Урок музыки на тему Людвиг Ван Бетховен соната Лунная (7 класс)

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 7 «а» классе

Тема урока: Людвиг Ван Бетховен соната «Лунная».

Тип урока: изучение новой темы

Цель урока: формирование умения анализировать музыкальное произведение на примере сонаты « Лунная» Людвига Ван Бетховена.

Задачи урока:

  1. Познакомить с фрагментами частей сонаты «Лунная» Людвига Ван Бетховена.

  2. Развивать умение анализировать сонату, как один из жанров симфонической музыки; интерес к музыке, музыкальный слух и память.

  3. Воспитывать музыкальную культуру.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; вставать на позицию другого человека, вести диалог, проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение; использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты: научаться понимать учебную задачу урока; планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины не успешности, корректировать свои действия; анализировать , сравнивать, обобщать; освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: научаться выражать эмоциональное отношение к искусству; осознавать жизненный смысл музыкальных образов.

Познавательные: научатся ставить и решать проблемы в процессе анализа музыки; извлекать необходимую информацию из прослушанного произведения; уметь строить речевое высказывание в устной форме: размышлять о музыке в форме диалога с учителем; учиться давать оценку результатам деятельности.

Регулятивные: научатся ставить учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; оценивать воздействие музыкального сочинения на чувства и мысли слушателя; преодолевать препятствия, трудности, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки; оценивать воздействие полученной информации на собственные чувства и мысли.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем в процессе всех видов работы на уроке, анализировать, сопоставлять и делать коллективные выводы.

Виды деятельности учащихся:

слушание музыки, участие в размышлениях о музыке, пение, цветорелаксация.

Технологии:

• сотрудничества

• информационно-коммуникационные

• здоровьесберегающие

Дидактическое обеспечение урока: план анализа произведения, портрет композитора, видеоролики для цветорелаксации.

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Музыкальный материал:

• соната «Лунная».

• Романс «В лунном сиянье».

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

• Муз. приветствие «Здравствуйте, ученики. Здравствуйте, учитель»

• Пропевание звука «ля».

II. Актуализация знаний:

Отработать музыкальные понятия «соната», «сюита», «симфония».

У: Сегодня я на уроке предлагаю вам выбрать цвет жетончика по вашему настроению. Для вас представлены: желтые, красные и зеленые. Таким образом, мы создадим три группы.

Предлагаю прослушать фрагменты трёх музыкальных произведений. (симфонию, сюиту и сонату).

Первый фрагмент (Симфония №5 Л.В. Бетховен). Слушают.

Какой это жанр музыки?

Д: Симфония№5 Л.В. Бетховен

Второй фрагмент (Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шахерезада»).

У: Какой это жанр музыки?

Д: Сюита.

Третий фрагмент («Патетическая соната»).

У: Какой это жанр музыки?

Д: Соната.

Прежде чем начать анализ музыкальных произведений вы в каждой группе определите руководителя - «дирижера». Дирижер должен спросить мнение каждого. Написать общее мнение группы и представить классу. Ребята! Я раздаю вам план анализа музыкального произведения.

1ряд (желтые), вы первая группа. У вас жанр симфония.

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Сколько частей?_________________________________________________

3. Выявление главного настроения.

а) Какие чувства передаются в музыке?______________________________

б) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамику._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

6. Постижение главной идеи произведения.

а) Как ты думаешь, для чего композитор создал это произведение?____________________________________________________

б) Почему назвал произведение именно так?___________________________

7. Личностный подход к произведению.

а) Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?__________________________________________________________

б) Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку? __________________________________________________________

2 ряд (красные), вы вторая группа. У вас жанр сюита

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Сколько частей?_________________________________________________

3. Выявление главного настроения.

а) Какие чувства передаются в музыке?______________________________

б) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамику._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

6. Постижение главной идеи произведения.

а) Как ты думаешь, для чего композитор создал это произведение?____________________________________________________

б) Почему назвал произведение именно так?___________________________

7. Личностный подход к произведению.

а) Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?__________________________________________________________

б) Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку? __________________________________________________________

3 ряд (зеленые), вы третья группа. У вас жанр соната

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Сколько частей?_________________________________________________

3. Выявление главного настроения.

а) Какие чувства передаются в музыке?______________________________

б) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамику._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

6. Постижение главной идеи произведения.

а) Как ты думаешь, для чего композитор создал это произведение?____________________________________________________

б) Почему назвал произведение именно так?___________________________

7. Личностный подход к произведению.

а) Какие события из твоей жизни напоминает тебе эта музыка?__________________________________________________________

б) Что бы тебе захотелось сделать, прослушав эту музыку? __________________________________________________________

Вы должны за 5 минут сделать анализ музыкальных произведений. Приступайте. Время пошло. ( Консультирую. Прослушали выступающих). Поаплодировали им.

