дыхания,

-упражнения на распевание и настройку голосового аппарата,

-функции и значение родного языка,

-основные этапы истории Руси, Урала, города Серова,

-о значении родного дома, семьи, родственных отношений в жизни каждого,

-теоретические основы народной музыки,

-о роли народных инструментов, их использовании при исполнении народных песен.

Учащиеся должны уметь:

-применять полученные знания на практике,

-петь открытым звуком, правильно брать дыхание,

-освоить народную манеру пения,

-владеть цепным дыханием,

-импровизировать простейшие частушки,

-участвовать в постановках календарно-обрядовых праздников,

-свободно интонировать распевные мелодии,

-уметь петь без сопровождения,

-петь в унисон сложные мелодии, их варьировать, чувствовать ритмическую пульсацию,

-овладеть простейшими приемами внутрислогового распева, простого двухголосия,

-пересказать игровой сюжет, войти в образ произведения,

-выразительно петь для слушателей, свободно вести себя на сцене,

-играть различные ритмы на шумовых инструментах,

-заинтересованно и бережно относиться к культурному наследию своего народа,

-осознавать себя частицей своего народа и своей страны,

-быть трудолюбивым и общительным ,

-мирно сосуществовать в коллективе.

Календарно-тематическое планирование (4-й год).


Темы занятий:

Кол-во часов

1

Фольклор - традиционное народное творчество.

1

2

Связь фольклора с жизнью и бытом народа.

1

3

Устные формы фольклорной традиции.

1

4

Виды и жанры традиционного фольклора.

1

5

Виды и жанры современного фольклора.

1

6

Круговорот явлений природы и 4 времени года.

1

7

Особые приметы времен года в календарно-обрядовом фольклоре.

1

8

Четыре времени года в творчестве писателей, художников, композиторов.

1

9

Воспроизведение календарного круга через народные праздники.

1

10

Родной язык- достояние народа.

1

11

Язык музыки, танца, жеста.

1

12

Сказка - основной вид устного народного творчества.

1

13

Сказки о животных.

12

14

Волшебные и бытовые сказки.

12

15

Детский фольклор - особая часть народного творчества.

4

16

Колыбельные и пестушки.

10

17

Считалки, дразнилки.

10

18

Скороговорки, заклички.

10

19

Игровые припевки.

4

20

Русские народные инструменты-ложки, трещотки.

12

21

Бубенцы, свистульки, жалейка, волынка, рожок.

2

22

Гусли, домра, гармошка, балалайка.

4

23

Жанры инструментальной музыки.

1

24

Плясовые, пастушьи, свадебные наигрыши.

1

25

Песня - основной жанр народной музыки.

1

26

Связь песни с жизнью народа, трудом и праздниками.

1

27

Хороводные и плясовые песни.

4

28

Календарно - обрядовое происхождение песен.

1

29

Игра - как вид деятельности.

1

30

Соединение в игре действия, слова, напева.

1

31

Народные праздники.

2

Итого: 105 часов


Методические рекомендации

Методика работы над освоением программы опирается на соответствующие ей положения народной педагогики. Один из её основополагающих принципов - понимание ребенком смысла и значения выполняемого им дела.

Велико значение нравственных уроков фольклора, которые преподаются как активное личностное переживание добра и зла, красоты и подвига. Это актуальная социальная задача. Руководителю коллектива важно признание самодостаточности ученика, понимание его роли в связях между поколениями и историческим развитием общества.

Содержание учебного материала программы соответствует основным принципам ГОСа (НРК). В течение года проводятся диагностические исследования учащихся:

-первичная диагностика - прослушивание учащихся;

-контрольная диагностика - в конце учебного года.

Диагностика позволяет выявить и отметить личностные изменения учащихся.

Мониторинг учеников строится по следующим направлениям:

-диагностика коммуникативных навыков и умений;

-изменение индивидуально - личностных качеств;

-развитие устной речи;

-формирование музыкально - исполнительских способностей.

Список литературы.

1.Абрамский А.С. «Песни русского Севера». - М.,2007 г.

2.Аверкин А.П. «Частушки, припевки, страдания». - М. Сов. Композитор,1992 г.

3.Алексеев Э. «Нотная запись народной музыки».- М., Сов. Композитор,1999 г.

4.Алексеев Э. «Фольклор в контексте современной культуры»,- М.,1988 г.

5.Аникин В.П. «Русские народные сказки»,- М., 1999 г.

6.Асафьев Б. «Культивирование народной песни в музыке»,- М.-Л.,2007 г.

7.Асафьев Б. «О русской песенности». - М., 1996 г.

8.Афанасьев А. Н. «Живая вода и вещее слово» -М., Сов. Россия,2008 г.

9.Аникин В.П. «К мудрости ступенька». - М.Детская литература, 1999 г

10.Аникин В.П. «Русский фольклор». М., 1987 г.

11.Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор». М., 1991 г.

12.Бабенко Л. « Методы и приемы формирование интереса к народноу музыке у детей младшего школьного возраста». Вып.14. Сост. О. А. Апраксина,- М., Музыка,

13.Белобородова В. «Развитие музыкального воспртиятия младших школьников». Вып.13. Сост. Апраксина О.А.

14.Балакирев М. «Русские народные песни», М. Музыка, 2006 г.

15.Банин А. «Трудовые артельные песни и припевки»,-М.1999 г.

16.Бачинская Н. «Народные песни в творчестве русских композиторов»,М..2001 г.

17.Закон РФ «Об образовании».

