Работа с подготовительными и младшими хорами на начальном этапе обучения

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с подготовительными и младшими хорами на начальном этапе обучения»

(Методические рекомендации)

Орлова Наталья Васильевна,преподаватель

МБОУ ДО «Детская школа искусств с.Федоровка

МР Федоровский район РБ

2016 год

Дети, впервые придя в хор, сталкиваются с новым для себя видом деятельности - хоровым пением. С чего же начинается пробуждение интереса к певческой деятельности, развитие музыкальных задатков, формирование хорового опыта у детей? Их надо обучить основам хорового пения, сформировать первые навыки, первый опыт, зажечь первые искры интереса, склонности к хоровому пению. На первых занятиях хормейстер вводит детей в «мир прекрасного» - рассказывает им о музыке, хоре, дирижере. Дети младшего возраста весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы.

Основные навыки пения

Прежде чем начинать вокально-хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, то есть принимать нужную певческую установку. Хормейстеру надо следить за певческой установкой юных хористов на каждом занятии, так как от нее зависит правильность работы дыхательного и звукообразующего аппарата. Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступней стоят на полу, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок, - это ведет к неправильной манере пения (у малышей такое явление можно наблюдать довольно часто).

На первых же репетициях нужно познакомить детей с видами дирижерских жестов - внимание, дыхание, вступление, снятие ( позднее научиться менять по руке дирижёра силу звука, темп). Хормейстер должен несколько раз показать, как надо вступать, дышать, снимать звук по руке. Когда дети освоили необходимые дирижёрские жесты, я предлагаю им самим поиграть в дирижёра. Вместе с рассказом о жестах и их показом следует добиваться в пении выполнения того, что показывает жест дирижера. Первые опыты юных певцов обычно не очень удачны, но постепенность целенаправленной хоровой работы приносит желаемые результаты: эти навыки оттачиваются. Возможности певческих голосов младшего возраста ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоциональности. Не следует увлекаться нюансом f. Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу.

Затем надо в доступной и понятной форме рассказать детям о голосовом аппарате, технике дыхания. Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным. Не все дети младшего хора сразу понимают, как нужно дышать, и многие из них, делая вдох, поднимают плечи. Такое дыхание ведет к напряженному пению. Хормейстер должен рассказать и наглядно показать детям, как надо дышать, чтобы работали мышцы живота, а также нижних и верхних отделов грудной клетки, потом на примере своего пения подчеркнуть разницу в звучании голоса при правильном и неправильном дыхании. В процессе дыхания большую роль играют моменты вдоха и выдоха. Вдох должен быть коротким, энергичным, обязательно с небольшой задержкой, которая «закрывает дыхание на замочек». И в этом случае на помощь можно призвать хорошо развитое у детей младшего возраста образное мышление. Например, чтобы детям был более понятен момент вдоха, я предлагаю им «удивиться» или «понюхать цветок». и т.д. Задержка при дыхании активизирует вдох и, вместе с тем, служит предпосылкой одновременного вступления хора по руке дирижера. Выдох должен быть постепенным, равномерным, продолжительным, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты (в противном случае звук будет сиплый, тяжелый).

При работе над выработкой короткого дыхания и продолжительного ровномерного выдоха я в работе с дошкольниками и первокласниками использую «Историю одного шарика», который был очень удивлён и обрадован (момент короткого, беззвучного вдоха) тем, что его подарят сегодня кому-то на День рождения и от этого гордо красовался на верёвочке. Но, к великому сожалению, верёвочка была не туго завязана, и пока шарик несли на праздник, из него потихоньку и постепенно вышел весь воздух (момент равномерного продолжительного выдоха. Здесь можно использовать различные шипящие согласные: «ш», «щ», «с»). Работать над дыханием необходимо на всем протяжении деятельности любого детского хорового коллектива.

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование - фундамент хорового пения. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании. В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно, у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживается координация между слухом и голосом; встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога приблизительно в течение одного года; а бывают и такие дети, у которых координация восстанавливается лишь через два-три года регулярных регулярных занятий.

Встречаются дети разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие.

Я, как педагог, своими пояснениями, путем создания образных ассоциаций, помогаю детям справиться с данными трудностями. Например, предлагаю «спеть высоко, как птичка» или «изобразить голосом капельки дождя» или предлагаю (через глиссандо) «забраться в гору», «взмыть вверх на качелях» и т. д. Чтобы «вытащить» голос из низкого регистра наверх, хорошо подходит игра в вопрос-ответ на гласный «у» и слоги, оканчивающиеся на разные гласные звуки. Используя в распеваниях, упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться за сравнительно небольшой срок регулярных хоровых занятий прекрасных результатов.

Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это серьезная, трудная и очень важная задача, потому что хороший унисон в хоре - основа чистого многоголосного пения в более старшем возрасте. Детям нужно обьяснить само понятие «унисон». Можно сказать, что голоса при пении в унисон должны звучать одинаково, сливаться, как капельки сливаются в море. Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука, затем ввести несложные попевки и, конечно, продолжать эту работу на материале разучиваемых песен. Очень полезно использовать в упражнениях на унисон гласный «у», который ведет к образованию «узкого», четко фиксирующего высоту звука. Этому способствует механизм образования гласного «у»: активизируется работа голосовых связок и дыхания. К тому же использование гласного «у» в упражнениях, распеваниях позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.

Формирование учебной среды

Формирование певческой деятельности у младших школьников зависит не только от их индивидуальных способностей и коллективного хорового опыта, но также и от тех условий, в которых протекает деятельность. К числу таких условий относится вопрос дисциплины в хоре. Хорошее поведение детей на занятиях - залог будущего успеха. Этот вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Дисциплина - это атмосфера, в которой дети творят, трудятся, учатся новому

Дисциплина на хоровом занятии - это не только внешнее спокойствие учащихся (нет шума, разговоров и т. д.), но и внутреннее состояние хористов - активное, увлеченное, сосредоточенное, что является главным в рабочей атмосфере. Налаживание дисциплины в хоре - первостепенная задача хормейстера.

В начале занятий дети не знают, как себя вести: одни встревожены, другие слишком веселы, повышенно эмоциональны. В вопросе дисциплины не последнюю роль играет тон учителя. Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и, в то же время, доброжелательность и любовь к детям.

Хормейстеру обязательно нужно учитывать психологические и физиологические особенности младшего возраста. Например, на первом этапе необходим такой прием, как подражание. Показ педагога - вообще очень эффективный метод работы, а на начальном этапе, когда дети очень склонны к подражанию, этот метод просто незаменим. Мы с детьми на своих уроках, как один из приёмов подражания, используем игру в «эхо», при этом задействуем различный музыкальный материал от отдельных звуков, попевок до песен.

Педагогу следует использовать не только метод подражания - «сделай, как я», но также спрашивать наиболее активных, способных детей - тех, кто может служить примером для подражания. В хоровой работе с младшими учениками надо шире использовать привычные для детей формы деятельности, в первую очередь элементы игры.

В работе с малышами обязательно надо учитывать то обстоятельство, что им трудно долгое время усидеть на месте, что они быстро устают и отключаются от учебного процесса. Поэтому необходима частая смена заданий, песен, упражнений.

И ещё, очень важно помнить, что хоровое пение - это, с одной стороны серьезное занятие, где учащиеся получают новые умения и навыки, а с другой стороны - это творческий процесс, в котором должны присутствовать и шутка, и игровые моменты и двигательная активность ребят.


© 2010-2022