III. Определение цели и задач урока.

Предлагаю прослушать фрагмент нового музыкального произведения, которое состоит из трех частей.

Может кто-то слышал это произведение по телевизору или радио?

Как называется это произведение?

Д: Соната «Лунная».

У: Кто назовет автора произведения?

Д: Людвиг Ван Бетховен

У: Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Д: Людвиг Ван Бетховен соната «Лунная».

У: Что вы хотите узнать сегодня на уроке нового?

Д: Прослушать полностью произведение.

Почему такое название у сонаты? В честь кого автор её сочинил?

Да, сегодня наш урок мы посвятим анализу этого замечательного произведения.

Сообщение о музыканте (выступление и презентация ученика).

Соната «Лунная» является одним из величайших созданий Людвига Ван Бетховена. Изначально называлась « Соната № 14» . Но в 1832 году немецкий поэт Людвиг Рельштаб, один из друзей Бетховена, увидел в первой части произведения образ люцернского озера тихой ночью, с отражающимся от поверхности переливами лунным светом. Он и предложил название «Лунная». Пройдут годы, и первая размеренная часть произведения: «Адажио сонаты N 14 quasi una fantasia», - станет известна всему миру под названием «Лунная соната». Состоит соната из трех частей - Адажио, Аллегро и Финала.

Людвиг Ван Бетховен - немецкий композитор, пианист и дирижёр. Он приобщился к музыке с раннего детства. Концертные выступления молодого Бетховена проходили с огромным успехом, он был невероятно популярен, вел активную светскую жизнь, его с полным правом можно было назвать кумиром молодежи того времени. Но одно обстоятельство стало омрачать жизнь композитора - постепенно угасающий слух. «Я влачу горькое существование,- писал Бетховен своему другу.- Я глух. При моем ремесле ничего не может быть ужаснее…О, если бы я избавился от этой болезни, я обнял бы весь мир». Посвятил «Лунную» сонату своей ученице Джульетте Гвиччарди, именно Джульетта вдохновила Бетховена на написание бессмертного шедевра.

IV. Работа над темой урока.

  1. Работа в группах. (Дети слушают фрагменты каждой части сонаты)

Первая группа заполняет план анализа 1 части сонаты «Лунной» и совместно рисует ее образ.

Вторая группа заполняет план анализа 2 части сонаты «Лунной» и совместно рисует ее образ.

Третья заполняет план анализа 3 части сонаты «Лунной» и совместно рисует ее образ.

Время выполнения работы 12-15 минут.

Выступление групп.

Вывод: Из скольких частей состоит соната? В каком темпе написана каждая часть? Какой характер каждой части сонаты? Какое настроение? Какой образ? Сколько инструментов звучало?

3. Динамическая пауза. Цветорелаксация.

Мы проделали большую работу и теперь надо немного отдохнуть. Оранжевый, жёлтый, красный цвет придадут энергии. Какой видеоролик выбираем? (Демонстрирую ролик, который выбрали дети).

К просмотру добавляются несложные движения: хлопки, щёлканье пальцами и т.д.
Множество интерпретаций (изменений) звучания «Лунной сонаты» было сделано с целью, дать возможность прикоснуться к этому творению не только пианистам. Вот пример вокальной интерпретации сонаты «Лунной» - это романс. Кто скажет, что такое романс?

Д: Романс - жанр вокальной музыки, романтического характера.

У: Правильно.

4.Распевка.

Давайте распоемся. По рядам

1-й ряд - А-я-э-е-е,

2-й ряд - О-е-о-е -е

3-й ряд - а-я-э-е-е.

Унисон - поем все вместе.

А-я-э-е-е,О-е-о-е -е, а-я-э-е-е.

Я раздам вам листочки с текстом романса «В лунном сиянье».

Романс «В лунном сеянье»

1.В лунном сиянье ранней весною,

Помнятся встречи, друг мой, с тобою.

Динь-динь-динь,динь-динь-динь-

Колокольчик звенел. Этот звон, этот звон о тебе говорит.

Давайте все вместе прочитаем. Послушайте мелодию. Попробуем спеть вместе. А теперь поем сами. Спасибо. Молодцы! Давайте поаплодируем друг другу.

5. Исполнение 1 части сонаты учеником.

  1. Итог урока.

Что мы с вами сегодня узнали нового на уроке?

Д: Познакомились с музыкальным произведением соната «Лунная» Людвига Ван Бетховена.

У: Где с вами сможем применить полученные знания на практике?

Д: Да. Каждый из нас может самостоятельно применить эту план для анализа музыкального произведения. Научились анализировать музыкальное произведение на примере сонаты «Лунной» Людвига Ван Бетховена.

VI. Рефлексия. Определение настроения смайликами.

© 2010-2022