18.Земцовский И.В. «Мелодика календарных песен». Л. 1993 г.

19.Крупина Н.Г. «Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей» Метод. пособ., Ек, 2002 г.

20.Казанцева М.Г. «Детский фольклор». Метод. пособ. №1. Ек, 1996 г.

21.Казанцева М.Г. «Масленица» Метод. пособ. №2. Ек, 1997 г.

22. «Конвенция ООН о правах ребенка».

23.Лазутин С.Г. «Поэтика русского фольклора».-М.Высшая школа.

24.Лукьянов П.Н. «Русская народная песня в эстетическом воспитании школьников. Свердловск, 1998 г.

25.Науменко Г.М. «Родничок» рнп без сопр. М. 1998 г.

26.Науменко Г.М. «Радуга - дуга». Рассказы о русском фольклоре. М. 1999 г.

27.Науменко Г.М. «Фольклорная азбука». Уч. пос. для нач. шк. М.1996 г.

28. «О защите прав ребенка».

29.Сорокин П. «Формирование репертуара детского народно- хорового коллектива».

2007 г.

30.Устав МОУ ДОТ ЦДТ «Надежда».

31.Эльконин Д. «Психология игры». М. 1999 г.

32.Гарланец В.И. «Рукавичка», Донецк, 1998 г.

33.Горбачев Л.А. «Игры, затеи, шутки», Екатеринбург, 1999 г.

34.Григорьев В.М. «Традиционные и новые праздники», Екатеринбург,1996г.

35.Володченко В И. «Игры нашего двора»,-М.,1998 г.

36.Вомин В.В. «В гостях у природы»,- СПб, 1997 г.

37.Джалей О.В. « Читаем и играем», - М.;1994 г.

38.Детский поэтический фольклор. Антология. - СПб, 1997 г.

39.Журавлев В.П., «Жили - были», -М., 1998 г.

40.Карпенко М.Т. «Сборник загадок», - М., 1998 Г.

41.Калужникова Т.И. «Традиционный русский музыкальный календарь». -

Екатеринбург, 1997 г.

42.Калугин А.В. «Былины».-М, 2008 г.

43.Калугин А.В.»Русское устное народное творчество». -М., 19990 г.

44.Косюк В.Н. «Уральская мозаика». -Екатеринбург», 2004 г.

45.Козак А.Н. «Загадки и скороговорки2. -СПб., 2000 г.

46.Лаптев В.А. «Уральский хоровод». -Екатеринбург,2008 г.

47.Лабзенко Н.П. «Этнокультурные традиции Урала». -Екатеринбург, 2006 г.

48.Лушникова Н.М. «Рассказы об уральской истории». -Екатеринбург, 2008 г.

49.Мерзлякова С В «Гармошечка - говорушечка». -М., 1998 г.

50.Науменко Г.М. «Фольклорная азбука». -М., 2008 г.

51.Науменко Г.М. «Скороговорки, загадки с напевом». -М., 1999 г.

52.Науменко Г.М. «Дождик, дождик, перестань». -М., 2004 г.

53.Панкеев И И «Русские народные игры, загадки». - М., 1998 г.

54.Покровский Е.А. «Детские игры». -М., 2001 г.

55. «Песни уральских казаков», Екатеринбург,1998 г.

Перечень учебно - методического обеспечения.


  1. Помещение.

  2. Концертный баян.

  3. Ученический баян.

  4. Гармошки.

  5. Ложки.

  6. Бубны.

  7. Трещётки лепестковые.

  8. Трещётки флюгерные.

  9. Ксилофон.

  10. Металлофоны.

  11. Треугольник малый.

  12. Треугольник средний.

  13. Кастаньеты.

  14. Фортепиано.

  15. Рубель.

  16. Сборники русских народных песен, сказки, прибаутки, игры, скороговорки.

  17. Сценические костюмы.

  18. Концертная сцена.

  19. Магнитофон, кассеты.

  20. Проигрыватель DVD, диски.

  21. Компьютер.

  22. Синтезатор.

Сведения об авторе.

Соколова Елена Михайловна,

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД - ЦДТ «Надежда».

Руководитель фольклорного ансамбля « Соловушки».

Образование: Воронежский государственный институт искусств, 1991г.

Специальность: «Народные инструменты».

Квалификация: Руководитель оркестра народных инструментов, Концертный исполнитель, Преподаватель,

Уральская государственная Ордена Трудового Красного Знамени консерватория им. М.П. Мусоргского, 1994г.

Ассистентура- стажировка по специальности «Народные инструменты»

Стаж работы:31 год.

Квалификационная категория - Высшая.

Контактный телефон: 8-908-925-81-09.


Аннотация

Данная программа «Фольклор Урала» разработана в соответствии с основными требованиями, которые предъявляют к обучению и воспитанию учащихся в системе современного дополнительного образования.

Цель программы:

-воспитание учащихся в уважительном и заинтересованном отношении к культуре своего народа,

-помочь осознать себя наследниками фольклорных традиций,

-показать разнообразие этнических культур Урала.

Задачи программы:

-сформировать знания о природе, истории и культуре своего края,

-познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами и праздниками,

-сформировать навыки исполнения народных песен,

-развить творческие способности (сочинять частушки, варьировать мелодии, придумывать подголоски).

Программа составлена на основе программы Н.И. Музыковой и И.И. Музыкова «Фольклор Урала» и личного опыта работы.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения и предназначена для детей 8-17-ти лет.


© 2010-2022